Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 25 мая 2021 г. N Ф03-2249/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Хабаровск |
|
24 февраля 2021 г. |
А73-8432/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 февраля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 февраля 2021 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Волковой М.О.,
судей Дроздовой В.Г., Иноземцева И.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коковенко Д.С.,
при участии в заседании:
от ООО "Сетевик": Садчиков Д.Ю., представитель по доверенности от 11.01.2021;
от Министерства ЖКХ Хабаровского края: Ельская О.Н., представитель по доверенности от 29.01.2021 N 1-07/928;
от Администрации Советско-Гаванского муниципального района: представитель не явился,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края
на решение от 23.11.2020
по делу N А73-8432/2020
Арбитражного суда Хабаровского края
по иску общества с ограниченной ответственностью "Сетевик" (ОГРН 1112709000403, Хабаровский край, р.п. Лососина)
к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края (ОГРН 1032700316560, г. Хабаровск),
Администрации Советско-Гаванского муниципального района (ОГРН 1022700597479, Хабаровский край, г. Советская Гавань)
о взыскании 316 263 руб.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Сетевик" (ООО "Сетевик") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края (Министерство ЖКХ края) о взыскании 316 263 руб. задолженности по договору N 3 от 01.01.2015 на возмещение убытков, составляющих неполученные доходы, связанные с применением регулируемых тарифов на тепловую энергию, поставленную за период февраль-март 2015 года, за счет краевого бюджета.
Определением от 14.07.2021 суд привлек к участию в деле в качестве соответчика Администрацию Советско-Гаванского муниципального района (Администрация).
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 23.11.2020 с Министерства ЖКХ края в пользу ООО "Сетевик" взыскано 316 263 руб. убытков.
Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство ЖКХ края обжаловало его в апелляционном порядке, решение суда первой инстанции просило отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в иске к Министерству ЖКХ края отказать.
В обоснование апелляционной жалобы указано на пропуск истцом срока исковой давности по требованию о взыскании убытков; отсутствие в материалах дела расчета межтарифной разницы, а также на отсутствие в мотивировочной части решения указания на период взыскания убытков.
По мнению заявителя жалобы, решения Советско-Гаванского городского суда от 27.08.2019 по делу N 2-883/20119 и от 28.08.2019 по делу N 2-906/20119 не имеют преюдициального значения для разрешения настоящего спора.
Кроме того, заявитель оспаривает вывод суда первой инстанции о недостаточности финансирования Советско-Гаванского муниципального района, указав, что актами сверок между Министерством и Администрацией подтверждается значительное перефинансирование муниципального образования.
Истец в отзыве на доводы апелляционной жалобы возражал, решение суда полагал законным и обоснованным.
От Администрации отзыв на апелляционную жалобу в материалы дела не представлен.
В судебном заседании представители истца и Министерства ЖКХ края поддержали изложенные позиции, дав соответствующие пояснения.
Администрация, извещенная в соответствии с требованиями статей 121 - 123 АПК РФ, с учетом Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", своего представителя не направила.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие не явившегося участника процесса.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены или изменения решения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "Сетевик" эксплуатирует сооружения, необходимые для производства и передачи тепловой энергии на нужды отопления и горячего водоснабжения населения муниципального образования - р.п. Лососина Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края, является ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей снабжение потребителей тепловой энергией.
Постановлением Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 19.11.2014 N 33/12 для потребителей предприятия, получающих тепловую энергию, установлены тарифы на тепловую энергию, в том числе тариф в размере 5 567,94 руб./Гкал (без учета НДС) на период 01.01.2015-30.06.2015.
Постановлением Губернатора Хабаровского края от 20.08.2014 N 60 "О предельных максимальных тарифах на тепловую энергию на 2015 год", изданным в порядке реализации Закона Хабаровского края от 24.11.2004 N 222 "О компенсации организациям убытков, связанных с применением регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению" (далее - Закон N 222), установлен предельный максимальный тариф на тепловую энергию для населения в размере 2 108,22 руб./Гкал без учета НДС.
В целях возмещения убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению, за счет средств краевого бюджета Управлением энергообеспечения, транспорта, инженерных коммуникаций и коммунального хозяйства Администрации Советско-Гаванского муниципального района и ООО "Сетевик" заключен договор от 01.01.2015 N 3, по условиям которого Управление обязуется производить возмещение убытков организации в соответствиями с условиями договора за счет средств субсидий из краевого бюджета по мере перечисления Министерством ЖХК Хабаровского края в бюджет района денежных средств субвенций на оплату расходов по централизованной поставке топлива.
