г. Вологда |
|
08 февраля 2024 г. |
Дело N А66-10162/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2024 года.
В полном объёме постановление изготовлено 08 февраля 2024 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Алимовой Е.А., судей Докшиной А.Ю. и Осокиной Н.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Михайловой Р.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тверская генерация" на решение Арбитражного суда Тверской области от 03 октября 2023 года по делу N А66-10162/2023,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Тверская генерация" (ОГРН 1106906000068, ИНН 6906011179; адрес: 170003, город Тверь, Петербургское шоссе, дом 2, кабинет 12; далее - ООО "Тверская генерация", общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Главному управлению "Государственная жилищная инспекция" Тверской области (ОГРН 1026900522131, ИНН 6905056890; адрес: 170026, город Тверь, Комсомольский проспект, 4/4; далее - ГЖИ, инспекция) о признании незаконным предписания от 07.06.2023 N 3215/ОГ-23.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено публичное акционерное общество "Россети Центр" (ОГРН 1046900099498, ИНН 6901067107; адрес: 119017, Москва, улица Малая Ордынка, дом 15) в лице филиала - "Тверьэнерго" (далее - ПАО "Россети Центр" - "Тверьэнерго").
Решением Арбитражного суда Тверской области от 03 октября 2023 года по делу N А66-10162/2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. В обоснование жалобы ссылается на то, что судом первой инстанции не принят во внимание факт того, что у общества отсутствует фактическая возможность исполнить предписание. Указало, что 07.06.2023 в квартирах отсутствовала горячая вода в связи с наличием аварии на участке тепловых сетей от ТК-Э1 до центрального теплового пункта на улице Георгия Дмитрова, д. 68, находящегося на балансе ПАО "Россети Центр" - "Тверьэнерго", через который осуществляется обеспечение коммунальными услугами по горячему водоснабжению и отоплению жителей многоквартирных домов N 56, 58, 60, 62, 64 по улице Георгия Дмитрова города Твери, что подтверждается судебными актами - решениями Центрального районного суда горда Твери по гражданским делам N 25/81/2018, 1644/2023.
Инспекция и третье лицо отзывы на жалобу не представили.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, доводы жалобы, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, на основании решения заместителя начальника инспекции от 02.06.2023 N 3215/ОГ-23 государственным инспектором Бутылиной Н.М. 07.06.2023 проведена внеплановая выездная проверка соблюдения законодательства в сфере предоставления коммунальных услуг гражданам в отношении общества, по итогам которой составлен акт от 07.06.2023 N 3215/ОГ-23.
Проверкой установлено, подача коммунальной услуги по горячему водоснабжению в многоквартирном доме N 56 по улице Георгия Димитрова г. Твери не обеспечена, в квартирах N 26, 45,47 в точках водоразбора отсутствует горячая вода, то есть нарушены требования пунктов 3, 31 и пунктов 4, 5 приложения 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
По результатам проверки обществу выдано предписание от 07.06.2023 N 3215/ОГ-23, которым указано обеспечить бесперебойную подачу коммунальной услуги по горячему водоснабжению в квартиры жителей многоквартирного дома N 56 по улице Георгия Димитрова г. Твери, в том числе в квартиры N 26, 45,47, в соответствии с требованиями законодательства о техническом регулировании СанПиН 2.1.3684-21 в срок до 26.06.2023.
Не согласившись с указанным предписанием, общество обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда в силу следующего.
По смыслу статей 65, 198 и 200 АПК РФ обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
Исходя из части 2 статьи 201 АПК РФ обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании ненормативного акта недействительным (решения, действий, бездействия незаконными) является установление судом совокупности юридических фактов: во-первых, несоответствия таких актов (решения, действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а во-вторых, нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) при управлении многоквартирным домом (далее - МКД) управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом коммунальные услуги собственникам помещений в многоквартирном доме и нанимателям жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме (далее - собственники и пользователи помещений в многоквартирном доме) предоставляются ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с заключенными с каждым собственником помещения в многоквартирном доме, действующим от своего имени, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - прямые договора) в случае принятия общим собранием собственников помещений в МКД решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса.
На основании протокола от 07.06.2018 N 1 собственниками помещений в многоквартирном доме N 56 по улице Георгия Димитрова г. Твери принято решение о заключении прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями.
