г. Воронеж |
|
7 февраля 2024 г. |
А64-1801/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31.01.2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07.02.2024 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пороника А.А.
судей Аришонковой Е.А.
Протасова А.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Белкиным Д.Ю.,
при участии:
от индивидуального предпринимателя Аленина Владимира Николаевича: Аленин В.Н., паспорт гражданина РФ;
от акционерного общества "Тамбовская сетевая компания" в лице Тамбовского филиала: представители не явились, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Аленина Владимира Николаевича
на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 25.09.2023 по делу N А64-1801/2023
по иску акционерного общества "Тамбовская сетевая компания" (г. Тамбов, ОГРН 1056882300694, ИНН 6829012231) в лице Тамбовского филиала
к индивидуальному предпринимателю Аленину Владимиру Николаевичу (Тамбовская обл., Жердевский р-н, г. Жердевка, ОГРНИП 322682000010403, ИНН 680300009001)
о взыскании 84 207,39 руб.,
заявление акционерного общества "Тамбовская сетевая компания" (г. Тамбов, ОГРН 1056882300694, ИНН 6829012231) в лице Тамбовского филиала об отказе от исковых требований в части,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Тамбовская сетевая компания" в лице Тамбовского филиала (далее - АО "ТСК", истец) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Аленину Владимиру Николаевичу (далее - ИП Аленин В.Н., ответчик) о взыскании 76 798,87 руб. задолженности за оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) за период с 01.07.2021 по 31.12.2022, 6 086,89 руб. пеней за период с 11.08.2021 по 15.02.2023 (с учетом уточнения).
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 25.09.2023 исковое заявление удовлетворено.
Не согласившись с принятым решением, ИП Аленин В.Н. обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил решение арбитражного суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы ответчик указывал на то, что в основу принятого решения положены никогда не заключавшийся договор N 642 с сфальсифицированным приложением N 1 к нему. Суд неправомерно не приостановил производство по настоящему делу до рассмотрения дела N А64-10169/2022 о фактическом наличии договорных отношений. Региональный оператор услуги не оказывал, Аленин В.Н. предпринимательскую деятельность не осуществлял.
20.12.2023 посредством сервиса подачи документов "Мой арбитр" от АО "ТСК" поступило заявление о частичном отказе от исковых требований, 31.01.2024 (дата регистрации) - уточнение к заявлению о частичном отказе от исковых требований, в соответствии с которым региональный оператор просил взыскать с ответчика 40 243,09 руб. основного долга, 4 281,01 руб. пеней, отказавшись от основного долга в размере 36 555,78 руб., пеней в размере 1 805,88 руб.
В судебное заседание 31.01.2024 явился ответчик, истец явку представителя не обеспечил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. При этом от АО "ТСК" поступили ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
На основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие не явившегося лица, извещенного о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.
Представленные ответчиком документы были приобщены к материалам дела, за исключением акта обследования нежилого помещения от 07.09.2023, поскольку данный документ имеется в материалах дела.
С целью предоставления ответчику возможности ознакомления с заявлением о частичном отказе от исковых требований суд в порядке ст.ст. 163, 184-188, 266 АПК РФ объявил перерыв в судебном заседании до 12 час. 10 мин. 31.01.2024.
Информация о перерыве в судебном заседании размещена на официальном сайте Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда (http://19aas.arbitr.ru/) и в картотеке арбитражных дел (http://kad.arbitr.ru).
После перерыва в 12 час. 43 мин. 31.01.2024 в продолженное судебное заседание явился ответчик, который возражал против приобщения к материалам дела заявления о частичном отказе от исковых требований.
Суд приобщил уточненное заявление о частичном отказе от исковых требований к материалам дела.
ИП Аленин В.Н. заявил ходатайство о приостановлении производства по настоящему делу до вступления в законную силу решения по делу N А64-10169/2022.
Ходатайство о приостановлении производства по делу оставлено судом без удовлетворения ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 143 АПК РФ арбитражный суд обязан приостановить производство по делу в случае невозможности рассмотрения данного дела до разрешения другого дела, рассматриваемого арбитражным судом.
По смыслу данной нормы рассмотрение дела в арбитражном суде невозможно, если оно связано с другим делом, в том числе, если обстоятельства, исследуемые в другом деле, либо результат рассмотрения другого дела имеют значение для дела, рассматриваемого арбитражным судом, то есть могут повлиять на результат его рассмотрения по существу.
