г. Москва |
ГАРАНТ:Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 6 июля 2021 г. N Ф05-9368/21 настоящее постановление оставлено без изменения
|
11 февраля 2021 г. |
Дело N А40-86163/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 февраля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 февраля 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи С.Л.Захарова,
судей: |
Е.В.Пронниковой, В.А.Свиридова, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Б.В.Хмельницким, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу
АО "Торговый дом "Перекресток"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 25.11.2020 по делу N А40-86163/20 (79-616)
по заявлению АО "Торговый дом "Перекресток"
к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по г. Москве, Московской и Тульской областям
об отмене постановления,
при участии:
от заявителя: |
Мухаметкалиева О.А. по дов. от 11.09.2020; |
от ответчика: |
Шатилов В.М. по дов. от 15.12.2020; |
УСТАНОВИЛ:
АО "Торговый дом "Перекресток" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с требованием признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по городу Москва, Московской и Тульским областям (далее - административный орган) о назначении административного наказания N от 18.03.2020 N 22-11в/2020.
Решением от 25.11.2020 арбитражный суд отказал в удовлетворении заявления общества.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, общество обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение отменить, удовлетворить заявленные требования.
В судебном заседании апелляционного суда представитель общества просил отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт. Представитель административного органа поддержал решение суда первой инстанции, возражал относительно удовлетворения апелляционной жалобы по доводам, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, апелляционный суд с учетом положения ч. 1 ст. 268 АПК РФ о повторности рассмотрения дела, п. 13 ч. 2 ст. 271 АПК РФ приходит к выводу об отмене оспариваемого решения суда первой инстанции по следующим мотивам.
Как следует из материалов дела, 22.08.2019 административным органом в отношении общества вынесено предписание N 22-54в/2019 об устранении нарушений ветеринарно-санитарных требований и правил.
Предписанием N 22-54в/2019 от 22.08.2019 общество в срок до 22.01.2020 обязывалось (в части организации обращения с биологическими отходами):
1) Проводить уборку, утилизацию или уничтожение биологических отходов в соответствии с "Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов" (утв. Минсельхозпродом РФ 04.12.1995 N 13-7- 2/469) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 05.01.1996 N 1005) (далее - Правила). Обеспечить наличие места хранения биологических отходов, обеспечить изолированное хранение без доступа посторонних лиц. Обеспечить дезинфекцию места хранения после утилизации. Не допускать выброс в мусорные контейнеры (п.1 предписания).
2) Уборку, утилизацию или уничтожение биологических отходов осуществлять только после заключения, данного ветеринарным специалистом по результатам осмотра биологических отходов (п.2 предписания).
В ходе проведения внеплановой проверки в соответствии с распоряжением от 06.02.2020 N 181- РВ было установлено, что предписание N 22-54в/2019 от 22.08.2019 в пунктах 1 и 2 не исполнено: место хранения биологических отходов не определено (соответственно не осуществляется дезинфекция такого места), не назначено лицо, ответственное за сбор и хранение биологических отходов, утилизация (уничтожение) биологических отходов в соответствии с Правилами не осуществляется (обществом применяется собственная рабочая инструкция N 059-2019 от 01.02.2019 не соответствующая требованиям Правил), в штате общества отсутствует ветеринарный врач, договор с государственной ветеринарной службой не заключен, ветеринарные заключения на биологические отходы не оформляются.
Указанные обстоятельства отражены в акте проверки N 22-11в/2020 от 12.03.2020.
18.03.2020 административным органом в отношении общества вынесено постановление о назначении административного наказания N 22-11в/2020 по ч.8 ст. 19.5 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 300 000 руб.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в Арбитражный суд города Москвы с заявлением по настоящему делу.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно ч. 7 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Согласно ч. 8 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законных требований лиц, уполномоченных на осуществление федерального государственного надзора, регионального государственного ветеринарного надзора, об устранении нарушений ветеринарно-санитарных требований и правил, ветеринарных правил - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Объективной стороной вменяемого обществу правонарушения является неисполнение требований предписания об устранении нарушений ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, к которым административным органом отнесены пищевые отходы животного происхождения мясном и рыбном цехах, образующихся в результате изготовления мясных полуфабрикатов.
Административный орган, ссылаясь на п.1.2 Правил, пришел к выводу, что получаемые при переработке сырья животного происхождения, должны считаться биологическим отходами. С этим согласился суд первой инстанции.
Отменяя решение суда первой инстанции, апелляционный суд полагает, что судом первой инстанции не учтено следующее.
В силу части 1 статьи 2.1 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" (далее - Закон о ветеринарии) Ветеринарные правила (правила в области ветеринарии) (далее - Ветеринарные правила) являются нормативными правовыми актами, устанавливающими обязательные для исполнения физическими лицами и юридическими лицами требования при осуществлении профилактических, диагностических, лечебных, ограничительных и иных мероприятий, установлении и отмене на территории Российской Федерации карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов заразных и иных болезней животных, при перемещении, хранении, переработке, утилизации биологических отходов (трупов животных и птиц, абортированных и мертворожденных плодов, ветеринарных конфискатов, других отходов, непригодных в пищу людям и на корм животным).