Согласно заключенному договору общество является исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению потребителям многоквартирного дома N 56 по улице Георгия Димитрова г. Твери и оно обязано обеспечить бесперебойную подачу коммунальной услуги по горячему водоснабжению надлежащего качества в соответствии с требованиями жилищного законодательства.
Общество признано Единой теплоснабжающей организацией в системе централизованного теплоснабжения г. Твери на основании постановления администрации г. Твери от 06.04.2015 N 462 "Об утверждении актуализированной схемы теплоснабжения в административных границах муниципального образования городского округа город Тверь до 2028 года по состоянию на 2015 год".
В соответствии с пунктом 2 Правил N 354 исполнитель коммунальных услуг - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющее потребителю коммунальные услуги.
Согласно пункту 17 Правил N 354 ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в случае наличия заключенных с ними договоров, предусмотренных частью 3 статьи 3 Федерального закона от 03.04.2018 N 59-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации", - со дня их заключения.
В силу пункта 2 Правил N 354 осуществление деятельности по подаче потребителям любого коммунального ресурса является коммунальной услугой, а юридическое лицо, предоставляющее потребителю коммунальные услуги, является исполнителем.
Исполнитель обязан предоставить потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Правилами N 354 и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг (подпункт "а" пункта 31 Правил N 354).
Подпунктом "в" пункта 3 упомянутых Правил определено, что предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении 1 к Правилам N 354.
В приложении 1 к Правилам N 354 установлено, что при предоставлении коммунальной услуги по горячему водоснабжению должно быть обеспечено соответствие температуры горячей воды в точке водоразбора требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.3684-21). Допустимая продолжительность перерыва подачи горячей воды: 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца, 4 часа единовременно, при аварии на тупиковой магистрали - 24 часа подряд; продолжительность перерыва в горячем водоснабжении в связи с производством ежегодных ремонтных и профилактических работ в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения горячего водоснабжения осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.3684-21).
Как обоснованно установил суд первой инстанции, из совокупности вышеуказанных норм следует, что общество, как ресурсоснабжающая организация, обязано обеспечить потребителю коммунальную услугу по горячему водоснабжению надлежащего качества в соответствии с требованиями жилищного законодательства.
Согласно статьям 539, 540 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
В соответствии со статьей 548 ГК РФ правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг между собственником помещения в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией, заключается на неопределенный срок в соответствии с типовыми договорами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Заключение договора в письменной форме не требуется (часть 6 статьи 157.2 ЖК РФ).
В силу пункта 124(2) Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808, параметры качества теплоснабжения, включаемые в договор теплоснабжения, должны предусматривать температуру и давление теплоносителя в подающем трубопроводе.
Согласно пункту 50 приказа Госстроя России от 21.04.2000 N 92 "Об утверждении организационно-методических рекомендаций по пользованию системами коммунального теплоснабжения в городах и других населенных пунктах Российской Федерации" теплоснабжающая организация обязана поддерживать на границе эксплуатационной ответственности давление и температуру пара в соответствии с договором, с отклонениями не более чем обусловлено договором; поддерживать температуру сетевой воды на границе эксплуатационной ответственности в соответствии с приложенным к договору температурным графиком, не допуская отклонения среднесуточной температуры более чем обусловлено договором; в периоды снижения температуры наружного воздуха ниже расчетных значений температура сетевой воды должна поддерживаться на уровне не ниже ее значения для расчетной температуры наружного воздуха.
Суд первой инстанции учел, что в публичном договоре ООО "Тверская генерация" отсутствует температурный график подачи теплоносителя на границу эксплуатационной ответственности, однако указанное не может являться основанием для освобождения ресурсоснабжающей организации от поставки теплоносителя надлежащего качества.
Общество является ресурсоснабжающей организацией (исполнителем), ответственной за поставку теплоносителя в МКД N 56 по улице Георгия Димитрова г. Твери и на основании пункта 31 Правил N 354 обязано предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Правилами N 354 и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг жителям МКД, которые непосредственно являются потребителями, и обязано обеспечить параметры теплоносителя, которые бы обеспечили соответствия температуры горячей воды в точке водоразбора потребителя требованиям СанПиН 2.1.3684-21.
