Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 31 мая 2021 г. N Ф10-1868/21 настоящее постановление оставлено без изменения
город Воронеж |
|
18 февраля 2021 г. |
Дело N А14-9298/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2021 года.
В полном объеме постановление изготовлено 18 февраля 2021 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малиной Е.В.,
судей Протасова А.И.,
Безбородова Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Киреевой Е.П.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Фанерный завод": Рыжкова Н.М. - представитель по доверенности от 01.01.2021, сроком до 31.12.2021, паспорт РФ, предъявлен диплом о наличии высшего юридического образования по специальности "Юриспруденция";
от Управления Федеральной налоговой службы по Воронежской области: Шатских Ирина Викторовна - представитель по доверенности от 23.12.2020 N 07-10/36351, сроком на 1 год, удостоверение;
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседания) апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Фанерный завод" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 16.12.2020 по делу N А14-9298/2020 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Фанерный Завод" (ОГРН 1163668070521, ИНН 3666207765) к Управлению Федеральной налоговой службы по Воронежской области (ОГРН 1043600194956, ИНН 3666119484) о признании незаконными действий по невключению ООО "Фанерный завод" в Единый реестр малого и среднего предпринимательства как среднее предприятие; об обязании подать заявку о включении ООО "Фанерный завод" в Единый реестр малого и среднего предпринимательства, к Федеральной налоговой службе (ОГРН: 1047707030513; ИНН: 7707329152) о признании незаконными действий по исключению ООО "Фанерный завод" из Единого реестра малого и среднего предпринимательства как среднего предприятия; обязании включить ООО "Фанерный завод" в Единый реестр малого и среднего предпринимательства как среднее предприятие,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Фанерный Завод" (далее - заявитель, ООО "Фанерный Завод") обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Управлению Федеральной налоговой службы по Воронежской области (далее - налоговый орган) о признании незаконными действий Управления Федеральной налоговой службы по Воронежской области по невключению ООО "Фанерный завод" в Единый реестр малого и среднего предпринимательства как среднего предприятия; обязании Управления ФНС России по Воронежской области подать заявку о включении ООО "Фанерный завод" в Единый реестр малого и среднего предпринимательства, признании незаконными действий Федеральной налоговой службы по исключению ООО "Фанерный завод" из Единого реестра малого и среднего предпринимательства как среднего предприятия; обязании ФНС России включить ООО "Фанерный завод" в Единый реестр малого и среднего предпринимательства как среднее предприятие (с учетом уточнений, принятых судом в порядке ст. 49 АПК РФ).
Определением суда от 12.10.2020 к участию в деле по ходатайству заявителя привлечена в качестве соответчика (заинтересованного лица) Федеральная налоговая служба.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 16.12.2020 по делу N А14-9298/2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Фанерный завод" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в части удовлетворения заявленных требований, принять по делу новый судебный акт.
Мотивируя требования апелляционной жалобы, ООО "Фанерный завод" указывает на наличие оснований для применения к спорным правоотношениям положений части 4 статьи 4 Закона N 209-ФЗ. С учетом того, что среднесписочная численность работников заявителя по состоянию на 01.01.2018 составляла 178 чел., по состоянию на 01.01.2019 - 297 чел., по состоянию на 01.01.2020 - 288 чел., превышение предельного критерия по численности на 01.08.2019 превысило только два календарных года подряд следующего один за другим. В связи с чем с учетом буквального толкования положений ч.4 ст.4 Закона N 209-ФЗ по состоянию на 10.08.2019 основания для исключения общества из МСП отсутствовали. Выводы суда первой инстанции о применении положений ч. 4 ст. 4 Закона только в случае изменения категории субъекта, которая в данном случае не менялась, являются необоснованными, поскольку понятия "критерии" и "категории" неразрывно связаны между собой, в совокупности указанные понятия образуют условия соответствия реестру малого и среднего предпринимательства.