В соответствии со статьей 15 Закона о ветеринарии продукты животноводства по результатам ветеринарно-санитарной экспертизы должны соответствовать установленным требованиям безопасности для здоровья населения и происходить из благополучной по заразным болезням животных территории. При этом предприятия, учреждения, организации и граждане, осуществляющие заготовку, переработку, хранение, перевозку и реализацию продуктов животноводства, обязаны обеспечить выполнение указанных требований.
Согласно ст. 2 Закона о ветеринарии ветеринарное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется указанным Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными правовыми актами. Отношения в области обращения с биологическими отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации, а именно: Ветеринарными правилами обращения с биологическими отходами.
В силу пункта 1.2 Ветеринарных правил обращения с биологическими отходами, утвержденных Минсельхозпродом РФ 04.12.1995 N 13-7-2/469, биологическими отходами являются трупы животных и птиц, в том числе лабораторных; абортированные и мертворожденные плоды; ветеринарные конфискаты (мясо, рыба, другая продукция животного происхождения), выявленные после ветеринарно-санитарной экспертизы на убойных пунктах, хладобойнях, в мясо, рыбоперерабатывающих организациях, рынках, организациях торговли и других объектах; другие отходы, получаемые при переработке пищевого и непищевого сырья животного происхождения.
В силу положений пункта 1.5 Ветеринарных правил обращения с биологическими отходами - биологические отходы утилизируют путем переработки на ветеринарно-санитарных утилизационных заводах (цехах) в соответствии с действующими правилами.
Пунктом 2.1 Ветеринарных правил обращения установлено, что ветеринарный специалист при осмотре биологических отходов дает заключение об их уборке, утилизации или уничтожении.
Таким заключением является ветеринарный сопроводительный документ, оформленный для транспортировки биологических отходов до места их утилизации или уничтожения.
Из пункта 3.23 "ГОСТ 30772-2001 Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения" также следует, что под биологическими отходами понимаются биологические ткани и органы, образующиеся в результате медицинской и ветеринарной оперативной практики, медико-биологических экспериментов, гибели скота, других животных и птицы, и другие отходы, получаемые при переработке пищевого и непищевого сырья животного происхождения, а также отходы биотехнологической промышленности.
Таким образом, из содержания названных норм следует, что к биологическим отходам относятся трупы (биологические ткани и органы) животных, образовавшиеся в результате оперативной (медицинской и ветеринарной) практики, лабораторных, медико-биологических экспериментов и экспертиз, гибели скота, животных и птиц, отходы переработки и отходы биотехнологической промышленности.
Делая вывод о том, что в результате деятельности магазина образуются биологические отходы, суд первой инстанции не принял во внимание следующее.
Согласно пункту 1 статьи 20 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - 89-ФЗ) федеральный классификационный каталог отходов (далее - ФККО), утвержденный приказом Минприроды России от 22.05.2017 N242, является частью государственного кадастра отходов. Кроме того, согласно пункту 2 статьи 2 89-ФЗ отношения в области обращения с биологическими отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.
Отходы, включенные в ФККО, биологическими отходами не являются и регулируются нормами 89-ФЗ. К таким отходам, в том числе относятся:
- отходы кухонь и предприятий общественного питания (код 7 36 100 00 00 0);
- отходы сырья и подготовки сырья для производства пищевых продуктов (код 3 01 110 00 00 0);
Данная позиция также согласуется с выводами, изложенными в Информационном письме Департамента ветеринарии Минсельхоза России от 31.12.2020 по вопросу норм Ветеринарных правил перемещения, хранения, переработки и утилизации биологических отходов, утвержденных Приказом Минсельхоза России от 26.10.2020 N 626.
Учитывая изложенное, и основываясь на совокупности представленных в материалы дела доказательств, пищевые продукты, о которых идет речь в оспариваемом постановлении не являются биологическими отходами, получаемыми при переработке пищевого и непищевого сырья животного происхождения, а являются отходами производства и потребления, поскольку относятся к отходам кухонь и предприятий общественного питания (код ФККО 7 36 100 00 00 0) либо к отходам сырья и подготовки сырья для производства пищевых продуктов (код ФККО 3 01 110 00 00 0).
Таким образом, АО "Торговый дом "Перекресток" по адресу: Московская область, г. Щелково, Пролетарский пр-д, д. 10 не осуществляет переработку пищевого сырья животного происхождения, в процессе которой образуются биологические отходы.
В связи с этим, оснований для вынесения ответчиком оспариваемого постановления о привлечении общества к административной ответственности на основании ч.8 ст. 19.5 КоАП РФ не имелось.
При изложенных обстоятельствах апелляционная жалоба общества подлежит удовлетворении, решение суда первой инстанции подлежит отмене.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 25.11.2020 по делу N А40-86163/20 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по г. Москве, Московской и Тульской областям от 18.03.2020 года о привлечении АО "Торговый дом "Перекресток" к административной ответственности по ч. 8 ст. 19.5 КоАП РФ.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
С.Л. Захаров |
Судьи |
В.А. Свиридов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-86163/2020
Истец: АО "ТОРГОВЫЙ ДОМ "ПЕРЕКРЕСТОК"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ВЕТЕРИНАРНОМУ И ФИТОСАНИТАРНОМУ НАДЗОРУ ПО ГОРОДУ МОСКВА, МОСКОВСКОЙ И ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТЯМ