г. Москва |
|
07 февраля 2024 г. |
Дело N А40-151649/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 февраля 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: И.В. Бекетовой,
судей: |
С.Л. Захаров, И.А. Чеботаревой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.А. Леликовым, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Городской Думы муниципального образования "Город Новороссийск", Администрации муниципального образования "город Новороссийск"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 19.10.2023 по делу N А40-151649/23
по заявлению Городской Думы муниципального образования "Город Новороссийск" (ИНН 2315022058)
к Федеральной антимонопольной службе (ИНН 7703516539)
третьи лица: 1) Администрация муниципального образования город Новороссийск, 2) Департамент по архитектуре и градостроительному Краснодарского края, 3) ООО "Специализированный застройщик "Строй-Ресурс",
о признании незаконным предупреждения Федеральной антимонопольной службы,
при участии:
от заявителя: |
Оганесян А.А. - по дов. от 09.01.2024; |
от заинтересованного лица: |
Воронин А.Н. - по дов. от 29.09.2023; Мелентьева Э.А. - по дов. от 28.12.2023 |
от третьих лиц: |
1) Савельева А.Б. - по дов. от 27.12.2023; 2) не явился, извещен; 3) не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Городская дума муниципального образования город Новороссийск (далее - заявитель, Дума) обратилась в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Федеральной антимонопольной службе (далее - заинтересованное лицо, антимонопольный орган, ФАС России) о признании незаконным предупреждения от 25.05.2023 N МГИ/40883/23.
Решением суда от 19.10.2023 заявление Городской думы муниципального образования город Новороссийск оставлено без удовлетворения.
С таким решением суда не согласились Городская Дума муниципального образования "Город Новороссийск", Администрация муниципального образования "город Новороссийск" и обратились в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобами. Полагают, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочием по изданию муниципальных правовых актов (пункт 1 части 1 статьи 17 названного Федерального закона. Принятое указанной спорной нормы было направлено именно на эффективное решение вопросов местного значения, а не в целях ограничения прав ООО "СЗ "Строй-Ресурс".
В отзыве на апелляционные жалобы Департамент по архитектуре и градостроительному Краснодарского края с доводами апелляционных жалоб согласился, просит решение суда первой инстанции отменить, а апелляционные жалобы - удовлетворить.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители Городской Думы муниципального образования "Город Новороссийск", Администрации муниципального образования "город Новороссийск" поддержал доводы своих жалоб, представитель ФАС России поддержал обжалуемое решение суда.
Дело рассмотрено в соответствии со ст.ст. 121 - 123, 156 АПК РФ в отсутствие представителей третьих лиц - Департамента по архитектуре и градостроительному Краснодарского края, ООО "Специализированный застройщик "Строй-Ресурс", извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети интернет в картотеке арбитражных дел по веб-адресу http://kad.arbitr.ru.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Срок обжалования, установленный ч. 4 ст. 198 АПК РФ, заявителем не пропущен.
Апелляционный суд, выслушав представителей участвующих в деле лиц, изучив доводы жалоб и отзыва Департамента по архитектуре и градостроительному Краснодарского края на них, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, полагает, что обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, предупреждением Федеральной антимонопольной службы России N МГИ/40883/23 от 25.05.2023 о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки и нарушения антимонопольного законодательства, при рассмотрении жалобы субъекта градостроительных отношений в рамках ст.) 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) ФАС России установлены признаки нарушения городской Думой муниципального образования город Новороссийск части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
В действиях Думы выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившихся в закреплении в Правилах землепользования и застройки городского округа муниципального образования город Новороссийск, утвержденных решением городской Думы муниципального образования город Новороссийск от 23.12.2014 N 439 (далее - Правила землепользования и застройки), положения, которым на территории муниципального образования город Новороссийск приостановлена выдача разрешений на строительство объектов капитального строительства жилого назначения, ФАС России на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции выдала Заявителю оспариваемое предупреждение о необходимости прекращения указанных действий путем исключения из действующей редакции Правил землепользования и застройки части 6 статьи 18 в срок до 01.07.2023
Не согласившись с предупреждением, заявитель обратился в суд с заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
На основании части 1 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган вправе выдать хозяйствующему субъекту предупреждение в письменной форме о прекращении действий, об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.
Согласно части 2 указанной статьи предупреждение выдается, в частности, в случае выявления признаков нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции, при этом принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении статьи 15 Закона о защите конкуренции без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.
В связи с выявлением в действиях Думы признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившихся в закреплении в Правилах землепользования и застройки городского округа муниципального образования город Новороссийск, утвержденных решением городской Думы муниципального образования город Новороссийск от 23.12.2014 N 439 (далее -Правила землепользования и застройки), положения, которым на территории муниципального образования город Новороссийск приостановлена выдача разрешений на строительство объектов капитального строительства жилого назначения, ФАС России на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции выдала Заявителю оспариваемое предупреждение о необходимости прекращения указанных действий путем исключения из действующей редакции Правил землепользования и застройки части 6 статьи 18 в срок до 01.07.2023.
Согласно пункту 46 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 N 2 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства" при рассмотрении споров, связанных с оспариванием законности предупреждений, судам необходимо учитывать, что по смыслу взаимосвязанных положений частей 1 и 4 статьи 39.1, пункта 7 части 9 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" предупреждение должно содержать предварительную оценку действий (бездействия) лица на предмет наличия в них нарушения антимонопольного законодательства и представлять возможность лицу самостоятельно устранить допущенные нарушения, если таковые имели место в действительности.
