Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 10 июня 2021 г. N Ф09-3619/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Пермь |
|
18 февраля 2021 г. |
Дело N А71-2398/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2021 года.
Постановление в полном объёме изготовлено 18 февраля 2021 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Лихачевой А.Н.,
судей Власовой О.Г., Гладких Д.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Коржевой В.А., при участии посредством видеоконференц-связи с Арбитражным судом Удмуртской Республики:
от истца - Мокрушина Е.Н. по доверенности от 11.01.2021, паспорт;
от ответчика - Шубина Э.Р. по доверенности от 30.04.2020, паспорт; Зайцев А.К. - доверенность от 21.02.2020, паспорт;
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путём размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "ЖРП N 8"
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 16 ноября 2020 года,
принятое судьёй Морозовой Н.М.,
по делу N А71-2398/2020
по иску общества с ограниченной ответственностью "КомЭнерго" (ОГРН 1121840008971, ИНН 1840013624)
к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "ЖРП N 8" (ИНН 1840003344, ОГРН 1111840012767)
о взыскании долга по договору теплоснабжения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "КомЭнерго" (далее - истец, ООО "КомЭнерго") обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "ЖРП N 8" (далее - ответчик, ООО УК "ЖРП N 8) о взыскании 259765 руб. 67 коп. долга за тепловую энергию по договору теплоснабжения N 13-262/2015 от 31.12.2015 за период с октября 2017 по ноябрь 2018 года, составляющего разницу в виде стоимости повышающего коэффициента.
В ходе рассмотрения спора истец заявил ходатайство об уточнении размера исковых требований, согласно которому просит взыскать с ответчика 239 585 руб. 73 коп. долга. Ходатайство истца судом первой инстанции рассмотрено и удовлетворено на основании ст.49 АПК РФ.
Ответчик иск оспорил по доводам отзыва (л.д.47-48 том 1), дополнительных возражений, а именно указал, что обязанность по оснащению МКД общедомовыми приборами учета возложена на ресурсоснабжающую организацию, а также на невозможность установки общедомовых приборов учета тепловой энергии по причине отсутствия отсекающих арматур к МКД N 9,14,15,20 на трассе теплоснабжения, в границах балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности ООО "КомЭнерго".
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 16 ноября 2020 года (резолютивная часть от 12.11.2020) исковые требования удовлетворены. С общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "ЖРП N 8", г. Ижевск (ОГРН 1111840012767, ИНН 1840003344) в пользу Общества с ограниченной ответственностью "КомЭнерго", г. Ижевск (ОГРН 1121840008971, ИНН 1840013624) взыскано 239 585 руб. 73 коп. долга, а также 7791 руб. 71 коп. в возмещение расходов по оплате государственной пошлины по иску.
Не согласившись, ответчик обратился в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение первой инстанции отменить, в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Ответчик не согласен с выводами суда первой инстанции по существу рассмотренного спора.
По мнению ответчика, судом первой инстанции не дана надлежащая оценка приобщенному к материалам дела письму ООО "Завьяловские теплосети" об отсутствии отсекающей арматуры на ответвлениях сетей теплоснабжения к жилым домам N 9,14,15,20 (исх.N 37-2017 от 20.06.2017),которое, как полагает ответчик, является юридически значимым обстоятельством по факту возможности/невозможности установки общедомового прибора учета тепловой энергии, указанным письмом подтвержден факт отсутствия возможности у РСО отключения и опорожнения трасс к МКД N 9,14,15,20 с. Вараксино, в связи с чем ответчик - ООО УК "ЖРП N 8" не смогло осуществить работы по установке ОДПУ в МКД N 9,14,15,20 с.Вараксино по причине не отключения и не опорожнения трасс теплоснабжения ООО "КомЭнерго"; ответчик указывает на то, что согласно техническим документам, выданным РСО, УК должна была осуществить монтаж отсекающей арматуры в МКД (до ОДПУ) и установить сам узел учета тепловой энергии в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности трубопроводов, письмом исх.N 3182 от 23.05.2017 ООО УК "ЖРП N 8" просило РСО согласовать сроки отключения и опорожнения теплотрассы с целью осуществления монтажа отсекающей арматуры в МКД, выяснив, что РСО данные действия обеспечить не сможет, ООО УК "ЖРП N 8" направило письмо с просьбой обеспечить установку отсекающей арматуры на ответвлениях магистралей сетей теплоснабжения к жилым домам (письмо N 3711 от 15.06.2017), письмом исх.N 37-2017 от 20.06.2017 РСО сообщило, что запланировали установку отсекающих арматур на ответвлениях сетей теплоснабжения к жилым домам.