Истец обеспечил население тепловой энергией в феврале-марте 2015 года, расчеты за которую осуществлены по предельному для этой категории потребителей тарифу.
В состав снабжаемых объектов входили МКД N N 1, 3 по ул. Луначарского в п. Лососина Хабаровского края.
ООО "Сетевик" обращалось в Советско-Гаванский городской суд Хабаровского края с исками к Лифанову К.Г., Лифановой В.Г., Ефимушкиной А.Н. о взыскании задолженности за отопление помещений.
Решениями суда от 27.08.2019 по делу N 2-883/2019 и от 28.08.2019 по делу N 2-906/2019 в удовлетворении исков отказано.
При этом решениями суда общей юрисдикции установлено, что объем тепловой энергии, предъявляемой к оплате за жилые и нежилые помещения, расположенные в указанных МКД, определялся исходя из пропорционального распределения показаний общедомового прибора учета тепловой энергии к площади указанных помещений; норматива потребления; договорных объемов. Установлено отсутствие потребления тепловой энергии в нежилых помещениях, принадлежащих Лифанову К.Г., Лифановой В.Г., Ефимушкиной А.Н.
Также установлено, что в спорных нежилых помещениях отсутствуют теплопотребляющие установки, помещения отапливаются за счет электрических конвекторов, стояки централизованной системы отопления скрыты под обшивкой внутренней отделки.
С учетом установленных обстоятельств, ООО "Сетевик" вынуждено фактически потребленный объем тепловой энергии, предъявленный к оплате указанным юридическим лицам, распределить пропорционально площади всех жилых помещений, т.е. населению.
В результате перерасчета выявлена недополученная часть доходов в совокупном размере 316 263 руб.
После произведенного перерасчета истец направил Администрации расчет объема средств на возмещение организации убытков, связанных с применением регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставленную населению ООО "Сетевик" за 2017 год и первое полугодие 2018 года путем внесения корректировки объема средств на возмещение убытков.
В удовлетворении требования истца о возмещении убытков Администрацией отказано.
Письмом от 24.12.2019 N 202 истец потребовал от Министерства ЖКХ края в добровольном порядке погасить задолженность в размере 575 742,41 руб.
Требование ООО "Сетевик" оставлено без удовлетворения, что явилось основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 393 ГК РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. Убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 15 настоящего Кодекса.
В силу статьи 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности. По смыслу пункта 1 статьи 15 ГК РФ в удовлетворении требования о возмещении убытков не может быть отказано только на том основании, что их точный размер невозможно установить. В этом случае размер подлежащих возмещению убытков определяется судом с учетом всех обстоятельств дела, исходя из принципов справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ). По общему правилу лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.
В соответствии с пунктом 15 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов подлежат государственному регулированию.
Согласно пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" установление тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса осуществляется исходя из необходимости обеспечения финансовых потребностей для реализации производственной программы.
На основании подпунктов 55, 67 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установление подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и осуществление контроля за их применением, в том числе в сфере теплоснабжения согласно Федеральному закону "О теплоснабжении" относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств соответствующих бюджетов.
Законом Хабаровского края от 24.11.2004 N 222 "О возмещении организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую для нужд населения" (далее - Закон от 24.11.2004 N 222) установлены условия, размер и порядок, источник финансирования возмещения организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую для нужд населения, в случае, если установленный экономически обоснованный тариф превышает установленный предельный максимальный тариф.
Согласно статье 2 Закона от 24.11.2004 N 222 возмещение организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую для нужд населения, производится в случае, если установленный экономически обоснованный тариф превышает установленный предельный максимальный тариф.
Возмещение организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую для нужд населения, является расходным обязательством Хабаровского края (пункт 1 статьи 3 Закона от 24.11.2004 N 222).
Пунктом 1 части 1 статьи 3 Закона Хабаровского края от 31.10.2007 N 150 "О наделении органов местного самоуправления Хабаровского края государственными полномочиями Хабаровского края по возмещению организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению" установлена обязанность органов местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий производить расчет и возмещать организациям убытки, связанные с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению, в порядке, установленном Правительством края.
Порядок расходования средств краевого бюджета, переданных местному бюджету в виде субвенции на компенсацию убытков от разницы в тарифах, установлен постановлением Правительства Хабаровского края от 01.02.2008 N 35-пр "О возмещении убытков организациям от применения регулируемых тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению, и предоставлении местным бюджетам субвенций из краевого бюджета для возмещения организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению" (далее - Порядок).
