г. Москва |
|
12 февраля 2021 г. |
Дело N А40-184008/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 февраля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 февраля 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи И.В. Бекетовой,
судей: |
Е.В. Пронниковой, С.Л. Захарова, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания С.Э. Исрафиловым, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Центр научный исследований и перспективных разработок"
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 05.11.2020 по делу N А40-184008/19
по заявлению ООО "Центр научный исследований и перспективных разработок" (ОГРН 5147746028590 )
к Инспекции Федеральной налоговой службы N 36 по г. Москве (ОГРН 1047736026360)
о признании незаконными действий,
при участии:
от заявителя: |
Васюткина Э.Я. (ген.дир решN 4 от 09.09.2019); |
от заинтересованного лица: |
Шигапова А.М. по дов. от 06.07.2020; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Центр научный исследований и перспективных разработок" (далее также - общество, заявитель, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, к ИФНС России N 36 по г.Москве (далее также - заинтересованное лицо, инспекция, налоговый орган) о признании незаконными действий, выразившихся в выдаче справки N 272079 по состоянию на 04.03.2020 о наличии у общества задолженности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов, об обязании выдать справку, содержащую сведения об отсутствии задолженности.
Решением суда от 05.11.2020 заявление общества оставлено без удовлетворения.
С таким решением суда не согласилось общество и обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой. Ссылается, что судом первой инстанции не полностью выяснены обстоятельства дела.
В отзыве на апелляционную жалобу инспекция с доводами апелляционной жалобы не согласилась, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель общества поддержал доводы жалобы, представитель инспекции поддержал обжалуемое решение суда.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Апелляционный суд, выслушав представителей сторон, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, полагает, что обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 04.03.2019 общество обратилось в инспекцию с заявлением о выдаче справки об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов (по форме по КНД 1120101) и справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам (по форме по КНД 1160080).
Заявитель ссылается, что согласно полученным справкам за обществом числится некая задолженность перед бюджетом по уплате налогов, сборов, пеней, процентов, что не соответствует действительности, поскольку по состоянию на 04.03.2019 у общества какая-либо задолженность по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов перед бюджетом отсутствовала.
Заявитель, полагая свои права нарушенным, обратился в вышестоящий налоговый орган. 04.05.2019 Обществом получено от вышестоящего налогового органа письмо (исх. N 21-19/067762 от 24.04.2019), которым жалоба Общества была оставлена без удовлетворения, что послужило основанием для обращения с заявлением в суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) налоговые органы обязаны представлять налогоплательщику (плательщику сбора или налоговому агенту) по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам и справки об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов на основании данных налогового органа.
Порядок выдачи указанных справок определены административным регламентом Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов), утвержденным приказом Минфина России от 02.07.2012 N 99н (далее -Регламент).
В соответствии с пунктом 137 Регламента справка о состоянии расчетов формируется с использованием программного обеспечения налоговых органов по данным информационных ресурсов инспекции ФНС России, в которую поступил письменный запрос о представлении справки о состоянии расчетов.
Согласно пункту 167 Регламента при формировании справки запись "не имеет неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством о налогах и сборах" делается в случае отсутствия по данным инспекций ФНС России по состоянию на дату, указанную в письменном запросе, недоимки, начисленных, но не уплаченных заявителем пеней, штрафов, процентов, за исключением сумм: 1) на которые предоставлены отсрочка (рассрочка), инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах; 2) которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации; 3) по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной.
В пункте 168 Регламента установлено, что при наличии на дату, по состоянию на которую формируется справка, недоимки, начисленных, но не уплаченных заявителем пеней, штрафов, процентов, за исключением сумм, указанных в подпунктах 1 - 3 пункта 167 Регламента, делается запись "имеет неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством о налогах и сборах".
С использованием программного обеспечения по данным информационных ресурсов Инспекцией по состоянию на 04.03.2019 сформированы: справка N 272878 об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов; справка N 272079 о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам.
Так, согласно справке о состоянии расчетов с бюджетом по состоянию на 04.03.2019 у Общества числилась задолженность по уплате пени по налогу на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) в размере 5 632,9 руб. Указанная задолженность образовалась в соответствии с систематической несвоевременной уплатой сумм налога на доходы физических лиц начиная с 01.09.2017. Указанная задолженность подтверждается карточкой расчетов с бюджетом заявителя, а также расчетом сумм пени по НДФЛ в котором отражены суммы налога, подлежащие уплате, сроки уплаты и период начисления пени.