Объективной предпосылкой применения данной нормы является невозможность рассмотрения одного дела до принятия решения по другому делу. Возможность рассмотрения спора по существу предопределена необходимостью установления обстоятельств, имеющих значение для дела и входящих в предмет доказывания, которые определяются арбитражным судом, исходя из характера спорного правоотношения и норм законодательства, подлежащих применению (часть 1 статьи 133 АПК РФ).
Следовательно, арбитражный суд обязан приостановить производство по делу при наличии в совокупности двух условий: если в производстве соответствующего суда находится дело, связанное с тем, которое рассматривает арбитражный суд, и если это дело имеет существенное значение для выяснения обстоятельств, устанавливаемых арбитражным судом по отношению к лицам, участвующим в деле.
По смыслу названной правовой нормы основанием для приостановления производства по делу служит неразрывная связь обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении соответствующих дел, и взаимообусловленность выводов суда по данным делам.
При этом обязанность арбитражного суда в приостановлении производства по делу законодатель связывает с невозможностью рассмотрения спора до вступления в законную силу судебного акта, которым заканчивается рассмотрение иного дела.
Лицо, заявившее ходатайство о приостановлении производства по делу по данному основанию, должно обосновать невозможность рассмотрения дела до разрешения другого дела.
В рамках дела N А64-10169/2022 рассматривается исковое заявление АО "ТСК" о взыскании задолженности за оказание услуг по обращению с ТКО за период с 01.01.2019 по 30.06.2021, а также встречное исковое заявление ИП Аленина В.Н. о признании договора N 642 незаключенным, обязательств по договору отсутствующими.
По мнению суда апелляционной инстанции, результаты рассмотрения дела N А64-10169/2022 не имеют для настоящего спора преюдициального значения, поскольку, рассматривая иск о взыскании задолженности по обязательству, суд одновременно дает оценку заключения и действительности договора.
ИП Аленин В.Н. поддержал доводы апелляционной жалобы, считал обжалуемое решение незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального и процессуального права, просил его отменить, принять по делу новый судебный акт.
С целью предоставления возможности ответчику дополнить собственную правовую позицию суд в порядке ст.ст. 163, 184-188, 266 АПК РФ объявил перерыв в судебном заседании до 15 час. 00 мин. 31.01.2024.
Информация о перерыве в судебном заседании размещена на официальном сайте Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда (http://19aas.arbitr.ru/) и в картотеке арбитражных дел (http://kad.arbitr.ru).
После перерыва в 15 час. 18 мин. 31.01.2024 в продолженное судебное заседание явился ответчик, который заявил ходатайство о приобщении к материалам дела собственного расчета вывоза ТКО.
Суд приобщил к материалам дела данный документ.
Выслушав ответчика, изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд считает, что следует принять отказ АО "ТСК" от исковых требований в сумме 36 555 руб. 78 коп. основного долга, 1 805 руб. 88 коп. пеней, решение Арбитражного суда Тамбовской области от 25.09.2023 по делу N А64-1801/2023 в части взыскания 36 555 руб. 78 коп. основного долга, 1 805 руб. 88 коп. пеней и судебных расходов по уплате государственной пошлины в сумме 1 534 руб. 27 коп. необходимо отменить, производство по делу в указанной части - прекратить, в остальной части обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения.
При этом суд апелляционной инстанции руководствуется следующим.
В соответствии с частями 2, 5 статьи 49 АПК РФ истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу в арбитражном суде первой инстанции или в арбитражном суде апелляционной инстанции, отказаться от иска полностью или частично. Арбитражный суд не принимает отказ истца от иска, если это противоречит закону или нарушает права других лиц.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что истец отказался от иска и отказ принят арбитражным судом.
Отказ АО "ТСК" от искового заявления в части, подписанный уполномоченным по доверенности представителем истца, подлежит принятию в силу статьи 49 АПК РФ, так как не противоречит закону и не нарушает права других лиц.
