г. Владимир |
|
11 февраля 2021 г. |
Дело N А79-9165/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 февраля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 февраля 2021 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Устиновой Н.В., судей Наумовой Е.Н., Мальковой Д.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Горбатовой М.Ф., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу отдела имущественных и земельных отношений администрации города Алатыря Чувашской Республики на решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 30.10.2020 по делу N А79-9165/2020, принятое по иску общества с ограниченной ответственностью Управляющей компании "Горжилком" (ОГРН 1182130004231, ИНН 2122007751) к отделу имущественных и земельных отношений администрации города Алатыря Чувашской Республики (ОГРН 1102131000014, ИНН 2122006483) о взыскании 12 597 руб. 20 коп., в отсутствие представителей сторон.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил.
Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Горжилком" (далее - Общество) обратилось в арбитражный суд с иском к муниципальному образованию город Алатырь Чувашской Республики в лице отдела имущественных и земельных отношений администрации города Алатыря Чувашской Республики (далее - Отдел) о взыскании 12 597 руб.
20 коп., в том числе 12 558 руб. 25 коп. долга и 38 руб. 95 коп. пеней за период с 25.12.2019 по 24.03.2020.
Решением от 30.10.2020 Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии взыскал с Отдела в пользу Общества 12 558 руб. 25 коп. долга за период с 01.10.2019 по 31.07.2020, 38 руб. 95 коп. пеней за период с 26.12.2019 по 24.03.2020, а также 2000 руб. расходов по государственной пошлине.
Не согласившись с принятым судебным актом, Отдел обратился в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
Обжалуя судебный акт, заявитель ссылается на то, что собственником нежилого помещения является муниципальное образование город Алатырь Чувашской Республики, а не Отдел. Отметил, что счета-фактуры и акты выполненных работ направлялись и направляются в адрес администрации города Алатыря Чувашской Республики. По мнению заявителя, надлежащим ответчиком по делу является муниципальное образование город Алатырь Чувашской Республики.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу возразило по доводам заявителя, считая их несостоятельными, и просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не обеспечили явку своих представителей в судебное заседание от 28.01.2021, в котором на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 04.02.2021. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие по имеющимся в деле материалам.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и возражения на них, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены (изменения) судебного акта.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в соответствии с протоколом от 22.10.2018 N 3 общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Алатырь, микрорайон Стрелка, д. 27, проведенного в форме очного голосования, управляющей организацией избрано Общество.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 25.11.2016 с 04.02.2016 по настоящее время муниципальному образованию город Алатырь Чувашской Республики на праве собственности принадлежит нежилое помещение площадью 87,9 кв.м, расположенное по адресу:
г. Алатырь, микрорайон Стрелка, д. 27, пом. 1а-2п-5 (государственная регистрация права от 04.02.2016 N 21-21/003-21/003/001/2016-228/1)
По расчету истца, задолженность ответчика по внесению платы за содержание общего имущества дома и коммунальные услуги на общедомовые нужды за период с 01.10.2019 по 31.07.2020 составляет 12 558 руб. 25 коп.
Претензионным письмом от 01.09.2020 N 425 истец потребовал от ответчика погасить задолженность по оплате стоимости оказанных коммунальных услуг и расходов по содержанию общего имущества дома.
Неисполнение ответчиком требования, изложенного в претензии, послужило истцу основанием для обращения с иском в суд.
В статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации и статье 39 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственник несет бремя расходов по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, если иное не предусмотрено законом или договором.
Как установлено в статье 249 Гражданского кодекса Российской Федерации, каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации и частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование.
Согласно части 1 статьи 37 Жилищного кодекса Российской Федерации доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника (статья 39 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.
Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт (часть 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, собственник помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию и ремонту общего имущества.
При этом отсутствие договора, заключенного с организацией, оказывающей услуги по управлению многоквартирным домом, не освобождает собственника помещения от обязанности производить оплату услуг управляющей организации по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном жилом доме.
Материалами дела подтверждается фактическое оказание истцом услуг по управлению жилым домом, право собственности муниципального образования г. Алатырь Чувашской Республики на спорное нежилое помещение. Следовательно, собственник спорного нежилого помещения обязан ежемесячно производить возмещение издержек за работы и услуги по управлению многоквартирным домом, содержанию и ремонту общего имущества, по коммунальным услугам на общедомовые нужды.
Расчет задолженности на содержание и ремонт общего имущества дома произведен истцом исходя из площади спорного нежилого помещения и тарифа на услуги по управлению, содержанию и ремонту общего имущества, установленного собственниками помещений в МКД на общем собрании собственников помещений в многоквартирном жилом доме, в размере 14 руб. за 1 кв.м (протокол от 22.10.2018 N 3).
Стоимость коммунальных услуг определена истцом на основании тарифов, установленных Государственной службой Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам.
