город Ростов-на-Дону |
ГАРАНТ:Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 2 июня 2021 г. N Ф08-4784/21 настоящее постановление оставлено без изменения
|
11 февраля 2021 г. |
дело N А01-2639/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 февраля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 февраля 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филимоновой С.С.,
судей Ефимовой О.Ю., Пименова С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Струкачевой Н.П.,
при участии:
от ИП Корсун А.В.: посредством системы веб-конференции ИС "Картотека арбитражных дел" представитель Зверева А.А. по доверенности от 03.08.2020, паспорт;
от Краснодарской таможни: посредством системы веб-конференции ИС "Картотека арбитражных дел" представитель не подключился;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Корсун Андрея Владимировича
на решение Арбитражного суда Республики Адыгея
от 08.12.2020 по делу N А01-2639/2020
по заявлению индивидуального предпринимателя Корсун Андрея Владимировича к Краснодарской таможне
об отмене постановления о назначении административного наказания о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Корсун Андрей Владимирович (далее - ИП Корсун А.В., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Республики Адыгея с заявлением к Краснодарской таможне (далее - таможенный орган, таможня) о признании незаконным и отмене постановления от 04.08.2020 N 10309000-1450/2020 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Республики Адыгея от 08.12.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ИП Корсун А.В. обжаловал его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе предприниматель просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что не знал о наличии обязанности по представлению статистической отчетности; на момент рассмотрения дела, вступившего в законную силу постановления о назначении административного наказания за аналогичное правонарушение, ИП Корсун А.В. не имел. Предприниматель просит признать правонарушение малозначительным либо заменить назначенное наказание на предупреждение.
В отзыве на апелляционную жалобу таможенный орган указывает на законность и обоснованность оспариваемого решения суда
Краснодарской таможней в установленном порядке заявлено ходатайство об участии в судебном заседании онлайн. Указанное ходатайство удовлетворено апелляционным судом. Вместе с тем в дату и время, на которые было назначено судебное заседание, таможня не произвела подключение к онлайн-заседанию, что оценивается судом как неявка в судебное заседание.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает дело в отсутствие Краснодарской таможни.
Представитель ИП Корсун А.В. в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя предпринимателя, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, в результате осуществления контрольных мероприятий за правильностью и своевременностью представления статистических форм учета перемещения товаров установлено, что предприниматель Корсун А.В. в рамках договора поставки товара N 196 от 02.07.2019, заключенного с Леонтьевой О.В. (Казахстан), отгрузил в адрес контрагента товар в сентябре 2019 года на общую сумму 140 810,04 рублей.
Статистическая форма учета перемещения товаров - СФ (системный номер 1300200130 -11021460) была направлена предпринимателем в таможенный орган 30.01.2020 письмом на бумажном носителе на Прикубанский таможенный пост Краснодарской таможни и зарегистрирована после получения должностным лицом таможенного поста на сайте Федеральной таможенной службы 03.02.2020 под N 10309202/030220/С120181.
Товары - корма для собак или кошек, указанные в СФ, были отправлены в сентябре 2019 года ИП Корсун А.В. в адрес индивидуального предпринимателя Леонтьевой О.В. (Казахстан), в соответствии с договором от 02.07.2019 N 196, счет-фактурой от 17.09.2019 N УТ-700.
Статистическая форма (СФ) регистрационный N 10309202/030220/С120181 (системный номер 1300200130-11021460) на товары, отгруженные со склада ИП Корсун А.В. и вывезенные с территории Российской Федерации в Казахстан в сентябре 2019 года, должна была быть предоставлена в Краснодарскую таможню не позднее 10 октября 2019 года (8-й рабочий день, следующий за отчетным месяцем), однако была направлена в таможенный орган на бумажном носителе 30.01.2020.
В связи с выявленными нарушениями уполномоченным должностным лицом Краснодарской таможни в отношении ИП Корсун А.В. составлен протокол об административном правонарушении от 22.06.2020 N 10309000-1450/2020 по признакам совершения правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении и.о. заместителя начальника Краснодарской таможни вынесено постановление от 04.08.2020 N 10309000-1450/2020 о привлечении предпринимателя Корсуна А.В. к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Считая незаконным постановление, предприниматель оспорил его в судебном порядке.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Статьей 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Согласно части 1 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно положениям статьи 24 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, Протокола о порядке формирования и распространения официальной статистической информации ЕАЭС (приложение N 4 к Договору), официальная статистическая информация о товарах, перемещаемых между государствами - членами ЕАЭС во взаимной торговле, ведется государственными органами государств - членов ЕАЭС в соответствии с перечнем статистических показателей официальной статистической информации, предоставляемой Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), и форматами ее предоставления ЕЭК, утвержденными решением Коллегии ЕЭК от 19.12.2016 N 167 "О предоставлении Евразийской экономической комиссии официальной статистической информации уполномоченными органами государств - членов Евразийского экономического союза".
