Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 11 июня 2021 г. N Ф09-8475/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Челябинск |
|
18 февраля 2021 г. |
Дело N А47-9273/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 февраля 2021 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Аникина И.А.,
судей Томилиной В.А., Карпачевой М.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Чаус О.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Волна" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 20.10.2020 по делу N А47-9273/2017.
В судебном заседании, проведенном с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Оренбургской области, приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Волна" - Савраева И.Н. (доверенность от 11.01.2021, паспорт, диплом);
Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений по Оренбургской области - Шестакова Е.А. (доверенность от 26.01.2021, паспорт, диплом).
Общество с ограниченной ответственностью "Волна" (далее - заявитель, ООО "Волна", общество) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к администрации муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области (далее - заинтересованное лицо, администрация) о признании решения от 26.06.2017 N 01-30/3024 об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 56:21:1302001:1180 в собственность ООО "Волна" недействительным.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство лесного и охотничьего хозяйства по Оренбургской области (определением от 08.06.2020 суд произвел замену указанного лица на правопреемника - Министерство природных ресурсов экологии и имущественных отношений Оренбургской области), Федеральное агентство лесного хозяйства, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом Оренбургской области (далее - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 04.06.2019 (резолютивная часть объявлена 21.05.2019) в удовлетворении требований отказано со ссылкой на то, что избранный обществом способ защиты не соответствует характеру нарушения его прав и не может обеспечить возможность восстановления нарушенных прав, поскольку в отношении испрашиваемого им земельного участка между обществом, администрацией и третьими лицами - Министерством лесного и охотничьего хозяйства по Оренбургской области, Федеральным агентством лесного хозяйства имеется спор о праве.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2019 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 27.12.2019 решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Оренбургской области.
При новом рассмотрении дела решением Арбитражного суда Оренбургской области от 20.10.2020 (резолютивная часть решения объявлена 13.10.2020) заявленные ООО "Волна" требования удовлетворены. Признано недействительным уведомление администрации муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области "Об отказе в предоставлении земельного участка в собственность" от 26.06.2017 N 01-30/3024.
ООО "Волна" (далее также - податель апелляционной жалобы) обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований общества "Волна".
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, неверное применение норм материального права. Апеллянт указывает, что такое основание как "не перевод земельного участка из одной категории в другую" не предусмотрен действующим законодательством в качестве основания для отказа в предоставлении земельного участка. Полагает, выводы суда первой инстанции о принадлежности спорного земельного участка к землям лесного фонда несостоятельными. Отмечает, что отнесение земельного участка к землям лесного фонда осуществляется на основе разработанной в отношении такого земельного участка лесоустроительной проектной документации, которая подтверждает фактическое использование данного участка для ведения лесного хозяйства. Спорный земельный участок образован из земельного участка сельскохозяйственного назначения. Считает надлежащим доказательством по делу заключение эксперта.
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2020 апелляционная жалоба принята к производству, судебное заседание по рассмотрению жалобы назначено на 13.01.2021.
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.01.2021 рассмотрение апелляционной жалобы отложено на 11.02.2021.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения указанной информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в судебное заседание представители заинтересованного лица и третьих лиц - Федерального агентства лесного хозяйства, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом Оренбургской области не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей указанных лиц.
До начала судебного заседания от третьего лица - Министерства природных ресурсов экологии и имущественных отношений Оренбургской области поступили письменные возражения на апелляционную жалобу, которые приобщены к материалам дела.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель третьего лица возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность судебного акта проверены в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между администрацией (арендодатель) и ООО "Волна" (арендатор) оформлен договор аренды земельного участка от 28.03.2011 N 13/56 (т. 1, л.д. 88-90), по условиям которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок, кадастровый номер 56:21:1302001:942, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, местоположение: Оренбургская область, Оренбургский район, Ленинский сельсовет, южная часть кадастрового квартала 56:21:1302001, разрешенное использование - для расширения зоны отдыха ООО "Волна". Срок аренды установлен с 11.03.2011 по 10.03.2016.
Дополнительным соглашением от 22.04.2013 к договору аренды стороны согласовали, что в аренду предоставлен земельный участок с кадастровым номером 56:21:1302001:1180, площадью 4 998 кв. м (т.1, л.д.91).
Дополнительным соглашением от 31.07.2015 к договору аренды установлен срок аренды с 11.03.2011 по 10.03.2060 (т.1, л.д.94).
