Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13 июля 2021 г. N Ф08-4445/21 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
18 февраля 2021 г. |
дело N А32-53325/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 февраля 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Величко М.Г.
судей Барановой Ю.И., Ереминой О.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Коноплевым И.А.
при участии:
от Министерства природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай: представитель не явился, извещен;
от общества с ограниченной ответственностью "Тайга": представитель не явился, извещен;
от общества с ограниченной ответственностью "Акрополь": представитель не явился, извещен;
от третьих лиц: представители не явились, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Тайга" и Министерства природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.11.2020 по делу N А32-53325/2018
по иску Министерства природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай
к ответчикам: обществу с ограниченной ответственностью "Тайга"; обществу с ограниченной ответственностью "Акрополь"
о взыскании задолженности, неустойки, расторжении договоров
по встречному иску: общества с ограниченной ответственностью "Тайга"; общества с ограниченной ответственностью "Акрополь"
к Министерству природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай
при участии третьих лиц: Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации; Министерства финансов Российской Федерации; Министерства финансов Республики Алтай
о внесении изменений в договоры аренды лесных участков и взыскании убытков,
УСТАНОВИЛ:
Министерство природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай (далее - министерство) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Тайга" (далее- ООО "Тайга), обществу с ограниченной ответственностью "Акрополь" (далее - ООО "Акрополь") о взыскании 11 424 744 рублей 47 копеек, из которых 10 829 185 рублей 50 копеек основного арендного долга, 595 558 рублей 27 копеек неустойки; о расторжении договоров аренды лесных участков от 05.05.2008 N 35-1, от 05.05.2008 N 36-1 (с учетом уточнения исковых требований принятых в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В свою очередь, ООО "Тайга", ООО "Акрополь" обратились со встречным иском к министерству о внесении изменений в договоры аренды лесных участков и взыскании 1 300 000 тысяч рублей убытков.
Решением от 23.11.2020 (с учетом определения об исправлении опечатки от 29.12.2020) по первоначальному иску с ООО "Тайга" через Министерство природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай взыскана задолженность по арендной плате и неустойке в сумме 7 887 874 рубля 98 копеек, из них: в доход федерального бюджета по коду бюджетной классификации: 053 1 12 04012 01 6000120 - плата по договору аренды лесного участка в пределах земель лесного фонда (в части минимального размера платы) в сумме 4 023 887 рублей 49 копеек; 053 1 16 90010 01 6000 140 - неустойка за нарушение условий договоров аренды лесных участков и купли продажи лесных насаждений в сумме 164 627 рублей 92 копейки; в доход республиканского бюджета Республики Алтай: 919 1 12 04014 02 0000 120 - плата по договору аренды лесного участка, расположенного на землях лесного фонда (в части превышающей минимальный размер платы) в сумме 3 546 959 рублей 01 копейка; 919 1 16 90020 02 0000 140 - неустойка за нарушение условий договоров аренды лесных участков и купли-продажи лесных насаждений в сумме 152 400 рублей 56 копеек. С ООО "Тайга" через Министерство природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай взыскана задолженность по арендной плате и неустойке в сумме 3 536 869 рублей 79 копеек, из них: в доход федерального бюджета по коду бюджетной классификации: 053 1 12 04012 01 6000120 - плата по договору аренды лесного участка в пределах земель лесного фонда (в части минимального размера платы) в сумме 1 731 799 рублей 68 копеек; 053 1 16 90010 01 6000 140 - неустойка за нарушение условий договоров аренды лесных участков и купли продажи лесных насаждений в сумме 148 038 рублей 30 копейки; в доход республиканского бюджета Республики Алтай: 919 1 12 04014 02 0000 120 - плата по договору аренды лесного участка, расположенного на землях лесного фонда (в части превышающей минимальный размер платы) в сумме 1 526 539 рублей 32 копейки; 919 1 16 90020 02 0000 140 - неустойка за нарушение условий договоров аренды лесных участков и купли-продажи лесных насаждений в сумме 130 492 рубля 49 копеек. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано. С ООО "Тайга" в доход федерального бюджета взыскано 62 439 рублей государственной пошлины. С ООО "Акрополь" в доход федерального бюджета взыскано 40 684 рубля государственной пошлины. В удовлетворении встречных исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Тайга" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение от 23.11.2020 отменить.