Статистику взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами ЕАЭС в силу пункта 3 части 1 статьи 12, частью 1 статьи 104 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон о таможенном регулировании) ведут таможенные органы на основании сведений, указанных в статформе, и иных источниках информации.
Частью 2 статьи 104 Закона о таможенном регулировании установлено, что обязанность представлять в таможенный орган статформу возложена на российских лиц, которые: заключили сделку либо сделка заключена от их имени (по поручению), в соответствии с которой товары ввозятся (вывозятся) в Российскую Федерацию с территорий государств - членов ЕАЭС; не заключили сделку, но на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров имеют право владения, пользования и (или) распоряжения ими.
Порядок ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза, а также статистическая форма учета перемещения товаров и правила ее заполнения определяются Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 104 Закона о таможенном регулировании).
04.09.2018 вступил в законную силу Федеральный закон от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 289-ФЗ).
Согласно Федеральному закону N 289-ФЗ, статья 104 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ утратила свою силу.
Пунктом 2 статьи 278 Федерального закона N 289-ФЗ установлено, что российское лицо, которое заключило сделку или от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств-членов Союза, а при отсутствии такой сделки российское лицо, которое имело на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, обязаны представлять в таможенный орган статистическую форму учета перемещения товаров, заполненную в личном кабинете участника внешнеэкономической деятельности.
Согласно пункту 3 статьи 278 Федерального закона N 289-ФЗ, порядок ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами-членами Союза, а также статистическая форма учета перемещения товаров и правила ее заполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В статье 278 Федерального закона N 289-ФЗ, как и в статье 104 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ закреплена обязанность российского лица представить в таможенный орган статистическую форму учета перемещения товаров, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в связи с чем, положение лица, совершившего административное правонарушение, не ухудшается и не улучшается, указанные нормы равнозначны.
В целях обеспечения полного и достоверного учета данных в торговле с третьими странами и во взаимной торговле товарами, анализа основных тенденций, структуры и динамики внешнеторговых потоков, обеспечения органов Таможенного союза соответствующей информацией для принятия решений в области торговой политики, было принято Соглашение о ведении таможенной статистики внешней и взаимной торговли товарами Таможенного союза (Москва, 25 января 2008 года), регулирующее отношения, возникающие при ведении таможенной статистики внешней торговли товарами и статистики взаимной торговли товарами Таможенного союза.
Согласно положениям статьи 24 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, Протокола о порядке формирования и распространения официальной статистической информации ЕАЭС (приложение N 4 к Договору), официальная статистическая информация о товарах, перемещаемых между государствами - членами ЕАЭС во взаимной торговле, ведется государственными органами государств - членов ЕАЭС в соответствии с перечнем статистических показателей официальной статистической информации, предоставляемой Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), и форматами ее предоставления ЕЭК, утвержденными решением Коллегии ЕЭК от 19.12.2016 N 167 "О предоставлении Евразийской экономической комиссии официальной статистической информации уполномоченными органами государств - членов Евразийского экономического союза".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2015 N 1329 "Об организации ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза" утверждены Правила ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза" (далее - Правила N 1329), которые определяют порядок ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза в отношении товаров, ввозимых в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Евразийского экономического союза или вывозимых из Российской Федерации на территории государств - членов Евразийского экономического союза.
Согласно абзацу 3 пункта 5 Правил N 1329 российское лицо, которое заключило сделку либо от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Евразийского экономического союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов Евразийского экономического союза, а при отсутствии такой сделки - российское лицо, которое имеет на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами (далее - заявитель), обязано своевременно и безвозмездно представлять таможенным органам статистические формы, содержащие достоверные сведения.
Контроль за своевременностью представления статистических форм и достоверностью содержащихся в них сведений осуществляют таможенные органы (абзац 4 пункта 5 Правил N 1329).
В силу пунктов 6 и 7 Правил N 1329 статистическая форма заполняется с использованием программного обеспечения, размещенного на официальном сайте ФТС России, и представляется в электронном виде или на бумажном носителе за отчетный месяц, в котором осуществлялась отгрузка или получение товаров, по нескольким отгрузкам (получениям) товаров, отгруженных (полученных) на одних и тех же условиях в рамках одного контракта (договора) (при наличии), или отдельно по каждой отгрузке (получению) товаров. Датой представления статформы в электронном виде считается дата ее отправки посредством сети Интернет, а на бумажном носителе - дата отправки по почте заказным письмом, указанная на почтовом штемпеле, либо дата фактической передачи в таможенный орган, то есть, дата регистрации в таможенном органе в соответствии с установленными правилами делопроизводства.
