Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 1 июня 2021 г. N Ф07-3960/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
17 февраля 2021 г. |
Дело N А26-7054/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 февраля 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Лебедева Г.В., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Вардиковой А.А.,
при участии:
от истца (заявителя): Карельская А.Н.. по доверенности от 05.10.2020;
от ответчика (должника): не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-37325/2020) Федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Карелия" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 17.11.2020 по делу N А26-7054/2020, принятое
по заявлению Федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Карелия"
к Прокуратуре Республики Карелия
о признании недействительным представления,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Карелия" (далее - Учреждение, Центр, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным представления об устранении нарушений закона от 05.08.2020 N 07-45-2020, вынесенного Прокуратурой Республики Карелия.
Решением от 17.11.2020 Арбитражный суд Республики Карелия признал соответствующим Федеральному закону от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" представление заместителя прокурора Республики Карелия от 05.08.2020 N 07-45-2020. В удовлетворении заявления отказал.
Учреждение, не согласившись с решением суда, обратилось с апелляционной жалобой, в обоснование которой ссылается на то, что Центр не проводил установление соответствия или несоответствия продукции техническим регламентам, государственным санитарно - эпидемиологическим правилам и нормативам и не устанавливал факт поставки некачественной пищевой продукции.
Центром не был установлен факт несоответствия жизни или здоровью проб, поступивших на исследование, соответственно, основания для уведомления отсутствовали. Отбор проб осуществляло УФСБ России по Республике Карелия. Информация о поставщике продукции при передаче проб на исследование Центру не предоставлялась.
Податель жалобы указывает, что обращение Управления УФСБ России по Республике Карелия было рассмотрено, и заявителю был дан мотивированный ответ. Указанный ответ Центра, направленный в адрес УФСБ России по Республике Карелия, не был принят во внимание Прокуратурой Республики Карелия.
Центр не наделен правом по контролю продукции по государственному оборонному заказу. Устав Центра этого не предусматривает. Законодательство о государственном оборонном заказе имеет свою особенность и специфику, не относящуюся к сфере деятельности Центра.
Прокуратура, извещена надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, с учетом положений части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов", в судебное заседание представителей не направила, что в силу статей 156, 266 АПК РФ не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель Учреждения просил апелляционную жалобу удовлетворить, решение суда отменить.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 27.03.2019 между ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Карелия" (исполнитель) и Управлением Федеральной службы безопасности по Республике Карелия (заказчик) был заключен договор N 778д, по условиям которого исполнитель обязался за плату оказать услуги (работы) по проведению лабораторных исследований пищевой продукции, в том числе на предмет содержания микроорганизмов и бактерий группы кишечных палочек.
Во исполнение данного договора ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Карелия" провело лабораторные исследования представленных УФСБ России по Республике Карелия двух проб мяса (отрубов свинины).
По результатам исследований составлены протоколы от 12.08.2019 N 1836/С и от 23.08.2019 N 1989/С, согласно которым в исследованных пробах обнаружено превышение установленного техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (ТР ТС 021/2011), утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880, и техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности мяса и мясной продукции" (ТР ТС 034/2013), принятого Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2013 N 68, допустимого количества мезофильных аэробных и факультативно-анаэробных микроорганизмов (КМАФАнМ) и бактерий группы кишечных палочек (колиформы, БГКП).
В соответствии с уставом (пункт 20.22), утвержденным приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 01.03.2011 N 271, руководитель ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Карелия" информирует уполномоченные органы о продукции (товарах), поступивших на исследование (испытание) в учреждение по анонимному обращению или от третьих лиц, в случае их несоответствия, влекущего угрозу жизни или здоровью граждан.
Аналогичная обязанность исполнителя установлена и в пункте 6.2 договора N 778д.
20.05.2020 в прокуратуру Республики Карелия поступило обращение УФСБ России по Республике Карелия от 19.05.2020 о принятии мер прокурорского реагирования по факту нахождения в обороте некачественной пищевой продукции, установленного ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Карелия" в протоколах N 1836/С и N 1989/С.
