Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 24 июня 2021 г. N Ф01-2546/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Киров |
|
17 февраля 2021 г. |
Дело N А29-3524/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 февраля 2021 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Минаевой Е.В.,
судей Волковой С.С., Ившиной Г.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шашиной И.А.
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Амиряна Эдуарда Мартиросовича
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 27.11.2020 по делу N А29-3524/2020
по заявлению индивидуального предпринимателя Амиряна Эдуарда Мартиросовича (ИНН: 110504954380; ОГРНИП: 314110507800031)
к администрации муниципального района "Печора" (ИНН: 1105012781; ОГРН: 1021100875575)
при участии в деле в качестве третьего лица: Абраровой Лины Ульфировны
о признании незаконным постановления,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Амирян Эдуард Мартиросович (далее - заявитель, Предприниматель, ИП Амирян Э.М.) обратился в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании незаконным и отмене постановления администрации муниципального района "Печора" (далее - ответчик, Администрация) от 21.02.2020 N 148 "Об отказе в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства, расположенного по адресу: Республика Коми, г.Печора, ул.Советская", обязании повторно рассмотреть заявление ИП Амиряна Э.М. о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, а также взыскании судебных расходов.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Абрарова Лина Ульфировна (далее - Абрарова Л.У.).
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 27.11.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ИП Амирян Э.М. обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных Предпринимателем требований.
В апелляционной жалобе Предприниматель указывает на то, что вывод суда о реконструкции здания сделан на основании неподтвержденного доказательствами утверждения Администрации об объединении постройки и здания путем пробивки в стене здания дверного проема. ИП Амирян Э.М. указывает, что спорная постройка не является объектом капитального строительства, что подтверждается заключением эксперта от 13.10.2020.
Письменные отзывы на апелляционную жалобу не поступили.
Стороны, третье лицо явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассматривается в отсутствие представителей сторон, третьего лица.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ИП Амирян Э.М. совместно с Абраровой Л.У. является собственником земельного участка площадью 1232+/-12 кв.м с кадастровым номером 11:12:1702005:2933, расположенного по адресу: Республика Коми, г.Печора, ул.Советская (т.1 л.д.23).
На данном земельном участке расположена часть административного здания с адресом: Республика Коми, г.Печора, ул.Советская, д.37, в котором Амиряну Э.М. и Абраровой Л.У. принадлежат помещения, находящиеся на 1-3 этажах (т.1 л.д. 24-30).
17.12.2019 ИП Амирян Э.М. обратился в Администрацию с заявлением о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства в части уменьшения минимального расстояния от границ земельного участка с 3-х до 0 метров (т.1 л.д.95).
03.02.2020 проведены публичные слушания по проекту постановления администрации муниципального района "Печора" "О предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства расположенного по адресу: Республика Коми, г.Печора, ул.Советская", по итогам которых публичные слушания признаны состоявшимися и принято решение о направлении главе муниципального района - руководителю администрации протокола и заключения по результатам публичных слушаний для рассмотрения и принятия решения по предоставлению разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства (т.1 л.д.21-22).
Постановлением от 21.02.2020 N 148 администрация муниципального района "Печора" отказала Амиряну Э.М. в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства расположенного по адресу: Республика Коми, г.Печора, ул.Советская, на земельном участке с кадастровым номером 11:12:1702005:2933, расположенном в территориальной зоне ОЖ (зона общественно -жилого назначения), в целях исключения минимального отступа от границы земельного участка, за пределами которого запрещено строительство зданий, строений, сооружений, установленного градостроительным регламентом территориальной зоны, в связи с отсутствием оснований, определенных частью 1 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также в связи с тем, что реконструкция здания фактически произведена (л.д.20).
Полагая, что указанное постановление органа местного самоуправления не соответствует требованиям действующего законодательства и, как следствие, нарушает права и законные интересы заявителя, ИП Амирян Э.М. обратился в Арбитражный суд Республики Коми с рассматриваемыми требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из отсутствия совокупности условий, предусмотренных статьями 198, 201 АПК РФ, необходимых для признания оспариваемого постановления ответчика незаконным.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 NО некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской ФедерацииN.
Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт.
На основании статьи 65 АПК РФ обязанность по обоснованию и доказыванию фактов нарушения прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в арбитражный суд в порядке главы 24 АПК РФ.
Согласно статье 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1).
Предметом настоящего спора является постановление администрации муниципального района "Печора" (далее - ответчик, Администрация) от 21.02.2020 N 148 "Об отказе в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства, расположенного по адресу: Республика Коми, г.Печора, ул.Советская", принятое в связи с отсутствием оснований, определенных частью 1 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), а также в связи с тем, что реконструкция здания фактически произведена.
Возможность отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, регламентирована положениями статьи 40 ГрК РФ.
Согласно названной норме правообладатели земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики которых неблагоприятны для застройки, вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (часть 1).
Приведенный перечень случаев, необходимых для обращения правообладателя земельного участка с заявлениями о разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства является исчерпывающим.
В соответствии с частью 3 статьи 40 ГрК РФ заинтересованное в получении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства лицо направляет в комиссию заявление о предоставлении такого разрешения.
В силу части 4 статьи 40 ГрК РФ проект решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, проводимых в порядке, установленном статьей 5.1 настоящего Кодекса, с учетом положений статьи 39 настоящего Кодекса, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи. Расходы, связанные с организацией и проведением общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, несет физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении такого разрешения
На основании заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении такого разрешения или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет указанные рекомендации главе местной администрации (часть 5 статьи 40 ГрК РФ).
Согласно части 6 статьи 40 ГрК РФ глава местной администрации в течение семи дней со дня поступления указанных в части 5 настоящей статьи рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения.
На момент издания оспариваемого постановления Администрации от 21.02.2020 действовал Административный регламент предоставления муниципальной услуги "Предоставление разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства", утвержденный Постановлением администрации муниципального района "Печора" от 08.10.2019 N 1222 (далее - Административный регламент).
В силу пунктов 1.2, 2.1, 2.2 Административного регламента правообладатели земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики которых неблагоприятны для застройки вправе обратиться в администрацию муниципального района "Печора" с заявлением о предоставлении муниципальной услуги: "Предоставление разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства".
По смыслу пункта 2.3 Административного регламента по результатам рассмотрения заявления правообладателя земельного участка уполномоченный орган местного самоуправления выдает разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства либо отказывает в выдаче соответствующего разрешения.
В силу пункта 2.6 Административного регламента для получения муниципальной услуги заявителем самостоятельно предоставляется в администрацию муниципального района "Печора", МФЦ запрос о предоставлении муниципальной услуги (по формам согласно Приложению N 1 (для юридических лиц), Приложению N 2 (для физических лиц, индивидуальных предпринимателей) к настоящему административному регламенту).
Согласно приложению N 2 к административному регламенту запрос индивидуального предпринимателя о предоставлении муниципальной услуги "Предоставление разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства", помимо прочего должен содержать следующие сведения: предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в соответствии с Правилами землепользования и застройки; запрашиваемые предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства; характеристики земельного участка, неблагоприятные для застройки в соответствии с частью 1 статьи 40 ГрК РФ, в связи с которыми запрашивается разрешение на отклонение от предельных параметров.
Из положений статьи 40 ГрК РФ и пункта 1.2 Административного регламента следует, что условием для предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства является наличие земельного участка меньше установленного градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики которого неблагоприятны для застройки.
Доказательства того, что размер земельного участка с кадастровым номером 11:12:1702005:2933 меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков, а также того, что конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики земельного участка неблагоприятны для застройки Предпринимателем не представлены, в заявлении в нарушение требований пункта 2.6 Административного регламента, приложения N 2 к Административному регламенту перечисленные в части 1 статьи 40 ГрК РФ основания не приведены (л.д.95).
Таким образом, Администрация, отказывая в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства, правомерно исходила из отсутствия оснований, определенных частью 1 статьи 40 ГрК РФ. Возражения относительно отсутствия в рассматриваемом случае указанных условий ИП Амирян Э.М. в апелляционной жалобе не заявил.