Согласно справке о состоянии расчетов с бюджетом по состоянию на 04.03.2019 у Общества числилась задолженность по пени по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (далее - УСН) в размере 671,54 руб. Указанная задолженность образовалась в связи с несвоевременной уплатой авансовых платежей по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, за 2017 год. За несвоевременную уплату налога в 2017 году были начислены пени в размере 485,42 руб. Кроме того, пени в размере 186,12 руб. начислены за несвоевременную уплату авансовых платежей за 3 квартал 2018 года, сроком уплаты которых являлось 25.10.2018. При этом сумма авансового платежа в размере 57 269 руб. была уплачена 08.11.2018. Период просрочки составил 13 дней. Таким образом, общая сумма задолженности по пени по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, по состоянию на 04.03.2019 составляет 671,54 руб., что соответствует данным справки N 2343646 о состоянии расчетов с бюджетом по налогам, сборам, пени, штрафам процентам.
Согласно справке о состоянии расчетов с бюджетом по состоянию на 04.03.2019 у Общества числилась задолженность по пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за расчетные периоды с 01.01.2017 в размере 11,85 руб. Сумма пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 1.06 руб. образовалась в связи с несвоевременной уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2017 год. Кроме того, пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 10.79 руб. начислялись в период с 18.12.2018 по 24.12.2018.
Согласно справке о состоянии расчетов с бюджетом по состоянию на 04.03.2019 у Общества числилась задолженность по пени по страховым взносам на обязательное социальное страхование в размере 1,56 руб. Указанная задолженность образовалась в связи с несвоевременной уплатой страховых взносов на обязательное социальное страхование в течение 2018 года. Пени начислены за период с 16.11.2018 по 24.12.2018.
Согласно справке о состоянии расчетов с бюджетом по состоянию на 04.03.2019 у Общества числилась задолженность по пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 2,76 руб. Указанная задолженность образовалась в связи с несвоевременной уплатой страховых взносов на обязательное социальное страхование в течение 2018 года. Пени начислены за период с 16.11.2018 по 24.12.2018.
Суд верно исходил из того, что оспаривая отражение задолженности в справках по состоянию на 04.03.2019, заявитель не приводит какие-либо доводы и доказательства, свидетельствующие об отсутствии задолженности, а также не ссылается на обстоятельства, которые могли бы свидетельствовать о недостоверности отраженных в справках сведений.
Тем не менее, информация, отраженная в справках N 272878 об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, N 272079 о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам по состоянию на 04.03.2019 подтверждается данными карточек "Расчеты с бюджетом".
В соответствии с подпунктами 1 и 5.1 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщик вправе получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию, в частности, о наличии (об отсутствии) у налогоплательщика недоимки, а также имеет право на осуществление совместной с налоговыми органами сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам и на получение акта совместной сверки расчетов, который составляется по форме, утвержденной приказом ФНС России от 16.12.2016 N ММВ-7-17/685@.
Указанным правам налогоплательщиков корреспондирует обязанность налоговых органов по осуществлению совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам по заявлению налогоплательщика, установленная подпунктом 11 пункта 1 статьи 32 Кодекса.
Следует отметить, что проведение совместной сверки расчетом направлено на своевременное обнаружение ошибок и несовпадения данных, выявления переплаты, а также задолженности по платежам в бюджет.
Суд отметил, что в рамках рассмотрения УФНС России по г. Москве жалобы Общества на действия должностных лиц Инспекции по представлению справки N 272079 о состоянии расчетов по состоянию на 04.03.2019 и справки N 272878 об исполнении обязанности по уплате по состоянию на 04.03.2019, содержащих сведения о наличии задолженности, письмом Инспекции от 17.04.2019 N 03-05/016270 заявителю предложено произвести совместную сверку расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням и штрафам. Указанное письмо направлено в адрес заявителя по почте 19.04.2019 (почтовый идентификатор 11952633248204) и согласно данным официального сайта ФГУП "Почта России" получено Обществом 26.04.2019.
