Постановлением Суда по интеллектуальным правам от 3 июня 2021 г. N С01-692/2021 по делу N А47-1309/2020 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Челябинск |
|
17 февраля 2021 г. |
Дело N А47-1309/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 февраля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 февраля 2021 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Матвеевой С.В.,
судей Поздняковой Е.А., Румянцева А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Чаринцевой В.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Оренбургская государственная лизинговая компания" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 07.10.2020 по делу N А47-1309/2020.
В заседании приняли участие представитель акционерного общества "Оренбургская государственная лизинговая компания" - Балавина Н.В. (доверенность от 11.01.2021, диплом о высшем юридическом образовании).
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 10 по Оренбургской области обратилась в Арбитражный суд Оренбургской области с исковым заявлением об обязании акционерного общества "Оренбургская государственная лизинговая компания" изменить фирменное наименование юридического лица - Акционерное общество "Оренбургская государственная лизинговая компания" в части исключения из наименования слова, производного от слова Государство - "Государственная"; о внесении в учредительные документы изменений, путем подачи заявления о регистрации внесения изменений в учредительные документы юридического лица с приложением документов, предусмотренных пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в срок, не превышающий 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Определением Арбитражного суда Оренбургской области от 11.03.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 07.10.2020 (резолютивная часть от 30.09.2020) исковые требования удовлетворены.
С решением суда от 07.10.2020 не согласилось АО "Оренбургская государственная лизинговая компания" и обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просило обжалуемый судебный акт отменить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы АО "Оренбургская государственная лизинговая компания" ссылается на то, что общество является организацией со 100% долей участия субъекта Российской Федерации - Оренбургской области. Единственным акционером АО "Оренбургская государственная лизинговая компания" является Оренбургская область в лице Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области. Общество образовано в результате слияния двух компаний АО "Агролизинг" и ПАО "Оренбургагроснабтехсервис", единственным учредителем и акционером которых также являлась Оренбургская область. ПАО "Оренбургагроснабтехсервис" образовано в ходе приватизации ГУП Оренбургской области "Оренбургагроснабтехсервис". Уставный капитал общества сформирован за счет бюджетных инвестиций Оренбургской области в уставный капитал общества и уставные капиталы (фонды) его правопредшественников, и имеет строго целевое назначение - обеспечение сельхозтоваропроизводителей Оренбургской области сельскохозяйственной техникой и оборудованием на условиях заключения финансовой аренды (лизинга). Использование средств уставного капитала осуществляется в соответствии с Положением об использовании средств уставного капитала общества. Общество является уполномоченной организацией по проведению лизинговых операций по поставке сельскохозяйственной техники за счет средств областного бюджета. Не менее 50% своей прибыли общество ежегодно перечисляет в областной бюджет. Общество является уполномоченной лизинговой компанией, имущество которой принадлежит Оренбургской области, действующей от своего имени, но в интересах субъекта Российской Федерации - Оренбургской области, решение об использовании в наименовании АО "Оренбургская государственная лизинговая компания" слова "государственная" было принято учредителем с целью донести до конечного потребителя информацию о принадлежности данной организации субъекту Российской Федерации - Оренбургской области.
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2020 апелляционная жалоба принята к производству суда, судебное заседание назначено на 13.01.2021.
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.01.2021 судебное разбирательство в порядке статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отложено на 17.02.2021.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства посредством почтовых отправлений, а также путем размещения информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в судебное заседание не явились.
До начала судебного заседания Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 10 по Оренбургской области направила в суд апелляционной инстанции посредством системы "Мой арбитр" ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя (рег.N8949 от 17.02.2021).
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом в отсутствие неявившихся участников процесса.
В судебном заседании представитель АО "Оренбургская государственная лизинговая компания" доводы апелляционной жалобы поддержал.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом, АО "Оренбургская государственная лизинговая компания" создано в качестве юридического лица путем реорганизации в форме слияния 07.04.2017 за основным государственным регистрационным номером - 1175658007997, учредителем данного юридического лица является Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области, привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
В обоснование заявленных требований налоговый орган указал, что в слово "Государственная" в фирменном наименовании вызывает у потребителей ассоциацию участия государства в деятельности данной организации либо связывает с особой значимостью деятельности указанной организации в государственных интересах, что послужило основанием для обращения налогового органа в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, указал, что фирменное наименование общества влечет за собой ввод в заблуждение потенциальных потребителей услуг данной организации в отношении содержания, качества предоставляемых услуг и принадлежности такой организации к органам государственной власти.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением Единого государственного реестра юридических лиц, регулируются Законом о государственной регистрации.
Согласно статье 54 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму. Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование. Требования к фирменному наименованию устанавливаются названным Кодексом и другими законами.
Согласно пункту 1 статьи 54 ГК РФ включение в наименование юридического лица официального наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, допускается в случаях, предусмотренных законом, указами Президента Российской Федерации или актами Правительства Российской Федерации, либо по разрешению, выданному в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 1473 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица.
В соответствии с пунктом 3 той же статьи юридическое лицо должно иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Юридическое лицо вправе иметь также полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках.
В силу пункта 4 названной статьи в фирменное наименование юридического лица не могут включаться полные или сокращенные официальные наименования федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (подпункт 2); обозначения, противоречащие общественным интересам, а также принципам гуманности и морали (подпункт 5).