В связи с тем, что отказ АО "ТСК" от заявленных требований в части принят Девятнадцатым арбитражным апелляционным судом, решение Арбитражного суда Тамбовской области от 25.09.2023 по делу N А64-1801/2023 в части взыскания с ИП Аленина В.Н. в пользу АО "ТСК" 36 555 руб. 78 коп. основного долга, 1 805 руб. 88 коп. пеней и судебных расходов по уплате государственной пошлины в сумме 1 534 руб. 27 коп. подлежит отмене, а производство по делу в указанной части - прекращению.
В свою очередь, изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд полагает, что в остальной части обжалуемое решение необходимо оставить без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судами, с 01.01.2019 АО "ТСК" приступило к деятельности в качестве регионального оператора по обращению с ТКО на территории Тамбовской области.
Исходя из сведений из ЕГРН, ИП Аленину В.Н. на праве долевой собственности (_) принадлежит нежилое помещение общей площадью 530,9 кв.м., находящееся по адресу: Тамбовская обл., Жердевский р-н, г. Жердевка, ул. Первомайская, д. 143, в котором расположено предприятие торговли (т. 1 л.д. 106 - 108).
Из правовой позиции истца следует, что в адрес ИП Аленина В.Н. региональным оператором был направлен проект договора на оказание услуг по обращению с ТКО N 642 (т. 1 л.д. 11 - 19), который остался без рассмотрения и согласования со стороны ответчика.
Однако достаточных и достоверных доказательств, подтверждающих факт отправки проекта договора в адрес ответчика, истец в материалы дела не представил. Письмо АО "ТСК" N 001/1307 от 12.08.2020 не содержит в себе сведений о направлении/получении проекта договора N 642 ИП Алениным В.Н.
Между тем, само по себе отсутствие подписанного договора на оказание услуг по обращению с ТКО, не подтверждение его направления, не препятствует квалификации правоотношений между сторонами в качестве фактически сложившихся на условиях типового договора.
Приказом управления топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тамбовской области от 10.05.2017 N 43 установлен норматив накопления твердых коммунальных отходов на территории Тамбовской области для предприятий торговли в размере 0,04 куб.м. в месяц на 1 кв.м. торговой площади, для промтоварного магазина - 0,018 куб.м. в месяц на 1 кв.м. общей площади (в редакции приказа управления топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тамбовской области от 30.11.2021 N 165 "О внесении изменений в нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Тамбовской области").
Приказом управления по регулированию тарифов Тамбовской области от 18.12.2019 N 205-в установлены предельные единые тарифы на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами:
- с 01.07.2021 по 31.12.2021 - 591,57 руб./куб.м. без НДС;
- с 01.01.2022 по 30.06.2022 - 591,57 руб./куб.м. без НДС;
- с 01.07.2022 по 31.12.2022 - 596,08 руб./куб.м. без НДС.
С 01.07.2021 по 31.12.2022 АО "ТСК" ежемесячно оказало ИП Аленину В.Н. услуги по обращению ТКО.
Встречное обязательство по оплате оказанных услуг ИП Аленин В.Н. не исполнил.
06.02.2023 АО "ТСК" вручило ИП Аленину В.Н. претензию N 006/98/1 от 02.02.2023 с предложением оплатить стоимость оказанных услуг (т. 1 л.д. 10).
Поскольку претензионный порядок урегулирования спора не достиг своей цели, АО "ТСК" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском, впоследствии уточненным, от которого истец в части отказался в суде апелляционной инстанции.
Соглашаясь с судом области о правомерности взыскания с ответчика основного долга в размере 40 243,09 руб., пеней в размере 4 281,01 руб., суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
В силу пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в частности, из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 307 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
Обязательства возникают из договоров и других сделок, вследствие причинения вреда, вследствие неосновательного обогащения, а также из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.
Как следует из статьи 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии с п. 1 ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
В силу п. 1 ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (п. 1 ст. 781 ГК РФ).
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Федеральным законом N 89-ФЗ от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления" (далее - ФЗ N 89-ФЗ) и Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации N 1156 от 12.11.2016 (далее - Правила N 1156).
Статьей 1 ФЗ N 89-ФЗ определено, что твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
В силу пунктов 1 - 4 статьи 24.6 ФЗ N 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Накопление, сбор, транспортировка, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Обращение с твердыми коммунальными отходами, являющимися отходами от использования товаров, осуществляется с учетом особенностей, установленных в статье 24.2 настоящего Федерального закона.
Юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пунктам 1, 2, 4, 5 статьи 24.7 ФЗ N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Форма типового договора утверждена постановлением Правительства Российской Федерации N 1156 от 12.11.2016.
В силу ч. 8 ст. 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 года.
Исходя из п. 8 (4) Правил N 1156, основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Как следует из пунктов 8 (11), 8 (12) Правил N 1156, потребитель в течение 15 рабочих дней со дня поступления 2 экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан их подписать и направить 1 экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации (в случае подписания указанного проекта договора или мотивированного отказа от его подписания действующим от имени потребителя иным лицом к проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами или мотивированному отказу от его подписания прилагаются документы, подтверждающие полномочия такого лица).
В случае если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления потребителю от регионального оператора проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами потребитель не представил подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, либо мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8 (10) настоящих Правил.
В соответствии с п. 8 (17) Правил N 1156 региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8 (8) - 8 (16) настоящих Правил.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
До дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (п. 8 (18) Правил N 1156).
Правила N 1156 под потребителем понимают собственника твердых коммунальных отходов или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (пункт 2).
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами был опубликован региональным оператором на официальном сайте АО "ТСК" (https://oaotsk.ru/page-id-1589.html), а также 28.12.2018 дополнительно опубликован в средствах массовой информации - печатном издании - общественно-политической газете "Тамбовская жизнь".
С учетом положений пункта 2 статьи 437 ГК РФ публикация договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичной офертой.
Договор является публичным и считается заключенным на условиях типового договора, в т.ч. и при том, что ответчик не исполнил императивные требования Правил N 1156 об обязанности подписать и направить один экземпляр договора региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект. Само по себе отсутствие договора как единого подписанного сторонами документа не препятствует региональному оператору оказывать услуги в соответствии с типовым договором или соглашением, что прямо предусмотрено положениями пункта 5 статьи 24.7 ФЗ N 89-ФЗ и пунктами 5 и 7 Правил N 1156.
Для эффективного вовлечения в договорные правоотношения по обращению с ТКО всех собственников/генерирующих лиц отходов для собирания необходимой валовой выручки регионального оператора, определенной тарифным органом, и в исключение из общего правила, установленного п. 2 ст. 438 ГК РФ, п.п. 8(12), 8(15), 8(17) Правил N 1156, содержится фикция заключения конкретного договора на условиях типового договора для случаев:
1) уклонения потребителя от заключения конкретного договора;
2) неурегулирования возникших у сторон разногласий по его условиям;
3) ненаправления потребителем в установленный срок заявки на заключение конкретного договора и необходимых для этого документов.
В связи с вышеизложенным, у ИП Аленина В.Н. возникла обязанность по оплате оказанных услуг на указанных в типовом договоре условиях.
Данный вывод суда согласуется с правовой позицией, изложенной в определениях Верховного Суда РФ N 310-ЭС22-26212 от 19.01.2023, N 304-ЭС20-12083 от 03.09.2020, N 305-ЭС19-25025 от 20.01.2020.
Ввиду изложенного, в силу п. 8 (17) Правил N 1156 договор с потребителем ИП Алениным В.Н. считается автоматически заключенным на условиях публичной оферты на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с разъяснениями, данными Минприроды России в письме от 15.01.2019 N 12-50/00189-ОГ "Об обращении с ТКО", условием образования ТКО является смешение различных материалов и изделий при утрате ими потребительских свойств, что обуславливает схожесть компонентного состава видов отходов, относящихся к ТКО, вне зависимости от источника образования, и агрегатное состояние "смесь материалов и изделий".
Приказом Росприроднадзора N 242 от 22.05.2017 утвержден Федеральный классификационный каталог отходов, в соответствии с которым "твердые коммунальные отходы" включены в блок N 7 "Отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве и при предоставлении услуг населению", в который включены следующие группы:
1. отходы при предоставлении услуг оптовой и розничной торговли, относящиеся к твердым коммунальным отходам (код 735 000 00 000);
2. отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли продовольственными товарами (код 735 100 01 72 5);
3. отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли промышленными товарами (код 735 100 02 72 5).
С 2007 года ответчик является собственником _ части нежилого помещения, общей площадью 530,9 кв.м., расположенного по адресу: Тамбовская обл., Жердевский р-н, г. Жердевка, ул. Первомайская, д. 143.
