г. Санкт-Петербург |
ГАРАНТ:Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 7 июля 2021 г. N Ф07-5798/21 настоящее постановление оставлено без изменения
|
12 февраля 2021 г. |
Дело N А56-57382/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 февраля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 февраля 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Тимухиной И.А.
судей Баженовой Ю.С., Галенкиной К.В.
при ведении протокола судебного заседания: Самсоновой Е.В.
при участии:
от заявителя: Давыдов С.А. (доверенность от 01.06.2017)
от заинтересованного лица: Шалина С.Н. (доверенность от 25.12.2020)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-35106/2020) Службы государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.10.2020 (в полном объеме изготовлено 18.11.2020) по делу N А56-57382/2020 (судья Данилова Н.В.), принятое
по заявлению ИП Рыжова В.В.
к Службе государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга
о признании,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Рыжов Вячеслав Викторович (далее - заявитель, Предприниматель) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным уведомления Службы государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга (далее - Служба) об отказе в выдаче разрешения на строительство от 30.06.2020 N 07-05-17010/20-0-1, обязании устранить допущенное нарушение и в течение 7 рабочих дней с даты вступления решения в законную силу выдать разрешение на строительство комплекса жилых домов с надземной автостоянкой, в границах земельного участка по адресу: 196607, г. Санкт- Петербург, г. Пушкин, бульвар Алексея Толстого, дом 29.
Решением от 18.11.2020 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Служба, считая решение незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права, просит решение отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, указывая, что основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство послужило выявленное Службой несоответствие представленной проектной документации строительства объекта ограничениям, установленным Правилами землепользования и застройки для территориальной зоны, в границах которой находится земельный участок предполагаемого строительства. По мнению подателя жалобы, положения части 1 статьи 9 Федерального закона от 03.07.2016 N373-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования подготовки, согласования и утверждения документации по планировке территории и обеспечения комплексного и устойчивого развития территорий и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Закон N 373-ФЗ) не предоставляют Обществу возможность строительства объекта в нарушение градостроительных регламентов, установленных правилами землепользования и застройки, действовавшими как на дату разработки проектной документации и проведения ее экспертизы, так и на дату подачи заявления о выдаче разрешения на строительство.
Предприниматель возразил против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Предпринимателю на праве собственности принадлежит земельный участок общей площадью 5274 кв.м., кадастровый номер 78:42:0018103:6, расположенный по адресу: г. Санкт- Петербург, г. Пушкин, бульвар Алексея Толстого, дом 29, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 22.01.2020.
Предприниматель обратился в Службу с заявлением от 25.06.2020 о выдаче разрешения на строительство комплекса жилых домов с надземной автостоянкой в границах принадлежащего ему на праве собственности земельного участка с кадастровым номером: 78:42:0018103:6 по адресу: Санкт- Петербург, г. Пушкин, бульвар Алексея Толстого, дом 29.
Уведомлением от 30.06.2020 N 07-05-17010/20-0-1 в выдаче разрешения на строительство Предпринимателю отказано.
Полагая отказ незаконным, нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, Предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на жалобу, апелляционный суд пришел к выводу, что обжалуемое решение подлежит отмене, в удовлетворении заявления следует отказать.
В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы права во взаимосвязи со статьей 201 АПК РФ необходимым условием для удовлетворения такого заявления является установление судом несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения (действия, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.
В силу пункта 2 части 11 статьи 51 ГрК РФ уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации проводит в том числе проверку соответствия проектной документации требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Согласно положениям части 13 статьи 51 ГрК РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 названной статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Основанием для отказа в выдаче Предпринимателю разрешения на строительство послужило несоответствие представленных документов разрешенному использованию земельного участка и ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, несоответствие представленной проектной документации требованиям градостроительного регламента территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок, в части общих требований к видам разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленных постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21.06.2016 N 524 "О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга" (ред. Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 23.07.2019 N 464), а также отсутствие среди представленных документов решения о согласования архитектурно-градостроительного облика объекта, предоставленного в порядке, установленном законом Санкт-Петербурга.
