г. Чита |
|
08 февраля 2024 г. |
Дело N А19-8215/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 февраля 2024 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Будаевой Е.А.,
судей Басаева Д.В., Сидоренко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зиминым Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Территориального фонда обязательного медицинского страхования Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 23 августа 2023 года и дополнительное решение Арбитражного суда Иркутской области от 10 октября 2023 года по делу N А19-8215/2022 по заявлению закрытого акционерного общества "Центр компьютерной томографии" (ОГРН 1083808013057, ИНН 3808184442) к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Иркутской области (ОГРН 1023801547395, ИНН 3811028531) о признании недействительными в части акта плановой комплексной проверки от 15.03.2022 N11, требования об устранении нарушений по результатам проверки от 31.03.2022 N 02-156/22-(10),
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Колосок В.С., представителя по доверенности от 12.04.2023, Степанова А.О., директора общества,
от заинтересованного лица: Шатровой А.А., представителя по доверенности от 10.01.2024,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Центр компьютерной томографии" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительными акта плановой комплексной проверки Территориального фонда обязательного медицинского страхования Иркутской области (далее - заинтересованное лицо, Фонд) от 15.03.2022 N 11, с учетом уточнения данных от 21.06.2022 акта плановой комплексной поверки ЗАО "ЦКТ" от 15.03.2022 N11 в части нецелевого расходования средств ОМС в размере 551 606,08 руб. (пункт 2.2.3. акта проверки, пункт 1 заключительной части акта проверки), требования об устранении нарушений по результатам проверки от 31.03.2022 N02-156/22-(10) с учетом письма Иркутского филиала ТФОМС Иркутской области от 21.06.2022 N02-334/22-(10) в части возложения на Центр обязанности вернуть в бюджет ТФОМС Иркутской области 551 606,80 руб. и уплатить штраф в размере 55 160,68 руб. (пункт 2 требования).
Решением суда от 23 августа 2023 года требования удовлетворены.
Дополнительным решением суда от 10 октября 2023 года, с учетом определения об исправлении арифметической ошибки от 10 октября 2023 года, с Фонда в пользу общества взыскано 30 000 рублей судебных расходов, связанных с оплатой судебной экспертизы.
Не согласившись с решением и дополнительным решением суда, Фонд обжаловал их в апелляционном порядке, указав, что спорные материальные ценности приняты к бухгалтерскому учету в меньшем размере, чем оплачены за счет средств ОМС, следовательно, средства ОМС использованы не по целевому назначению; оприходование материалов произведено обществом после проведения проверки; ввиду незаконности решения суда оснований для отнесения судебных издержек на Фонд не имеется.
В отзыве на апелляционную жалобу заявитель выразил согласие с решением суда первой инстанции.
В судебном заседании представитель Фонда доводы апелляционных жалоб поддержал, представители общества доводы апелляционных жалоб оспорили.
Судом первой инстанции установлены следующие фактические обстоятельства.
В период с 11.02.2022 по 15.03.2022 на основании приказа директора Иркутского филиала ТФОМС Иркутской области от 07.02.2022 N 13, комиссией по проверке использования средств обязательного медицинского страхования проведена плановая комплексная проверка деятельности ЗАО "ЦКТ" за период с 01.01.2020 до 01.01.2022, в ходе которой выявлено, что обществом в проверяемый период допущено нецелевое использование средств обязательного медицинского страхования на общехозяйственные и накладные расходы в 2021 году на сумму 8300 руб. и на оплату материальных ценностей, получение и использование которых для оказания медицинской помощи в рамках программы ОМС не подтверждено документами (принятые к бухгалтерскому учету в меньшем размере, чем оплачены), в сумме 691 576,64 руб., в том числе:
- на приобретение в 2020 году материальных ценностей (спецодежда на сумму 2466,79 руб., бахилы на сумму 2526,96 руб.);
- на приобретение в 2020 году материальных ценностей на сумму 547 592,97 руб. (пленка DI-HL, DryFilm, DryPix, Agfa Drystar);
- на приобретение в 2021 году материальных ценностей на сумму 138 989,92 руб. (растворы для контрастного вещества).
Выявленные нарушения зафиксированы в акте от 15.03.2022 N 11.
