г. Пермь |
|
15 февраля 2021 г. |
Дело N А50-20758/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 февраля 2021 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Поляковой М.А.,
судей Гуляевой Е.И., Ушаковой Э.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Павленко Н.О.,
при участии:
от ответчика - Лаптева Н.Н., паспорт, доверенность от 11.11.2020, диплом;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика, общества с ограниченной ответственностью "РЕГИОН ПАРТНЕР",
на решение Арбитражного суда Пермского края от 15 декабря 2020 года по делу N А50-20758/2020
по иску Управления земельных и имущественных отношений администрации Ильинского городского округа
к обществу с ограниченной ответственностью "РЕГИОН ПАРТНЕР" (ОГРН 1155958076042, ИНН 5907020713)
о взыскании долга по договору аренды земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Управление земельных и имущественных отношений администрации Ильинского городского округа (далее - Управление, истец) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "РЕГИОН ПАРТНЕР" (далее - ООО "РЕГИОН ПАРТНЕР", ответчик) 24 930 руб. 77 коп. долга по арендной плате по состоянию на 30.06.20, 3 845 руб. 27 коп. пени за период с 16.06.17 по 15.06.2020.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 08 декабря 2020 года в удовлетворении заявленного иска отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит изменить решение, исключить из мотивировочной части судебного акта указания на необходимость применения к спорным правоотношениям ставки арендной платы в размере 0,7 %, полагает обоснованной ставку 0,6%.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на ошибочность выводов суда о применении ставки арендной платы в размере 0,7 %, ссылается на п.п. 3 и 4 ст. 39.7 ЗК РФ, ст. 1 Закона 604-ПК, согласно которым расчет арендной платы необходимо производить по ставке 0,6%.
До начала судебного разбирательства от истца поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому последний полагает судебный акт законным и обоснованным.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
От истца поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Заявление судом рассмотрено в порядке ст. 159 АПК РФ и удовлетворено на основании ст. 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между Комитетом "Муниципальное хозяйство" администрации Ильинского муниципального района Пермского края (арендодатель) и ответчиком (арендатор) заключен договор аренды от 15.03.17 N 27/141/2017 (далее - Договор) в соответствии с условиями которого, арендодатель передает, а арендатор принимает во временное пользование на условиях аренды на период с 27.01.17 по 26.01.2022 земельный участок, имеющий кадастровый номер 59:20:0010160:86, площадью 1360 кв. м., расположенный на землях населенных пунктов с видом разрешенного использования для целей коммунального хозяйства и находящийся по адресу: Пермский край, Ильинский район, п. Ильинский, ул. Пушкина, д. 10 в границах, указанных в прилагаемой к договору выписке из Единого государственного реестра недвижимости, являющейся приложением N 1 к договору и в качественном состоянии как он есть, согласно приложению N 2 к договору (п. 1.1 Договора, л. д. 12).
Договор заключен на основании распоряжения N 141 от 15.03.2017 комитета "Муниципальное хозяйство" администрации Ильинского муниципального района.
Согласно данному распоряжению предоставлен в аренду ответчику земельный участок, на котором расположено 1-этажное кирпичное здание, принадлежащее на праве хозяйственного ведения Ильинскому муниципальному (унитарному) производственному предприятию "Теплоэнерго", передано по договору аренды от 27.01.2017 ООО "Регион Партнер" (л.д.18).
Согласно свидетельству о зарегистрированных правах на праве хозяйственного ведения за Ильинским муниципальным (унитарным) производственным предприятием "Теплоэнерго" зарегистрирована котельная N 7 площадью 367,7 кв.м (представлено в материалы дела).
По утверждению истца, ответчик ненадлежащим образом исполнял обязанность по внесению арендной платы по Договору, в результате чего за период на 30.06.20 за ним числилась задолженность в сумме 24 930 руб. 77 коп. Просрочка внесения арендных платежей привела к начислению пени в сумме 3 845 руб. 27 коп. пени за период с 16.06.17 по 15.06.20.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения истца в суд с рассматриваемым иском.
Отказывая в удовлетворении заявленного иска, суд исходил из отсутствия у ответчика задолженности по арендной плате и оснований для взыскания неустойки в связи с ошибочным исчислением арендной платы.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд не усматривает основания для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
Пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В соответствии с пунктом 1 статьи 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. В случае, когда договором они не определены, считается, что установлены порядок, условия и сроки, обычно применяемые при аренде аналогичного имущества при сравнимых обстоятельствах (пункт 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По расчету истца задолженность по арендной плате по договору аренды от 15.03.17 N 27/141/2017 за период с 16.03.2019 по 15.06.2020 составляет 24 930 руб. 77 коп.