Ссылаясь на приведенные обстоятельства, ответчик настаивает на том, что у УК отсутствовала техническая возможность осуществить монтаж отсекающей арматуры и узла учета тепловой энергии к границе балансовой принадлежности по вышеуказанным МКД; ООО УК "ЖРПN 8" стало известно в имеющейся технической возможности установки ОДПУ тепловой энергии по МКД N 20 с.Вараксино в мае 2018, по МКД N 9 - в октябре 2018, по МКД N 14 - в сентябре 2018, по МКД N 15 - в декабре 2017; судом первой инстанции не дана оценка представлению прокуратуры Завьяловского района УР исх.N 48-2017 от 19.10.2017 об устранении нарушений закона в связи с бездействием ООО "КомЭнерго"; доводам УК о том, что управляющая организация не вправе в одностороннем порядке увеличивать состав общедомового имущества; о том, что размер платы за коммунальные услуги с применением повышающих коэффициентов не может быть доходом РСО; повышающие коэффициенты будут являться убытками управляющей компании; РСО в расчете суммы повышающего коэффициента не учтены даты ввода ОДПУ тепловой энергии в эксплуатацию; судом не дана оценка заключению специалиста ООО "ЭкспертСтройНадзор".
Истцом представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором истец, отклоняя доводы апелляционной жалобы ответчика, указывает на то, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и представленным доказательствам, пояснил, что в спорных домах установлена отсекающая арматура, что подтверждается рабочими проектами МКД, при наличии внутридомовой запорной арматуры, технических условий на установку узлов учета тепловой энергии, которые ответчику были выданы, наличие или отсутствие запорной арматуры на сетях теплоснабжения не является основанием, позволяющим ответчику на законных основаниях не производить работы по установке ОДПУ; правовая оценка представлению N 48-2017 Прокуратуры Завьяловского района Удмуртской Республики от 19.10.2017 дана судебными актами по делу N А71-5041/2018, подтверждает позицию истца по делу, расчет платы произведен истцом с учетом даты ввода ОДПУ по каждому МКД, также истец указал, что не имеет непосредственного присоединения к сетям МКД и обязанности по установке ОДПУ, просит обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседание представители сторон поддержали позицию, изложенную в апелляционной жалобе и отзыве на апелляционную жалобу, соответственно.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, истец, являясь энергоснабжающей организацией по отношению к ответчику, в спорный период времени: октябрь 2017 года - ноябрь 2018 года,- осуществлял поставку ответчику тепловой энергии, выставляя для оплаты соответствующие счета-фактуры, которые в нарушение принятых обязательств ответчиком оплачены не в полном объеме.
Направленная истцом претензия с требованием об оплате задолженности оставлена ответчиком без удовлетворения.
Ссылаясь на нарушение порядка расчётов и наличие задолженности, истец обратился в арбитражный суд с данным иском о взыскании с ответчика 239 585 руб. 73 коп. долга в судебном порядке.
Суд первой инстанции, исследовав материалы дела, оценив их в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о том, что иск подлежит удовлетворению, отклонив возражения ответчика по иску, аналогичные приведенным в апелляционной жалобе.
Исследовав материалы дела с учетом доводов апелляционной жалобы и возражений истца относительно этих доводов, суд апелляционной инстанции считает, что оснований для изменения (отмены) обжалуемого судебного акта не имеется, в связи со следующим.
Исходя из материалов дела, между сторонами возникли разногласия относительно правомерности применения истцом повышающего коэффициента при расчете стоимости тепловой энергии по многоквартирным домам N 9,14,15,20 с. Вараксино Завьяловского района Удмуртской Республики, не оборудованным общедомовым прибором учета, в период с октября 2017 года по ноябрь 2018 года.
При рассмотрении спора суд первой инстанции правомерно исходил из того, что отношения сторон в спорный период регулировались, в том числе, положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306), Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета.
