Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 16 июня 2021 г. N Ф02-2760/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Красноярск |
|
24 февраля 2021 г. |
Дело N А33-16646/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена "16" февраля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен "24" февраля 2021 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Иванцовой О.А.,
судей: Бабенко А.Н., Шелега Д.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Маланчик Д.Г.,
при участии:
от заявителя (общества с ограниченной ответственностью "Планета-Сервис"): Кузовлевой Н.В., представителя на основании доверенности от 15.01.2020 (диплом о высшем юридическом образовании), паспорта;
от контролирующего органа (Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края): Ялуниной Л.С., представителя на основании доверенности от 11.01.2021 N 2 (диплом о высшем юридическом образовании), паспорта,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Планета-Сервис"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "02" ноября 2020 года по делу N А33-16646/2020,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Планета-Сервис" (ИНН 2454023549, ОГРН 1132454000722, далее - ООО "Планета-Сервис", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Службе строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края (ИНН 2460071727, ОГРН 1052460100582, далее - ответчик, Служба, контролирующий орган) о признании недействительным предписания от 07.02.2020 N 105-ж.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от "02" ноября 2020 года по делу N А33-16646/2020 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, заявитель обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить и направить дело на новое рассмотрение. В апелляционной жалобе заявитель ссылается на следующие обстоятельства:
- суд первой инстанции необоснованно сделал вывод о том, что в материалах дела отсутствует информация, подтверждающая факт оказания услуг по спорному адресу;
- суд первой инстанции указывает, что в ходе проведения проверки N 105-ж ООО "Планета-сервис" не предоставило пояснений о принадлежности автомобиля, осуществляющего сбор ТКО на территории г. Канска. Однако данная информация указана в Приложении N 2 к договору Транспортирования ТКО, который был предоставлен при проведении проверки. Факт принадлежности автомобилей и их оснащение системой ГЛОНАСС не оспаривается сторонами по делу. Дополнительная информация о принадлежности спецтранспорта также не запрашивалась специалистами Службы строительного надзора в ходе проверки;
- на сегодняшний день в территориальной схеме мест накопления отходов, которой обязан руководствоваться Региональный оператор, отсутствует информация о контейнерной площадке по адресу потребителя указанному в оспариваемом предписании (г. Канск, ул. Путейская д.3);
- суд первой инстанции неверно трактует нормы материального права, когда устанавливает причинно-следственную связь меду удалённостью контейнерной площадки от дома потребителя и качеством оказания услуг по обращению с ТКО.
Службой представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором ответчик не согласился с доводами апелляционной жалобы, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал требования апелляционной жалобы, сослался на изложенные в ней доводы.
Представитель ответчика в судебном заседании доводы апелляционной жалобы не признал по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела арбитражным апелляционным судом установлены следующие обстоятельства.
Должностным лицом контролирующего органа в рамках государственного регионального жилищного надзора на основании приказа от 29.01.2020 N 105-ж, обращения гражданина N02-08/633 от 24.01.2020, в период с 06.02.2020 по 07.02.2020 проведена внеплановая выездная проверка по соблюдению ООО "Планета-Сервис" обязательных требований, установленных жилищным законодательством, на объекте жилищного фонда по адресу: Красноярский край, г. Канск, ул. Путейская, 3.
По результатам проверки составлен акт проверки от 07.02.2020 N 105-ж; обществу выдано предписание об устранении выявленных нарушений от 07.02.2020 N 105-ж.
Полагая, что предписание не соответствует закону и иному нормативному правовому акту, нарушает права и законные интересы, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта в силу следующего.
В силу статьи 123 Конституции Российской Федерации, статей 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
Из положений статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Судом первой инстанции установлено, что проверка проведена ответчиком в пределах предоставленных полномочий, соответствует компетенции уполномоченного органа, нарушения процедуры проведения проверки, вынесения предписания отсутствуют.
