Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 24 июня 2021 г. N Ф01-2666/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Владимир |
|
15 февраля 2021 г. |
Дело N А43-9478/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 февраля 2021 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Кастальской М.Н.,
судей Гущиной А.М., Захаровой Т.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Семиной И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Саакян Мариэтты Оганесовны (ИНН 525703813140, ОГРНИП 30452572680069) на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 16 октября 2020 года по делу N А43-9478/2020, принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Саакян Мариэтты Оганесовны о признании незаконными действий администрации города Нижнего Новгорода по отмене муниципального маршрута регулярных перевозок Т-78, об обязании Министерства транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области в течение 5 дней с даты вступления решения суда в законную силу выдать заявителю свидетельство и карты муниципального маршрута регулярных перевозок Т-78 сроком на 5 лет
при участии:
от заявителя - Елисеева М.Г. по доверенности от 16.01.2020 сроком действия до 31.12.2022 (представлен диплом о высшем юридическом образовании), Саакян Г.А. по доверенности от 04.10.2020 сроком действия до 31.12.2022 (представлен диплом о высшем юридическом образовании);
от Администрации города Нижнего Новгорода - Бекишева Е.. по доверенности от 28.12.2020 N 01-403/Д (представлен диплом о высшем юридическом образовании);
от Министерства транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области - Рябов А.Н. по доверенности от 30.12.2020 N 325-01-04-30/20 сроком действия до 31.12.2021 (представлен диплом о высшем юридическом образовании
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Нижегородской области обратилась индивидуальный предприниматель Саакян Мариэтта Оганесовна (далее - заявитель, ИП Саакян М.О.) с заявлением о признании незаконными действий Администрации города Нижнего Новгорода (далее - Администрация) по отмене муниципального маршрута регулярных перевозок Т-78, об обязании Министерства транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области (далее - Министерство) в течение 5 дней с даты вступления решения суда в законную силу выдать заявителю свидетельство и карты муниципального маршрута регулярных перевозок Т-78 сроком на 5 лет.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 16 октября 2020 года по делу N А43-9478/2020 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ИП Саакян М.О. обратилась с апелляционной жалобой, в которой заявитель просит решение Арбитражного суда Нижегородской области отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы ИП Саакян М.О. указывает, что Арбитражный суд Нижегородской области при вынесении решения не применил часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135- ФЗ "О защите конкуренции" (пункт 1 части 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ), не полностью выяснил обстоятельства, имеющие 2 значение для дела (пункт 1 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
Администрация города Нижнего Новгорода и Министерство транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области представили отзывы, в которых ответчики возражают против удовлетворения апелляционной жалобы, настаивают на законности и обоснованности решения суда.
Представители заявителя в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, считали решение суда незаконным и необоснованным, просили решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представитель Администрации в судебном заседании поддержал позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу, считал решение суда законным и обоснованным, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель Министерства в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, считал решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257 - 262, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оценивая законность решения суда, апелляционная коллегия исходит из следующего.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном этим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Как следует из материалов дела, ИП Саакян М.О. осуществляла деятельность по перевозке пассажиров на маршруте регулярных перевозок Т-78.
Постановлением администрации г.Н.Новгорода от 20.11.2017 N 5554 "О внесении изменений в постановление администрации города Нижнего Новгорода от 12.07.2016 N 2051" в пункт 4.1.2 Документа внесены изменения, согласно которым в течение 2016-2018 годов подлежат отмене в том числе маршрут, осуществляющий пассажирские перевозки по нерегулируемым тарифам, Т-78.
Постановлением администрации г.Н.Новгорода от 28.11.2017 N 5759 "Об отмене муниципальных маршрутов регулярных перевозок и о внесении изменений в постановление администрации города Нижнего Новгорода от 05.02.2016 N 277 определено с 04.06.2018 отменить, в частности, маршрут Т-78 и исключить сведения о данных маршрутах из реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок города Нижнего Новгорода, утвержденного постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 05.02.2016 N 277.