Расчеты за энергоресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
До установки приборов учета закон допускает применение расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
До 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии (часть 5 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
В этой связи в целях стимулирования потребителей к установке индивидуальных, общих (квартирных), а также коллективных (общедомовых) приборов учета потребления коммунальных ресурсов и, соответственно, определения объема и стоимости потребленных потребителями коммунальных услуг, исходя из объемов соответствующих коммунальных ресурсов, определенных по показаниям данных приборов учета, постановлениями Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 N 344, от 17.12.2014 N 1380 в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306) внесены изменения, введены повышающие коэффициенты, применяемые при определении нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях.
В случаях, установленных Правилами N 124, с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498, стоимость поставленного ресурсоснабжающей организацией в многоквартирный дом коммунального ресурса определяется с применением повышающего коэффициента.
Повышающий коэффициент не увеличивает объем реализованных коммунальных услуг. Применение повышающего коэффициента при расчете объема коммунальных услуг представляет собой меры, направленные на стимулирование потребителей коммунальных услуг на установку, своевременный ремонт и замену приборов учета, используемых при расчетах за коммунальные услуги.
Таким образом, в случае, если исполнителем коммунальных услуг является ресурсоснабжающая организация, то средства от продажи коммунальных ресурсов с учетом применения повышающих коэффициентов формируют доходы ресурсоснабжающих организаций, используемые последними в целях осуществления расходов по регулируемой деятельности. Полученные доходы от применения повышающих коэффициентов не учитываются при корректировке тарифов, утверждаемых на очередной год. Такой доход ресурсоснабжающей организации не может быть предусмотрен на долгосрочный период регулирования.
Согласно подпункту "е" пункта 22 Правил N 124 при наличии обязанности и технической возможности по установке коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии стоимость тепловой энергии, поставленной в многоквартирный дом, не оборудованный таким прибором учета, а также поставленной в многоквартирный дом по истечении 3 месяцев после выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии (по истечении срока его эксплуатации), а также стоимость поставленной тепловой энергии при непредставлении исполнителем сведений о показаниях коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в сроки, установленные законодательством или договором ресурсоснабжения, при недопуске исполнителем 2 и более раза представителей ресурсоснабжающей организации для проверки состояния установленного и введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии (проверки достоверности представленных сведений о показаниях такого прибора учета) определяются исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению и суммарной площади жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме с применением повышающего коэффициента, величина которого устанавливается в размере, равном 1,1. Этот коэффициент не применяется при наличии акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета коммунальных ресурсов, подтверждающего отсутствие технической возможности установки такого прибора учета, начиная с расчетного периода, в котором составлен такой акт.
В силу пункта 9 статьи 11 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечивать соответствие многоквартирных домов установленным требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов в течение всего срока их службы путем организации их надлежащей эксплуатации и своевременного устранения выявленных несоответствий.
Согласно подпункту "ж" пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) общее имущество должно содержаться в состоянии, обеспечивающем соблюдение требований законодательства РФ об энергосбережении и повышении энергетической эффективности. Следовательно, обязанность обеспечить выполнение требований энергетической эффективности в процессе эксплуатации возложена на лицо, ответственное за содержание общего имущества, то есть управляющего домом.
Из положений Правил N 491 следует, что коллективные (общедомовые) приборы учета потребляемых ресурсов входят в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Исполнитель коммунальных услуг в соответствии с договором управления многоквартирным домом, содержащим положения об обслуживании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и в силу пункта 5 части 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации обязан обеспечивать постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме.
Исполнитель коммунальных услуг как лицо, ответственное за содержание общего имущества, в силу прямых указаний закона и договора управления многоквартирным домом обязан совершить действия по организации установки и ввода в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета.
Отсутствие обязанности по установке общедомовых приборов учета в силу действующего законодательства предусмотрено только для определенных объектов энергоснабжения.
Таким образом, для домов, в которых не установлены общедомовые приборы учета, но которые должны быть оснащены такими приборами учета, ресурсоснабжающая организация обязана применять указанный выше способ расчетов - по нормативу с применением повышающего коэффициента, который стимулирует к осуществлению работ по приведению общедомового имущества в соответствие.
Довод ответчика о том, что обязанность по оснащению МКД общедомовыми приборами учета возложена на ресурсоснабжающую организацию, судом первой инстанции правомерно отклонен на основании следующего.