По результатам проведенной в связи с обращением УФСБ России по Республике Карелия проверки заместитель прокурора Республики Карелия Шевченко В.Ю. выставил в адрес ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Карелия" представление от 05.08.2020, которым потребовал от заявителя безотлагательно рассмотреть настоящее представление с участием представителя прокуратуры республики, принять действенные меры к устранению отраженных в представлении нарушений закона, а также причин и условий, им способствующих, и по недопущению подобных нарушений впредь, рассмотреть вопрос о привлечении виновных в нарушении закона лиц к дисциплинарной ответственности и сообщить о результатах рассмотрения представления и принятых мерах в месячный срок.
Не согласившись с указанным представлением от 05.08.2020 N 07-45-2020, вынесенного Прокуратурой Республики Карелия, Учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований правомерно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 3 статьи 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, вносит представление об устранении нарушений закона.
Согласно пункту 1 статьи 21 названного закона предметом надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, в том числе руководителями некоммерческих организаций.
Из оспариваемого представления следует, что целью его вынесения явилась необходимость исключения из оборота некачественных пищевых продуктов.
В качестве причины принятия названной меры прокурорского реагирования Шевченко В.Ю. привел не информирование ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Карелия" уполномоченных органов о выявлении некачественной продукции, повлекшее невозможность привлечения виновного лица к административной ответственности ввиду истечения срока давности.
Кроме того, в представлении содержится утверждение о немотивированном отказе ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Карелия" в оказании УФСБ России по Республике Карелия услуг по изготовлению экспертного заключения в рамках договора N 778д.
Как видно из материалов дела, обращение УФСБ России по Республике Карелия в ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Карелия" для производства исследований было обусловлено заключением государственного контракта от 15.07.2019 N 1919189100632071001044080/0106100001719000154, по условиям которого ООО "Изумруд" (ИНН 4501221907) обязалось поставить УФСБ России по Республике Карелия (заказчику) товар - свинину замороженную в количестве 6538 кг.
В пункте 3.2 данного контракта указано, что поставляемые товары должны соответствовать требованиям ГОСТов.
В соответствии с Федеральным законом от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" принципами здорового питания являются основные правила и положения, способствующие укреплению здоровья человека и будущих поколений, снижению риска развития заболеваний и включающие в себя обеспечение приоритетности защиты жизни и здоровья потребителей пищевых продуктов по отношению к экономическим интересам индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность, связанную с обращением пищевых продуктов (статья 2.1); в обращении могут находиться пищевые продукты, материалы и изделия, соответствующие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 3); качество и безопасность пищевых продуктов, материалов и изделий обеспечиваются посредством определения микробиологических показателей, характеризующих свойства пищевых продуктов (статья 4); предназначенные для реализации пищевые продукты должны удовлетворять физиологические потребности человека в необходимых веществах и энергии, соответствовать обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, к допустимому содержанию химических (в том числе радиоактивных), биологических веществ и их соединений, микроорганизмов и других биологических организмов, представляющих опасность для здоровья нынешнего и будущих поколений (часть 1 статьи 15).
Согласно материалам дела, на устные просьбы заказчика об изготовлении экспертного заключения на основании протоколов N 1836/С и N 1989/С в рамках договора N 778д исполнитель ответил отказом ввиду истечения срока годности образцов представленного мяса (письмо ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Карелия" от 06.04.2020 N 01-01/613; том 2 листы 22-25).
Заявитель также не отрицает, что УФСБ России по Республике Карелия предлагало ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Карелия" внести в договор на оказание платных работ и услуг от 11.02.2020 N 39/388д дополнения в виде возложения на исполнителя полномочий по оформлению экспертного заключения в случае, если по отобранному образцу пищевой продукции в результате лабораторных исследований (испытаний) будет установлено несоответствие продукции требованиям технических регламентов и иных документов, содержащих требования к качеству исследуемой продукции.
В письме от 09.04.2020 N 01-01/630 ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Карелия" указало, что проведение экспертиз не относится к лабораторной деятельности, а оценка (подтверждение) соответствия пищевой продукции требованиям технических регламентов проводится в форме государственного надзора (контроля) (том 2 листы 26-32).