В отзыве на апелляционную жалобу Управление Федеральной налоговой службы по Воронежской области ссылается на то, что Общество правомерно исключено из Реестра МСП, в связи с тем, что верхняя граница критерия по предельной численности (250 чел) превышена, фактически среднесписочная численность организации по состоянию на 01.01.2019 составила 297 чел. Сведения о юридических лицах и об ИП, отвечающих условиям отнесения к субъектам МСП, установленным ст. 4 Закона N 209-ФЗ вносятся в реестр ежегодно 10 августа текущего месяца. Если субъект перестает отвечать условиям, установленным статьей 4 Федерального закона N209-ФЗ, то содержащиеся в реестре сведения исключаются в отношении данного лица. Положения ч. 4 ст. 4 Федерального закона N209-ФЗ, на которые ссылается заявитель, касаются порядка изменения категории субъекта малого и среднего предпринимательства, что в рассматриваемом случае не имело место.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ООО "Фанерный завод" в МИФНС России N 1 по Воронежской области представлялись сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год, исходя из которых, среднесписочная численность работников Общества составляла: по состоянию на 01.01.2017 - 67 человек, на 01.01.2018 - 178 человек, на 01.01.2019 - 297 человек.
В период с 01.08.2016 по 01.08.2019 сведения об ООО "Фанерный завод" были включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - Реестр МСП).
10.08.2019 ООО "Фанерный завод" было исключено из реестра в связи с превышением предельной среднесписочной численности работников по состоянию на 01.01.2019 (более 250 человек).
Полагая незаконным исключение Общества из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, ООО "Фанерный завод" обратилось с жалобой на действия уполномоченного органа по исключению из Реестра МСП в ФНС России, а также с заявлением о включении предприятия в указанный реестр.
Данное обращение заявителя было направлено ФНС России в соответствии с письмом от 20.05.2020 N 14-2-04/0464@ для рассмотрения и ответа заявителю в Управление ФНС России по Воронежской области.
Письмом от 05.06.2020 N 11-18/01/15397@ Управление направило заявителю ответ на обращение, в котором со ссылкой на положения Федерального закона N 209-ФЗ разъяснило причины, по которым ООО "Фанерный завод" было исключено из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства (в связи с превышением верхней границы критерия по предельной численности (250 человек) по состоянию на 01.01.2019).
16.07.2020 Общество обратилось в ФНС России с жалобой на действия (бездействия) УФНС России по Воронежской области, в которой просило проверить обоснованность решения от 05.06.2020 N 11-18/01/15397@ об отказе в восстановлении ООО "Фанерный завод" как среднего предприятия в реестре МСП.
В ответе на жалобу от 20.08.2020 N 14-2-03/0546.12.2019 ФНС России разъяснила, что по состоянию на 01.07.2019 Общество не соответствовало условию по среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год (2018), и сведения о нем исключены из Реестра 10.08.2019. Поскольку по состоянию на 01.07.2020 ООО "Фанерный завод" также не соответствовало данному условию (за 2019 год), сведения о нем не были включены в реестр 10.08.2020.
Полагая, что действия уполномоченных органов по исключению ООО "Фанерный завод" из Реестра МСП не соответствуют действующему законодательству (а именно, части 4 статьи 4 Закона N 209-ФЗ) и нарушают права и законные интересы заявителя, ООО "Фанерный завод" обратилось с требованиями к УФНС России по Воронежской области и ФНС России (исходя из полномочий данных органов в соответствии с приказом ФНС России от 19.08.2016 N СА-7-6/442@) о признании незаконными действий ФНС России по исключению Общества из Реестра МСП и действий (бездействия) Управления ФНС России по невключению Общества в Реестр МСП.