Суд первой инстанции, признавая данные основания для отказа в выдаче разрешения на строительство незаконными, исходил из того, что вся проектная документация составлена с учетом предъявляемых требований к архитектурно-градостроительному объекта строительства, таким образом, необходимость дополнительного свидетельства архитектурно-строительного облика объекта на этапе получения разрешения на строительство отсутствовала, заявитель, разрабатывая проектную документацию, был вправе использовать информацию, содержащуюся в градостроительном плане земельного участка, что допустимо в силу нормы ст. 9 Закона от 03.07.2016 N 373-ФЗ, которая носит специальный характер, поскольку устанавливает специальный правовой режим в отношении информации, содержащейся в градостроительных планах, утверждённых до 01.07.2017.
Между тем, судом первой инстанции не учтено, что в соответствии с пунктом 1.2.10 приложения N 7 к постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 21.06.2016 N 524 "О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга" (далее - Правила N 524) выдача разрешения на строительство объектов капитального строительства в сфере жилищного строительства осуществляется при наличии решения о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта, предоставленного в порядке, установленном законом Санкт-Петербурга.
Согласно пункту 2 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга от 02.12.2015 N 692-147 "О порядке предоставления решения о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта в сфере жилищного строительства" решение о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта предоставляется уполномоченным Правительством Санкт-Петербурга исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, которым является Комитет по градостроительству и архитектуре.
Таким образом, вывод суда первой инстанции об отсутствии необходимости получения данного документа при наличии решения КГИОП от 03.12.2019 N 01-27-1896/19-0-1 является ошибочным. В силу п. 3 ст. 3 Закона Санкт-Петербурга от 02.12.2015 N 692-147 предоставление решения о согласовании не осуществляется только в отношении объектов, являющихся объектами культурного наследия (выявленными объектами культурного наследия) либо расположенных на их территории.
Согласно градостроительному плану земельного участка от 09.11.2016 N RU78212000-22951 земельный участок, на котором Предприниматель планировал строительство комплекса жилых домов с надземной автостоянкой, расположен в территориальной зоне ТЗЖ1- зона среднеэтажных многоквартирных жилых домов, расположенных вне исторически сложившихся районов центральной части Санкт-Петербурга, с включением объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, связанных с проживанием граждан, а также объектов инженерной инфраструктуры.
Исходя из положений части 1 статьи 51, части 1 статьи 36, пункта 3 части 2 статьи 30 ГрК РФ при рассмотрении вопроса о выдаче разрешения на строительство среди прочего подлежит установлению соответствие проектной документации правилам землепользования и застройки, которые содержат градостроительные регламенты применительно к каждой территориальной зоне.
В данном случае Службой выявлено несоответствие представленной проектной документации строительства объекта ограничениям, установленным Правилами N 524 для территориальной зоны, в границах которой находится земельный участок предполагаемого строительства.
Так, пунктом 1.2.9 приложения N 8 к Правилам N 524, в редакции постановления Правительства Санкт-Петербурга от 23.07.2019 N 464, установлено, что жилые дома размещаются на земельных участках с видом разрешенного использования "малоэтажная многоквартирная жилая застройка" (код 2.1.1), "среднеэтажная жилая застройка" (код 2.5), многоэтажная жилая застройка (высотная застройка)" (код 2.6) при возможности обеспечения объектами обслуживания жилой застройки с кодами 3.4.1 (поликлиники) и 3.5.1 (детские сады, школы).
Согласно правилам землепользования и застройки Санкт-Петербурга земельный участок располагается в территориальной зоне "среднеэтажная жилая застройка", указанный в градостроительном плане земельного участка код 10300 перестал существовать с утверждением Приказом Минэкономразвития РФ от 01.09.2014 N 540 Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, при этом в соответствии с ответом Комитета по градостроительству и архитектуре от 30.06.2020 N 01-20-5-6066/20 на межведомственный запрос Службы планируемый к размещению объект не обеспечен объектами социальной инфраструктуры.
То обстоятельство, что в соответствии с частью 1 статьи 9 Закона N 373-ФЗ информация, указанная в ГПЗУ, утвержденном до 01.07.2017, может быть использована для подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства, не означает возможность осуществления строительства объекта в нарушение градостроительных регламентов, установленных Правилами N 524 (действовавшими как на дату разработки проектной документации и проведения ее экспертизы, так и на дату подачи заявления о выдаче разрешения на строительство).
Таким образом, отказ Службы в выдаче разрешения на строительство является правомерным.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Исходя из изложенного обжалуемое решение подлежит отмене, в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.11.2020 по делу N А56-57382/2020 отменить.
В удовлетворении заявления отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.А. Тимухина |
Судьи |
Ю.С. Баженова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-57382/2020
Истец: Рыжов Вячеслав Викторович
Ответчик: Служба государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга