г. Чита |
|
12 февраля 2021 г. |
Дело N А78-5334/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2021 года.
В полном объеме постановление изготовлено 12 февраля 2021 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бушуевой Е.М., судей Куклина О.А., Мациборы А.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щелкановой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу городского округа "Город Чита" на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 19 ноября 2020 года по делу N А78-5334/2020 по исковому заявлению Комитета городского хозяйства администрации городского округа "Город Чита" (ОГРН 1077536015677, ИНН 7536088377) к индивидуальному предпринимателю Быченко Светлане Александровне (ОГРНИП 306753627800025, ИНН 753406219939) о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок N 42 серии КГХ N 003129,
при участии в судебном заседании представителя Комитета городского хозяйства администрации городского округа "Город Чита"Солянникова А.В. по доверенности от 23.12.2020 N И-8730;
УСТАНОВИЛ:
Комитет городского хозяйства администрации городского округа "Город Чита" (далее - истец, комитет) обратился в арбитражный суд с заявлением к индивидуальному предпринимателю Быченко Светлане Александровне (далее - ответчик, Быченко С.А., предприниматель) о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок N 42 серии КГХ N 003129.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 19 ноября 2020 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Истец, не согласившись с принятым судебным актом, в апелляционной жалобе просит его отменить, принять новый судебный акт. Указывает, что предприниматель длительное время в период с 18.03.2019 по 20.06.2020 не выполнял обязанность по представлению в уполномоченный орган местного самоуправления, выдавший свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, ежеквартальных отчетов об осуществлении регулярных перевозок.
О месте и времени судебного заседания участвующие в деле лица извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, однако ответчик явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя истца, изучив материалы дела, оценив доказательства в деле в их совокупности, достаточности и взаимной связи, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 23 апреля 2019 года предпринимателю бессрочно выдана лицензия N АК-75- 000094 на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и иных лиц автобусами (т. 1, л.д. 52).
18 марта 2019 года Комитет выдал предпринимателю свидетельство серии КГХ N 003129 об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок N 42 "МЖК - ул. Малая - МЖК", сроком действия - по 18 марта 2024 года (т. 1, л.д. 50).
В связи с непредставлением предпринимателем в период с 18.03.2019 по 20.06.2020 года в уполномоченный орган местного самоуправления ежеквартальных отчетов об осуществлении регулярных перевозок по маршруту регулярных перевозок N 42, Комитет обратился в суд с заявлением о прекращении действия свидетельства серии КГХ N 003129 об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок.
Суд первой инстанции, принимая решение, руководствовался Федеральным законом от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации", Положением об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом на территории городского округа "Город Чита", принятым Решением Думы городского округа "Город Чита" от 20.04.2017 N 45, приказом Минтранса России от 16.12.2015 N 367, учел правовую позицию, сформулированную в постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 12 мая 1998 года N 14-П, определениях от 14 декабря 2000 года N 244-О, от 5 июля 2001 года N 130-О и от 7 февраля 2002 года N 16-О.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Согласно части 2 статьи 17 Закона N 220-ФЗ право осуществления регулярных перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок.
Пунктом 19 части 1 статьи 3 Закона N 220-ФЗ определено, что свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок - это документ, подтверждающий право осуществления регулярных перевозок по маршруту регулярных перевозок, который согласно части 1 статьи 19 Закона N 220-ФЗ выдается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, установившими данные маршруты. При этом в силу положений части 5 статьи 27 Закона N 220-ФЗ расписание указывается в приложении к свидетельству об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и в случае изменения расписания переоформление свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок не требуется.
В силу части 1 статьи 37 Закона N 220-ФЗ юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, уполномоченный участник договора простого товарищества, с которыми заключен государственный или муниципальный контракт либо которым выдано свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, обязаны направлять в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный орган местного самоуправления, заключившие данный государственный или муниципальный контракт либо выдавшие данное свидетельство, ежеквартальные отчеты об осуществлении регулярных перевозок.