В требовании об устранении нарушений по результатам проверки от 31.03.2022 N 02-156/22-(10) Фонд потребовал от ЗАО "ЦКТ" в срок до 15.04.2022 направить в адрес Иркутского филиала ТФОМС Иркутской области информацию о принятых мерах по устранению выявленных в ходе проверки нарушений (план мероприятий), в течение десяти рабочих дней со дня предъявления требования вернуть в бюджет ТФОМС Иркутской области использованные не по целевому назначению средства обязательного медицинского страхования в сумме 699 876,64 руб. (в том числе: 553 286,72 руб. - за период с 01.10.2020 до 01.01.2021, 146 589,92 руб. - за период с 01.01.2021 до 01.01.2022), уплатить 69 987,66 руб. штрафа в размере 10 % от суммы нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования за указанный период.
Заявитель, полагая, что акт проверки от 15.03.2022 N 11 и требование от 31.03.2022 N 02-156/22-(10) об устранении нарушений по результатам проверки за период с 01.01.2020 до 01.01.2022 в оспариваемой части не соответствуют закону, нарушают его права и законные интересы, обратился в суд с настоящим заявлением.
В ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции Фондом принято уточнение данных от 21.06.2022 акта плановой комплексной проверки ЗАО "ЦКТ" от 15.03.2022 N 11. Суммы нецелевого расходования средств ОМС уменьшены на 109 650,00 руб.; сумма нецелевого расходования средств ОМС на оплату материальных ценностей в результате корректировки составила 581 926,64 руб., сумма назначенного Фондом штрафа снижена до 59 022,66 руб.
Письмом от 21.06.2022 N 02-334/22-(10) Фонд привел суммы нецелевого использования средств ОМС, указанные в требовании об устранении нарушений по результатам проверки от 31.03.2022 N 02-156/22-(10), в соответствие с уточнением акта проверки.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев материалы дела, проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, оценив приведенные лицами, участвующими в деле, доводы, не установил основания для отмены судебных актов.
В силу статьи 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации одной из задач судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.
Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов (часть 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу положений части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из положений статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Суд апелляционной инстанции признает обоснованными выводы суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения требований, основанные на правильном применении следующих правовых норм и установлении фактических обстоятельств.
В соответствии со статьей 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов относятся к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации.
В силу статьи 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, согласно которому бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Согласно статье 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации под нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, регулирует Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона N 326-ФЗ законодательство об ОМС основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", настоящего Федерального закона, других федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации. Отношения, связанные с ОМС, регулируются также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 9 Закона N 326-ФЗ территориальные фонды ОМС и медицинские организации являются участниками ОМС.
В силу пункта 12 части 7 статьи 34 Закона N 326-ФЗ территориальный фонд ОМС осуществляет контроль за использованием средств ОМС страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии.
Частью 5 статьи 20 Закона N 326-ФЗ предусмотрено, что медицинские организации имеют право использовать средства ОМС, полученные за оказанную помощь, в соответствии с программами ОМС.
В силу статьи 78 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны граждан в Российской Федерации" медицинская организация участвует в оказании гражданам Российской Федерации медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, составной частью которой, является базовая программа обязательного медицинского страхования (часть 1 статьи 35 Закона N 326-ФЗ).
Частью 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ установлено, что структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до 100 тыс. руб. за единицу.
В проверяемый период действовали Территориальные программы ОМС на 2020, 2021 годы, Тарифные соглашения на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию на территории Иркутской области от 27.12.2019 (на 2020 год) и от 30.12.2020 (на 2021 год), в состав которых входят указанные территориальные программы обязательного медицинского страхования.
Согласно положениям Территориальных программ направления расходования средств ОМС и другие вопросы оплаты медицинской помощи в системе ОМС в Иркутской области определяются Тарифными соглашениями, согласно которым:
- структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до 100 тыс. руб. за единицу, с 04.03.2022 допускается приобретение основных средств (медицинских изделий, используемых для проведения медицинских вмешательств, лабораторных и инструментальных исследований) стоимостью до 1 млн. рублей при отсутствии у медицинской организации не погашенной в течение 3 месяцев кредиторской задолженности за счет средств ОМС;
- указанные расходы осуществляются в пределах средств, полученных медицинской организацией от страховых медицинских организаций по договору по ОМС, в рамках установленных объемов предоставления медицинской помощи застрахованным по ОМС лицам, оказанной в рамках Территориальной программы ОМС;
- расходование средств ОМС (расходы, входящие в структуру тарифа на медицинскую помощь) производится медицинскими организациями по соответствующим статьям (подстатьям) расходов, перечисленных в Указаниях о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных Министерством финансов Российской Федерации (действующих на дату осуществления расходов медицинской организацией);
- приоритетными расходами являются: расходы на заработную плату, расходы по начислениям на оплату труда, расходы, непосредственно связанные с процессом оказания медицинской помощи застрахованным лицам (в т.ч. приобретение лекарственных препаратов, перевязочных средств, мягкого инвентаря, продуктов питания, медицинского инструментария), расходы на коммунальные платежи, расходы по оплате налогов (сборов);
- использование средств ОМС медицинскими организациями на финансирование видов медицинской помощи, не включенных в территориальную программу ОМС; на оплату расходов, не включенных в структуру тарифа на медицинскую помощь в сфере ОМС; оплату медицинской помощи лицам, не застрахованным в сфере ОМС.