Оспариваемое предупреждение ФАС России отвечает данным требованиям по следующим основаниям.
В антимонопольный орган в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, поступила жалоба ООО "СЗ "Строй-Ресурс" на действия Управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Новороссийск при оказании муниципальной услуги по выдаче разрешения на строительство двух объектов капитального строительства.
При рассмотрения данной жалобы ФАС России установлены признаки нарушения Думой части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Так, решением Заявителя от 22.03.2022 N 241 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского округа муниципального образования город Новороссийск" (далее - Решение N 241) внесены изменения в статью 18 "Порядок применения правил землепользования и застройки и внесения в них изменений" Правил землепользования и застройки путем дополнения их пунктом 6 следующего содержания: "На территории муниципального образования город Новороссийск приостановить выдачу разрешений на строительство объектов капитального строительства жилого назначения, за исключением следующих случаев:
выдача уведомлений о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома;
выдача разрешений на строительство объектов капитального строительства жилого назначения, осуществляемое в рамках договоров о комплексном развитии территории;
выдача разрешений на реконструкцию существующих объектов капитального строительства жилого назначения без увеличения их этажности;
строительство объектов капитального строительства жилого назначения, финансирование (софинансирование) которых осуществляется из средств федерального, регионального, местного бюджета".
Решением Заявителя от 22.11.2022 N 322 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского округа муниципального образования город Новороссийск" (далее - Решение N 322) внесены изменения в градостроительные регламенты Правил землепользования и застройки, в соответствии с которым пункт 6 статьи 18 "Порядок применения правил землепользования и застройки и внесения в них изменений" Правил землепользования и застройки дополнен еще одним исключением: на территории муниципального образования город Новороссийск приостановлена выдача разрешений на строительство объектов капитального строительства жилого назначения - выдача разрешений на строительство объектов блокированной застройки.
Порядок выдачи разрешения на строительство определен положениями статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ).
В соответствии с частью 11 статьи 51 ГрК РФ уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган в течении пяти рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство, за исключением случая, предусмотренного частью 11.1 настоящей статьи:
проводит проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;
проводит проверку соответствия проектной документации к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, на дату выдачи представленного для получения разрешения на градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и межевания территории (за исключением случаев, при которых для реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения не требуется образование земельного участка, а также допустимости размещения капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным л иным законодательством Российской Федерации. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;
выдает разрешение на строительство или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Частью 13 статьи 51 ГрК РФ установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство.
Положениями ГрК РФ не предусмотрена возможность приостановления выдачи разрешений на строительство объектов капитального строительства, соответственно, вопреки доводам заявителя об обратном, закрепление решениями N 241 и N 322 таких ограничений противоречит требованиям положений ГрК РФ.
В обоснование законности действий по принятию решений N 241 и N 322 заявитель приводит письмо Департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского от 09.03.2022 N 08.05-1525/2022, из которого следует, что нормативное ограничение, связанное со строительством жилых объектов на территории образования город Новороссийск, не будет противоречить требованиям законодательства о градостроительной деятельности.
Вместе с тем, антимонопольный орган в рамках рассмотрения ООО "СЗ "Строй-Ресурс" направил в адрес Министерства строительства и коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России), федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию строительства, запрос от 06.04.2023 N ХМ/25776/23 по вопросу правомерности порядка строительства нового жилого фонда исключительно в рамках реализации о комплексном развитии территории, приостанавливая тем самым выдачу на строительство в порядке статьи 51 ГрК РФ.
В письме от 07.04.2023 N 19339-СМ/08 Минстрой России указал, что оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство установлен статьей 51 иных оснований для такого отказа ГрК РФ не предусмотрено.
Соответственно, письмо Департамента по архитектуре и Краснодарского края от 09.03.2022 N 08.05-1525/2022 не подтверждает законность заявителя.
Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам власти субъектов Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) действия (бездействие), которые приводят или могут привести к ограничению, устранению конкуренции.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно заключил, что утвержденные Думой Решения N 241 и N 322, с которыми действующая редакция Правил землепользования и застройки содержит п. 6 статьи 18, положения которого приостанавливают выдачу разрешений на объектов капитального строительства жилого назначения, за исключением пяти, ограничивают конкуренцию на рынке нового жилого строительства на муниципального образования город Новороссийск.
Учитывая изложенное, вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции пришёл к верному выводу, что оспариваемое решение вынесено с соблюдением норм материального и процессуального права, при этом, права и законные интересы заявителя не нарушены.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что ФАС России исполнила процессуальные обязанности, установленные ч. 5 ст. 200 АПК РФ.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что совокупность оснований, необходимая в силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ для удовлетворения требований, отсутствует, в связи с чем требования Городской думы муниципального образования город Новороссийск удовлетворению не подлежат.
Доводы подателей апелляционных жалоб не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом первой инстанции допущено не было.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 19.10.2023 по делу N А40-151649/23 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
И.В. Бекетова |
Судьи |
С.Л. Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-151649/2023
Истец: ГОРОДСКАЯ ДУМА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОВОРОССИЙСК
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
Третье лицо: ООО СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ЗАСТРОЙЩИК "СТРОЙ-РЕСУРС", АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОВОРОССИЙСК, ДЕПАРТАМЕНТ ПО АРХИТЕКТУРЕ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВУ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