Обществом на земельном участке с кадастровым номером 56:21:1302001:1180 возведен и зарегистрирован объект недвижимости - "Домик охотника и рыбака", 1-этажный, с кадастровым номером 56:21:1302001:1992, общей площадью 68,2 кв. м, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 11.04.2017 (т. 1, л.д. 10-11).
18.05.2017 ООО "Волна" обратилось с заявлением к главе муниципального образования Оренбургский район о предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 56:21:1302001:1180 площадью 4 998 кв. м, местоположение: Оренбургская область, Оренбургский район, Ленинский сельсовет, расположенного в юго-западной части кадастрового квартала 56:21:1302001, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для отдыха (рекреации), на основании пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации (т.1, л.д. 80).
Администрация в уведомлении от 26.06.2017 N 01-30/3024 сообщила об отказе в предоставлении в собственность указанного земельного участка (т. 1, л.д. 78-79).
В обоснование отказа администрация указала на необходимость обращения ООО "Волна" в Правительство Оренбургской области с заявлением о переводе земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель особо охраняемых территорий местного значения (рекреационные земли), поскольку постановлением администрации муниципального образования Оренбургский район от 25.07.2014 N 2654-п "О внесении изменений в постановление администрации муниципального образования Оренбургский район от 09.10.2012 N 4118-п "Об отнесении земельных участков к особо охраняемым территориям местного значения" земельный участок с кадастровым номером 56:21:1302001:1180 (ранее 56:21:1302001:942) отнесен к особо охраняемым территориям местного значения (рекреационного назначения) для организации мест отдыха, спорта и туризма.
Полагая, что отказ от 26.06.2017 N 01-30/3024 в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 56:21:1302001:1180 в собственность ООО "Волна" является недействительным, заявитель обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с рассматриваемым заявлением.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 04.06.2019 (резолютивная часть объявлена 21.05.2019) в удовлетворении требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2019 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 27.12.2019 решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Оренбургской области.
Отменяя судебные акты и направляя дело на новое рассмотрение, суд кассационной инстанции отметил, что судами вопрос о наличии либо отсутствии у заинтересованного лица полномочий по распоряжению спорным участком надлежащим образом не разрешен, подлежащие при его разрешении обстоятельства не установлены.
Суд первой инстанции при новом рассмотрении дела, удовлетворяя требования общества "Волна", пришел к выводу о том, что при формировании спорного земельного участка с кадастровым номером 56:21:1302001:1180 в его границы включены земли лесного фонда, полномочия по распоряжению которыми отнесены к исключительной компетенции Федерального агентства лесного хозяйства. При указанных обстоятельствах администрация не обладала полномочиями по принятию оспариваемого решения об отказе в предоставлении земельного участка, в связи с чем уведомление от 26.06.2017 N 01-30/3024 подлежит признанию недействительным.
Рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 65, части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В рамках настоящего дела ООО "Волна" обратилось в арбитражный суд с требованием в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, оспаривая решение администрации об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 56:21:1302001:1180 в собственность обществу, выраженного в уведомлении от 26.06.2017 N 01-30/3024, как нарушающее права и охраняемые законом интересы общества, являющегося собственником недвижимого имущества, расположенного на таком земельном участке, гарантированные положениями статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
ООО "Волна" обратилось к Главе муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области с заявлением о предоставлении в собственность без торгов за плату земельного участка с кадастровым номером 56:21:1302001:1180 на основании пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации.
Принимая во внимание, что подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка является одним из первоначальных этапов в административной процедуре приобретения права на земельные участки, установленной статьей 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации, требования заявителя вытекают из публичных правоотношений и не носят гражданско-правового характера, защищаемого в исковом производстве, поскольку спорные правоотношения не основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности сторон (постановление Арбитражного суда Уральского округа от 27.12.2019 по настоящему делу).
Отказывая заявителю в предоставлении с собственность без торгов за плату испрашиваемого земельного участка, администрация реализовывала административные и иные публично-властные полномочия по применению законов в отношении заявителя.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вопрос о наличии у заинтересованного лица полномочий на распоряжение землей входит в предмет доказывания по настоящему делу об оспаривании действий данного органа местного самоуправления.