Несмотря на отсутствие досудебного порядка урегулирования спора по требованиям к ФНС России, суд области счел возможным рассмотреть заявленные требования по существу, учитывая, что действия (бездействие) УФНС России по Воронежской области по отказу в восстановлении ООО "Фанерный завод" как среднего предприятия в Реестре МСП фактически были обжалованы Обществом в ФНС России при обращении с жалобой от 16.07.2020 N 286.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, исходил из того, что в соответствии с положениями статей статьей 4, 4.1 Закона N 209-ФЗ единый реестр сформирован на основе сведений за предшествующий календарный год (2018), в котором согласно имеющимся у уполномоченного органа сведениям имелось существенное превышение среднесписочной численности работников, в связи с чем заявитель правомерно был исключен из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства 10.08.2019. Учитывая превышение среднесписочной численности работников общества за 2019 г., суд пришел к выводу о то, что основания для включения заявителя в Реестр МСП у Управления ФНС России по Воронежской области (в том числе, в порядке п. 4.2 Регламента) также отсутствовали.
Судебная коллегия, соглашаясь с выводом суда области, исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, определяет понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки регулируются Федеральным законом от 24.07.2007 N 2909-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (Закон N 209-ФЗ.
В силу пунктов 2 и 3 части 1.1 статьи 4 Закона N 209-ФЗ в целях отнесения хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства должны выполняться условия по среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год и доходу, полученному от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год.
Порядок ведения единого реестра малого среднего предпринимательства (далее - единый реестр) регулируют положения ст. 4.1 Закона N 209-ФЗ.
Положения подпункта 1 пункта 5 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ предусматривают присвоение статуса и категории субъекта малого и среднего предпринимательства юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, соответствующим условиям, установленным частью 1.1 статьи 4 Федерального закона, на основании сведений, имеющихся у уполномоченного органа по состоянию на 1 июля текущего календарного года.
В соответствии с частью 4 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ внесение сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и исключение таких сведений из указанного реестра осуществляется уполномоченным органом на основании сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, представленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год, сведений о доходе, полученном от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, сведений, содержащихся в документах, связанных с применением специальных налоговых режимов в предшествующем календарном году, а также сведений, представленных в уполномоченный орган в соответствии с частями 5 и 6 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ.
Пунктом 5 части 5 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ предусмотрено, что содержащиеся в реестре сведения о юридических лицах исключаются из указанного реестра 10 августа текущего календарного года в случае, если такие юридические лица перестали отвечать условиям, установленным статьей 4 данного закона.
В соответствии с пунктом 2 части 1.1 статьи 4 Закона N 209-ФЗ среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год для средних предприятий не должна превышать размер 250 человек.
Согласно представленным Обществом сведениям о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год (2018 год) среднесписочная численность работников по состоянию 01.07.2019 составила 297 человек, что превысило предельные значения, указанные в пункте 2 части 1.1 статьи 4 Закона N 209-ФЗ.
Следовательно, общество перестало отвечать критериям, установленным пунктом 2 части 1.1 статьи 4 Закона N 209-ФЗ, что послужило основанием для исключения ООО "Фанерный завод" из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства.
Доводы Общества о необходимости применения к рассматриваемым правоотношениям положений части 4 статьи 4 Закона N 209-ФЗ, поскольку по мнению заявителя, факт превышения предельных значений численности работников не является основанием для исключения общества из реестра, поскольку категория субъекта малого или среднего предпринимательства может измениться лишь в случае, если предельные значения юридического лица отличаются от установленных законодательством предельных значений в течение трех календарных лет следующих подряд один за другим, правомерно были отклонены судом первой инстанции.
В части 4 статьи 4 Закона N 209-ФЗ указано, что категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений, указанных в пунктах 2, 2.1 и 3 части 1.1 настоящей статьи, в течение трех календарных лет, следующих один за другим, при условии, что иное не установлено настоящей статьей.
В связи с чем положения данной нормы устанавливают критерии последовательного в течение трех календарных лет изменения предельных значений показателей, в случае изменения категорий субъекта малого или среднего предпринимательства с одной категории на другую (напр., с малого предприятия на среднее).
Сведения об имеющихся категориях субъектов малого или среднего предпринимательства содержатся в пункте 5 части 3 статьи 4.1 данного закона (микропредприятие, малое предприятие, среднее предприятие).
При этом пункт 5 части 5 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ содержит указание о необходимости исключения юридических лиц, не отвечающих критериям субъекта малого или среднего предпринимательства, из реестра без установления срока такого несоответствия.
Следовательно, часть 4 статьи 4 Закона N 209-ФЗ устанавливает критерии изменения категорий субъекта малого или среднего предпринимательства с одной категории на другую. Вопрос об исключении Общества из реестра в рассматриваемом случае не связан с изменением категории субъекта малого или среднего предпринимательства.
Общество фактически не соответствовало критериям субъекта малого или среднего предпринимательства по состоянию на 01.07.2019 (сведения за 2018 год - 297 работников) по одной из перечисленных категорий в связи с превышением предельных значений численности работников, что и послужило основанием для исключения ООО "Фанерный завод" из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства.
Доводы жалобы о том, что судом необоснованно в решении сделана ссылка на данные отчетности заявителя о среднесписочной численности работников по состоянию на 01.09.2020 - 288 чел, по причине не отнесения данных сведений к предмету настоящего спора, отклоняется коллегией.
Приказом ФНС России от 19.08.2016 N СА-7-6/442@ утвержден Регламент использования программного обеспечения, реализующего возможность обработки обращений по вопросам ведения единого реестра и принудительного включения юридического лица или индивидуального предпринимателя в единый реестр (далее - регламент).
Указанный Регламент определяет порядок использования программного обеспечения и полномочия налоговых органов всех уровней в едином процессе формирования реестра.
В соответствии с пунктами 1.1 и 1.2 Регламента настоящий Регламент определяет порядок использования программного обеспечения, реализующего возможность принудительного включения юридического лица или индивидуального предпринимателя в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - Реестр МСП) при поступлении посредством соответствующего сервиса сообщения об отсутствии сведений в Реестре МСП или неверного отражения категории лица, сведения о котором содержатся в Реестре МСП (далее - сообщение). Формирование и направление сообщения осуществляется с использованием функции "Вас нет в реестре или данные некорректны?" сервиса "Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства", размещенного на сайте ФНС России. Сообщение может быть сформировано любым лицом, указавшим адрес электронной почты и заполнившим соответствующие поля.
Сформированное заявителем сообщение поступает в регистрирующий орган по месту нахождения юридического лица или по месту жительства индивидуального предпринимателя (далее - регистрирующий орган) и (или) налоговый орган по месту нахождения юридического лица или по месту жительства индивидуального предпринимателя (далее - налоговый орган) (пункт 1.4. Регламента).
В соответствии с пунктом 4.1 Регламента обработка сообщения, поступившего от регистрирующего или налогового органа в случаях, указанных в пунктах 2.2.1.2 и 3.2.2 настоящего Регламента, осуществляется соответствующим структурным подразделением, в функционал которого входят вопросы государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей или камерального контроля (налогообложения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), а также информационных технологий (при необходимости).
Согласно пункту 4.2 Регламента на основании поступившего от регистрирующего или налогового органа сообщения, подтверждающего наличие документов, свидетельствующих о соответствии юридического лица или индивидуального предпринимателя требованиям, изложенным в пунктах 1.4.1 и 1.4.2 настоящего Регламента, УФНС России вносит сведения о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе в Реестр МСП.
Суд оценивал вышеуказанные сведения по состоянию на 01.07.2020 применительно к заявленным в рамках настоящего спора требованиям о признании незаконными действий УФНС по не включению ООО "Фанерный завод" в Единый реестр малого и среднего предпринимательства, проверив соответствие ООО "Фанерный завод" условиям отнесения к субъектам среднего предпринимательства, сделал вывод об отсутствии у Управления ФНС России по Воронежской области (в том числе в порядке п.4.2. регламента) оснований для включения заявителя в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Несогласие заявителя жалобы с выводами суда первой инстанции не свидетельствует о наличии оснований для отмены принятого по делу решения. Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения не имеется.
Апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в полном соответствии с заявленными требованиями.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Воронежской области от 16.12.2020 по делу N А14-9298/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Фанерный завод" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.В. Малина |
Судьи |
А.И. Протасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-9298/2020
Истец: ООО "Фанерный Завод"
Ответчик: УФНС России по Воронежской области