11 февраля 2021 г. |
Дело N А83-1928/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 февраля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 февраля 2021 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Градовой О.Г.,
судей Кравченко В.Е.,
Яковлева А.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Гусевой Е.Г.,
с участием в судебном заседании:
представителя ООО "Зенит-Капитал" - Гармаша В.С.,
представителя Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым - Тришкина Д.Ю.,
представителя Совета министров Республики Крым - Мироненко Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Зенит-Капитал" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 19 октября 2020 года по делу N А83-1928/2020, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Зенит-Капитал" к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым, при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требования относительно предмета спора, Совета министров Республики Крым, о признании недействительным ненормативного правового акта,
УСТАНОВИЛ:
12.02.2020 нарочно общество с ограниченной ответственностью "Зенит-Капитал" (резидент Украины, ИНН: 36123380 - л.д. 39-47, 59-74 т. 1 далее - ООО "Зенит-Капитал" или заявитель) подало в Арбитражный суд Республики Крым (суд первой инстанции) заявление о признании недействительным составленного 29.03.2019 Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым (ОГРН: 1149102017426 - л.д. 31-38 т.1, далее - Минимущество Крыма) заключения о подготовке проекта распоряжения об отказе в выплате компенсации стоимости трех земельных участков и трех зданий, расположенных по адресу: Республика Крым, г. Ялта, п. Олива, Южнобережное шоссе, 1, включенных в Перечень имущества, учитываемого как собственность Республики Крым, утвержденного Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 30.04.2014 N 2085-6/14 (л.д. 14-21 т. 1).
Требования обоснованы тем, что заключение Минимущества Крыма не основано на представленных заявителем правоустанавливающих документах о собственности на объекты недвижимого имущества; эти документы достоверны; за заявителем по законодательству Украины зарегистрировано возникшее на основании договоров купли-продажи право собственности на земельные участки и здания, расположенные на них.
Решением суда первой инстанции отказано в удовлетворении заявленных требований по тем мотивам, что заключение Минимущества Крыма основано на полученных межведомственных запросах об отсутствии государственной регистрации права собственности за заявителем на объекты недвижимого имущества (л.д. 96-101 т. 3).
ООО "Зенит-Капитал" подана апелляционная жалоба, в которой заявитель просит решение суда первой инстанции отменить и заявленные требования удовлетворить по тем основаниям, что судебный акт принят при недоказанности имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными; и с нарушением норм материального права и процессуального права (л.д. 122-129 т. 3).
Из отзыва на апелляционную жалобу следует, что Минимущество Крыма с ее доводами не согласно, так как по полученным от БТИ сведениям право собственности на здания зарегистрировано за иным юридическим лицом; ответы от госорганов Украины и частного нотариуса Украины о переходе этого права к заявителю не поступили; актом об отказе заявителю в компенсации стоимости имущества является распоряжение Совета министров Республики Крым N 607-р от 27.05.2019, обжалованное в рамках дела N А83-15202/2019 (л.д. 15-23 т. 4).
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, представители Минимущества Крыма и Совета министров Республики Крым (ОГРН: 1149102016414, далее - Совмин Крыма) не согласились с ее доводами по мотивам, аналогичным мотивам, приведенным в отзыве на апелляционную жалобу.
На основании статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) Двадцать первый арбитражный апелляционный суд (далее суд апелляционной инстанции) истребовал дополнительные, исследовав доказательства в совокупности, установил следующие обстоятельства.
Пунктом 1 Постановления Государственного Совета Республики Крым от 30.04.2014 N 2085-6/14 "О вопросах управления собственностью Республики Крым" и пунктом 252 Перечня имущества, учитываемого как собственность Республики Крым - Приложение к этому Постановлению (в ред. от 26.02.2019, действовавшей на дату составления оспариваемого заключения, далее - Постановление Госсовета Крыма N 2085-6/14 и Перечень к Постановлению Госсовета Крыма N 2085-6/14) движимое и недвижимое имущество, расположенное по адресу: г. Ялта, п. Олива, Южнобережное шоссе, 1, в составе: коттедж N 1 (литер Ж) общей площадью 297,8 м2; коттедж N 2 (литер З) общей площадью 297,8 м2; климатопавильон (литер М) общей площадью 299,1 м2; домик для гостей (коттедж) (литер О) общей площадью 53,9 м2; объекты благоустройства (иные объекты вспомогательного назначения), учитываются как собственность Республики Крым.
Данная редакция Постановления Госсовета Крыма N 2085-6/14 и пункта 252 Перечня к Постановлению Госсовета Крыма N 2085-6/14 действовала на 30.05.2017 и действует в настоящее время.