Согласно пункту 3 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129 Кодекса), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью (пункт 2 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно абзацу 3 пункта 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" виды собственности на землю и ее недра, водные ресурсы, лесной фонд, растительный и животный мир определяются в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В силу статьи 3 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" земли лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
Согласно статье 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно сделал вывод о том, что в силу прямого указания закона лесные участки из земель лесного фонда находятся исключительно в федеральной собственности, что обусловливает необходимость обязательного согласования проекта генерального плана поселения, предусматривающего включение в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, земельных участков из земель лесного фонда, с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом (часть 8 статьи 24, пункт 2 части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Из Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 736 (далее - Положение о Рослесхозе), следует, что таким уполномоченным федеральным органом исполнительной власти является Рослесхоз, осуществляющий функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений (пункты 1, 4).
Рослесхоз осуществляет в порядке и пределах, которые определены законодательством Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной пунктом 1 данного Положения сфере деятельности (пункт 5.2 Положения о Рослесхозе); в том числе осуществляет: рассмотрение в установленном порядке материалов о переводе земель лесного фонда или земельных участков земель лесного фонда в земли других (иных) категорий (подпункт 5.4.2), рассмотрение проектов генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов и подготовку заключений в пределах своей компетенции (подпункт 5.4.3).
Администрация на момент издания правовых актов о формировании земельного участка с кадастровым номером 56:21:1302001:1180 и отнесении его к категории земель сельскохозяйственного назначения, документами, подтверждающими волеизъявление Российской Федерации в лице Рослесхоза на передачу части земель лесного фонда в муниципальную собственность МО "Оренбургский район", не располагала.
При этом, как правильно указал суд первой инстанции, в материалах дела имеются документы (План лесонасаждений колхоза им. Ленина, План лесного участка), подтверждающие, что при формировании земельного участка с кадастровым номером 56:21:1302001:1180 в его границы были включены земли лесного фонда, а именно квартал 2 выдел 18 лесов, ранее находившиеся во владении колхоза им. Ленина.
Позиция заявителя сводится к тому, что спорный земельный участок не относится к землям лесного фонда.
Обществом представлено письмо ФГБУ "ФКП Росреестра" по Оренбургской области от 26.06.2014 (т. 1, л.д. 61-62), из которого следует, что земельный участок с кадастровым номером 56:21:1302001:1180 образован из земельного участка единого землепользования с кадастровым номером 56:21:0000000:454, имеющий следующие характеристики: площадь 4456235 кв. м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: для ведения сельского хозяйства. Сведения о земельном участке с кадастровым номером 56:21:1302001:1180 внесены в Государственный кадастр недвижимости 18.03.2009.
Сведения о земельном участке с кадастровым номером 56:21:1302001:942, площадью 4 998 кв. м, образованном в результате раздела с сохранением исходного участка 56:21:0000000:454 в измененных границах, - внесены в государственный кадастр недвижимости 23.03.2009 на основании заявления о постановке на государственный кадастровый учет в строгом соответствии с межевым планом.
Кроме того, заявителем представлено письмо администрации муниципального образования Ленинский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области N 587 от 08.11.2017, согласно которому земельный участок с кадастровым номером 56:21:1302001:1180 относится к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, расположен в рекреационной зоне в соответствии с генеральным планом, утвержденным 22.02.2013 (с внесением изменений 26.07.2017) (т. 1, л.д. 66).
В опровержение позиции заявителя администрацией представлены документы о принадлежности земельного участка к землям лесного фонда, полученные по запросу от Министерства лесного и охотничьего хозяйства по Оренбургской области, а именно: свидетельство о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на лесной участок, категория земель: земли лесного фонда, разрешенной использование: ведение лесного хозяйства, общая площадь 20 га, адрес объекта: Оренбургская область, Оренбургский административный район, ГУ "Оренбургское лесничество": леса ранее находившиеся во владении колхоза им. Ленина, квартал N 2, выдел 18 (кадастровый (или условный) номер: 56-56-01/137/2009-136; копия Перспективного плана ведения лесного хозяйства колхоза им. Ленина; копия плана лесонасаждений Колхоза им. Ленина (т. 1, л.д. 69-75).
Согласно ответу Министерства лесного и охотничьего хозяйства по Оренбургской области от 31.07.2017 N 39/2544 земельный участок с кадастровым номером 56:21:1302001:1180 относится к землям лесного фонда (леса, ранее находившиеся во владении колхоза им. Ленина квартал 2 выдел 18) (т.1, л.д. 46).
Согласно письму Министерства лесного и охотничьего хозяйства по Оренбургской области от 17.11.2017 N 39/4029-иск земельный участок с кадастровым номером 56:21:1302001:1180 принадлежит к землям лесного фонда.
Таким образом, сведения Единого государственного реестра недвижимости противоречат сведениям государственного лесного реестра.
Специалистами Министерства произведено совмещение границ земельного участка с кадастровым номером 56:21:1302001:1180 (согласно сведениям публичной кадастровой карты, размещенной на официальном Интернет-портале) и данных государственного лесного реестра, материалов лесоустройства (Плана насаждений колхоза им. Ленина Оренбургского района Оренбургской области), в результате чего установлено, что при формировании земельного участка с кадастровым номером 56:21:1302001:1180 в его границы включены земли лесного фонда, а именно, квартал 2 выдел 18 лесов, ранее находившихся во владении колхоза им. Ленина.
Министерство считает, что администрация неправомерно включила в границы муниципального образования земли лесного фонда, установив категорию земель: земли сельскохозяйственных назначений, так как не имеет полномочий по распоряжению указанными землями и, следовательно, не имела права передавать их по договору аренды ООО "Волна".
Заявителем в ходе рассмотрения дела в подтверждение довода о том, что спорный земельный участок не относится к землям лесного фонда также представлены заключение кадастрового инженера Коротковой Д.С., схема расположения лесничеств и районов Оренбургской области, карта-схема Оренбургского лесничества, карта-схема распределения лесов Оренбургской области по целевому назначению, справочная информация по объектам недвижимости в режиме "online" (т. 1, л.д. 102-129).
Согласно заключению кадастрового инженера Коротковой Д.С. (т. 1, л.д. 123-125) земельный участок с кадастровым номером 56:21:1302001:1180 расположен в рекреационной зоне на землях сельскохозяйственного назначения, и его границы не накладываются на земельный участок с кадастровым номером 56:21:0000000:4962 (соответствующий условному номеру: 56-56-01/137/2009-136), что подтверждается Генеральным планом муниципального образования Ленинский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области.
Суд обязал Министерство предоставить в материалы дела лесоустроительные планшенты ГУ "Оренбургское лесничество" и обязал Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области представить регистрационное дело на земельный участок с условным номером 56-56-01/137/2009-136 (определения суда от 03.05.2018, от 04.05.2018).
Согласно письму Министерства без номера от 16.05.2018 лесоустроительных планшетов ГУ "Оренбургское лесничество" в отношении участка земель лесного фонда, расположенных в выделе 18 квартал N 2 земель лесного фонда, ранее принадлежавших колхозу им. Ленина, не имеется (т. 3, л.д. 2).
15.05.2018 от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области поступила копия дела правоустанавливающих документов на земельный участок (т. 2, л.д. 119-138).
Министерством 23.05.2018 в материалы дела представлен оригинал заключения кадастрового инженера И.М. Новичкова от 15.05.2018 (т. 3, л.д. 5-27), согласно которому земельный участок с кадастровым номером 56:21:1302001:1180 расположен в пределах лесного участка с местоположением: Оренбургская область, Оренбургский административный район, ГУ "Оренбургское лесничество: леса, ранее находившиеся во владении колхоза им. Ленина, квартал N 2, выдел 18.
Данный вывод кадастровым инженером был сделан исходя из анализа представленных данных (выписка из ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером 56:21:1302001:1180, данные космоснимка от 09.2017, градостроительные документы Ленинского сельсовета Оренбургского района Оренбургской области п. Ленина - генеральный план, карта функциональных зон Ленинского сельсовета (фрагмент поселения) с изменениями от 26.07.2017, данные публичной кадастровой карты, план лесонасаждений колхоза им. Ленина Оренбургского района Оренбургской области, лесоустройство 1978 года).
По ходатайству заявителя судом первой инстанции назначена по делу землеустроительная судебная экспертиза, поскольку, государственный лесной реестр ведется на основании материалов лесоустройства (топографических карт, фотопланшетов, описаний), которые не согласуются с системой ведения геодезической основы кадастра недвижимости в виде списка координат характерных (узловых и поворотных) точек и не могут быть в нее преобразованы без проведения кадастровых работ, соотнесение земель лесного фонда с образованным и поставленным на кадастровый учет земельными участками возможно лишь путем сопоставления (совмещения) кадастрового плана территории с картографическими материалами лесоустройства. Такое сопоставление требует специальных познаний и возможно лишь путем проведения землеустроительной экспертизы.