Возражая против удовлетворения заявленного иска, ответчик указал на применение истцом неверной ставки арендной платы, представил контррасчет задолженности исходя из ставки 0, 6 % и доказательства внесения арендной платы.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (в редакции постановления от 25.01.2013 N 13), при рассмотрении споров, связанных с взысканием арендной платы по договорам аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, судам необходимо учитывать следующее. В силу абзаца 2 пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях плата по договору аренды может устанавливаться или регулироваться уполномоченным на то органом, одним из таких случаев является пункт 3 статьи 65 Земельного кодекса. К договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом, даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен. Изменения регулируемой арендной платы, в том числе формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п., по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений.
Как указано в пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73, арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется.
Согласно п. 1 ст. 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действующей с 01.03.2015, размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Если иное не установлено Земельным кодексом Российской Федерации или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом местного самоуправления (подп. 3 п. 3 ст. 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 4 статьи 39.7 ЗК РФ определено, что размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 статьи 49 ЗК РФ, а также для проведения работ, связанных с пользованием недрами, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
К объектам, предусмотренным подпунктом 2 статьи 49 ЗК РФ, относятся объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения.
Нормативным правовым актом, устанавливающим размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, являются Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 (далее - Правила N 582).
Согласно п. 5 Правил N 582 арендная плата рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации (далее - Минэкономразвития), в отношении земельных участков, которые предоставлены без проведения торгов для размещения, в частности, линий электропередачи, линий связи, в том числе линейно-кабельных сооружений, трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, гидроэлектростанций, тепловых станций и других электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов, объектов электросетевого хозяйства и иных определенных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике объектов электроэнергетики.
Минэкономразвития во исполнение данного пункта Правил N 582 издало Приказ от 23.04.2013 N 217 "Об утверждении ставки арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод" (далее - Приказ N 217), которым утвердило ставку арендной платы в размере 0,7% кадастровой стоимости соответствующего земельного участка в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2015) (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.06.2015), содержащиеся в Законе о введении в действие ЗК РФ ставки утверждены непосредственно федеральным законом, они являются обязательными при определении размера арендной платы для всех публичных собственников.
Оценив представленные доказательства по правилам ст. 71 АПК РФ, руководствуясь приведенными выше нормами права, разъяснениями Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2015), установив, что предоставленный ответчику на праве аренды земельный участок занят объектами коммунального хозяйства, в связи с чем арендная плата не может превышать размер арендной платы, рассчитанный по правилам Приказа N 217 для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, учитывая платежные документы о погашении задолженности, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленного иска.
Доводы апелляционной жалобы о несогласии с применением судом Приказа N 217, необходимости расчета арендной платы исходя из ставки 0,6%, установленной ст. 1 Закона 604-ПК, отклоняются.
Как разъяснено в п. 18 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2018), размер регулируемой арендной платы за пользование земельным участком, находящимся в собственности субъекта Российской Федерации и использующимся для эксплуатации объектов систем электро-, газоснабжения, объектов систем теплоснабжения, объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения, с 1 марта 2015 г. не может превышать размер арендной платы, установленный для соответствующих земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
При расчете арендной платы по договору аренды от 15.03.17 N 27/141/2017 арендодатель исходил из ставки 4 % от кадастровой стоимости земельного участка.
Законом Пермского края от 07.04.2010 N 604-ПК (ред. от 30.03.2020) установлен порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Пермского края, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена (далее - земельные участки), предоставленные в аренду без торгов, а также платы по соглашению об установлении сервитута в отношении земельных участков.
В соответствии с подп. 1 ч. 1 ст. 1 Закона 604-ПК размер арендной платы за земельные участки из земель населенных пунктов, находящиеся в собственности Пермского края, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории Пермского края, устанавливается равным двукратной ставке земельного налога, установленной нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в соответствии со статьей 394 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для индивидуального жилищного строительства (за исключением земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности).
Согласно п. 24 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) система коммунальной инфраструктуры - комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для осуществления поставок товаров и оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства, а также объекты, используемые для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов.
В соответствии со ст. 19 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищный фонд - это совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации.
Поскольку спорный земельный участок предоставлен ответчику в аренду для целей коммунального хозяйства, а именно для целей эксплуатации принадлежащего ответчику здания котельной, оснований для применения ставки арендной платы в размере 0,6% от кадастровой стоимости не имеется.
При названных обстоятельствах, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Суд апелляционной инстанции считает, что все имеющие существенное значение для рассматриваемого дела обстоятельства судом установлены правильно, представленные доказательства полно и всесторонне исследованы и им дана надлежащая оценка.
Основания для отмены или изменения судебного акта суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта в соответствии со ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено. Решение арбитражного суда отмене не подлежит.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 15 декабря 2020 года по делу N А50-20758/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
М.А. Полякова |
Судьи |
Е.И. Гуляева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-20758/2020
Истец: УПРАВЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ И ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ АДМИНИСТРАЦИИ ИЛЬИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
Ответчик: ООО "РЕГИОН ПАРТНЕР"