30.05.2017 ООО "Зенит-Капитал" подало в Минимущество Крыма заявление N 26-95/17 о получении компенсации стоимости имущества, включенного в Перечень имущества, учитываемого как собственность Республики Крым, утвержденного Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 30.04.2014 N 2085-6/14, а именно имущества, расположенного по адресу: Республика Крым, г. Ялта, п. Олива, Южнобережное шоссе, 1:
- земельные участки площадями 10,6422га, 0,0160га, 0,0220га с кадастровыми номерами 90:25:000000:986, 90:25:000000:987, 90:25:000000:990;
- расположенные на них нежилые здания коттеджей: N 1 площадью 297,8кв.м. (КН: 90:25:080201:40), N 2 площадью 297,8кв.м. (КН: 90:25:080201:35), площадью 44,9кв.м. (КН: 90:25:080201:496) (л.д. 58 т. 1).
К заявлению в подтверждение права собственности заявителя на эти земельные участки и коттеджи приложены следующие документы:
на земельные участки:
площадью 10,6422га - государственный акт серии КМ N 060420, договор купли-продажи от 25.02.2011 с актом приема-передачи, выписка из Государственного реестра сделок N 9625708 от 25.02.2011 (л.д. 75-85 т.1);
площадью 0,0160га - государственный акт серии КМ N 095500, договор купли-продажи от 25.02.2011 с актом приема-передачи, выписка из Государственного реестра сделок N 9625723 от 25.0.2011 (л.д. 86-96 т. 1);
площадью 0,0220га - государственный акт КМ N 027250, договор купли-продажи от 25.02.2011 с актом приема-передачи, выписка из Государственного реестра сделок N 9625718 от 25.0.2011 (л.д. 97-107 т. 1);
на коттеджи :
N 1 (литера "Ж") площадью 297,8кв.м. - договор купли-продажи от 25.02.2011 с актом приема-передачи, выписка из Государственного реестра сделок N 9625684 от 25.02.2011, выписка о государственной регистрации права N 29748030 от 21.04.2011 (л.д. 128-137 т. 1);
N 2 (литера "З") площадью 297,8кв.м. - договор купли-продажи от 25.02.2011 с актом приема-передачи, выписка из Государственного реестра сделок N 9625659 от 25.02.2011, выписка о государственной регистрации права N 29748243 от 21.04.2011 (л.д. 118-127 т. 1);
- площадью 44,9кв.м. - договор купли-продажи от 25.02.2011 с актом приема-передачи, выписка из Государственного реестра сделок N 9625599 от 25.02.2011, выписка о государственной регистрации права N 29748605 от 21.04.2011 (л.д. 108-117 т. 1).
Данные документы представлены в нотариально удостоверенных копиях с нотариальными переводами с украинского на русский язык с удостоверительными надписями частного нотариуса Киевского городского нотариального округа Украины Кравченко И.С.
29.03.2019 Минимущество Крыма во исполнение вступившего в законную силу судебного акта по делу N А83-22031/2017 рассмотрело заявление о компенсации стоимости имущества и по результатам этого рассмотрения составило заключение о подготовке проекта распоряжения Совмина Крыма об отказе в выплате компенсации стоимости имущества (л.д. 48-55 т. 1, 83-90 т. 2, 16-33 т. 3).
Доказательств направления заявителю вышеназванного заключения не представлено, по утверждению заявителя ему о заключении стало известно 20.12.2019 при ознакомлении с делом N А83-15202/2019.
27.05.2019 с учетом этого заключения Совмином Крыма издано распоряжение N 607-р об отказе в выплате компенсации стоимости имущества (л.д. 57 т. 1), которое является предметом оспаривания по делу N А83-15202/2019, производство по которому 19.03.2020 приостановлено до рассмотрения настоящего дела.
Оспариваемое заключение Минимуществом Крыма мотивировано недостоверностью представленных документов, так как полученными на межведомственные запросы ответами не подтверждена государственная регистрация права собственности на эти объекты за ООО "Зенит-Капитал". Так, по сведениям Госкомрегистра государственная регистрация права собственности на вышеназванные земельные участки и здания на них не осуществлялась. По данным МУП "БТИ" г. Ялта по состоянию на 31.12.2012 право собственности на коттеджи зарегистрировано за иным юридическим лицом и на основании иных договоров купли-продажи, удостоверенных в ином нотариальном округе.