Проведение судебной экспертизы поручено автономной некоммерческой организации "Центр судебных экспертиз" с постановкой следующего вопроса: соотнести расположение земельного участка с кадастровым номером 56:21:1302001:1180 площадью 4 998 кв. м с расположением земель лесного фонда, входящих в ГКУ "Оренбургское лесничество" (леса ранее находившееся во владении колхоза им. Ленина, квартал 2, выдел 18); расположен ли спорный земельный участок на территории земель лесного фонда, полностью или частично?
10.10.2018 в материалы дела представлено заключение эксперта N 087-АНО-2018 (т. 4, л.д. 29-61), согласно которому соотнести расположение земельного участка с кадастровым номером 56:21:1302001:1180 с расположением земель лесного фонда, входящих в состав ГКУ "Оренбургское лесничество" (леса ранее находившиеся во владении колхоза им. Ленина, квартал 2, выдел 18) не представляется возможным.
В исследовательской части заключения эксперта указано, что ввиду отсутствия в представленных документах сведений о точном местоположении границ лесного фонда (в отношении участка лесного фонда, расположенных в выделе 18 квартал N 2 земель лесного фонда, ранее принадлежавших колхозу им. Ленина), а также ввиду того, что границы земельного участка с кадастровым номером 56:21:1302001:1180 не закреплены на местности, натурное обследование по месту расположения объекта не проводилось, выезд не осуществлялся. Исследование проводилось камеральным способом на основании предоставленных судом на исследование документов, а также данных единого государственного реестра недвижимости, а именно справочной информации по объектам недвижимости в режиме "online" и публичной кадастровой карты.
Для ответа на поставленный вопрос экспертами был проведен анализ лесного законодательства за период с 1968 года по настоящее время, сделан вывод, что отнесение земельного участка к землям лесного фонда может быть осуществлено на основе разработанной в отношении этого участка лесоустроительной проектной документации, подтверждающей фактическое использование данного участка для ведения лесного хозяйства.
Доказательствами, подтверждающими отнесение исследуемого земельного участка к землям лесного фонда, помимо свидетельства о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, является информация из государственного лесного реестра в виде надлежаще заверенных выписок из таксационных описаний, копий лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт-схем лесничеств, являющихся первичными источниками информации об отнесении земельного участка к лесному фонду.
Согласно карты-схемы Оренбургского лесничества, являющейся приложением к Лесохозяйственному регламенту Оренбургского лесничества, территория земельного участка с кадастровым номером 56:21:1302001:1180 не включена в границы земель лесного фонда. Из приведенных выкопировок карт-схем Лесохозяйственного Регламента следует, что лесные участки расположены на противоположном берегу р.Сакмара от земельного участка с кадастровым номером 56:21:1302001:1180.
Экспертами сделан вывод, что План лесонасаждений и План лесного участка не являются надлежащими документами для рассмотрения вопроса о наложении границ лесничества и спорного земельного участка, так как не соответствуют нормам действующего законодательства.
В связи с этим определить точное местоположение границ лесного участка и сопоставить с границами исследуемого участка 56:21:1302001:1180 не представляется возможным.
Представленное заключение эксперта соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, содержит однозначные выводы по поставленным вопросам, обосновано, достаточно ясное и полное.
Лесным кодексом Российской Федерации предусмотрено внесение сведений о лесных участках в государственный лесной реестр, при этом полномочия по ведению государственного лесного реестра переданы субъектам РФ в отношении лесов, расположенных в их границах (статьи 83, 91 Лесного кодекса Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках.
Согласно части 2 названной нормы в государственном лесном реестре содержится документированная информация:
- о составе и границах земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса;
- о лесничествах, лесопарках, об их границах, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах;
- о лесных участках и об их границах;
- о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов.
Министерством в материалы дела представлена выписка из государственного лесного реестра.
В соответствии с требованиями приказа Минприроды России от 11.11.2013 N 496 "Об утверждении перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение" основанием для внесения документированной информации в государственный лесной реестр являются материалы лесоустройства.
Лесоустроительные работы проведены в 2016 году на основании государственного контракта N 007/16 на выполнение лесоустроительных работ на территории лесного фонда Илекского, Краснохолмского, Оренбургского и Чернореченского лесничеств Оренбургской области от 06.05.2016 (т. 7, л.д. 58-71), материалы лесоустройства прошли согласование в 2019 году.
Актом N 3 от 17.05.2019 о внесении документированной информации в государственный лесной реестр, введены в действие материалы лесоустройства 2016 года (т. 6, л.д. 126).