С учетом последующих изменений, вносимых в указанное постановление администрации г.Н.Новгорода от 28.11.2017 N 5759, отмена маршрута Т-78 неоднократно переносилась на 03.09.2018 (постановление Администрации от 01.06.2018), на 01.01.2019 (постановление Администрации от 30.08.2018), на 01.07.2019 (постановление Администрации от 26.12.2018), на 27.12.2019 (постановление Администрации от 27.06.2019).
Маршрут Т-78 отменен и исключен из реестра муниципальных маршрутов 27.12.2019.
Не согласившись с действиями по отмене маршрута Т-78 ИП Саакян М.О.обратилась в Арбитражный суд Нижегородской области с рассматриваемым требованием.
С позиции заявителя, оспариваемые действия создают необоснованные ограничения конкуренции на рынке муниципальных перевозок, противоречат положениям статьи 15 Федерального закона N 135-ФЗ, совершены исключительно в интересах муниципального предприятия "Нижегородпассажиравтотранс", направлены на перераспределение пассажиропотока в целях материальной выгоды в пользу муниципального предприятия.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что действия по отмене маршрута Т-78, предусмотренные Документом планирования регулярных перевозок в городе Нижнем Новгороде, выразились в принятии Администрацией муниципальных правовых актов, направленных на реализацию предусмотренных Федеральным законом N 131-ФЗ полномочий по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения.
Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда и не усматривает оснований для их переоценки.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения.
Согласно пункту 2 части 6 статьи 43 Устава города Нижнего Новгорода к полномочиям Администрации г.Н.Новгорода в области транспорта, связи и информатизации относятся создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах города; администрация является уполномоченным органом местного самоуправления на осуществление функций по организации регулярных перевозок, возлагаемых на органы местного самоуправления Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Федеральный закон от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 220) регулирует отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - регулярные перевозки), в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок.
Статья 14 Федерального закона N 220-ФЗ предусматривает, что в целях обеспечения доступности транспортных услуг для населения уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают муниципальные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам. Осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственных или муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений настоящего Федерального закона.
Согласно статье 17 Федерального закона N 220-ФЗ наряду с указанными в части 1 статьи 14 настоящего Федерального закона маршрутами регулярных перевозок уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления вправе устанавливать смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, муниципальные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам. Право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок.
Муниципальные маршруты регулярных перевозок в границах одного городского поселения или одного городского округа устанавливаются, изменяются, отменяются уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего городского поселения или соответствующего городского округа (ч.1 ст.11 Федерального закона N 220-ФЗ).
В соответствии со статьей 12 Федерального закона N 220-ФЗ порядок установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок, межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок (в том числе порядок рассмотрения заявлений юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, участников договора простого товарищества об установлении, изменении либо отмене данных маршрутов, а также основания для отказа в установлении либо изменении данных маршрутов, основания для отмены данных маршрутов) устанавливается с учетом положений настоящего Федерального закона в отношении муниципальных маршрутов регулярных перевозок - законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя либо муниципальными нормативными правовыми актами.
Муниципальный маршрут регулярных перевозок, межмуниципальный маршрут регулярных перевозок считаются установленными или измененными соответственно со дня включения предусмотренных пунктами 1 - 11 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона сведений о данных маршрутах в реестры соответствующих маршрутов регулярных перевозок, со дня изменения предусмотренных пунктами 3 - 11 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона сведений о данных маршрутах в этих реестрах. Если меньшие сроки не согласованы с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или уполномоченным участником договора простого товарищества, которым выдано свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, в течение срока действия такого свидетельства решение об изменении либо отмене соответствующего маршрута по инициативе установивших его уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченного органа местного самоуправления принимается не позднее чем за сто восемьдесят дней до дня окончания срока действия такого свидетельства и вступает в силу по окончании срока действия такого свидетельства. Муниципальный маршрут регулярных перевозок, межмуниципальный маршрут регулярных перевозок считаются отмененными со дня исключения сведений о данных маршрутах соответственно из реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок, реестра межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок.