По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 ЖК РФ, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность (часть 2 статьи 162 ЖК РФ).
Управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации Правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (часть 2.3 статьи 161 ЖК РФ).
Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении), регулирующим отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, установлено, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами (часть 1 статьи 13 Закона об энергосбережении).
В соответствии с частью 5 статьи 13 Закона об энергосбережении на собственников жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственников помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, возложена обязанность до 1 июля 2012 года обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемой воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
В соответствии с частью 4 статьи 12 Закона об энергосбережении в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома.
Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий.
Согласно подпунктам "и", "к" пункта 11 Правил содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий; обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
Из вышеприведенных норм следует, что действующим жилищным законодательством и Законом об энергосбережении мероприятия по энергосбережению включены в состав работ по содержанию многоквартирного жилого дома, обязанность по установке общедомовых приборов учета тепловой энергии и горячей воды в многоквартирных домах возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома.
Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности.
Независимо от действий собственников многоквартирного дома управляющая компания как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома и установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, обязана принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об энергосбережении.
Обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, проверка приборов учета) входит в обязанности управляющей организации в силу положений части 2 статьи 162 ЖК РФ и подпункта "к" пункта 11 Правил. Из части 9 статьи 13 федерального закона от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ "Об энергоснабжении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Далее - Закон N 261-ФЗ) следует, что с июля 2010 года ресурсоснабжающие организации, имеющие непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключение договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Основанием для оснащения домов приборами учёта является договор, заключаемый с ответственным за содержание многоквартирного дома.
На основании изложенного вопреки доводам ответчика, обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета коммунальных ресурсов входит в обязанность управляющей организации в силу пункта 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 5 статьи 13 Закона об энергосбережении, подпункта "к" пункта 11 Правил N 491.
Предусмотренная в пункте 9 статьи 13 Закона об энергосбережении обязанность ресурсоснабжающей организации установить общедомовой прибор учета является вынужденной мерой реагирования на невыполнение потребителями предписаний закона с последующим возмещением расходов на приобретение и установку прибора за счет потребителей.
Однако данная мера не освобождает потребителей от исполнения обязанности по установке прибора учета и несения риска возникновения неблагоприятных последствий, связанных с ее неисполнением, в том числе по оплате коммунальных услуг в размере, определяемом с использованием повышенных нормативов.
Довод ответчика о невозможности установки общедомовых приборов учета тепловой энергии по причине отсутствия отсекающих арматур к МКД N 9,14,15,20 на трассе теплоснабжения, в границах балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности ООО "КомЭнерго", судом первой инстанции надлежаще исследован и также обоснованно отклонен.
Приказом Минстроя России от 28.08.2020 N 485/пр (далее - Приказ N485/пр) утверждены критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения".
Согласно п.2 Приложению N 1 к Приказу N485/пр техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида в многоквартирном доме (жилом доме или помещении), за исключением многоквартирного дома (жилого дома или помещения), указанного в пункте 5, отсутствует, если в ходе обследования будет выявлено наличие хотя бы одного из нижеуказанных критериев:
а) установка прибора учета соответствующего вида по проектным характеристикам многоквартирного дома (жилого дома или помещения) невозможна без реконструкции, капитального ремонта (за исключением мероприятий по монтажу (демонтажу) коммутационных аппаратов, шкафов (щитов) учета в границах места установки таких приборов учета и оборудования) существующих внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования) и (или) без создания новых внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования);
б) при установке прибора учета соответствующего вида невозможно обеспечить соблюдение обязательных метрологических и технических требований к прибору учета соответствующего вида, в том числе к месту и порядку его установки, предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании;
в) в месте, в котором подлежит установке прибор учета соответствующего вида, невозможно обеспечить соблюдение предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании обязательных требований к условиям эксплуатации прибора учета соответствующего вида, которые необходимы для его надлежащего функционирования, в том числе из-за технического состояния и (или) режима работы внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования), температурного режима, влажности, электромагнитных помех, затопления помещений, и (или) невозможно обеспечить доступ для снятия показаний прибора учета соответствующего вида, его обслуживания, замены, а в случае необходимости проведения реконструкции (ремонта) внутридомовой системы (внутриквартирного оборудования) привести их в соответствие с указанными требованиями.