Согласно предписанию, обществу вменяется нарушение, что в период с 01.01.2019 по 31.12.2019 коммунальная услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику жилого дома, расположенного по адресу: г. Канск, ул. Путейская, д. 3, фактически не оказывалась, при этом в указанный период производилось начисление и выставление платы за данную услугу.
Выявленные нарушения свидетельствуют о несоблюдении региональным оператором ООО "Планета-Сервис" пункта 148 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила от 06.05.2011 N 354), подпунктов "а" и "г" пункта 148(22) Правил от 06.05.2011 N 354, пункта 17 Приложения N 1 к указанным правилам.
Указанным предписанием на заявителя возложена обязанность в срок до 03.04.2020 произвести перерасчет начисленной и выставленной платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с января 2019 года по декабрь 2019 года.
Пунктом 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусмотрено, что никто не может быть ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ, другими федеральными законами.
Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (часть 1 статьи 153 ЖК РФ).
Пунктом 1 части 2 статьи 155 ЖК РФ предусматривается, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании, в том числе, платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе).
По части 1 статьи 157 ЖК РФ (в редакции Федерального закона от 31.12.2017 N 503-ФЗ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
При этом частью 4 статьи 154 ЖК РФ установлено, что плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе плату за обращение с твердыми коммунальными отходами.
Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 157 ЖК РФ утверждены Правила от 06.05.2011 N 354, регулирующие отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Согласно пункту 2 Правил от 06.05.2011 N 354 под коммунальными услугами понимается осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме.
Подпунктом "а" пункта 31 Правил от 06.05.2011 N 354 определено, что исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
В соответствии с подпунктами "в", "г" и "д" пункта 3 Правил от 06.05.2011 N 354 условиями предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) являются следующие:
- предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно, то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1;
- предоставление коммунальных услуг осуществляется в необходимых потребителю объемах в переделах технической возможности внутридомовых инженерных систем, с использованием которых осуществляется предоставление коммунальных услуг;
- качество предоставляемых коммунальных услуг соответствует требованиям, приведенным в приложении N 1 к настоящим Правилам.
Подпунктами "а" и "е" пункта 33 Правил от 06.05.2011 N 354 предусмотрено, что потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества; требовать от исполнителя возмещения убытков и вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающих установленную продолжительность.
На основании подпункта "ж" пункта 4 Правил от 06.05.2011 N 354 потребителю могут быть предоставлены следующие виды коммунальных услуг: обращение с твердыми коммунальными отходами, то есть транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов, образующихся в жилых домах.
Согласно пункту 148(1) от 06.05.2011 N 354 предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, из числа договоров, указанных в пунктах 148(4) - 148(6) настоящих Правил.
В соответствии с подпунктами "а" и "г" пункта 148(22) Правил от 06.05.2011 N 354 исполнитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан:
- предоставлять потребителю коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении указанной коммунальной услуги;
- производить в установленном настоящими Правилами порядке расчет размера платы за предоставленную коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за указанную коммунальную услугу, в том числе в связи с предоставлением коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.
По пункту 17 приложения N 1 к Правилам от 06.05.2011 N 354 "Требования к качеству коммунальных услуг" к требованию к качеству коммунальных услуг относится обеспечение своевременного вывоза твердых коммунальных отходов из мест (площадок) накопления: в холодное время года (при среднесуточной температуре +5 °C и ниже) не реже одного раза в трое суток, в теплое время (при среднесуточной температуре свыше +5 °C) не реже 1 раза в сутки (ежедневный вывоз).
Таким образом, расчет размера платы производится за фактически предоставленную коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в необходимых для потребителя объемах и надлежащего качества (установленной периодичности).
При этом суд первой инстанции обоснованно пришёл к выводу, что в материалах дела отсутствует информация, подтверждающая факт оказания услуг по спорному адресу.
С 01.01.2019 согласно изменениям законодательства Российской Федерации у потребителей возникла обязанность по оплате коммунальной услуги по обращению с ТКО в соответствии с тарифами, утвержденными министерством тарифной политики Красноярского края.