Действительно, из ответа МУП "БТИ" г. Ялта (функциональный предшественник которого до 01.01.2013 являлся органом государственной регистрации прав собственности на объекты недвижимого имущества) право собственности по состоянию на 01.01.2013 на коттеджи было зарегистрировано за ОАО "Нижнеднепровский трубопрокатный завод": на коттедж литера "О" - по договору купли-продажи от 13.04.2004, реестровый N 409; на коттеджи N 1 литера "Ж" и N 2 литера "З" - по договору купли-продажи от 15.04.2004, реестровый N 1599 (л.д. 61 т. 3).
Вместе с тем, из представленных ООО "Зенит-Капитал" в Минимущество Крыма копий договоров купли-продажи коттеджей следует, что право собственности на здания у продавца ОАО "Интерпайп Нижнедрепровский трубопроводный завод" (ИНН 05393116) возникло на основании решения Исполкома Фороского поселкового совета от 11.06.2010 N 90, о чем 23.07.2010 выданы свидетельства о праве собственности; 23.07.2010 КП Ялтинского горсовета "БТИ" осуществлена регистрация права в книге N 16-у, стр. 3, запись 496 за регистрационным N 31046577; в книге N 16-у, стр. 2, запись 496 за регистрационным N 31046490; в книге N 16-у, стр. 1, запись 496 за регистрационным N 31046266 (л.д. 108, 118, 128 т. 1).
Однако МУП "БТИ" сведения о регистрации 23.07.2010 права собственности на коттеджи по названным свидетельствам о праве собственности опроверг.
Заявитель не оспаривает того факта, что по законодательству Российской Федерации не осуществлялась государственная регистрация права собственности на вышеназванные земельные участки и коттеджи. Отсутствие такой регистрации подтверждено письменными доказательствами.
В соответствии со статьям 1, 2 Закона Республики Крым от 30.12.2016 N 345-ЗРК/2016 "Об особенностях регулирования в Республике Крым отдельных имущественных отношений" (далее - Закон N 345-ЗРК/2016) в связи с прекращением у прежнего правообладателя и возникновением у Республики Крым права собственности на имущество, включенное в Перечень к Постановлению Госсовета Крыма N 2085-6/14, юридическое лицо - собственник такого имущества по состоянию на 21 февраля 2014 года и на момент включения имущества в Перечень, имеет право на компенсацию стоимости такого имущества.
Согласно части 1 и пунктов 5 - 8 части 2 статьи 5 Закона N 345-ЗРК/2016 для получения компенсации заявитель представляет в уполномоченный орган заявление, к которому прилагаются нотариально заверенные копии (в том числе):
5) документов, подтверждающих право собственности заявителя на имущество по состоянию на 21 февраля 2014 года и на дату включения имущества в Перечень;
6) документов, на основании которых в соответствии с действовавшим до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" порядком осуществлена техническая инвентаризация объектов технического учета (технические паспорта объектов технического учета, составленные до 21 февраля 2014 года);
7) кадастровой выписки об объекте недвижимости;
8) проекта землеустройства по отводу земельного участка; технической документации по землеустройству по установлению (восстановлению) границ земельного участка в натуре (на местности); решения соответствующего уполномоченного органа о передаче земельного участка в частную собственность (для земельных участков).
Пунктом 1 части 3 статьи 4 Закона N 345-ЗРК/2016 предусмотрено, что основанием для отказа в выплате компенсации является недостоверность предоставленных заявителем документов.
На основании части 1 статьи 3 Закона N 345-ЗРК/2016 Постановлением Совета министров Республики Крым от 06.03.2017 N 109 определен уполномоченный исполнительный орган государственной власти Республики Крым на осуществление действий, связанных с принятием и рассмотрением заявлений о получении компенсации стоимости имущества в связи с прекращением у прежнего правообладателя и возникновением у Республики Крым права собственности на такое имущество, включенное в Перечень к Постановлению Госсовета Крыма N 2085-6/14, а также подготовку проектов распоряжений Совмина Крыма и соглашений о выплате компенсаций стоимости имущества и иных действий, предусмотренных Законом N 345-ЗРК/2016; это Минимущество Крыма.
В соответствии с частью 4, пунктом 1 части 5 статьи 6 Закона N 345-ЗРК/2016 уполномоченный орган осуществляет проверку достоверности представленных документов и по завершению процедуры проверки в случае недостоверности предоставленных заявителем документов готовит проект распоряжения Совета министров Республики Крым об отказе в выплате компенсации.
Согласно пункта 2.2 Порядка осуществления уполномоченным органом проверки достоверности представленных документов для получения компенсации стоимости имущества в связи с прекращением у прежнего правообладателя и возникновением у Республики Крым права собственности на такое имущество, включенное в Перечень имущества, учитываемого как собственность Республики Крым, утвержденный постановлением Государственного Совета Республики Крым от 30 апреля 2014 года N 2085-6/14 "О вопросах управления собственностью Республики Крым", а также запроса сведений, предусмотренных пунктами 1, 2 части 2 статьи 3 Закона Республики Крым от 30 декабря 2016 года N 345-ЗРК/2016 "Об особенностях регулирования в Республике Крым отдельных имущественных отношений", утверждённого Постановлением Совета министров Республики Крым от 12.05.2017 N 251 (далее - Порядок N 251) проверка достоверности представленных заявителем документов включает в себя:
а) определение соответствия имущества, указанного в документах, Перечню;
б) установление юридической силы представленных документов, соответствия их содержания и комплектности требованиям законодательства.
Пункт 2.3 Порядка N 251 предусматривает, что в целях установления достоверности представленных заявителем документов уполномоченный орган направляет в федеральные органы государственной власти, территориальные органы федеральных органов государственной власти, иные федеральные государственные органы, органы государственной власти Республики Крым, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым, предприятия и учреждения, подведомственные государственным органам, органам местного самоуправления, организации и общественные объединения запросы об имеющихся у них сведениях о заявителе и об имуществе.
По результатам проверки достоверности представленных заявителем документов, уполномоченным органом составляется заключение о подготовке проекта распоряжения Совета министров Республики Крым об отказе в выплате компенсации (при наличии оснований, предусмотренных частью 3 статьи 4 Закона N 345-ЗРК/2016), что установлено пунктом 2.9 Порядка N 251.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ основанием для принятия арбитражным судом решения о признании принятого органом, осуществляющим публичные полномочия, ненормативного правового акта недействительным, решения - незаконными, является установление одновременно двух обстоятельств: 1) оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту; 2) этот акт, решение нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено, в Перечень к Постановлению Госсовета Крыма N 2085-6/14 земельные участки площадями 10,6422га, 0,0160га, 0,0220га с кадастровыми номерами 90:25:000000:986, 90:25:000000:987, 90:25:000000:990 не включены.
В связи с чем, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что заявитель не доказал наличие у него права на получение компенсации стоимости этих земельных участков.
Относительно компенсации стоимости коттеджей суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что Минимущество Крыма установило и доказало наличие обстоятельств, являющихся основанием для составления заключения о подготовке проекта распоряжения Совмина Крыма об отказе в выплате компенсации, а именно недостоверности представленных заявителем документов по их юридической силе и соответствия их содержания факту исходя из следующего.
Частью 2 статьи 3 Закона Украины "О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их отягощений" от 01.07.2004 N 1952-IV (в редакции как на 31.12.2012, так и в настоящее время, далее - Закон Украины N 1952-IV) установлено, что вещные права на недвижимое имущество, которое подлежит государственной регистрации в соответствии с этим Законом, возникают с момента такой регистрации. Пункт 1 части 3 той же статьи Закона Украины N 1952-IV предусматривает, что вещные права на недвижимое имущество, которые возникли до 01.01.2013, признаются действительными при регистрации таких прав в соответствии с законодательством, которое действовало на момент их возникновения.
На 25.02.2011 (дата нотариального удостоверения договоров купли-продажи коттеджей) и 21.04.2011 (дата регистрации перехода к заявителю прав на коттеджи, указанная в представленных заявителем выписках о государственной регистрации права) в соответствии с пунктами 1 - 3 раздела II "Заключительные и переходные положения" Закона Украины N 1952-IV этот Закон вступает в силу со дня опубликования, порядок государственной регистрации прав (в том числе государственными регистраторами) по этому Закону осуществляется с 01.01.2013, до этого регистрацию права собственности на объекты недвижимого имущества проводят регистраторы бюро технической инвентаризации, созданные до вступления в силу этого Закона и подключенные к Реестру прав собственности на недвижимое имущество.
Таким образом, по состоянию на 31.12.2012 государственная регистрация права собственности осуществлялась регистраторами КП Ялтинского горсовета "БТИ", но факт такой регистрации по документам названного бюро технической инвентаризации не подтверждён.
Такие обстоятельства правомерно расценены Минимуществом Крыма как недостоверность представленных заявителем документов о возникновении у него по состоянию на 21.02.2014 права собственности на коттеджи.
На основании изложенного, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что судом первой инстанции решение принято при доказанности имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными; и без нарушений норм материального права и процессуального права; иных оснований (в том числе безусловных) для отмены судебного акта не установлено; апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 19 октября 2020 года по делу N А83-1928/2020 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Зенит-Капитал" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух месяцев со дня его принятия по правилам, предусмотренным главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Г. Градова |
Судьи |
В.Е. Кравченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.