Кроме того оспариваемое постановление Администрации от 21.02.2020 мотивированно тем, что реконструкция здания фактически закончена; в силу статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, является самовольной постройкой.
По смыслу статьи 40 ГрК РФ предоставление разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено на стадии получения разрешения на строительство.
Как следует из материалов дела, 27.11.2019 Предприниматель обращался в Администрацию с заявлением о выдаче градостроительного плана для строительства пристройки к зданию по адресу: г.Печора, ул.Советская, д.37 (т.1 л.д.92).
Письмом от 09.12.2019 Администрация отказала в выдаче градостроительного плана, поскольку ранее был подготовлен и выдан заявителю градостроительный план от 08.08.2019 N 869, его повторная подготовка без изменений не требуется. В названном письме Администрация указала, что представленный эскиз проекта пристройки к зданию не соответствует градостроительным нормам размещения в пределах земельного участка, а именно: минимальный отступ от границы земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений составляет 3 м.
Из апелляционной жалобы следует, что причиной обращения 17.12.2019 в Администрацию с заявлением послужило намерение реконструировать административное здание по адресу: г.Печора, ул.Советская, д.37 путем возведения пристройки со стороны фасада здания на расстоянии менее 3 метров от границ земельного участка.
Факт возведения пристройки к зданию по адресу: г.Печора, ул.Советская, д.37 на момент вынесения оспариваемого постановления Предпринимателем не оспаривается.
С учетом фактических обстоятельств дела апелляционный суд приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае ИП Амирян Э.М. предпринимает попытки легализовать уже фактически построенный объект, изначально возведенный с отклонением от предельных параметров разрешенного строительства.
Вместе с тем, такой административной процедуры, как получение разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства уже после непосредственно самого строительства действующим законодательством не предусмотрено.
В противном случае это приведет к возможности обхода процедуры предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, предусмотренной градостроительным законодательством, и получению таких документов с целью введения в эксплуатацию объектов, возведенных с нарушениями и отклонениями от параметров.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что у Администрации имелись основания для отказа ИП Амиряну Э.М. в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства, расположенного по адресу: Республика Коми, г.Печора, ул.Советская.
Ссылка заявителя на заключение эксперта от 13.10.2020 N п-071/20-1, согласно которому конструкция здания пристройки, расположенная по адресу: Республика Коми, г.Печора, ул.Советская, д.37, является некапитальным строением, подлежит отклонению поскольку данное заключение подготовлено после вынесения оспариваемого постановления ответчика и не являлось предметом оценки Администрации.
В силу изложенного, вопреки доводам апелляционной жалобы, у Арбитражного суда Республики Коми отсутствовали предусмотренные частью 3 статьи 201 АПК РФ основания для удовлетворения заявленных требований, поскольку оспариваемое постановление соответствует закону и не нарушает права и законные интересы Предпринимателя.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда первой инстанции и не могут рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение Арбитражного суда Республики Коми следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу ИП Амиряна Э.М. - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя жалобы.
Поскольку при подаче апелляционной жалобы ИП Амирян Э.М. по чеку-ордеру от 24.12.2020 (номер операции 6194068) за рассмотрение апелляционной жалобы уплатил государственную пошлину в размере 3 000 рублей, Предпринимателю надлежит вернуть излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 1 350 рублей.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 27.11.2020 по делу N А29-3524/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Амиряна Эдуарда Мартиросовича - без удовлетворения.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Амиряну Эдуарду Мартиросовичу (ИНН: 110504954380; ОГРНИП: 314110507800031) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 350 (одна тысяча триста пятьдесят) рублей, излишне уплаченную по чеку-ордеру от 24.12.2020 (номер операции 6194068).
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Е.В. Минаева |
Судьи |
С.С. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-3524/2020
Истец: ИП Амирян Эдуард Мартиросович
Ответчик: Администрация Муниципального Района "Печора", Руководителю Администрации МР "Печора"
Третье лицо: ИП Абрарова Лина Ульфировна