Абзац 1 пункта 7 Правил N 1329 предусматривает, что статистическая форма представляется в таможенный орган, в регионе деятельности которого заявитель состоит на учете в налоговом органе в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, не позднее 8-го рабочего дня месяца, следующего за месяцем, в котором произведены отгрузка товаров со склада или получение товаров на склад.
Согласно пункту 10 Правил N 1329 непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы либо представление статистической формы, содержащей недостоверные сведения, влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции установил, что в нарушение положений Правил N 1329 предприниматель не представил в установленный срок статистическую форму учета перемещения товаров, поскольку с учетом поступления товара в сентябре 2019 года отчетность должна была быть представлена не позднее 10.10.2019. Фактически отчетность представлена 30.01.2020.
Судебная коллегия отмечает, что несвоевременное представление вышеуказанной СФ составило 112 календарных дней.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии в действиях предпринимателя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Объективных доказательств отсутствия состава административного правонарушения, нарушения порядка привлечения к административной ответственности обществом не представлено.
Судом апелляционной инстанции отклоняются доводы апелляционной жалобы о наличии оснований для замены назначенного наказания на предупреждение.
В силу части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Согласно части 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В целях осуществления таможенного оформления процедур ввоза товара на территорию Российской Федерации, предприниматель должен был ознакомиться с обязанностями, установленными законодательством, в том числе в части сроков представления статистической отчетности.
В пункте 1.5 Единой методологии ведения таможенной статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли государств - членов Таможенного союза, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 N 525, определено, что таможенная статистика внешней торговли и статистика взаимной торговли призваны обеспечить полный и достоверный учет данных о внешней и взаимной торговле товарами в целях решения следующих задач:
- анализа основных тенденций, структуры и динамики внешнеторговых потоков;
- анализа результатов применения мер тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности;
- разработки и принятия решений в области внешнеторговой политики;
- контроля за поступлением таможенных платежей в бюджеты государств -членов Таможенного союза;
- разработки платежного баланса и системы национальных счетов;
- прогнозирования макроэкономических показателей;
- расчета индексов физического объема, средних цен и стоимостного объема;
- содействия развитию внешнеэкономической деятельности, расширению внешнеторговых связей.
Таким образом, статистическое декларирование, являясь альтернативой таможенному декларированию в рамках ЕАЭС, выступает одним из инструментов охраны экономической безопасности Российской Федерации в рамках ЕАЭС.
Как следует из пункта 5 постановления Правительства Российской Федерации от 07.12.2015 N 1329, на основании сведений, указанных в статистической форме, осуществляется формирование официальной статистической информации о взаимной торговле Российской Федерации с государствами - членами ЕАЭС.
Согласно абзацу второму пункта 6 постановления Правительства Российской Федерации от 07.12.2015 N 1329 статистическая форма заполняется за отчетный месяц по нескольким отгрузкам (получениям) товаров, отгруженных (полученных) на одних и тех же условиях в рамках одного контракта (договора) (при наличии), или отдельно по каждой отгрузке (получению) товаров.
Судом учитывается, что в отношении предпринимателя было вынесено несколько постановлений по статье 19.7.13 Российской Федерации в связи с несвоевременным представлением форм отчетности в таможню за период совершения внешнеэкономических операций за период 2019 года (дела об АП N 10309000-1448/2020, N 10309000-1449/2020, N 10309000-1450/2020).
При совокупности приведенных обстоятельств, суд приходит к выводу, что назначенное предпринимателю наказание не может быть заменено на предупреждение, поскольку в данном случае цель административного наказания не будет достигнута.
В данном случае наличие угрозы государственной безопасности подтверждается фактом совершения нескольких нарушений и значительным периодом нарушения срока представления статической отчетности в таможенный орган.
Основания для признания допущенного правонарушения малозначительным отсутствуют с учетом важности охраняемых отношений и пренебрежительного отношения предпринимателя к исполнению публично-правовой обязанности.
Допущенное правонарушение посягает на установленный в сфере таможенного регулирования порядок таможенного декларирования и контроля вывозимых с территории Российской Федерации товаров. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям в данном случае заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении лица к возложенным на него обязанностям в названной сфере публичных правоотношений.
Доказательств исключительности обстоятельств совершения административного правонарушения в материалы дела не представлено, у предпринимателя имелось достаточно времени для исполнения своих обязанностей по предоставлению статистической формы учета перемещения товара.
Таким образом, материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также имеющиеся в материалах дела доказательства и принято законное и обоснованное решение от 08.12.2020.
Судом апелляционной инстанции не установлено оснований для переоценки выводов суда первой инстанции.
Основания для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 08.12.2020 по делу N А01-2639/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А01-2639/2020
Истец: Корсун Андрей Владимирович
Ответчик: Краснодарская таможня, Федеральная Таможенная Служба Российской Федерации Южное Таможенное Управление Краснодарская таможня