Согласно акту обследования нежилого помещения от 07.09.2023 (т. 2 л.д. 23) торговая площадь предприятия торговли ИП Аленина В.Н. составляет 30 кв.м., торговая деятельность осуществляется с 2008 года.
Положения указанного акта ответчик по существу не опроверг, также заявив ходатайство о приобщении этого акта (в приобщении было отказано ввиду наличия документа в материалах дела).
В ходе владения/пользования объектом недвижимости, осуществления предпринимательской деятельности ответчика неизбежно образуются ТКО, соответственно, их сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание и захоронение на территории субъекта Российской Федерации осуществляется региональным оператором.
При рассмотрении апелляционной жалобы ИП Аленин В.Н. представил доказательства того, что нежилое помещение (часть, принадлежащая ответчику) в спорный период эксплуатировалось, в нем осуществлялась предпринимательская деятельность (налоговая декларация ИП Алениной О.А. за 2020 год, собственный расчет от 31.01.2024 - за 2021 - 2022 г.г., платежная информация в адрес энергоснабжающих организаций за 2021 - 2022 г.г. - ходатайство от 12.12.2023, поданное через сервис "Мой арбитр"), следовательно, ТКО генерировались.
Действующее законодательство в сфере обращения с отходами позволяет лицу самостоятельно вывозить и утилизировать ТКО только в случае наличия соответствующей лицензии, собственных мусоровозов и своего полигона. При отсутствии таковых лицо обязано заключить договор на обращение с ТКО с региональным оператором и оплачивать его услуги.
Таких сведений в отношении ответчика материалы дела не содержат.
Услуга регионального оператора по обращению с ТКО относится к регулируемым видам деятельности (пункты 1, 4 статьи 24.8 ФЗ N 89-ФЗ).
В силу п. 1 ст. 24.10 ФЗ N 89-ФЗ определение объема и (или) массы ТКО осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с ТКО в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Как следует из п. 5 Правил N 505, коммерческий учет ТКО осуществляется:
а) расчетным путем исходя из:
- нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема;
- количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО;
б) исходя из массы ТКО, определенной с использованием средств измерения.
Согласно п. 6 Правил N 505 в целях осуществления расчетов с собственниками ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 настоящих Правил.
В приложении N 1 к договору определен учет объема и (или) массы ТКО расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО.
В определении Верховного Суда Российской Федерации от 14.09.2021 N 306-ЭС21-8811 отражено, что указание в статье 24.6 ФЗ N 89-ФЗ о том, что региональный оператор обязан оказывать услуги по обращению с ТКО всем без исключения потребителям, находящимся в зоне его деятельности, само по себе не исключает возможности представления потребителем доказательств неоказания или ненадлежащего оказания региональным оператором данных услуг (статья 65 АПК РФ), подлежащих оценке при рассмотрении спора.
Таким образом, в рассматриваемом случае на истца возложена обязанность доказать факт оказания услуг, тогда как ответчику необходимо опровергнуть указанный факт либо представить доказательства ненадлежащего исполнения истцом обязательств по договору.
Факт оказания услуг по обращению с ТКО в спорный период подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, в частности, маршрутными листами и треками системы ГЛОНАСС (т. 2 - документы представлены 07.12.2023).
Достаточных и достоверных доказательств того, что услуги истцом не оказаны либо оказаны ненадлежащим образом, ответчиком не представлено.
Доказательства предъявления ответчиком каких-либо претензий, требований, связанных с ненадлежащим качеством оказанных истцом услуг в спорный период, либо их неоказанием, составления актов о нарушении региональным оператором обязательств по договору в порядке, предусмотренном разделом 6 типового договора, материалы дела не содержат, равно как и доказательств обращения ответчика в санитарно-эпидемиологические организации/учреждения.
По смыслу раздела I(1) Правил N 1156 инициатива вступления в обязательство по обращению с ТКО, а также его исполнению должна исходить от собственника ТКО.
Возражая против заявленных требований, ИП Аленин В.Н. указал, что задолженность перед региональным оператором отсутствует, поскольку истец договорные обязательства не выполнял.
Поскольку оказывать услуги по обращению с ТКО может только региональный оператор, в зоне деятельности которого находятся ТКО потребителя, при этом региональный оператор вправе как самостоятельно оказывать полный комплекс услуг по обращению с ТКО, так и привлекать к этой деятельности других операторов по обращению с ТКО, никакое иное лицо не вправе оказывать эти услуги потребителям. В противном случае такая деятельность является незаконной, нарушающей положения статьи 42 Конституции Российской Федерации, закрепляющей право граждан на благоприятную окружающую среду, Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
В указанный период функциями регионального оператора было наделено лишь АО "ТСК".
Потребитель лишен возможности распоряжаться ТКО по своему усмотрению, он должен утилизировать их не иначе, как посредством услуг, оказываемых региональным оператором, в связи с чем, на ответчика возложена обязанность по оплате услуг регионального оператора.
Отказ от приемки и оплаты оказанных истцом услуг не может быть признан мотивированным и правомерным.
Доказательств погашения задолженности ответчиком в материалы дела не представлено.
Уточненный расчет задолженности истца проверен судом и признан верным.
Стоимость оказанных услуг определена АО "ТСК" исходя из общей площади объекта, соответствующей доле в праве ИП Аленина В.Н. (_), торговой площади, установленных нормативов накопления ТКО, утвержденных тарифов.
При таких обстоятельствах, требования истца к ответчику о взыскании задолженности за оказанные в период с 01.07.2021 по 31.12.2022 услуги по обращению с ТКО в сумме 40 243,09 руб. правомерно удовлетворены арбитражным судом области.
Также АО "ТСК" просило взыскать с ИП Аленина В.Н. неустойку за просрочку оплаты долга за период с 11.08.2021 по 15.02.2023 в размере 4 281,01 руб.
В силу п. 1 ст. 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием вещи должника, поручительством, независимой гарантией, задатком, обеспечительным платежом и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Исходя из п. 1 ст. 330 ГК РФ, неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Неустойка не только выступает способом обеспечения исполнения обязательства, она также является мерой гражданско-правовой ответственности за его неисполнение или ненадлежащее исполнение.
Обеспечительное действие неустойки заключается в том, что необходимость ее уплаты побуждает должника к надлежащему исполнению обязательства. После того как обязательство нарушено, неустойка утрачивает свой обеспечительный характер и становится мерой ответственности, следовательно, поскольку неустойка является мерой гражданско-правовой ответственности, при прекращении договора действует общее правило, предусмотренное статьей 425 ГК РФ, и неустойка подлежит взысканию даже после окончания срока действия договора.
Материалами дела подтверждается факт нарушения ИП Алениным В.Н. договора, поэтому требования АО "ТСК" о взыскании с ответчика неустойки, установленной договором, являются правомерными.
По условиям пункта 9.4 договора в случае неисполнения либо надлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате, установленных п. 3.2 договора, потребитель обязан уплатить неустойку в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.
Представленный в материалы дела уточненный расчет проверен судом и признан арифметически верным.
Ответчик размер неустойки по существу не оспорил, вместе с тем, полагал, что, поскольку договор на оказание услуг по обращению с ТКО N 642 является незаключенным в связи с его неподписанием, штрафные санкции не могут быть взысканы.
Отклоняя данный довод ответчика, суд апелляционной инстанции указывает, что договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным и считается заключенным на условиях типового договора.
Согласно п. 22 Типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденного Постановлением N 1156, в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате настоящего договора региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.
Расчет неустойки (пени) - 4 281 руб. 01 коп., произведенный истцом (представлен через сервис "Мой арбитр" 20.12.2023), выполнен в соответствии с п. 22 Типового договора.
Материалы дела не содержат доказательств виновного поведения истца при исполнении им условий договора, препятствующих своевременной оплате ответчиком оказанных услуг по обращению с ТКО.
Ответчиком не приведены доказательства того, что нарушение срока оплаты произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы, а также того, что он уведомлял истца о невозможности в срок исполнить обязательства.
Ввиду чего, с ответчика в пользу истца правомерно взысканы пени за период с 11.08.2021 по 15.02.2023 в размере 4 281,01 руб.
Доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, не могут быть признаны состоятельными по указанным ранее основаниям, а также в силу следующего.
Согласно ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Указанная норма Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации закрепляет общее правило о бремени доказывания. Содержание данного правила определяется действием принципа состязательности в арбитражном процессе.