Министерство природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай также не согласившись с решением от 23.11.2020 обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит изменить решение Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-53325/2018 в части отказа в расторжении договоров аренды лесных участков от 05 мая 2008 года N 35-1 и N 36-1 по пункту 3 части первой статьи 619 Гражданского кодекса Российской Федерации и принять по делу новый акт: расторгнуть договоры аренды лесных участков от 05 мая 2008 года N 35-1 и N 36-1. В обоснование жалобы заявитель указывает, что материалами дела подтверждается, что истцом были направлены в адрес арендатора претензии с требованием о погашении задолженности по арендной плате. В претензиях содержались предупреждения о том, что в случае неисполнения в установленный срок обязательств по внесению арендных платежей истец обратится в суд с исковым заявлением о взыскании задолженности и расторжении договора аренды. Судом первой инстанции необоснованно и неверно установлено обстоятельство того, что статьей 450 ГК РФ может быть заявлено требование о расторжении договора только при существенном нарушении договора другой стороной. В пункте 2 части 2 статьи 450 ГК РФ содержится и иное основание расторжения договора: в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором. Ответчики систематически не вносят предусмотренную договорами арендную плату, в связи с чем Министерство вынуждено взыскивать ее в судебном порядке. Также Министерство неоднократно обращалось в суд о взыскании задолженности по арендной плате и только после обращения в суд, ответчик погашал задолженность полностью или частично (дело N А02-269/2014, NА02-1662/2014, NА02-1176/2018). Ненадлежащее исполнение обязательств по указанным договорам по внесению арендной платы составляет три года, которая до настоящего времени ответчиками не погашена. Истцом в материалы дела также представлялись документы об изменении названия Министерства Указом Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай от 18 марта 2019 года N 57-у, в решении суда название Министерства указано неверно. Таким образом, у суда отсутствовали основания об отказе в удовлетворении исковых требований Министерства природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай по расторжению договоров аренды от 5 мая 2008 года N 35-1 и N 36-1 по пункту 3 части 1 статьи 619 ГК РФ.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, явку представителей не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом согласно части 6 статьи 121, части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом разъяснений, изложенных в пункте 5 постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", пунктов 16, 31 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов". В связи с изложенным, апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие, в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
От Министерства финансов Республики Алтай поступил письменный отзыв на апелляционные жалобы, в которым Министерство просит удовлетворить апелляционную жалобу истца.
От Министерства природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай поступило ходатайство о приобщении дополнительных документов (Расчеты с лесопользователями с ООО "Тайга" на 4 л. в 1 экз.; Расчеты с лесопользователями с ООО "Акрополь" на 2л. в 1 экз.; Акт сверки между Министерством и ООО "Тайга" по 31.01.2021 на 3 л. в 1 экз.; Акт сверки между Министерством и ООО "Акрополь" на 1 л. в 1 экз.). Также Министерством заявлено ходатайство о рассмотрении апелляционных жалоб в отсутствие представителя истца. Ходатайство рассмотрено и удовлетворено судом.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционных жалоб, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что обжалуемое решение подлежит отмене в части отказа в иске о расторжении договоров аренды по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 05 мая 2008 года заключены договоры аренды лесных участков N 35-1 и N 36-1 между арендодателем (министерством) и арендаторами (ООО "Тайга", ООО "Акрополь") (с учетом переуступки права аренды).
По указанным договорам аренды Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай 29.11.2017 проведена их государственная регистрация за номерами N 04:02:021024/2008-383 и N 04:02:021024/2008-382.
В договорах аренды лесных участков от 05.05.2008 N 35-1 и N 36-1, дополнительных соглашениях к ним регламентировано обязательство арендатора (глава II, глава III пункт 116, глава IV пункты 12 и 13 а), согласно которого последний обязан вносить арендную плату ежеквартально согласно приложению N 4 к настоящему договору.
В связи с отсутствием платежей от арендатора, установленных договорами аренды лесных участков от 05.05.2018 N 35-1 и N 36-1 министерство в адрес арендатора заказными письмами с уведомлением от 06.02.2018 N 649000 19 97278 8, от 26.03.2018 N 64900021011246, от 28.04.2018 N 64900021014056, от 22.05.2018 N 649000 21 01554 1 и от 21.06.2018 N 649000 21 01962 4 направило претензии/уведомления N 26, 27, 126, 125, 177, 176, 249, 248 о неполном расчете с бюджетом и расторжении договора аренды и от 21.06.2018 N 5300 о наличии задолженности по арендной плате и неустойке по данным договорам аренды. Письма с претензиями/уведомлениями N 26, 27, 249 и 248 получены ответчиком 28.03.02018 и 25.05.2018 соответственно.
Претензиями установлен срок исполнения настоящих требований, арендатор претензиями приглашался для подписания соглашений о добровольном расторжении договоров аренды N 35-1 и N 36-1, а также в претензиях вынесено предупреждение о том, что в случае неуплаты имеющейся задолженности будет инициирована процедура расторжения указанных договоров аренды в судебном порядке.
Ответов на претензии от ответчика не получено, задолженность до настоящего времени по указанным договорам полностью не погашена, соглашения о добровольном расторжении указанных договоров аренды не подписаны.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд.
В соответствии со статьей 36 Конституции Российской Федерации, пункта 7 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, использование земли на территории Российской Федерации является платным.
В соответствии со статьей 1 Земельного кодекса Российской Федерации к числу основных принципов земельного законодательства, в том числе определяющего обязанности землепользователей, отнесена платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Пункт 4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что размер арендной платы устанавливается договором аренды. Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.
Согласно статьям 606 и 614 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательство должно исполняться надлежащим образом в соответствии с его условиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства запрещен статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основании своих требований и возражений (часть 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно правовой позиции, высказанной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.10.2013 N 8127/13, лица, участвующие в деле, обязаны соблюдать принципы арбитражного процесса по опровержению доказательств, представленных другой стороной.
В соответствии с части 1 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий (часть 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Министерством в материалы дела представлен расчет арендной платы, согласно которому задолженность составила 10 829 185 рублей 50 копеек (с учетом уточнения).
Арендаторами расчет арендодателя документально не оспорен.
В материалах дела отсутствуют доказательства погашения задолженности, в связи с чем требования министерства о взыскании арендной платы удовлетворены судом.
Также министерством заявлено требование о взыскании неустойки в размере 595 558 рублей 97 копеек (с учетом уточнения).
В договорах аренды N 35-1 и N 36-1 и дополнительных соглашениях к ним регламентирована обязанность арендатора (глава IV пункт 13 а), согласно которой на арендатора возлагается ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств, предусмотренных договором. За нарушение арендатором сроков внесения арендной платы, предусмотренных приложением N 4 к договорам, арендатор уплачивает арендодателю неустойку в размере 0,02% от суммы просроченного платежа за каждый день просрочки платежей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Суд проверил расчет истца и признал его верным; контррасчет ответчиком не представлен, ходатайство об ее уменьшении не заявлено.
Министерством заявлено требование о расторжении договоров аренды лесных участков от 05.05.2008 N 35-1, от 05.05.2008 N 36-1.
В соответствии со статьей 619 ГК РФ договор аренды может быть досрочно расторгнут судом в случаях, когда арендатор более двух раз подряд по истечении установленного договором срока платежа не вносит арендную плату. Договором могут быть установлены и другие основания досрочного расторжения договора по требованию арендодателя в соответствии с пунктом 2 статьи 450 ГК РФ.
Арендодатель вправе требовать досрочного расторжения договора только после направления арендатору письменного предупреждения о необходимости исполнения им обязательства в разумный срок.
В пункте 23 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.01.2013 N 13 "О внесении дополнений в постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" указано, что согласно статье 619 ГК РФ, если арендатор не вносит арендную плату более двух раз подряд по истечении установленного договором срока платежа, арендодатель вправе требовать досрочного расторжения договора аренды в судебном порядке.
Судам следует учитывать, что даже после уплаты долга арендодатель вправе в разумный срок предъявить иск о расторжении договора. Однако не предъявление такого требования в течение разумного срока с момента уплаты арендатором названного долга лишает арендодателя права требовать расторжения договора в связи с этим нарушением.
Существенным нарушением является систематическое невнесение арендатором арендной платы по договору, что является основанием для предъявления истцом требования о расторжении договора.
Как установлено апелляционным судом, арендатор систематически в полном объеме не вносит арендную плату длительный период с 01.01.2018 по 20.09.2019 (при наличии обязанности по ежемесячному внесению арендной платы за участки), при этом доказательства уважительности причин систематического невнесения арендной платы в сроки, установленные договором, ответчиком не представлено.
Не погашена значительная задолженность и неустойка и к моменту апелляционного разбирательства, что подтверждается представленным Министерством в дело подробным расчетном арендного долга и актом сверки.
Министерство в разумные сроки обратилось с требованием о расторжении договоров аренды с соблюдением досудебного порядка расторжения договора, поэтому наличие существенного нарушения по оплате арендных платежей и пени не могло являться основанием для отказа арендодателю в требованиях о расторжении договора, в связи с чем в этой части решение суда надлежит отменить.
Документальных доказательств того, что арендатор не мог использовать в спорный период объекты по назначению или отказывался от договора в дело не представлено.
В части отказа в удовлетворении исковых требований о внесении изменений в договоры аренды лесных участков и взыскании 1 300 000 тысяч рублей убытков решение суда следует признать правильным.
В соответствии со статьей 1 Лесного кодекса Российской Федерации лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются в том числе на принципах: устойчивого управления лесами, сохранения биологического разнообразия лесов, повышения их потенциала; сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; использования лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов; обеспечения многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах; сохранение лесов, в том числе посредством их охраны, защиты, воспроизводства, лесоразведения; улучшения качества лесов, а также повышение их продуктивности.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Лесного кодекса Российской Федерации лесное законодательство состоит из Лесного кодекса Российской Федерации, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
Согласно частью 4 статьи 2 Лесного кодекса Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти издают нормативные правовые акты, регулирующие лесные отношения, в случаях, предусмотренных ЛК РФ, другими федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.
В силу пункта 1 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации заготовка древесины является одним из видов использования лесов.
В соответствии с положениями статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом из леса древесины (часть 1 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации). Граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации (часть 8 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации). Правила заготовки древесины и особенности заготовки древесины в указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации лесничествах устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. (часть 9 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации).
Порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами (часть 3 статьи 16 Лесного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановление Правительства Российской Федерации от 11.11.2015 N 1219, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее - Минприроды России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, включая недра, водные объекты, леса, объекты животного мира и среду их обитания, земельных отношений, связанных с переводом земель водного фонда, лесного фонда и земель особо охраняемых территорий и объектов (в части, касающейся земель особо охраняемых природных территорий) в земли другой категории, в области лесных отношений, в области охоты, в сфере гидрометеорологии и смежных с ней областях, государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), включающего в себя государственный мониторинг радиационной обстановки на территории Российской Федерации, в области обращения с животными, а также по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, включая вопросы, касающиеся обращения с отходами производства и потребления (далее - отходы), в том числе в области обращения с твердыми коммунальными отходами (за исключением вопросов тарифного регулирования), охраны атмосферного воздуха, государственного экологического надзора, особо охраняемых природных территорий и государственной экологической экспертизы.
В силу подпункта 5.2.124 пункта 5 Положения о Минприроде России на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности, в том числе правила ухода за лесами.
Согласно пунктам 2, 6 и 9 Правил в соответствии со статьей 64 Лесного кодекса Российской Федерации уход за лесами представляет собой осуществление мероприятий, направленных на повышение продуктивности лесов, сохранение их полезных функций (рубка части деревьев, кустарников, агролесомелиоративные и иные мероприятия) (далее - рубки, проводимые в целях ухода за лесными насаждениями).
К мероприятиям по уходу за лесами относятся рубки, проводимые в целях ухода за лесными насаждениями; агролесомелиоративные мероприятия; иные мероприятия, в том числе обновление лесных насаждений; переформирование лесных насаждений; реконструкция лесных насаждений; лесоводственно-лесозащитный уход за лесами; уход за лесовозобновлением, подростом и другими ценными компонентами насаждений (объектами ухода); рекреационно-ландшафтный уход за лесами; вспомогательные виды ухода за лесами; особые виды ухода за лесами.
Рубки, проводимые в целях ухода за лесными насаждениями, должны осуществляться для достижения следующих результатов:
- улучшение возрастной структуры и породного состава лесных насаждений;
- повышение качества и устойчивости лесных насаждений;
- сохранение и усиление защитных, водоохранных, санитарно-гигиенических свойств лесных насаждений;
- поддержание и восстановление биологического разнообразия лесов;
- повышение продуктивности насаждений (их ресурсного потенциала);
- сокращение сроков выращивания технически спелой древесины;
- рациональное использование ресурсов древесины.
Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" в качестве одной из национальных целей обозначено сохранение лесов.
Правила являющиеся нормативным правовым актом, изданным федеральным органом исполнительной власти и зарегистрированным в установленном порядке, вступили в силу с 05.01.2018.
Таким образом, с указанной даты законодательно установлены определенные критерии для осуществления проходных рубок естественных лесных (хвойных) насаждений, что направлено на сохранение жизнеспособности этой ценной древесной породы, а также на обеспечение охраны и защиты лесов, окружающей среды, фауны и флоры.
В силу пунктов 14, 30 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом Минприроды России от 13.09.2016 N 474, при заготовке древесины на лесосеках не допускается рубка жизнеспособных деревьев ценных древесных пород, в том числе кедра, произрастающих на границе их естественного ареала. При проведении рубок лесных насаждений подлежит сохранению жизнеспособный подрост главных (целевых) пород, в том числе кедра в соответствующих им лесорастительных условиях.
При заготовке древесины арендатор лесных участков обязан соблюдать правила ухода за лесами.
В силу статьи 26 Лесного кодекса Российской Федерации лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов (часть 1). Лесная декларация ежегодно подается лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации (часть 2).
Лесная декларация носит заявительный характер, поскольку ее содержание представляет собой заявление лесопользователя о конкретных лесных участках, на которых он намерен вести заготовку древесины, и объемах заготовки в определенный период. Вместе с тем лесная декларация должна соответствовать разработанному проекту освоения лесов соответствующего лесного участка. Поскольку лесная декларация носит заявительный характер, ее подача является правом, а не обязанностью лесопользователя. Вместе с тем без лесной декларации ведение заготовки не допускается.
Приказом Минприроды России от 16.01.2015 N 17 "Об утверждении формы лесной декларации, порядка ее заполнения и подачи, требований к формату лесной декларации в электронной форме" (Зарегистрировано в Минюсте России 26.02.2015 N 36237) утвержден Порядок заполнения и подачи лесной декларации.
Согласно пункту 2 указанного Порядка заполнения и подачи лесной декларации лесная декларация подается ежегодно лицами, которым лесные участки предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования или аренды (далее - лицо, подавшее лесную декларацию), в органы государственной власти, органы местного самоуправления, в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - уполномоченный орган), непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - ЕПГУ).
Лесная декларация подается не менее, чем за 10 дней до начала предполагаемого срока использования лесов.
Срок действия лесной декларации составляет не более 12 месяцев с даты начала предполагаемого срока использования лесов.
Сроки и последовательность административных процедур (действий при предоставлении органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений государственной услуги по приему лесных деклараций установлены Административным регламентом предоставления органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений государственной услуги по приему лесных деклараций и отчетов об использовании лесов от граждан, юридических лиц, осуществляющих использование лесов, утвержденного приказом Минприроды России от 08.12.2016 N 641 (далее - административный регламент).
Согласно приложению N 1 к административному регламенты уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений на территории Республики Алтай является Министерство лесного хозяйства Республики Алтай (в настоящее время Министерство природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай), полномочия которого, в том числе, по ежегодному приему лесной декларации от лиц, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду; содержатся в подпункте "б" пункта 7 раздела III Положения о Министерстве природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай, утвержденного постановлением Правительства Республики Алтай от 21.05.2015 N 135.
В силу пункта 2.1 Административного регламента результатом предоставления государственной услуги является прием лесных деклараций и отчетов об использовании лесов от граждан, юридических лиц, осуществляющих использование лесов (далее - государственная услуга).
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме лесных деклараций определен в пункте 2.11 административного регламента, согласно которому основаниями для отказа в предоставлении государственной услуги: в части приема лесных деклараций являются:
1) непредставление документов, указанных в административном регламенте;
2) недостоверность сведений, указанных в лесной декларации;
3) несоответствие лесной декларации форме и требованиям, установленным к ее содержанию;
4) несоответствие лесной декларации проекту освоения лесов.
В силу пункта 6 порядка заполнения и подачи лесной декларации уполномоченный орган в случае выявления несоответствия лесной декларации форме и установленным требованиям к ее содержанию, проекту освоения лесов, недостоверности сведений, содержащихся в лесной декларации, в течение 5 рабочих дней со дня ее получения направляет лицу, подавшему лесную декларацию, письменное извещение об отказе в ее приеме, содержащее обоснование отказа.
В статье 27 Лесного кодекса Российской Федерации определено, что в случаях и в порядке, которые предусмотрены Лесным кодексом, другими федеральными законами, использование лесов ограничивается.
Допускается установление следующих ограничений использования лесов:
1) запрет на осуществление одного или нескольких видов использования лесов, предусмотренных частью 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации;
2) запрет на проведение рубок;
3) иные установленные Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами ограничения использования лесов.
В пункте 8 части 1 и части 4 статьи 115 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что к ценным лесам относятся леса, имеющие уникальный породный состав лесных насаждений, выполняющие важные защитные функции в сложных природных условиях, имеющие исключительное научное или историко-культурное значение: леса, расположенные в орехово-промысловых зонах (леса, являющиеся сырьевой базой для заготовки кедровых орехов). В лесах, расположенных в орехово-промысловых зонах, запрещается заготовка древесины.
Согласно характеристикам лесных участков и его насаждений, являющимися приложениям N 2 к договорам аренды лесных участков от 5.05.2008 N 35-1 и N 36-1 преобладающая порода насаждений является кедр.
Кроме того, согласно пункту 35 Правил N 626 проведение проходных рубок должно прекращаться в лесных насаждениях хвойных, твердолиственных и мягколиственных семенного и вегетативного происхождения за один класс возраста до установленного возраста рубки.
В силу статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Таким образом, императивными нормами пункта 35 Правил N 626 и статьей 115 Лесного кодекса Российской Федерации установлены ограничения на проведение рубок в виде прекращения лесных рубок в лесных хвойных насаждениях согласуются с положениями статьи 27 Лесного кодекса Российской Федерации, согласно которой в случаях и в порядке, которые предусмотрены Лесного кодекса Российской Федерации, другими федеральными законами, использование лесов может ограничиваться, и обязательны к исполнению всеми лесопользователями (арендаторами).
В силу пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, в частности, из договоров и иных сделок.
По договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование (пункт 1 статьи 606 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 614 Гражданского кодекса Российской Федерации и статье 94 Лесного кодекса Российской Федерации, размер арендной платы, порядок, условия и сроки ее внесения определяются статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации и договором аренды участка лесного фонда.
Согласно части 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не установлено Лесного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Статьей 72 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по договору аренды участок лесного фонда предоставляется лесопользователю (арендатору) за плату на определенный срок для осуществления одного или нескольких видов лесопользования.
В силу пункта 1 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации, существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
В пункте 2 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут, а по основаниям, предусмотренным пунктом 4 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации, изменен судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий: в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет; изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота; исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора; из обычаев или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.
В соответствии с частью 1 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент заключения договоров аренды) договор аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частью 3 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации.
В пунктах 15 спорных договоров аренды лесного участка указано, что они заключены по результатам аукциона.
Согласно части 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей на момент заключения договоров аренды, при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускается.
В силу части 3 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации, введенной Федеральным законом от 29.06.2015 N 206-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования лесных отношений", договор аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, заключенный по результатам торгов, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.
Частью 2 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что изменение условий договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного по результатам торгов, не допускается, за исключением случаев изменения целевого назначения или разрешенного использования лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такое изменение обстоятельств возникло вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стало основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр.
В соответствии со статьей 78 Лесного кодекса Российской Федерации, регламентирующей организацию проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, или права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений, извещение о проведении аукциона должно содержать сведения о предмете аукциона, в том числе о местоположении лесных участков или лесных насаждений, о площади и границах лесных участков, об объеме подлежащих заготовке лесных ресурсов, об обременениях лесных участков, об ограничении использования лесов, о кадастровых номерах лесных участков, о видах и об установленных лесохозяйственным регламентом параметрах использования лесов.
Следовательно, организатор аукциона обязан подготовить документацию об аукционе, которая наряду со сведениями, указанными в извещении о проведении аукциона, должна содержать достоверные сведения.
Обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами (статья 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Правила являются обязательными для применения всеми юридическими и физическими лицами при осуществлении мероприятий по уходу за лесами во всех лесных районах Российской Федерации, независимо от даты заключения договоров аренды лесного участка и возникновения права на использование лесов.
Отказы министерства от подписания лесных деклараций не были обжалованы в судебном порядке.
В пунктах 15 договоров аренды лесных участков от 05.05.2008 N 35-1 и N 36-1 указано, что внесение изменений в данные договоры, заключенные по результатам аукциона, по соглашению сторон допускается только в случае изменения состояния лесных насаждений, вызванного стихийными бедствиями и чрезвычайными ситуациями (пожары, ветровалы, повреждение лесов вредными организмами).
Из приведенных норм права следует, что Лесного кодекса Российской Федерации был установлен и продолжает действовать запрет на изменение условий договора аренды лесного участка, заключенного по результатам аукциона, по волеизъявлению его участников. Такое изменение может быть осуществлено только в судебном порядке при наличии установленных законом оснований.
С 22.07.2014 такое изменение могло быть осуществлено только в судебном порядке, при наличии установленных законом оснований, в том числе при существенном изменении количественных и качественных характеристик лесного участка.
Как следует из встречного искового заявления ООО "Тайга", ООО "Акрополь" к министерству санитарное и лесопатологическое состояние лесных участков за номерами 04:02:021024/2008-383 и N 04:02:021024/2008-382 расположенным в Республике Алтай, Турочакского района, Пыжинского лесничества, Телецкого ОЛХ, в кварталах NN 153, 156-158, 160-166, 170-177, 179-183, 185-188, 190-196 и в Республике Алтай, Турочакского района, Иогачского лесничества, Телецкого ОЛХ в кварталах NN 123,124,216,127, 131-134, 142-146, 150-152, 157-160, 164-168, 172-174, 178-187 соответственно, не изменилось и не требуется проведение сплошной санитарной рубки.
Требование изменить с 01.01.2018 договоры аренды лесных участков от 5.05.2008 N 35-1 и N 36-1 обусловлено необходимостью внесения в них изменений, в части дополнения их пунктами 7.1. следующего содержания:
"В случае возникновения обстоятельств, не позволяющих Арендатору осуществлять деятельность в соответствии с условиями настоящего договора, по причинам, зависящим от Арендодателя, а также, в том числе, в результате временной неопределенности в законодательстве Российской Федерации, связанной с использованием арендованных лесных участков, Арендатор освобождается от арендных платежей до устранения таких обстоятельств".
Кроме того, бесплатное использование арендаторами природными ресурсами, недопустимо в силу провозглашенного в статьях 1 и 94 Лесного кодекса Российской Федерации принципа платности лесопользования.
Во встречном иске также указано, что министерство в одностороннем порядке ограничило право пользования арендованными лесными участками, чем нарушило права ООО "Тайга", закрепленные в договорах переуступки права аренды лесных участков N 1-35-1 и N 1-36-1, в результате указанных действий ООО "Тайга" были причинены убытки в виде упущенной выгоды в размере 1 300 000 000 рублей.
Также, ООО "Тайга" в своем встречном исковом заявлении о взыскании убытков ссылается на то обстоятельство, что в связи с принятием именно Минприродой России приказа от 22.11.2017 N 626 "Об утверждении Правил ухода за лесами", ООО "Тайга" лишилось возможности беспрепятственно пользоваться арендованными лесными участками в соответствии с условиями договоров аренды, а также то, что при их использовании будет нарушено соотношение имущественных интересов сторон которое повлечет для них такой ущерб, что они в значительной степени лишаются того, на что были вправе рассчитывать при их заключении.
В соответствии с договорами аренды лесных участков от 05.05.2008 N 35-1 и N 36-1, лесные участки находятся в орехово-промысловых зонах.