Коллегия судей апелляционной инстанции соглашается с выводом суда о том, что доказательствами, подтверждающими отнесение спорного земельного участка с кадастровым номером 56:21:1302001:1180 к землям лесного фонда является также выписка из государственного лесного реестра от 06.07.2020, выкопировка из таксационного описания и ведомости поквартальных итогов площадей и запасов Комсомольское участковое лесничество КГУ "Оренбургское лесничество", выкопировка из Плана 2 лесонасаждений Комсомольское участковое лесничество КГУ "Оренбургское лесничество" (т.7, л.д. 21-23, 35-57).
Из совокупности представленных в материалы дела документов, а именно: свидетельства о государственной регистрации права от 01.07.2009, заключения кадастрового инженера ООО "Региональный кадастровый центр", согласно которому спорный земельный участок расположен в пределах лесного массива (данные космоснимка от сентября 2017 года) и леса (данные карты функциональных зон), а также информации из государственного лесного реестра в виде надлежаще заверенных выписок из таксационных описаний, планов лесных насаждений, карт-схем лесничеств, есть все основания прийти к выводу, что спорный земельный участок относится к федеральной собственности.
Таким образом, в материалах дела имеются документы, подтверждающие, что при формировании земельного участка с кадастровым номером 56:21:1302001:1180 в его границы были включены земли лесного фонда.
В отношении оспариваемого земельного участка 30.05.2018 было проведено заседание межведомственной рабочей группы (Протокол заседания) с участием представителей разных структур и проведена проверка соблюдения законности возникновения права на земельный участок с кадастровым номером 56:21:1302001:1 180.
В ходе заседания межведомственной рабочей группы было определено, что при совмещении данных публичной кадастровой карты и сведений государственного лесного реестра, земельный участок с кадастровым номером 56:21:1302001:1180 фактически расположен на землях лесного фонда ГКУ "Оренбургское лесничество" (леса, ранее находившиеся во владении колхоза им. Ленина квартал 2 выдел 18).
Учитывая, что спорный земельный участок относится к землям лесного фонда и является федеральной собственностью, у органа местного самоуправления отсутствовали полномочия на распоряжение таким земельным участком.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает выводы суда первой инстанции обоснованными и не подлежащими переоценке.
Доводы ответчика о том, что спорный земельный участок не относится к землям лесного фонда, а относится к землям сельскохозяйственного назначения, во внимание судом не принимается, поскольку указанные обстоятельства установлены и исследованы судебным актом арбитражного суда.
Доводы апелляционной жалобы по существу решения выражают несогласие с судебным актом, но не содержат достаточных фактов, которые влияли бы на его законность и обоснованность, поэтому отклоняются апелляционной коллегией по мотивам, приведенным выше.
Более того, площадь испрашиваемого обществом "Волна" земельного участка (4 998 кв. м) в 73 раза превышает площадь расположенного на нем и принадлежащего заявителю объекта (68,2 кв. м), то есть площадь испрашиваемого заявителем земельного участка не является необходимой для эксплуатации расположенного на нем объекта недвижимости (разъяснения Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенными в постановлениях от 01.03.2011 N 13535/10, от 03.04.2012 N 12955/11; позиция Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 24.12.2015 N 309-ЭС15-11394).
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в любом случае на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции также не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Судебные расходы распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и в связи с оставлением апелляционной жалобы без удовлетворения относятся на её подателя.
При подаче апелляционной жалобы заявителем уплачена государственная пошлина в сумме 1 500 руб., что подтверждается платежным поручением от 18.11.2020 N 90.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 20.10.2020 по делу N А47-9273/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Волна" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
И.А. Аникин |
Судьи |
В.А. Томилина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-9273/2017
Истец: ООО "Волна"
Ответчик: Администрация муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области
Третье лицо: Министерство лесного и охотничьего хозяйства по Оренбургской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом Оренбургской области, ТУ РОСИМУЩЕСТВА В ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ, Федеральное агентство лесного хозяйства, АНО "Центр судебных экспертиз", АНО "Центр судебных экспертиз" Эксперты: Соболь А.Л.,Дорожкина Е.С., Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области
Хронология рассмотрения дела:
11.06.2021 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-8475/19
18.02.2021 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-15305/20
20.10.2020 Решение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-9273/17
27.12.2019 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-8475/19
07.11.2019 Определение Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-8475/19
02.09.2019 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-10851/19
04.06.2019 Решение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-9273/17