В главе 6 раздела 3 Тарифных соглашений установлено, что руководству медицинской организации надлежит обеспечить эффективное расходование средств ОМС, направленное на реализацию прав граждан на получение бесплатной качественной медицинской (в т.ч. лекарственной) помощи в рамках Территориальной программы ОМС, в соответствии со статьями расходов, включенными в структуру тарифа на медицинскую помощь в сфере ОМС. Принимаемые руководителем медицинской организации решения по расходованию средств ОМС не должны способствовать возникновению дебиторской и кредиторской задолженности медицинской организации по расходам (пункт 11); нецелевым использованием средств ОМС медицинскими организациями является расходование средств ОМС в нарушение требований нормативных правовых актов Российской Федерации и Иркутской области. В случае использования медицинской организацией средств ОМС не по целевому назначению медицинская организация несет ответственность в соответствии с частью 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ (пункт 14).
За использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки (часть 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ).
Порядок осуществления территориальными фондами ОМС контроля за деятельностью страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере ОМС, а также контроля за использованием средств ОМС указанными страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, утвержден приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26.03.2021 N 255н.
Проверка использования средств на указанные цели осуществляется путем проверки первичных документов, подтверждающих законность проведения банковских операций, включающих договоры поставки лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов. При этом, в числе прочего, проверяются:
своевременность, полнота и правильность оприходования лекарственных средств и расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов;
наличие раздельного учета лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, приобретаемых за счет средств обязательного медицинского страхования и за счет средств, поступающих в медицинскую организацию из других источников.
Статьей 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" установлено, что каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни.
В 2020 году Положением по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" N 5/01, утвержденным приказом Минфина России от 09.06.2011 N 44н, были установлены правила формирования в бухгалтерском учете информации о материально-производственных запасах организации.
Приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н утверждены Методические рекомендации по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (далее - Методические рекомендации), которые определяли порядок организации бухгалтерского учета материально-производственных запасов на основе ПБУ N 5/01.
Согласно пункту 7 Методических рекомендаций основными требованиями, предъявляемыми к бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, являются "сплошное, непрерывное и полное отражение движения (прихода, расхода, перемещения) и наличия запасов, учет количества и оценка запасов, оперативность (своевременность) учета запасов, достоверность, соответствие синтетического учета данным аналитического учета на начало каждого месяца (по оборотам и остаткам), соответствие данных складского учета и оперативного учета движения запасов в подразделениях организации данным бухгалтерского учета".
15.11.2019 приказом Минфина России N 180н утвержден Федеральный стандарт бухгалтерского учета ФСБУ 5/2019 "Запасы" (далее - Стандарт).
Пункт 9 Стандарта предусматривает, что организация должна обеспечить надлежащий контроль (в том числе с использованием забалансового учета) наличия и движения материальных ценностей, указанных в подпункте "б" пункта 4 настоящего Стандарта, а также переданных в производство (эксплуатацию) объектов, указанных в подпункте "б" пункта 3 настоящего Стандарта.
Судом первой инстанции установлено, что в ходе проверки ЗАО "ЦКТ" представлены за 2020-2021 г.г.: платежные поручения, карточки счета банка, оборотно-сальдовые ведомостей по счету 10 "Материалы", копии товарных накладных, копии актов сверок.
По результатам проверки платежных поручений, карточек счета банка, оборотно-сальдовых ведомостей по счету 10 "Материалы", копий товарных накладных, копий актов сверок Фондом установлено, что ЗАО "ЦКТ" материальные ценности приняты к бухгалтерскому учету в меньшем размере, чем оплачены за счет средств ОМС.
В частности, в 2020 году за счет средств ОМС приобретен раствор для контрастного вещества (омнипак, омнискан, ультравист, магневист, кларискан, йрмерон, прохэнс) на сумму 2 138 212,20 руб., из них отражено в бухгалтерском учете (сч.10) (средств ОМС) на сумму 1 590 619,23 руб. Не оприходованы приобретенные материальные ценности на сумму 547 592,97 руб.