Последствием неисполнения этой юридической обязанности (непредставление доказательств) может стать принятие судебного акта, который не будет соответствовать интересам стороны, не представившей доказательства в полном объеме.
Доказательств того, что ТКО вывозились (могли вывозиться) какой-либо иной организацией на основании заключенного договора, ответчиком не представлено.
Учитывая местонахождение объекта ответчика, его целевое назначение, следует сделать вывод о том, что функционирование объекта без образования отходов и, как следствие, необходимости их вывоза, не представляется возможным. Спорные услуги в соответствии с требованиями закона ответчику мог оказать только истец. Само по себе наличие возражений о неоказании услуг непосредственно истцом не может быть признано обоснованным, поскольку документально не подтверждено.
Образование ТКО является закономерным и неотъемлемым результатом процесса жизнедеятельности человека (определение ВС РФ N 309-ЭС15-13978 от 26.02.2016), следовательно, по общему правилу функционирование любого субъекта гражданского оборота неизбежно вызывает формирование отходов. Тарифное решение государственного органа, осуществляющего регулирование обращения с ТКО, по существу, представляет собой план экономической деятельности в сфере обращения с ТКО всех вовлеченных в нее субъектов региона. Оно принимается исходя из данных обо всех источниках образования ТКО на территории субъекта Российской Федерации. Неоплата лицом, генерирующим ТКО, услуг регионального оператора ведет к срыву достижения целей реформы регулирования обращения с ТКО.
Убедительных доводов, основанных на доказательствах, которые не были ранее заявлены и проверены судом первой инстанции, позволяющих отменить обжалуемое решение (в части, оставленной без изменения), в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу ч. 1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Как следует из подпункта 3 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ, при заключении мирового соглашения (соглашения о примирении), отказе истца (административного истца) от иска (административного иска), признании ответчиком (административным ответчиком) иска (административного иска), в том числе по результатам проведения примирительных процедур, до принятия решения судом первой инстанции возврату истцу (административному истцу) подлежит 70 процентов суммы уплаченной им государственной пошлины, на стадии рассмотрения дела судом апелляционной инстанции - 50 процентов, на стадии рассмотрения дела судом кассационной инстанции, пересмотра судебных актов в порядке надзора - 30 процентов.
В этой связи, АО "ТСК" из федерального бюджета надлежит возвратить 767 руб. 14 коп. судебных расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение искового заявления судом первой инстанции, уплаченных по платежному поручению N 3762 от 20.02.2023 (т. 1 л.д. 6).
Согласно ч. 5 ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением апелляционной, кассационной жалобы, распределяются по правилам, установленным настоящей статьей.
С учетом результатов рассмотрения апелляционной жалобы, оставленной без удовлетворения, понесенные ИП Алениным В.Н. судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции в размере 3 000 руб. подлежат отнесению на ответчика.
Руководствуясь ст.ст. 41, 49, 110, 150, 159, 269, 271 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
принять отказ акционерного общества "Тамбовская сетевая компания" в лице Тамбовского филиала от исковых требований к индивидуальному предпринимателю Аленину Владимиру Николаевичу в сумме 36 555 руб. 78 коп. основного долга, 1 805 руб. 88 коп. пеней.
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 25.09.2023 по делу N А64-1801/2023 в части взыскания 36 555 руб. 78 коп. основного долга, 1 805 руб. 88 коп. пеней и судебных расходов по уплате государственной пошлины в сумме 1 534 руб. 27 коп. отменить, производство по делу в указанной части - прекратить.
В остальной части решение Арбитражного суда Тамбовской области от 25.09.2023 по делу N А64-1801/2023 - оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Аленина Владимира Николаевича - без удовлетворения.
Возвратить акционерному обществу "Тамбовская сетевая компания" (г. Тамбов, ОГРН 1056882300694, ИНН 6829012231) в лице Тамбовского филиала из федерального бюджета 767 руб. 14 коп. государственной пошлины за рассмотрение иска.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.А. Пороник |
Судьи |
Е.А. Аришонкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-1801/2023
Истец: АО "Тамбовская сетевая компания"
Ответчик: ИП Аленин Владимир Николаевич
Третье лицо: 19 Арбитражный апелляционный суд