Однако, заявление о проведении совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам от Общества не поступало, акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам или иные документы, подтверждающие отсутствие задолженности, отраженной в справках N 272079 о состоянии расчетов по состоянию на 04.03.2019 и N 272878 об исполнении обязанности по уплате по состоянию на 04.03.2019, заявителем в материалы дела также не представлены.
Суд отметил, что заявитель требует признать неправомерными действия Инспекции на конкретную дату, а именно - 04 марта 2019 года.
Основным возражением заявителя по неправомерности выдачи справок является недостоверность сведений, указанных в справке N 272878 и N 272079 от 04 марта 2019 года по причине того, что указанные справки содержат недостоверную информацию в отношении сумм налогов и сборов, уплаченных за предыдущие периоды (с 2016 по 2019 года) и по причине неисполнения Инспекцией Решения Арбитражного суда г. Москвы от 29.12.2018 по делу N А40-152799/18-108-3562, оставленного без изменения Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда г. Москвы от 19.04.2019 и Решения Арбитражного суда г. Москвы от 20.12.2019 по делу N А40-47862/19-115-881 (не обжаловалось Инспекцией), в связи с тем, что указанные дела имеют преюдициальное значение для рассмотрения настоящего спора.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд правомерно отклонил ссылку заявителя на вышеуказанные судебные акты необоснованной ввиду того, что судебные акты по указанным судебным делам вынесены и вступили в законную силу после даты выдачи справок от 04.03.2019,а именно: по делу N А40- 152799/18 решение суда вступило в силу 19.04.2019,по делу N А40-47862/19 решение вступило в силу - 20.01.2020 в связи с чем, они не могли влиять на правомерность сведений, указанных в справках N 272878 и N 272079 от 04.03.2019.
Инспекция в КРСБ отразила вступившие в законную силу судебные акты в полном объеме и своевременно.
При этом, суд отметил, что решения судов по делу N А40-152799/18-108-3562 и А40-47862/19-115-881 исполнены Инспекцией в полном объеме путем возврата денежных средств на расчетный счет налогоплательщика, что подтверждается данными карточки расчетов с бюджетом по налогу на доходы физических лиц.
В ходе рассмотрения настоящего спора в суде проведена сверка расчетов с бюджетом, по результатам которой Инспекцией и заявителем составлен акт от 25.08.2020.
По результатам сверки выявлено, что справки N 272878 и N 272079 от 04 марта 2019 года выданы правомерно с суммами задолженности по пени: по налогу на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со ст. 227. 227.1. 228 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 5 632 руб. 90 коп.; по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы - 671 руб. 54 коп.; по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отменному, за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 года) - 11 руб. 85 коп.; по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отменному, за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 года) - 1 руб. 56 коп.; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 года - 2 руб. 76 коп.
Кроме того, суд учёл, что пени по НДФЛ в размере 5 632 руб. 90 коп. начислены на задолженность, не являющуюся предметом рассмотрения дела N А40-47862/19 и по иным срокам уплаты. Данная задолженность по пени и ее расчет не обжаловался заявителем судебном или досудебном порядке.
С учетом вышеизложенного, вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что требования заявителя о признании незаконными действий, выразившихся в выдаче справки N 272079 по состоянию на 04.03.2020 о наличии у общества задолженности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов, об обязании выдать справку, содержащую сведения об отсутствии задолженности, не подлежат удовлетворению судом.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что требования общества подлежат удовлетворению ввиду наличия оснований, предусмотренных ч. 2 ст. 201 АПК РФ.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой доказательств и иным толкованием норм материального права, не опровергают правильные выводы суда.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы уже были предметом судебного разбирательства в суде первой инстанции, им была дана соответствующая правовая оценка, и оснований для переоценки выводов суда не имеется.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом первой инстанции допущено не было.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 05.11.2020 по делу N А40-184008/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
И.В. Бекетова |
Судьи |
С.Л. Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-184008/2019
Истец: ООО "ЦЕНТР НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ПЕРСПЕКТИВНЫХ РАЗРАБОТОК"
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 36 ПО Г. МОСКВЕ
Хронология рассмотрения дела:
28.06.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-11679/2021
12.02.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-79067/20
05.11.2020 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-184008/19
12.09.2019 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-184008/19