В соответствии с пунктами 2.1, 2.2 указанного Порядка органами местного самоуправления в сроки, установленные подпунктом 1 подпункта 3.1.2 пункта 3.1 раздела 3 Порядка, представляется в Министерство жилищно-коммунального хозяйства края расчет объема средств на возмещение убытков. Перечисление субвенций органам местного самоуправления осуществляется Министерством ежемесячно на основании расчетов на счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, для последующего перечисления в установленном порядке в бюджеты муниципальных образований края.
В силу пункта 1 статьи 4 Закона от 24.11.2004 N 222 определение размера возмещения убытков осуществляется с учетом экономически обоснованного тарифа, предельного максимального тарифа, норматива потребления тепловой энергии на отопление, отапливаемой площади жилищного фонда, норматива расхода тепловой энергии на горячее водоснабжение, численности населения, потребляющего горячую воду.
В пункте 3.1 Порядка возмещения убытков установлено, что расчет фактической суммы возмещения убытков осуществляется отдельно по каждой организации.
Из совокупности изложенных правовых норм следует, что истец вправе получить полное возмещение неполученных сумм от образовавшейся межтарифной разницы при обеспечении потребителей тепловой энергией.
В соответствии с положениями статей 64, 65 и 71 АПК РФ арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств.
Согласно расчету истца совокупный размер убытков за февраль-март 2015 года составил 575 742,41 руб.; задолженность в размере 259 479 руб. взыскана с ответчика по результатам рассмотрения дела N А73-12348/2019, требование по настоящему спору составляет сумма 316 263 руб.
Представленные в материалы дела данные об отапливаемой ООО "Сетевик" площади, нормативе расхода тепловой энергии на отопление в спорный период (февраль, март 2015 года), объеме отпущенной энергии, положенные в основу расчета спорной суммы требований, в установленном порядке не оспорены.
Произведенный истцом расчет убытков апелляционным судом проверен и признан верным.
Контррасчет ответчиками в нарушение положений статьи 65 АПК РФ не представлен.
Учитывая изложенное, ссылка Министерства ЖКХ края на отсутствие в материалах дела расчета убытков является несостоятельной.
Доказательства возмещения истцу указанной суммы убытков в материалах дела отсутствуют.
Оценив в совокупности представленные в дело доказательства, вышеуказанные правовые нормы, условия договора от 01.01.2015, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для взыскания задолженности по субвенциям на возмещение убытков от применения регулируемых тарифов на тепловую энергию населению за спорный период в заявленном (уточненном) размере.
Суд, следуя правилу, что возмещение убытков организациям от применения регулируемых тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению, является обязанностью субъекта Российской Федерации - Хабаровского края, которая была исполнена последним не в полном объеме, определил, что на орган местного самоуправления в данном случае не может быть возложена соответствующая обязанность произвести спорную выплату в отсутствие достаточного объема финансирования, признал надлежащим ответчиком Министерство ЖКХ Хабаровского края.
Ссылка заявителя жалобы на то, что актами сверок подтверждается значительное перефинансирование муниципального образования, судом не принимается, поскольку все ранее перечисленные денежные средства имели строго определенное целевое назначение.
Довод апелляционной жалобы о пропуске истцом пропуска исковой давности подлежит отклонению по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет 3 года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Министерство ЖКХ края, заявляя о пропуске истцом срока исковой давности, указало, что истец знал или должен был узнать о нарушении своего права еще с 11.02.2017, после неполучения оплаты стоимости тепловой энергии за январь 2017 года.
Между тем, наличие спорной задолженности выявлено истцом только в 2018 году, после рассмотрения судом общей юрисдикции дел N 2-883/2019 и N 2-906/2019 и вынесения по ним решений.
С учетом установленного, правовые основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
В этой связи решение суда отмене не подлежит.
Нарушений, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для безусловной отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 23.11.2020 по делу N А73-8432/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.О. Волкова |
Судьи |
В.Г. Дроздова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-8432/2020
Истец: ООО "СЕТЕВИК"
Ответчик: Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края
Третье лицо: Администрация Советско-Гаванского муниципального р-на Хабаровского края
Хронология рассмотрения дела:
18.08.2021 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-3772/2021
25.05.2021 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-2249/2021
24.02.2021 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-7084/20
23.11.2020 Решение Арбитражного суда Хабаровского края N А73-8432/20