В силу части 5 статьи 39 Федерального закона N 220-ФЗ свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и новые карты маршрута регулярных перевозок выдаются на срок не менее чем пять лет и начинают действовать по истечении срока, на который юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю были выданы карты маршрута регулярных перевозок, предусмотренные частью 3 настоящей статьи. Выдача свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карт маршрута регулярных перевозок на меньший срок допускается в случае, если по истечении этого срока в соответствии с документом планирования регулярных перевозок предусматривается отмена данного маршрута или изменение вида регулярных перевозок по данному маршруту. Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель должны быть уведомлены об отмене маршрута регулярных перевозок, изменении вида регулярных перевозок не позднее, чем за сто восемьдесят дней до дня вступления соответствующего решения.
Согласно пункту 27 части 1 статьи 3 Федерального закона N 220-ФЗ документ планирования регулярных перевозок - нормативный правовой акт высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, устанавливающий перечень мероприятий по развитию регулярных перевозок, организация которых в соответствии с настоящим Федеральным законом отнесена к компетенции соответственно уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченных органов местного самоуправления.
В силу части 4 статьи 2 Федерального закона N 220-ФЗ подготовка документов планирования регулярных перевозок осуществляется с учетом положений настоящего Федерального закона в порядке, установленном законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, а в случае, если соответствующим актом предусмотрены мероприятия по организации регулярных перевозок по смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок, - в порядке, установленном соглашением об организации регулярных перевозок между субъектами Российской Федерации, в границах которых проходят данные маршруты.
Постановлением Администрации г.Нижнего Новгорода от 12.07.2016 N 2051 "Об утверждении документа планирования регулярных перевозок в городе Нижнем Новгороде", установлен перечень мероприятий по развитию регулярных перевозок, организация которых в соответствии с настоящим Федеральным законом отнесена к компетенции соответственно уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченных органов местного самоуправления.
С учетом положений части 5 статьи 39 Федерального закона N 220-ФЗ указанным документом планирования регулярных перевозок в городе Нижнем Новгороде предусмотрена отмена ряда маршрутов с указанием периода отмены маршрута, номеров конкретных маршрутов, осуществляющих пассажирские перевозки по нерегулируемым тарифам, а также перечень дополнительных мероприятий, необходимых в связи с отменой маршрута, в том числе уведомление перевозчиков об отмене маршрутов, внесение изменений в реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок города Нижнего Новгорода.
Таким образом, действия по отмене маршрута Т-78, предусмотренные Документом планирования регулярных перевозок в городе Нижнем Новгороде, выразились в принятии Администрацией муниципальных правовых актов, направленных на реализацию предусмотренных Федеральным законом N 131-ФЗ полномочий по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения.
При этом, как верно указал суд первой инстанции, приведенные нормативные акты Администрации г.Н.Новгорода в установленном законом порядке не оспорены и не признаны недействующими; предметами настоящего спора они не являются.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что оспариваемые действия соответствуют закону и не нарушают права и законные интересы заявителя, что в соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для принятия решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Доводы ИП Саакян М.О., изложенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии с выводами суда, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.
Несогласие заявителя с выводами суда, основанными на оценке доказательств, равно как и иное толкование норм законодательства, не свидетельствуют о наличии в принятом судебном акте существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибке.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что Арбитражный суд по Нижегородской области принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 266, 267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 16 октября 2020 года по делу N А43-9478/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Саакян Мариэтты Оганесовны - без удовлетворения.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Саакян Мариэтте Оганесовне из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 2850 рублей, перечисленную по платежному поручению от 14.11.2020 N 754.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
М.Н. Кастальская |
Судьи |
А.М. Гущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-9478/2020
Истец: ИП Саакян Мариэтта Оганесовна
Ответчик: Администрация города Нижнего Новгорода, министерство транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области