В 2021 году за счет средств ОМС оплачено приобретение пленки DI-HL, DryFilm, DryPix, Agfa Drystar на сумму 784 248,20 руб., из них отражено в бухгалтерском учете (сч.10) (средств ОМС) на сумму 645 258,28 руб. Не оприходованы приобретенные материальные ценности на сумму 138 989,92 руб.
В 2020 году за счет средств ОМС приобретены спецодежда на сумму 12 338,92 руб. и бахилы на сумму 13 334,00 руб., из которых отражено в бухгалтерском учете (сч.10) (средств ОМС) на сумму 9 872,13 руб. и 10 807,04 руб. соответственно. Не оприходованы приобретенные материальные ценности на сумму 4993,75 руб., в том числе: спецодежда на сумму 2466,79 руб. и бахилы на сумму 2526,96 руб.
Ввиду того, что первичные учетные документы, предусмотренные статьей 9 Федерального закона N 402-ФЗ, подтверждающие сохранность, учет и целевое использование приобретенных за счет средств ОМС материальных ценностей на сумму 551 606,08 руб. (с учетом уточнения акта проверки от 21.06.2022), на основании данных которых формируются регистры бухгалтерского учета, не представлены обществом на проверку, Фонд сделал вывод о нецелевом использовании обществом средств ОМС, в нарушение Закона N 326-ФЗ, пункта 14 Главы 6 Раздела 3 Тарифного соглашения на 2020 год, а также Тарифного соглашения на 2021 год.
Вывод Фонда о нецелевом использовании средств ОМС сделан на том основании, что приобретенные материальные ценности не были надлежащим образом оприходованы обществом, в нарушение установленных требований законодательства о бухгалтерском учете.
Аналогичные доводы приведены и в апелляционной жалобе.
Из акта проверки следует, что Фонд провел проверку медицинских карт пациентов, получающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях (уч.ф. N 025/у), проверены выборочным методом.
Суд апелляционной инстанции поддерживает позицию суда первой инстанции, основанную на том, что поскольку Фондом не установлено фактов расходования средств ОМС не в соответствии со статьями расходов, включенными в структуру тарифа на медицинскую помощь в сфере ОМС, оснований для вывода о том, что обществом допущено фактическое нецелевое использование средств ОМС не имеется.
Выделенные средства ОМС направлены обществом в соответствии с действующим законодательством в сфере ОМС и территориальной программой на оплату лекарственных средств (контрастные вещества) и расходных материалов.
При таких обстоятельствах, оснований для признания доводов апелляционной жалобы о нецелевом использовании средств ОМС обоснованными суд апелляционной инстанции не установил.
При этом судом первой инстанции учтены результаты судебной бухгалтерской экспертизы, оформленные заключением эксперта от 26.02.2023 N 01-2023, которыми подтверждено принятие к бухгалтерскому учету (оприходование) материальных ценностей, отраженных в акте плановой комплексной проверки от 15.03.2022 N 11 как нецелевое использование средств ОМС, на сумму 661 256,80 руб.
Довод апелляционной жалобы о фактическом оприходовании материалов после проведения проверки Фондом на выводы суда апелляционной инстанции о правомерности удовлетворения судом требований общества не влияет.
На основании положений статей 101, 106, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате судебной экспертизы с учетом результата рассмотрения дела правомерно отнесены судом первой инстанции на Фонд.
Суд апелляционной инстанции при повторном исследовании материалов дела и оценке доказательств по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к отличным от суда первой инстанции выводам не пришел.
Доводы апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции проверены в полном объеме, но подлежат отклонению, поскольку судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка представленным сторонами доказательствам, и при повторном исследовании материалов дела и оценке доказательств по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции не установлено. Оснований для отмены решения суда по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены судебных актов судом апелляционной инстанции не установлены.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 23 августа 2023 года и дополнительное решение Арбитражного суда Иркутской области от 10 октября 2023 года с учетом определения об исправлении опечатки от 10 октября 2023 года по делу N А19-8215/2022 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.А. Будаева |
Судьи |
Д.В. Басаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-8215/2022
Истец: ЗАО "Центр компьютерной томографии"
Ответчик: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Иркутской области
Хронология рассмотрения дела:
02.05.2024 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-1750/2024
08.02.2024 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-4978/2023
10.10.2023 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-8215/2022
23.08.2023 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-8215/2022