г. Томск |
|
11 февраля 2021 г. |
Дело N А27-20740/2020 |
Судья Седьмого Арбитражного апелляционного суда Бородулина И.И.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЮПИТЕР" (N 07АП-12404/2020) на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 02.12.2020 по делу N А27-20740/2020 (судья Власов В.В.), рассмотренному в порядке упрощенного производства,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЮПИТЕР" (650991, г. Кемерово, пр. Советский, 8, ОГРН 1134205012644, ИНН 4205268038)
к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово (650992, г. Кемерово, пр. Кузнецкий, 11, ОГРН 1044205091380, ИНН 4205002373)
об оспаривании постановления от 15.09.2020 N42052023000167900004,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Юпитер" (далее - общество, ООО "Юпитер") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово (далее - Инспекция, административный орган) от 15.09.2020 N 42052023000167900004 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Ко АП РФ).
Настоящее дело в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства.
Решением от 20.11.2020 Арбитражного суда Кемеровской области, принятым в виде резолютивной части в порядке части 1 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в удовлетворении заявленных требований отказано.
Мотивированное решение изготовлено судом первой инстанции 02.12.2020.
Не согласившись с решением суда, общество обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд счел установленными, просит решение суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить, признать незаконным и отменить постановление административного органа.
По мнению общества, вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для освобождения заявителя от административной ответственности в связи с малозначительностью либо замены административного штрафа на предупреждение не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, носит исключительно формальный характер, в результате действий общества отсутствует существенная угроза общественным отношениям в области валютного регулирования, валютного контроля и не причинен вред интересам общества и государства, поскольку выплата заработной платы работнику - иностранному гражданину наличными денежными средствами не повлекла бесконтрольный вывод денежных средств либо снижение золотовалютных резервов Российской Федерации; валютная операция осуществлена на незначительную сумму, которая при вывозе за пределы Российской Федерации согласно пункту 7 части 1 статьи 260 Таможенного кодекса Российской Федерации не подлежала таможенному декларированию, что не получило оценки суда первой инстанции.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает на несоответствие материалам дела вывода суда первой инстанции о непринятии заявителем мер по соблюдению валютного законодательства, поскольку общество уведомляло работника-нерезидента о необходимости предоставления реквизитов банковского счета для перечисления заработной платы за сентябрь 2018 года, однако работник сообщил об отсутствии у него расчетного счета и желании получить заработную плату в кассе организации; ООО "Юпитер" как работодатель не имело возможности открыть счет работнику - физическому лицу в отсутствие его волеизъявления, без его личного присутствия и идентификации.
Общество полагает, что при назначении административного наказания, вынесении решения не учтены общие принципы права, согласно которым санкции должны отвечать требованиям справедливости, быть соразмерными конституционно закрепленным целям и охраняемым законным интересам, характеру совершенного деяния и причиненному им вреду; судом не учтено осуществление обществом деятельности в период ограничительных мер, связанных с противодействием распространению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в отрасли, включенной постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434 в перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции.
На основании части 1 статьи 272.1 АПК РФ, пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи по имеющимся в деле доказательствам.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу с доводами жалобы не согласилась, просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения как соответствующий действующему законодательству, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Отзыв приобщен апелляционным судом к материалам дела на основании статьи 262 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, поступившего на нее отзыва, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в соответствии со статьями 268, 272.1 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, между ООО "Юпитер" и иностранным гражданином Худеровым Равшаном Сабуровичем (Кыргызстана) заключен трудовой договор от 29.08.2017 N 19/17.
Договором предусмотрен размер заработной платы (пункт 6.1 договора), ее выплата производится в месте выполнения работы либо по его письменному заявлению - путем перечисления в указанную работником кредитную организацию в срок: за первую половину месяца - 30 числа расчетного месяца и второю половину - 15 числа месяца, следующего за расчетным (пункт 6.2 договора).
В ходе проведения проверки установлено, что во исполнение обязательств по указанному договору общество выдало иностранному гражданину-работнику Худерову Р.С. из кассы организации денежные средства в наличной форме в оплату труда в общей сумме 2 861 рублей, что подтверждено расходно-кассовым ордером от 15.10.2018 N 657.
15.09.2020 Инспекцией вынесено постановление N 42052023000167900004 по делу об административном правонарушении, ООО "Юпитер" привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 2 145 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, полагая, что оно не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, ООО "Юпитер" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводам о доказанности наличия в действиях общества состава вмененного административного правонарушения, об отсутствии нарушения порядка привлечения общества к административной ответственности, об отсутствии оснований для применения статей 2.9, 4.1.1 КоАП РФ.
Арбитражный апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции, отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон о валютном регулировании) к валютным операциям относится отчуждение резидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа (подпункт "б" пункта 9 части 1).
Валютой Российской Федерации признаются денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории Российской Федерации, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки, средства на банковских счетах и в банковских вкладах (пункт 1 части 1 Закона о валютном регулировании).
Резидентами являются, в том числе юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а нерезидентами - физические лица, которых нельзя отнести к гражданам Российской Федерации, а также к иностранным гражданам и лицам без гражданства, постоянно проживающим в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации (пункты 6 и 7 части 1 Закона о валютном регулировании).
Исчерпывающий перечень случаев, когда юридические лица - резиденты могут осуществлять расчеты с физическими лицами - нерезидентами без использования банковских счетов в уполномоченных банках, предусмотрен частью 2 статьи 14 Закона о валютном регулировании.
Возможность осуществить такую валютную операцию как выплата резидентом физическому лицу - нерезиденту заработной платы наличными денежными средствами в валюте Российской Федерации к таким случаям не отнесена.
Согласно абзацу пятому статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, если иное не предусмотрено Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Судом первой инстанции правомерно указано, что реализация юридическим лицом - резидентом норм трудового права должна осуществляться с соблюдением норм специального законодательства - Закона о валютном регулировании.
Оценив представленные в материалы дела доказательства (протокол об административном правонарушении, объяснения, трудовой договор), установив факт осуществления расчета с иностранным гражданином без использования банковского счета в уполномоченном банке, который обществом и не оспаривается, исходя из того, что Обществом не представлены доказательства, подтверждающие принятие им всех зависящих от него мер по соблюдению требований валютного законодательства, а также невозможности их выполнения в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в деянии общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии у общества возможности по причинам, которые от него не зависели, перечислять заработную плату работнику-нерезиденту через расчетный счет в уполномоченном банке, поскольку работник - иностранный гражданин сообщил об отсутствии у него расчетного счета и желании получить заработную плату в кассе организации, написав соответствующие заявления, общество не имело права в силу трудового законодательства не выплачивать иностранному сотруднику заработную плату, отклоняются апелляционным судом как основанные на неверном толковании указанных норм права и противоречащие обстоятельствам, установленным на основании представленных в материалы дела доказательств.
Вступая в соответствующие правоотношения, общество должно было знать о существовании установленных обязанностей в сфере валютного законодательства Российской Федерации и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения действующих норм и правил, что должно было выразиться в исполнении требований валютного законодательства Российской Федерации. Кроме того, общество устранило неоднократные нарушения порядка осуществления валютных операций с нерезидентом после их выявления в 2019 году, в связи с чем подтверждается реальная возможность соблюдения обществом валютного законодательства.
Суд первой инстанции установил на основании материалов дела, что порядок и сроки привлечения к административной ответственности соблюдены; срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, не истек.
Административное наказание назначено обществу в минимальном размере, установленном санкцией части 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Оснований для применения положений статьи 2.9, статьи 4.1.1 КоАП РФ судом первой инстанции не выявлено.
Доводы апелляционной жалобы о том, что вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для освобождения заявителя от административной ответственности в связи с малозначительностью либо замены административного штрафа на предупреждение не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и носит исключительно формальный характер, так как в результате действий общества не создана существенная угроза общественным отношениям в области валютного регулирования, валютного контроля и не причинен вред интересам общества и государства, поскольку выплата заработной платы работнику - иностранному гражданину наличными денежными средствами не повлекла бесконтрольный вывод денежных средств либо снижение золотовалютных резервов Российской Федерации; валютная операция осуществлена на незначительную сумму, которая при вывозе за пределы Российской Федерации согласно пункту 7 части 1 статьи 260 Таможенного кодекса Российской Федерации не подлежала таможенному декларированию, не являются основанием для отмены судебного акта в силу следующего.
Возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности совершенного административного правонарушения предусмотрена статьей 2.9 КоАП РФ, согласно которой судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
При квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения (пункт 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях").
Применение положений о малозначительности должно быть мотивировано (пункт 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях").
Таким образом, категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем, определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного правонарушения. По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
В соответствии со статьей 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II данного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 названной статьи.
Частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ предусмотрено, что предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда и возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Оценив характер и степень общественной опасности допущенного административного правонарушения, учитывая обстоятельства совершения рассматриваемого правонарушения, суд апелляционной инстанции считает обоснованным вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для применения к рассматриваемому правонарушению положений статьи 2.9, статьи 4.1.1 КоАП РФ в силу того, что вменяемое обществу административное правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере валютного регулирования, обеспечивающего устойчивость валюты Российской Федерации и стабильность внутреннего валютного рынка; нарушение установленного порядка осуществления валютных операций создает угрозу экономической безопасности государства; существенная угроза охраняемым правоотношениям в данном случае выражается в пренебрежительном отношении общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере валютного регулирования (отсутствии со стороны общества надлежащего контроля за соблюдением исполнения требований валютного законодательства); осведомленность о необходимости соблюдения требований законодательства о валютном регулировании не оспаривается обществом в апелляционной жалобе, подтверждается включенными в трудовой договор положениями пункта 6.2 о порядке выплате заработной платы и несении расходов по открытию, обслуживанию банковской карты, уведомлением работника-нерезидента о необходимости предоставления реквизитов банковского счета для перечисления заработной платы за сентябрь 2018 года; общество, зная о существовании установленных обязанностей в сфере валютного законодательства Российской Федерации, имея возможность для их соблюдения, не предпринимая всех зависящих от него мер по их соблюдению, длительное время допускало нарушение требований валютного законодательства (дела N N А27-20738/2020, А27-20737/2020, А27-20746/2020, А27-20740/2020, А27-20747/2020, А27-20739/2020); соответственно в рассматриваемом конкретном случае отсутствует достаточная и необходимая совокупность условий для замены административного штрафа на предупреждение, а также признания правонарушения малозначительным и освобождения заявителя от административной ответственности.
Доводы апелляционной жалобы о том, что при назначении административного наказания, вынесении решения не учтены общие принципы права, согласно которым санкции должны отвечать требованиям справедливости, быть соразмерными конституционно закрепленным целям и охраняемым законным интересам, характеру совершенного деяния и причиненному им вреду; судом не учтено осуществление Обществом деятельности в период ограничительных мер, связанных с противодействием распространению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в отрасли, включенной постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434 в перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, подлежат отклонению.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлениях от 15.07.1999 N 11-П, от 11.03.1998 N 8-П и от 12.05.1998 N 14-П указал, что санкции должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности.
Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, компенсационного характера применяемых санкций, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств.
В данном случае административное наказание назначено обществу в размере санкции части 1 статьи 15.25 КоАП РФ с учетом принципов законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности, из материалов дела не усматривается очевидность избыточного ограничения прав Общества, доказательств, подтверждающих наличие исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, а также тяжелым имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, в том числе подлежащих оценке в целях применения части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, в материалы дела также не представлено.
Правонарушение совершено до введения указанных ограничительных мер и никаким образом с ними не связано. Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц общество осуществляет различные виды деятельности, в том числе и не включенные в утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434 перечень видов деятельности отраслей экономики наиболее пострадавших от эпидемиологической ситуации.
Ссылка подателя жалобы на судебную практику не может быть принята апелляционным судом во внимание при рассмотрении настоящего дела, так как какого-либо преюдициального значения для настоящего дела не имеет, принята судами по конкретным делам, фактические обстоятельства которых отличны от фактических обстоятельств настоящего дела.
Поскольку состав правонарушения подтвержден материалами дела, нарушений установленного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях порядка производства по делам об административных правонарушениях, имеющих существенный характер, не выявлено, сроки давности привлечения к административной ответственности не истекли, то оснований для вывода о несоответствии оспариваемого постановления административного органа требованиям законодательных и иных нормативных правовых актов у суда первой инстанции не имелось, нарушение оспариваемым постановлением прав и законных интересов Общества не подтверждено.
В целом доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм права, не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, и не могут служить основанием для его отмены или изменения.
С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, в том числе безусловных (часть 4 указанной статьи), у суда апелляционной инстанции не имеется.
Вопрос о распределении судебных расходов судом не разрешается, поскольку исходя из части 4 статьи 208 АПК РФ, подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, следовательно, по данной категории дел не облагаются государственной пошлиной апелляционные жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 02.12.2020 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-20740/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЮПИТЕР" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Судья |
И.И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-20740/2020
Истец: ООО "ЮПИТЕР"
Ответчик: ИФНС по г. Кемерово