Из представления прокурора следует, что немотивированный отказ ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Карелия" от оказания УФСБ России по Республике Карелия услуг в виде изготовления заключения экспертизы расценен как нарушение предусмотренного статьей 41 Конституции Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и свидетельствует о ненадлежащем исполнении должностными лицами ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Карелия" возложенных на них служебных обязанностей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 322 утверждено Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, в соответствии с которым в функции Роспотребнадзора как федерального органа исполнительной власти входит организация обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, а также организация и осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
Согласно пунктам 5.1 и 5.1.1 названного Положения Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, требований к организации питания, в том числе федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2013 N 476 утверждено Положение о Федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре, в соответствии с которым федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, осуществляемый уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, направлен на предупреждение, обнаружение и пресечение нарушений законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях охраны здоровья населения и среды обитания.
Данный вид государственного надзора осуществляет, в том числе Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальные органы.
ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Карелия" учреждено Роспотребнадзором с целью осуществления основного вида деятельности -организация санитарно-эпидемиологической службы.
Согласно уставу в полномочия заявителя входит санитарно-эпидемиологические обследования, исследования, испытания, а также токсикологические, гигиенические и иные виды оценок и экспертиз (пункт 15.20).
Установление в пробах пищевой продукции превышения показателей по микробиологической безопасности само по себе являлось основанием для производства экспертизы, возможность проведения которой в рамках договора N 778д путем включения в него дополнительного условия подтверждена в письме Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия от 19.03.2020.
Таким образом, изложенный в оспариваемом представлении вывод заместителя прокурора Республики Карелия о неправомерном отказе ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Карелия" от оказания УФСБ России по Республике Карелия услуги по изготовлению экспертного заключения является обоснованным.
Тот факт, что на момент обращения заказчика по договору N 778д о заключении дополнительного соглашения уже истек срок годности поставленного по контракту N 1919189100632071001044080/0106100001719000154 товара, не имеет значения, поскольку, предложение УФСБ России по Республике Карелия касалось не только поставки по этому контракту и лабораторные исследования проб уже были проведены.
Наличие судебного спора между УФСБ России по Республике Карелия и ООО "Изумруд" относительно исполнения условий контракта N 1919189100632071001044080/0106100001719000154, в том числе качества поставленной пищевой продукции, не влияет на разрешение настоящего спора, поскольку основанием для вынесения оспариваемого представления послужили обстоятельства лабораторных исследований (испытаний), которые сторонами не отрицаются.
Довод Учреждения о том, что пункт 20.22. устава и пункт 6.2 договора N 778д не предусматривают обязанности информировать Управление Роспотребнадзора по Республике Карелия о выявленных фактах несоответствия пищевой продукции установленным требованиям санитарной безопасности, является, по мнению суда, несостоятельным, поскольку именно в полномочия Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия входит осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора, включая проведение проверок и принятие мер по недопущению и устранению нарушений санитарного законодательства.
Толкование главным врачом ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Карелия" пункта 6.2 договора N 778д таким образом, что исполнитель должен представлять информацию о результатах исследований по получении соответствующего запроса от контролирующего органа, прямо противоречит как самому договорному условию, так и цели осуществляемой учреждением деятельности.
Согласно статье 309 Гражданского кодекса обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Таким образом, в результате бездействия ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Карелия", которое выразилось в невыполнении задач, возложенных Уставом, и условий договора N 778д, было допущено нарушение требований названной нормы.
Выполнение оспариваемого представления приведет к реализации указанных в Уставе ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Карелия" задач.
Представление прокурора нацелено на устранение конкретных нарушений закона, на защиту публичного интереса, обусловленного требованием о неукоснительном исполнении государственным учреждением своих уставных задач, на защиту жизни и здоровья неопределенного круга лиц, на организацию функционирования государственных учреждений позволяющих эффективно выявлять и пресекать факты незаконного оборота опасной продукции.
Представление прокуратора не нарушает прав Учреждения в с сфере предпринимательской деятельности, поскольку содержит задачу по предотвращению оборота некачественной продукции.
Возражениями, изложенными в жалобе, не опровергаются выводы суда первой инстанции. Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом первой инстанции норм права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Заявителем апелляционной жалобы не приведено фактов, которые не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Неправильного применения судом норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 17.11.2020 по делу N А26-7054/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Фуркало |
Судьи |
Г.В. Лебедев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-7054/2020
Истец: ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Карелия", Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Карелия"
Ответчик: Прокуратура Республики Карелия