Приказом Минтранса России от 16.12.2015 N 367 утверждена форма ежеквартальных отчетов об осуществлении регулярных перевозок и установлен срок направления этих отчетов в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации и уполномоченный орган местного самоуправления, в соответствии с которым отчет об осуществлении регулярных перевозок представляется ежеквартально не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
В соответствии с частью 2 статьи 35 Закона N 220-ФЗ контроль за выполнением условий государственного контракта, муниципального контракта или свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок организуется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые заключили государственный или муниципальный контракт или выдали свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок.
В части 5 статьи 29 Закона N 220-ФЗ установлены обстоятельства, при которых уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления, выдавшие свидетельство, обращаются в суд с заявлением о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок.
Из буквального толкования вышеуказанных норм следует, что они предусматривают не безусловную ответственность перевозчика за указанные нарушения, а устанавливает право уполномоченного органа на обращение в суд с соответствующим требованием.
Введение законодателем судебного порядка разрешения вопроса о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок пассажиров по маршруту регулярных перевозок означает, что в каждом конкретном случае суд вправе и обязан оценить обстоятельства, являющиеся основанием для прекращения свидетельства с учетом соответствующих доказательств, подтверждающих наличие таких оснований, степени опасности, характера нарушения, его последствий, наличия либо отсутствия фактов устранения таких последствий.
Поскольку прекращение действия свидетельства об осуществлении перевозок ограничивает правоспособность юридического лица, не дает возможности заниматься определенным видом деятельности, данная мера также должна являться необходимой для защиты экономических интересов Российской Федерации, прав и законных интересов потребителей и иных лиц.
Как указывает комитет, Быченко С.А. не были представлены ежеквартальные отчеты об осуществлении регулярных перевозок по маршруту регулярных перевозок N 42 с 18.03.2019 по 20.06.2020.
Оценивая в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации соотношение тяжести вменяемого предпринимателю нарушения и размера истребуемой комитетом ответственности, суд первой инстанции, установил, что в рассматриваемом случае прекращение действия выданного свидетельства повлечет невозможность осуществление им своего основного вида деятельности.
В результате прекращения действий свидетельства об осуществлении перевозок до проведения нового конкурса на право осуществления перевозок и определения победителя граждане-пассажиры будут лишены возможности пользоваться услугами перевозки автомобильным транспортом по указанному маршруту; документы, подтверждающие нарушение перевозчиком перевозочного процесса, кроме несвоевременного представления отчетов, комитетом не представлены, какие-либо жалобы, претензии к непосредственно перевозочной деятельности ответчика отсутствуют; проверочные мероприятия в отношении Быченко С.А. не осуществлялись.
Апелляционная коллегия считает, что заявленная комитетом формальная причина (непредставление отчетов об осуществлении перевозочной деятельности) не является достаточным основанием для применения ответственности в виде прекращения действия свидетельства об осуществлении перевозок; фактически применение такой ответственности приводит к невозможности осуществления предпринимателя данного вида деятельности и лишает его источника необходимого дохода.
Кроме того, судом первой инстанции принято во внимание, что ежеквартальные отчеты об осуществлении регулярных перевозок по маршруту регулярных перевозок N 42 за спорные периоды в настоящее время сданы, что не оспаривается комитетом.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут быть приняты судом апелляционной инстанции в качестве основания для отмены или изменения решения арбитражного суда, поскольку выводов суда первой инстанции они не опровергают, а выражают лишь несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При изложенных фактических обстоятельствах и правовом регулировании дела у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения обжалуемого решения.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Лица, участвующие в деле, могут получить информацию о движении дела в общедоступной базе данных Картотека арбитражных дел по адресу www.kad.arbitr.ru.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 19 ноября 2020 года по делу N А78-5334/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.М. Бушуева |
Судьи |
О.А. Куклин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-5334/2020
Истец: КОМИТЕТ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА "ГОРОД ЧИТА"
Ответчик: ИП Быченко Светлана Александровна