Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 мая 2021 г. N Ф07-4590/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
20 февраля 2021 г. |
Дело N А56-49388/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 февраля 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Денисюк М.И.
судей Зотеевой Л.В., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Вардиковой А.А.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от заинтересованного лица: Мергер Н.А. по доверенности от 20.03.2020
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-32290/2020) Комитета государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.10.2020 по делу N А56-49388/2020 (судья Ресовская Т.М.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Созвездие"
к Комитету государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области
об оспаривании постановления от 24.03.2020 N 386
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Созвездие" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления Комитета государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области (далее - административный орган, Комитет) от 24.03.2020 N 386 о назначении административного наказания, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 14.10.2020 постановление Комитета от 24.03.2020 N 386 признано незаконным и отменено.
Не согласившись с указанным решением, Комитет обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 14.10.2020 отменить и вынести по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований. Податель жалобы полагает необоснованным применение судом первой инстанции в рассматриваемом случае положений статьи 2.9 КоАП РФ о малозначительности правонарушения. По мнению подателя жалобы, судом первой инстанции не учтено, что неисполнение Обществом законного требования контролирующего органа посягает на установленный законом порядок управления и влечет наступление общественно опасных последствий, обусловленных невозможностью осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства в области долевого строительства.
В судебном заседании представитель Комитета поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Общество извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы с учетом положений части 1 статьи 121 АПК РФ и пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов", в судебное заседание своих представителей не направило, ходатайство об отложении рассмотрения апелляционной жалобы не представило, что в силу статей 156 и 266 АПК РФ не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ООО "Созвездие" является застройщиком объекта капитального строительства "Многоквартирные жилые дома со встроенными помещениями", расположенные по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, земельный участок с кадастровым номером 47:07:0953001:118, на основании разрешения на строительство N 47-RU47504310-001K-2016, выданного 11.01.2016 Комитетом, со сроком действия до 31.12.2024, и объекта капитального строительства "Многоквартирные жилые дома", расположенные по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, земельный участок с кадастровым номером 47:07:0953001:119, на основании разрешения на строительство N 47-RU47504310-002К-2016, выданного 11.01.2016 Комитетом, со сроком действия до 31.12.2024.
Для строительства указанных многоквартирных домов Обществом привлечены денежные средства участников долевого строительства в соответствии с требованиями Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 214-ФЗ).
На основании распоряжения от 12.09.2019 N ВД-108/2019 в период с 18.11.2019 по 29.11.2019 Комитетом проведена внеплановая документарная проверка соблюдения ООО "Созвездие" законодательства Российской Федерации в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
В ходе проверки Комитетом установлено, что Общество в нарушение пункта 6 части 6 статьи 23 Закона N 214-ФЗ не представило в Комитет ежеквартальную отчетность застройщика об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе об исполнении им своих обязательств по договорам, по формам и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, а также бухгалтерскую отчетность (в том числе годовую), составленную в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, а именно:
- за IV квартал 2018 года, составленную на 31.12.2018, не позднее 31.03.2019;
- за I квартал 2019, составленную на 31.03.2019, не позднее 30.04.2019;
- за I квартал 2019, составленную на 30.06.2019, не позднее 30.07.2019.
Результаты проверки отражены в акте проверки от 29.11.2019 N ВД-119/2019.
По результатам проверки Комитетом выдано предписание от 29.11.2019 N ВД-89/2019 об устранении нарушений законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости сроком исполнения до 27.01.2020, которым Обществу предписано представить в Комитет ежеквартальную отчетность застройщика об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе об исполнении застройщиком примерных графиков реализации проектов строительства, своих обязательств по договорам, сводной накопительной ведомости проекта строительства (далее - отчетность) за IV квартал 2018 года, I, II кварталы 2019 года.
Предписание от 29.11.2019 N ВД-89/2019 направлено Комитетом в адрес ООО "Созвездие" 11.12.2019 и согласно отчетам об отслеживании почтовых отправлений с почтовыми идентификаторами 80085143256107, 80085143256091 вручено адресату 24.12.2019.
В установленный срок предписание от 29.11.2019 N ВД-89/2019 Обществом не исполнено, ежеквартальная отчетность ООО "Созвездие" за IV квартал 2018 года, I, II кварталы 2019 года, либо пояснения, свидетельствующие о невозможности представления указанных документов, в Комитет в установленный срок (до 27.01.2020) не представлены.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления уполномоченным должностным лицом Комитета в отношении Общества протокола от 02.03.2020 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 19.5 КоАП РФ.
Постановлением Комитета от 24.03.2020 N 386 о назначении административного наказания Общество привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 19.5 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного правонарушения, вместе с тем посчитал возможным применить положения статьи 2.9 КоАП РФ и признал совершенное Обществом правонарушение малозначительным, в связи с чем признал незаконным и отменил оспариваемое постановление Комитета от 24.03.2020 N 386.
Исследовав материалы дела, выслушав и оценив доводы сторон, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Комитета и отмены решения суда от 14.10.2020 в связи со следующим.
Согласно части 4 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на основании договора участия в долевом строительстве, и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, регулируются Законом N 214-ФЗ, который также устанавливает гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства.
В соответствии с частью 2 статьи 23 Закона N 214-ФЗ государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство.
Согласно пункту 6 части 6 статьи 23 Закона N 214-ФЗ контролирующий орган вправе ежеквартально получать от застройщика отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе об исполнении им своих обязательств по договорам, по формам и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, а также бухгалтерскую отчетность (в том числе годовую), составленную в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Порядок предоставления застройщиком отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе об исполнении примерных графиков реализации проектов строительства и своих обязательств по договорам, сводной накопительной ведомости проекта строительства в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, утвержден Приказом Минстроя России от 12.10.2018 N 656/пр (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 5 Порядка отчетность предоставляется застройщиком в контролирующий орган не позднее 30 календарных дней после окончания отчетного периода, за исключением отчетности за IV квартал, которая предоставляется застройщиком в контролирующий орган не позднее 90 календарных дней после окончания IV квартала.
Пунктом 9 части 6 статьи 23 Закона N 214-ФЗ предусмотрено, что контролирующий орган вправе направлять лицам, привлекающим денежные средства граждан для строительства, предписания об устранении нарушения требований настоящего Федерального закона, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов уполномоченного органа и устанавливать сроки устранения таких нарушений.
Согласно выданному Комитетом предписанию от 29.11.2019 N ВД-89/2019 об устранении нарушений законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости сроком исполнения до 27.01.2020, Обществу было предписано представить в Комитет ежеквартальную отчетность застройщика об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе об исполнении застройщиком примерных графиков реализации проектов строительства, своих обязательств по договорам, сводной накопительной ведомости проекта строительства за IV квартал 2018 года, I, II кварталы 2019 года.
Факт невыполнения в установленный срок предписания Комитета от 29.11.2019 N ВД-89/2019 установлен административным органом и судом первой инстанции, подтверждается материалами дела и Обществом не опровергнут, что образует событие административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 19.5 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.10.2019 по делу N A56-85873/2018 ООО "Созвездие" (ОГРН 1157847217131, ИНН 7805318007, место нахождения: 190068, г. Санкт-Петербург, проспект Лермонтовский, д. 35, литера "А", пом. 7 Н) признано несостоятельным (банкротом), в отношении него введена процедура конкурсного производства сроком на один год, до 16.10.2020. Конкурсным управляющим утверждена Ларичева Ирина Михайловна (ИНН: 780150633877, СНИЛС 00530368705) - член Союза арбитражных управляющих "Саморегулируемая организация "Северная Столица".
Доводы Общества о том, что с момента признания ООО "Созвездие" банкротом была прекращена фактическая деятельность Общества как застройщика, а конкурсный управляющий не правомочен представлять ежеквартальную отчетность застройщика об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов, обоснованно отклонены судом первой инстанции.
В силу положений части 1 статьи 20.2, части 1 статьи 129 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" с даты утверждения конкурсного управляющего до даты прекращения производства по делу о банкротстве, или заключения мирового соглашения, или отстранения конкурсного управляющего он осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника, на арбитражного управляющего, наделенного полномочиями руководителя должника, распространяются и все требования, предусмотренные законодательством Российской Федерации для руководителя такого должника, и по отношению к нему применяются все меры ответственности, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для руководителя такого должника. К конкурсному управляющему ООО "Созвездие" Ларичевой И.М. перешли полномочия руководителя ООО "Созвездие", в том числе установленная обязанность по представлению отчетности. Более того, обязанность по представлению отчетности застройщика за IV квартал 2018 года, I, II кварталы 2019 года возникла до вынесения решения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.10.2019 по делу N A56-85873/2018 о признании ООО "Созвездие" несостоятельным (банкротом).
Таким образом, ООО "Созвездие" является надлежащим субъектом вмененного административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 19.5 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих об объективной невозможности выполнения Обществом предписания Комитета от 29.11.2019 N ВД-89/2019 в установленный в нем срок, а равно доказательств принятия необходимых мер, направленных на недопущение совершения административного правонарушения (исполнение предписания в полном объеме в установленный срок), в материалах дела не имеется, что свидетельствует о наличии вины Общества во вменяемом правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно признал доказанным наличие в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 4 статьи 19.5 КоАП РФ.
Судом апелляционной инстанции не установлено существенных нарушений процедуры привлечения Общества к административной ответственности. Оспариваемое постановление вынесено в пределах срока, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
Вместе с тем, суд первой инстанции пришел к выводу о возможности применения в данном случае положения статьи 2.9 КоАП РФ, в соответствии с которой при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно пункту 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - Постановление Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10) малозначительность административного правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. При квалификации правонарушения как малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.
При этом как указано в пункте 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10, при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ. Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (пункт 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
Таким образом, как обоснованно отметил суд первой инстанции, по смыслу статьи 2.9 КоАП РФ и разъяснений, содержащихся в пунктах 18 и 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10, оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Законодатель предоставил правоприменителю право оценки факторов, характеризующих понятие малозначительности.
Оценив конкретные обстоятельства дела, характер совершенного Обществом правонарушения и степень его общественной опасности, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в рассматриваемом случае при формальном наличии всех признаков состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 4 статьи 19.5 КоАП РФ, допущенное Обществом правонарушение не создало существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, в связи с чем может быть признано малозначительным.
Выводы суда первой инстанции о возможности признания совершенного Обществом правонарушения малозначительным соответствуют фактическим обстоятельствам дела и вышеприведенным разъяснениям, содержащимся в пунктах 18 и 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10, пункте 21 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 N 5.
При этом суд апелляционной инстанции принимает во внимание, что Общество с 2018 года находилось в процедуре банкротства, признано банкротом 16.10.2019 и фактически не осуществляло деятельность по привлечению денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов.
Учитывая изложенное, апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что допущенное Обществом правонарушение не создало существенной угрозы охраняемым законом государственным и общественным отношениям и может быть признано малозначительным.
В данном случае рассмотрением дела об административном правонарушении и установлением вины лица, совершившего правонарушение, достигнуты цели административного производства, установленные пунктом 3.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции, руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ, статьей 2.9 КоАП РФ и разъяснениями, изложенными в пункте 17 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10, правомерно признал незаконным и отменил постановление Комитета от 24.03.2020 N 386.
Судом первой инстанции правильно установлены все значимые для дела обстоятельства и дана им надлежащая правовая оценка, неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено, в связи с чем правовых оснований для отмены решения суда от 14.10.2020 и удовлетворения апелляционной жалобы Комитета не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14 октября 2020 года по делу N А56-49388/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.И. Денисюк |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-49388/2020
Истец: ООО "Созвездие"
Ответчик: Комитет государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области