Согласно части 15.1 статьи 161 ЖК РФ региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами отвечает за оказание коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, начиная от места накопления твердых коммунальных отходов, если иное не установлено договором.
На основании положений Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее по тексту - Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ) региональный оператор обязан заключить договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов с момента начала осуществления своей деятельности на основании пункта 1 статьи 24.7 указанного закона.
Статья 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ предусматривает, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Порядок осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также основания, по которым юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - региональный оператор) устанавливают Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее по тексту - Правила от 12.11.2016 N 1156).
По пункту 1 указанных Правил к отношениям, возникающим между собственниками жилых домов и региональными операторами, между собственниками жилых домов и организациями (в том числе некоммерческими объединениями), которые от своего имени и в интересах собственника жилого дома заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с соответствующими региональными операторами, связанным с обеспечением предоставления указанным собственникам и пользователями коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, положения настоящих Правил применяются в части, не урегулированной жилищным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 8 (18) Правил от 12.11.2016 N 1156 до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО услуга по обращению с ТКО оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Согласно пункту 6 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" договоры, заключенные собственниками ТКО на сбор и вывоз ТКО, действуют до заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО.
Согласно части 5 статьи 30 ЖК РФ собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
В силу пункта 148(21) Правил N 354 договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий. Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с ТКО, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным потребителем с даты начала предоставления коммунальной услуги.
В письме от 07.02.2020 N ПС-97 заявитель сообщил Службе, что договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенный с собственником жилого дома, расположенного по адресу: г. Канск, ул. Путейская, д. 3, считается заключенным на условиях типового договора, согласно пункту 8 (17) Правил от 12.11.2016 N 1156. Однако, действие типового договора не исключает возможности заключить индивидуальный договор с региональным оператором, как через организацию, оказывающую услуги по управлению МКД, так и напрямую обратившись к региональному оператору. Поскольку от собственника помещений по адресу: г. Канск, ул. Путейская, д. 3 не поступало заявления о заключении договора, услуги оказываются на условиях типового договора. Предложение ООО "Планета-сервис" о заключении типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО для потребителей Канской технологической зоны, было опубликовано в газете "НАШ КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ" N 96/1079 от 26.12.2018, а также размещено в сети Интернет на официальном сайте регионального оператора. Расчет платы за коммунальную услугу осуществляется в соответствии с утвержденными тарифами.
Как следует из материалов дела (в том числе акта проверки от 07.02.2020 N 105-ж) и установлено контролирующим органом, на территории города Канска, входящей в состав Канской технологической зоны, услуги по обращению с ТКО с 01.01.2019 оказывает региональный оператор ООО "Планета-Сервис".
Приказом министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края от 21.05.2018 юридическому лицу ООО "Планета-Сервис" присвоен статус регионального оператора и заключено соглашение об организации деятельности по обращению с ТКО от 21.05.2018.
Согласно пункту 2.2 статьи 21 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель при проведении проверки имеют право представлять документы и (или) информацию, запрашиваемые в рамках межведомственного информационного взаимодействия, в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля по собственной инициативе.
Из акта проверки от 07.02.2020 N 105-ж следует, что для проведения проверки заявителем в Службу были представлены следующие документы:
- договор от 29.12.20178 N 5/2018-ПС на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов на территории города Канска и Канского района в пределах Канской технологической зоны Красноярского края, заключенный между региональным оператором ООО "Планета-Сервис" и ООО "Чистый город Красноярск";
- платежные документы на оплату коммунальной услуги по обращению с ТКО по жилому дому за расчетные периоды с января 2019 года по декабрь 2019 года;
- выписка из маршрутного журнала о движении автотранспорта ГАЗ 3302, госномер Р 240 НМ в электронном виде в формате Excel;
- выписка из маршрутного журнала о движении автотранспорта ГАЗ, госномер Е 396 АТ в электронном виде в формате Excel;
- выписка из маршрутного журнала о движении автотранспорта ГАЗ 330202, госномер У 947 КТ в электронном виде в формате Excel;
- выгрузка сведений спутниковой навигации ГЛОНАСС в электронном виде в формате Excel автотранспорта ГАЗ, госномер Е 396 АТ, ГАЗ 330202, госномерУ 947 КТ;
- письменные пояснения регионального оператора ООО "Планета-Сервис".
В ходе проверки ответчиком установлено, что договор на оказание услуги по вывозу ТКО между собственником жилого дома N 3 и ООО "Планета-Сервис" не заключался, контейнерная площадка и контейнер на придомовой территории отсутствуют, доказательств заключения договора путем совершения конклюдентных действий ООО "Планета-Сервис" не представлено. Факт отсутствия контейнерной площадки и контейнера на придомовой территории жилого дома N 3 подтверждается фотосъемкой. Доказательства обратного в материалах дела отсутствуют.
Исполнителем коммунальной услуги по обращению с ТКО региональным оператором ООО "Планета - Сервис" доказательств оказания услуги по обращению с ТКО за период с января 2019 по декабрь 2019 года в необходимых для потребителя объемах и надлежащего качества (установленной периодичности) в соответствии с требованиями подпункта "а" пункта 148(22) Правил N 354, пункта 17 Приложения N 1 к Правилам N 354, не представлено.
Представленный ООО "Планета-Сервис" в адрес Службы маршрутный журнал в электронной форме, содержащий сведения о движении автотранспорта ГАЗ 3302 госномер Р 240 ИМ, ГАЗ госномер Е 396 АТ, ГАЗ 330202 госномер У 947 КТ не содержит сведений о погрузке - выгрузке ТКО с придомовой территории жилого дома N 3.
Представленные в адрес Службы сведения спутниковой навигации ГЛОНАСС в электронном виде, не содержат сведений об остановке транспортных средств на придомовой территории жилого дома N 3; сведения спутниковой навигации ГЛОНАСС о движении и остановках автотранспорта ГАЗ 3302 госномер Р 240 ИМ к проверке не представлены.
Документов, подтверждающих принадлежность автотранспорта ГАЗ 3302 госномер Р 240 ИМ, ГАЗ госномер Е 396 АТ, ГАЗ 330202 госномер У 947 КТ ООО "Чистый город Красноярск", к проверке не представлено.
Судом первой инстанции дана оценка доводу заявителя о том, что на сегодняшний день в территориальной схеме мест накопления отходов, которой обязан руководствоваться региональный оператор, отсутствует информация о контейнерной площадке по адресу потребителя указанному в оспариваемом предписании (г. Канск, ул. Путейская д.3). Указанный довод отклонён судом первой инстанции в силу следующего.
По данным территориальной схемы, реестру контейнерных площадок, сведениям о местах накопления ТКО, в том числе сведениям о контейнерных площадок, предоставленных ООО "Планета-Сервис", ближайшая контейнерная площадка для жителей вышеуказанного дома находится по адресу Шабалина, 57, что привело к несоблюдению требования СанПина 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях" в части несоответствия регламентируемого расстояния расположения контейнеров для сбора твердых коммунальных отходов от жилого дома; отсутствия контейнерной площадки и (или) контейнера для сбора ТКО в непосредственной близости к жилому дому.
Изложенное подтверждается информацией по расстоянию до ближайших контейнерных площадок (Путейская, 3- Шабалина, 57; Путейская, 3- Мелькомбината, 33; Путейская, 3- Мелькомбината, 21), согласно которой ближайшая контейнерная площадка для жителей спорного дома находится на расстоянии более одного километра.
То обстоятельство, что в непосредственной близости спорных домов не предусмотрено размещение контейнерных площадок не освобождает общество от обязанностей по договору оказания услуг.
Кроме того, потребитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами не вправе заполнять контейнеры для твердых коммунальных отходов, предназначенные дли накопления отходов других лиц (пункт 148(26) Правил N 354)
Довод заявителя о том, что суд первой инстанции неверно трактует нормы материального права, когда устанавливает причинно-следственную связь меду удалённостью контейнерной площадки от дома потребителя и качеством оказания услуг по обращению с ТКО, признаётся судом апелляционной инстанции несостоятельным.
Согласно п. 1.2. СП 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 N 4690-88 (далее - СП 42-128-4690-88), система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из не канализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта.
В соответствии с п. 3.7.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, мусоросборники необходимо размещать на расстоянии от окон до дверей жилых зданий не менее 20 м., но не более 100 м. от входных подъездов.
Согласно п. 2.2.3. СП 42-128-4690-88 площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м., но не более 100 м.
Довод ООО "Планета-сервис" о том, что нарушение качества предоставления услуги по обращению с ТКО отсутствует, так как требования периодичности вывоза ТКО установлены только для мест накопления, осуществление сбора мусора от частных домовладений, для потребителей не имеющих индивидуального контейнера для сбора ТКО, в настоящее время производится бесконтейнерным (мешковым) способом, требования к периодичности вывоза которого действующим законодательством не установлены, противоречит действующему законодательству.
Пунктом 10 Правил от 12.11.2016 N 1156 (Правила обращения с ТКО) предусмотрено, что в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами:
а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы);
б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках;
в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
Таким образом, пункт 10 Правил от 12.11.2016 N 1156 содержит исчерпывающий перечень способов складирования потребителями твердых коммунальных отходов; иного способа складирования твердых коммунальных отходов действующим законодательством не предусмотрено.
При этом складирование твердых коммунальных отходов в пакеты и другие емкости является одним из предусмотренных законодательством способов их размещения в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, соответственно, основания для придания такому способу иного правового режима регулирования их вывоза (возможной удаленности от места проживания и периодичности вывоза) отсутствуют.
Указанный правовой подход соответствует целям установления законодателем максимальной удаленности мест сбора отходов и периодичности вывоза отходов, в ином случае коммунальные отходы, не размещенные в контейнеры или бункеры, но складированные в пакеты и другие емкости будут накапливаться не в специально отведенных для них местах, а по месту проживания потребителей коммунальных услуг, что противоречит положениям пункта 15 Правил от 12.11.2016 N 1156.
По пункту 15 Правил от 12.11.2016 N 1156 потребителям запрещается осуществлять складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, не указанных в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Потребителям запрещается складировать твердые коммунальные отходы вне контейнеров или в контейнеры, не предназначенные для таких видов отходов, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.
Учитывая изложенное, довод заявителя о том, что в данном случае к деятельности по сбору твердых коммунальных отходов не могут предъявляться требования о периодичности вывоза ТКО из мест (площадок) накопления, обоснованно отклонён судом первой инстанции.
Доказательств вывоза отходов в соответствии с требованиями СП 42-128-4690-88, Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 (от мест, удаленных не более 100 м) в материалы дела не предоставлено.
Доказательства использования жителями дома по ул. Путейская, 3 ближайших к ним площадок для мусора согласно схеме в материалы дела не представлено.
В СП 42-128-4690-88, Правила и нормах технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 заложен предел доступности площадок для сбора мусора, который позволяет жителям домов воспользоваться данными площадками - удаленность от места их проживания не более 100 м. В ином случае следует, что площадка накопления отходов является недоступной.
Тот факт, что обязанность устанавливать места для сбора ТКО не возложена на заявителя, не отменяет того факта, что услуга жителям домов региональным оператором фактически не оказывалась в соответствии с требованиями действующего законодательства в пределах 100 метров от жилых домов.
Общество указывает, что у него отсутствует обязанность вывозить мусор с площадок, не оборудованных согласно СанПиНу.
Однако, при этом и у жителей спорного дома не возникает встречной обязанности оплачивать услугу, которая им фактически не оказывалась.
Исполнитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами имеет право требовать внесения платы за потребленную коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами (пункт 148(23) Правил 354).
Согласно пунктам 148(27), 148(28), 148(30) Правил 354 расчетный период для оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами устанавливается равным календарному месяцу. Размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается исходя из цены, определенной в пределах утвержденного единого тарифа на услугу регионального оператора, установленного региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, определенном Федеральным законом "Об отходах производства и потребления".
Как следует из гражданского законодательства, обязанность заказчика оплатить оказанные ему услуги предусмотрена пунктом 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации.
По смыслу указанной статьи оплате подлежат фактически оказанные исполнителем услуги.
Из письма общества от 07.02.2020 N ПС-97 следует, что согласно данным территориальной схемы ближайшие контейнерные площадки для потребителей ул. Путейская расположены по адресам: г. Канск, ул. Шабалина около домов 57, 59, 61; г. Канск, пос. Мелькомбината д.33; г. Канск, пос. Мелькомбината д.35 и г. Канск, пос. Мелькомбината д.37; г. Канск, пос. Мелькомбината д.21 и г. Канск, пос. Мелькомбината д.27.
В виду того, что у ООО "Планета-сервис" отсутствует собственный автотранспорт, используемый на территории г.Канска, 29.12.2018 между ООО "Планета-сервис" ("Региональный оператор") и ООО "Чистый город Красноярск" ("Исполнитель") был заключен договор N 5/2018-ПС на оказание услуг по транспортированию ТКО на территории г.Канска.
По мнению заявителя, удаленность контейнерной площадки от дома потребителя не является основанием для снятия начислений. Графики вывоза ТКО от контейнерных площадок размещены на сайте ООО "Планета-сервис" и соответствуют требованиям Правил от 06.05.2011 N 354.
При отсутствии находящихся рядом контейнерных площадок в соответствии с СанПиНом 42-128-4690-88 для населения частного сектора на территории г. Канск организован мешковой сбор, с утвержденным графиком вывоза.
Указанное обстоятельство подтверждается письмом администрации г. Канска от 02.07.2020 N 3059 "О предоставлении информации", согласно которому в 2019 и в период января-мая 2020 года сбор ТКО в районах частного сектора осуществлялся мешковым способом.
Письменные пояснения ООО "Планета-Сервис", что при отсутствии находящихся рядом контейнерных площадок для населения частного сектора на территории г. Канска организован мешковой сбор в соответствии с СанПиНами 42-128-4690-88 не являются доказательством предоставления собственнику жилого дома N 3 коммунальной услуги по обращению с ТКО, так как мешковой сбор ТКО не предусмотрен ни Правилами N 354, ни Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ, ни Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, ни СанПиНами 42-128-4690-88.
Вместе с тем доказательства осуществления мешкового сбора в материалах дела отсутствуют, заявителем ни в ходе проверке, ни суду первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции не представлены.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, изучены судом апелляционной инстанции, признаются несостоятельными, поскольку не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения суда первой инстанции.
При изложенных обстоятельствах, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют. Согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Поскольку решение суда первой инстанции оставлено без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказано, следовательно, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, судебные расходы, связанные, в том числе с подачей апелляционной жалобы, подлежат отнесению на заявителя.
В соответствии с подпунктами 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы по данной категории дел размер государственной пошлины для организаций составляет 1500 рублей.
При подаче апелляционной жалобы заявителем уплачена государственная пошлина в размере 6000 руб., что подтверждается электронной копией платежного поручения от 05.11.2020 N 2055. Определением о принятии апелляционной жалобы к производству от 20.01.2021 обществу было предложено представить в Третий арбитражный апелляционный суд в срок до даты судебного заседания оригинал платежного поручения от 05.11.2020 N 2055; определение обществом не исполнено.
Согласно положениям пункта 3 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации вопрос о возврате государственной пошлины из федерального бюджета в отсутствии оригинала платежного документа не может быть разрешен, в связи с чем, суд апелляционной инстанции не может рассмотреть вопрос о возврате обществу излишне уплаченной государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "02" ноября 2020 года по делу N А33-16646/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.А. Иванцова |
Судьи |
А.Н. Бабенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.