Довод общества о том, что без произведения аварийного ремонта повреждений трубопровода на участке тепловой сети от ТК-Э1 до центра здания теплового узла по улице Георгия Димитрова, д. 66 собственником данного участка тепловой сети (ПАО "Россети центр" - "Тверьэнерго") обеспечение жителей МКД N 56 по улице Георгия Димитрова г. Твери бесперебойной подачей коммунальной услуги по горячему водоснабжению не представляется возможным, судом первой инстанции не принят, поскольку не освобождает общество от обязанности по обеспечению жителей данного дома коммунальной услугой по горячему водоснабжению надлежащего качества и в необходимых объемах в точке водоразбора потребителя.
Ссылки в жалобе на невозможность исполнения предписания не принимаются коллегией судей в качестве основания для признания его незаконным.
Исполнимость предписания является важным требованием к этому виду ненормативного правового акта, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается срок, за нарушение которого наступает административная ответственность. Исполнимость предписания следует понимать как наличие реальной возможности у лица, привлекаемого к ответственности, устранить в указанный срок выявленное нарушение.
Следовательно, предписание как ненормативный правовой акт, выносимый по результатам проведения мероприятий государственного контроля и направленный на устранение выявленных нарушений, должно отвечать принципу правовой определенности и содержать четкие указания на конкретные действия, которые следует совершить обязанному лицу в целях его надлежащего и своевременного исполнения, с тем, чтобы лицо, на которое возлагается обязанность по исполнению предписания, могло однозначно определить, в соответствии с какими конкретно нормами права, какие действия и в какие сроки оно должно совершить в целях устранения выявленных нарушений.
Отсутствие в предписании конкретных действий, подлежащих совершению в целях устранения (прекращения) нарушения, предоставляет субъекту предпринимательской деятельности возможность самостоятельно избрать приемлемый для него механизм исполнения предписания.
В рассматриваемом случае в обоснование невозможности исполнения предписания общество последовательно ссылается на то, что возобновление коммунальной услуги невозможно до восстановления - аварийного ремонта участка тепловой сети, находящегося в собственности ПАО "Россети Центр" - "Тверьэнерго". Апеллянт сослался на неисполнение обязанности указанным обществом по устранению аварии на участке тепловых сетей от ТК-Э1 до центрального теплового пункта на улице Георгия Дмитрова, д. 68, через который осуществляется обеспечение коммунальными услугами по горячему водоснабжению и отоплению жителей многоквартирных домов N 56, 58, 60, 62, 64 по улице Георгия Дмитрова г. Твери. В подтверждение указанного представил решения Центрального районного суда г. Твери по гражданским делам от 20.11.2018 по делу N 25/81/2018 и от 16.08.2023 по делу N 1644/2023.
Решением Центрального районного суда г. Твери от 20.11.2018 по делу N 25/81/2018 на ПАО "Россети Центр" - "Тверьэнерго" возложена обязанность предоставить документы о готовности указанного участка тепловой сети к предстоящему отопительному периоду 2018-2019 годов, указанный судебный акт не свидетельствует о наличии препятствий для исполнения предписания.
Решением Центрального районного суда г. Твери от 16.08.2023 по делу N 1644/2023 признано незаконным бездействие ПАО "Россети Центр" - "Тверьэнерго" по неустранению аварийного повреждения на находящимся в собственности объекте тепловой сети от ТК-Э1 до центрального теплового пункта на улице Георгия Дмитрова, д. 68, на указанное общество возложена обязанность устранить аварийное повреждение, установлено, что решение подлежит немедленному исполнению.
Вместе с тем приведенные апеллянтом доводы свидетельствуют не о неисполнимости предписания, а о возможности его исполнения после устранения аварийного повреждения указанного участка сети, что может являться основанием для обращения в ГЖИ с заявлением об изменении срока исполнения предписания.
Доказательств объективной невозможности устранения выявленных нарушений, отраженных в предписании, зависящих именно от полномочий и действий самого общества, не представлено.
Следовательно, обществом не доказана невозможность исполнения требований оспариваемого предписания.
Таким образом, требования общества обоснованно отклонены.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции установил, что доводы жалобы не содержат фактов, которые влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого решения либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ в связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1 500 руб. относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 03 октября 2023 года по делу N А66-10162/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тверская генерация" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Алимова |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-10162/2023
Истец: ООО "Тверская генерация"
Ответчик: Главное управление "Государственная жилищная инспекция" Тверской области
Третье лицо: ПАО "РОССЕТИ ЦЕНТР"