Согласно п. 3 Приложения N 1 к Приказу N485/пр техническая возможность установки в помещении многоквартирного дома, за исключением многоквартирного дома, указанного в пункте 5 настоящего документа, индивидуального, общего (квартирного) прибора учета тепловой энергии отсутствует, если по проектным характеристикам многоквартирный дом имеет вертикальную разводку внутридомовых инженерных систем отопления.
Согласно п. 4 Приложения N 1 к Приказу N485/пр техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида в многоквартирном доме (жилом доме или помещении), за исключением многоквартирного дома (жилого дома или помещения), указанного в пункте 5 настоящего документа, имеется, если в ходе обследования технической возможности установки прибора учета соответствующего вида будет установлено отсутствие критериев, указанных в пунктах 2 и 3 настоящего документа.
Из анализа указанных норм следует, что указанный в Приложения N 1 к Приказу N485/пр перечень критериев отсутствия технической возможности установки общедомового прибора учета является исчерпывающим.
Таким образом, исходя из изложенного, факт отсутствия отсекающих арматур снаружи МКД N 9,14,15,20 на трассе теплоснабжения, в границах балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности ООО "КомЭнерго" не находится во взаимосвязи с наличием либо отсутствием технической возможности установки общедомового узла учета тепловой энергии внутри спорных МКД, на что обоснованно указал истец.
Ответчиком в материалы дела не представлены акты, свидетельствующие о невозможности установки ОДПУ без проведения мероприятий по реконструкции, либо проведения капитального ремонта существующих внутридомовых сетей, как и о создании новых внутридомовых инженерных систем, которое позволило бы провести установку ОДПУ.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (часть 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права (ч. 2 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу пунктов 1-4 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в совокупности. Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности. Каждое доказательство оценивается арбитражным судом наряду с другими доказательствами.
Таким образом, исходя из изложенных обстоятельств, материалов дела и приведенных норм материального права, ответчик, как управляющая организация обязан был принять меры к своевременной установке ОДПУ, а в период его отсутствия оплачивать приобретаемый ресурс с учетом повышающего коэффициента.
Повышающий коэффициент в таком случае является стимулирующей мерой для исполнителя коммунальных услуг в отношениях с ресурсоснабжающей организацией (ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ, ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ, пункт 112 Постановления Правительства РФ от 08.08.2012 N 808 "Об организации теплоснабжения в РФ и о внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ").
При изложенных обстоятельствах требования истца правомерно признаны судом первой инстанции подлежащими удовлетворению в сумме 239 585 руб. 73 коп. не опровергнутой по размеру, контррасчет не представлен (ст.70,65,9 АПК РФ), довод ответчика о том, что расчет истца составлен без учета даты ввода в эксплуатацию ОДПУ подлежит отклонению как не соответствующий материалам дела (ст.71,65,9 АПК РФ).
Суд апелляционной инстанции оснований для переоценки выводов суда первой инстанции не усматривает, считает, что возражения ответчика по иску, в том числе, изложенные в апелляционной жалобе, не основаны на надлежащих доказательствах, правомерно и обоснованно отклонены судом первой инстанции (ст.71,65 АПК РФ).
В силу части 1 статьи 64 и статей 71, 168 АПК РФ арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств, при оценке которых он руководствуется статьями 67 и 68 АПК РФ об относимости и допустимости доказательств.
Допустимость доказательств определяется статьёй 68 АПК РФ, согласно которой обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определёнными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами, вопреки доводам апелляционной жалобы относимых доказательств, опровергающих позицию истца, ответчиком не представлено.
С учётом изложенного, суд апелляционной инстанции считает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направленными на переоценку верно установленных по настоящему делу обстоятельств и фактических отношений сторон, которые являлись предметом исследования по делу и получили надлежащую правовую оценку в соответствии со статьёй 71 АПК РФ.
Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 АПК РФ могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
В соответствии со статьёй 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 16 ноября 2020 года по делу N А71-2398/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
А.Н. Лихачева |
Судьи |
О.Г.Власова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-2398/2020
Истец: ООО "КомЭнерго"
Ответчик: ООО Управляющая компания "ЖРП N8"