Фирменное наименование государственного унитарного предприятия может содержать указание на принадлежность такого предприятия соответственно Российской Федерации и субъекту Российской Федерации.
Включение в фирменное наименование юридического лица официального наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, допускается по разрешению, выдаваемому в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 5 указанной статьи, если фирменное наименование юридического лица не соответствует требованиям пунктов 3 или 4 этой статьи, орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, вправе предъявить такому юридическому лицу иск о понуждении к изменению фирменного наименования.
В силу статьи 14 Федерального закона от 18.12.2006 N 231-ФЗ "О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации", вступившей в силу с 01.01.2008, фирменные наименования юридических лиц, не соответствующие правилам параграфа 1 главы 76 Гражданского кодекса Российской Федерации, подлежат приведению в соответствие с этими правилами при первом после 01.01.2008 изменении учредительных документов юридических лиц.
Как указывалось ранее, судом установлено, что общество было зарегистрировано в качестве юридического лица 07.04.2017.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 152 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.04.2019 N 10 "О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации", иск о понуждении к изменению фирменного наименования в соответствии с пунктом 5 статьи 1473 Гражданского кодекса Российской Федерации может предъявить только орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и только в том случае, если фирменное наименование юридического лица не соответствует требованиям пунктов 3 и 4 этой статьи. Такой иск может быть предъявлен в суд, пока действует исключительное право на фирменное наименование.
В соответствии с Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерацией от 30.09.2004 N 506, Федеральная налоговая служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.
Из материалов дела следует, что ответчик имеет организационно-правовую форму коммерческой организации, разрешение на использование в наименовании слова "государственная", отсутствует.
Согласно ответу Минюста Российской Федерации от 18.06.2020 N 09-68764/20 Министерству природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области, "_ в соответствии с пунктом 2 Правил (имеются ввиду Правила включения в фирменное наименование юридического лица официального наименования "Российская Федерация" или "Россия"), разрешение на включение в фирменное наименование юридического лица официального наименования "Российская Федерация" или "Россия", а также слов производных от этого наименования, выдается Министерством Юстиции Российской Федерации в случае, если более 25% голосующих акций акционерного общества или более 25% уставного капитала иного хозяйственного общества находятся в собственности Российской Федерации или организации, созданной Российской Федерацией на основании специального федерального закона, наименование которой включает официальное наименование "Российская Федерация" или "Россия", а также слова, производные от этого наименования, в части использования в фирменном наименовании указанного юридического лица наименования этой организации, являющейся его участником. _ Согласно представленному на рассмотрение с Минюст России заявлению, более 50% акционерного общества находится в собственности субъекта Российской Федерации (Оренбургской области), а не в собственности Российской Федерации".
В связи с указанными обстоятельствами и на основании пункта 5 Правил Минюст возвратил представленные Министерством документы.
Таким образом, согласно указанному письму, ответчик правом на включение в наименование юридического лица официального наименования "Российская Федерация" или "Россия" и производных от него слов, не обладает. Иного подателем жалобы не доказано (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Отсутствие разрешения на включение в фирменное наименование юридического лица официального наименования "Российская Федерация" или "Россия", а также слов, производных от этого наименования, является формальным основанием для внесения соответствующих изменений в фирменное наименование общества, а также в учредительные документы.
В противном случае, такое наименование может вызвать заблуждение у потенциальных потребителей услуг коммерческой организации в отношении содержания, качества предоставляемых услуг и принадлежности данной организации к органам государственной власти, а, следовательно, может вызвать у потребителя стойкую ассоциацию с участием государства в деятельности общества либо с особой значимостью деятельности этого общества в государственных интересах, разрешение на использование которого, должно выдаваться только в специально установленном законом порядке.
Само по себе наличие у общества единственного акционера в лице Оренбургской области не свидетельствует о наличии у него права использовать в своем фирменном наименовании слова "государственная", исходя из ответа Минюста Российской Федерации, уполномоченного выдавать соответствующие разрешения.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных инспекцией требований, поскольку было установлено отсутствие в материалах дела доказательств, подтверждающих наличие у общества разрешения на использование в своем фирменном наименовании официального наименования "Государство" или "Государственный".
Ссылка заявителя жалобы на то, что суд в обжалуемом судебном акте необоснованно сослался на постановление Суда по интеллектуальным правам от 17.05.2019 N С01-307/2019 по делу NА40-213716/2018, подлежит отклонению, поскольку правовая позиция, изложенная в данном судебном акте принята во внимание судом с учетом наличия в данном деле схожих обстоятельств, а не в порядке части 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
В порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы подлежит отнесению на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 07.10.2020 по делу N А47-1309/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Оренбургская государственная лизинговая компания" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
С.В. Матвеева |
Судьи |
Е.А. Позднякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-1309/2020
Истец: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 10 по Оренбургской области
Ответчик: АО "Оренбургская государственная лизинговая компания"
Третье лицо: Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд, Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области
Хронология рассмотрения дела:
03.06.2021 Постановление Суда по интеллектуальным правам N С01-692/2021
13.04.2021 Определение Суда по интеллектуальным правам N С01-692/2021
17.02.2021 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-14323/20
07.10.2020 Решение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-1309/20