Таким образом, действующее федеральное законодательство запрещает проведение рубок обновления, рубки переформирования, рубки реконструкции, рубки сохранения, ландшафтные рубки в лесах, расположенных в орехово-промысловых зонах.
В силу пунктов 1 и 3 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Вред, причиненный правомерными действиями, подлежит возмещению в случаях, предусмотренных законом.
Причинение вреда порождает обязательство по его возмещению. Денежным выражением ущерба (имущественного вреда) являются убытки.
В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации возмещение убытков является одним из способов защиты гражданских прав.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 393 Гражданского кодекса Российской Федерации должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. Убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В пунктах 1 и 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации указано, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
По смыслу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации для возмещения убытков необходимо установить факт наступления вреда, противоправность поведения причинителя вреда, наличие причинной связи между неправомерными действиями и причиненными убытками, а также документальное подтверждение размера причиненных убытков.
В силу положений статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, муниципальных органов либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или муниципального органа, подлежит возмещению за счет казны РФ, казны субъекта Российской Федерации и муниципальной казны.
Судом отмечено, что ООО "Тайга", ООО "Акрополь" не доказан факт возникновения в их имущественной сфере убытков в заявленном размере, факт нарушения ответчиками принятых на себя обязательств по договорам аренды лесных участков от 05.05.2008 N 35-1 и N 36-1, а также причинно-следственная связь между понесенными убытками и неисполнением или ненадлежащим исполнением ответчиками обязательств.
Условиями удовлетворения иска о взыскании убытков являются подтверждение факта совершения причинителем вреда противоправных действий (бездействия) или факта ненадлежащего исполнения договорных обязательств, подтверждение самого факта причинения убытков, а также наличие причинно-следственной связи между ненадлежащим исполнением обязательства или совершением противоправного действия (бездействия) и наступившими последствиями в виде причинения реального ущерба или возникшей упущенной выгодой.
При этом, в соответствии с позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 17.07.2012 N 2683/12, причинная связь между фактом причинения вреда (убытков) и действием (бездействием) причинителя вреда должна быть прямой (непосредственной).
ООО "Тайга", ООО "Акрополь" приказ Минприроды России от 22.11.2017 N 626 не был оспорен.
Поскольку совокупность условий для привлечения министерства к гражданско-правовой ответственности: незаконность действий (бездействий) министерства, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа (приказа Минприроды России от 22.11.2017 N 626) ставшими причиной наступления для ООО "Тайга", ООО "Акрополь" негативных последствий и размер заявленных во встречном исковом заявлении убытков, не доказаны, в удовлетворении встречного иска судом отказано правомерно.
Доводы министерства о том, что истцом в материалы дела представлялись документы об изменении названия министерства, не принимаются апелляционным судом, так как определением об исправлении опечатки от 29.12.2020 суд исправил ошибки, допущенные в тексте решения от 23.11.2020, и указал, что истцом по делу является Министерство природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай.
Суд апелляционной инстанции не может признать обоснованными доводы апелляционной жалобы общества с ограниченной ответственностью "Тайга" поскольку указанная апелляционная жалоба не содержит мотивированных доводов относительно выводов суда первой инстанции, подтвержденных документально.
Судом первой инстанции правильно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При указанных обстоятельствах, отсутствуют предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для изменения или отмены судебного акта арбитражного суда первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.11.2020 (с учетом определения об исправлении опечатки от 29.12.2020) по делу N А32-53325/2018 в части отказа в иске о расторжении договоров аренды N 35-1 и 36-1 от 05.05.2008 отменить. В указанной части удовлетворить требования Министерства природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай и расторгнуть договоры аренды N 35-1 и N 36-1 от 05.05.2008.
В остальной части решение суда оставить без изменений, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.Г. Величко |
Судьи |
Ю.И. Баранова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-53325/2018
Истец: Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай
Ответчик: ООО "Тайга"
Третье лицо: Министерство природных ресурсов и экологии РФ, министерство финансов республики алтай, Министерство Финансов РФ, ООО "Акрополь"
Хронология рассмотрения дела:
13.07.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-4445/2021
18.02.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-20724/20
23.11.2020 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-53325/18
17.10.2019 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-53325/18