По расчету истца, доля собственника спорного нежилого помещения за содержание и ремонт общего имущества дома и по оплате коммунальных услуг за период с 01.10.2019 по 31.07.2020 составила 12 558 руб. 25 коп.
Расчет задолженности ответчиком не оспорен и документально не опровергнут, контррасчет не представлен.
Довод Отдела о непредоставлении истцом доказательств несения расходов по содержанию и ремонту многоквартирного дома N 27 микрорайона Стрелка города Алатыря Чувашской Республики (договоры с третьими лицами об оказании данных услуг, акты выполненных работ (оказанных услуг)) обоснованно отклонен судом первой инстанции.
Услуги по содержанию общего имущества многоквартирного дома оказываются всем собственникам и приравненным к ним лицам. Расчет стоимости услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома представляет собой простую арифметическую операцию умножения суммы тарифа на площадь помещения и соответствующего числа месяцев. Доказательства того, что истец ненадлежащим образом исполняет свои обязанности, в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции, проверив расчет суммы задолженности и учитывая непредставление в дело доказательств внесения соответствующей платы, правомерно удовлетворил требование о взыскании задолженности за спорный период в заявленной сумме (12 558 руб. 25 коп.).
В соответствии со статьей 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон (пункт 1 статьи 332 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу части 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.
Истцом к взысканию предъявлены пени за период с 26.12.2019 по 24.03.2020 в сумме 38 руб. 95 коп.
Суд первой инстанции, проверив расчет неустойки, не оспоренный ответчиком, и признав его верным, обоснованно удовлетворил требование о взыскании пени в полном объеме.
Таким образом, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Обжалуя судебный акт, заявитель полагает, что Отдел является ненадлежащим ответчиком по делу.
Доводы заявителя жалобы проверены и отклонены.
Поскольку от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их компетенции (пункт 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации), то возмещение затрат на содержание не распределенного и не закрепленного за конкретным пользователем имущества, принадлежащего публично-правовому образованию, должно осуществляться не за счет его казны, а непосредственно с того органа, которому переданы полномочия по управлению этим имуществом.
Как следует из материалов дела, решением Собрания депутатов города Алатыря Чувашской Республики V созыва от 24.07.2012 N 44М7-5 в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", Уставом города Алатыря Чувашской Республики, утверждено Положение об Отделе.
В соответствии с пунктом 1.1 данного Положения Отдел является исполнительным органом администрации города Алатырь, осуществляющим, в том числе, права собственника в отношении имущества и земли, находящихся в муниципальной собственности города Алатырь; основными задачами Отдела являются управление и распоряжение в установленном порядке объектами муниципальной собственности на территории города Алатыря и за его пределами, координация деятельности иных органов, юридических и физических лиц в этой сфере.
В связи с этим, осуществляя права собственника муниципального имущества, Отдел представляет в пределах своих полномочий интересы города Алатыря и защищает его имущественные и иные права (пункт 2.1 Положения об Отделе).
При этом администрация города Алатыря Чувашской Республики в силу предоставленных ей полномочий организует управление, контроль и эксплуатацию именно муниципального жилищного фонда (пункт 2.2 Положения об администрации города Алатыря Чувашской Республики, утвержденного решением Алатырского городского собрания депутатов Чувашской Республики от 22.06.2012 N 39/16-5).
Доказательства того, что администрация города Алатыря наделена правами собственника в отношении имущества и земли, находящихся в муниципальной собственности города Алатыря, ответчиком не предоставлено.
С учетом изложенного, из содержательно-правового смысла приведенных актов города Алатыря следует, что Отдел является органом, осуществляющим от имени города права собственника в отношении муниципального имущества в виде нежилых помещений, а администрация города Алатыря Чувашской Республики - в отношении жилого фонда. При этом в силу пункта 3.1 Положения об Отделе последний выступает в качестве истца, ответчика и третьего лица в судах, арбитражных судах по защите имущественных прав и интересов города Алатыря, иных юридических и физических лиц в пределах своей компетенции.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования за счет Отдела, являющегося лицом, обязанным по возмещению расходов управляющей компании по нежилому помещению в многоквартирном жилом доме в части платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома и общедомовые коммунальные услуги.
Таким образом, суд апелляционной инстанции находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, поскольку оно принято с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены (изменения) судебного акта по доводам заявителя, отклоненным по изложенным выше мотивам, не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя. Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не рассматривался, поскольку в соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 30.10.2020 по делу N А79-9165/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу отдела имущественных и земельных отношений администрации города Алатыря Чувашской Республики - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Н.В. Устинова |
Судьи |
Е.Н. Наумова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-9165/2020
Истец: ООО Управляющая компания "Горжилком"
Ответчик: Отдел имущественных и земельных отношений Администрации города Алатыря Чувашской Республики