город Омск |
|
24 февраля 2021 г. |
Дело N А46-7754/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 февраля 2021 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лотова А.Н.,
судей Рыжикова О.Ю., Шиндлер Н.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-12595/2020) Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 27.10.2020 по делу N А46-7754/2020 (судья Третинник М.А.), принятое заявлению открытого акционерного общества племенной конный завод "Омский" (ИНН 5521007607, ОГРН 1065521000346) к Министерству сельского хозяйства и продовольствия Омской области (ИНН 5503079359, ОГРН 1045504007658) об обязании выплатить 631 349,85 руб. субсидии на возмещение части затрат, понесенных организацией в 2019 году при производстве молока сырого коровьего, 570 697 руб. субсидии, не начисленной в связи с применением в расчетах понижающего коэффициента; обязании не применять в расчете размера субсидии, причитающейся ОАО "ПКЗ "Омский", понижающий коэффициент в текущем финансовом году,
при участии в судебном заседании представителей:
от Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области - Шишкин В.И. по доверенности от 12.01.2021 N ИСХ-21/МСХ-9 сроком действия до 31.12.2021;
от открытого акционерного общества племенной конный завод "Омский" - Сусиков И.Н. по доверенности от 06.12.2018 N 55/54-н/55-2018-3-11 сроком действия 5 лет,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество племенной конный завод "Омский" (далее -ОАО ПКЗ "Омский", общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением о возложении на Министерство сельского хозяйства и продовольствия Омской области (далее - Минсельхозпрод Омской области, министерство, ответчик) следующих обязанностей:
- выплатить 631 349 руб. 85 коп. субсидии на возмещение части затрат, понесенных организацией в 2019 году при производстве молока сырого коровьего,
- выплатить 570 697 руб. субсидии, не начисленной в связи с применением в расчетах понижающего коэффициента;
- не применять в расчете размера субсидии, причитающейся обществу, понижающий коэффициент в текущем финансовом году.
Решением Арбитражного суда Омской области от 27.10.2020 по делу N А46-7754/2020 требования общества удовлетворены частично. На Минсельхозпрод Омской области возложена обязанность выплатить ОАО ПКЗ "Омский" 631 349 руб. 85 коп. субсидии на возмещение части затрат, понесенных организацией в 2019 году при производстве молока сырого коровьего. Этим же судебным актом на министерство возложена обязанность выплатить обществу 570 697 руб. субсидии, подлежащей начислению и не начисленной в связи с применением в расчетах понижающего коэффициента за декабрь 2019 года, январь и февраль 2020 года. В остальной части заявление оставлено без удовлетворения. С ответчика в пользу истца взысканы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 25 020 руб.
Возражая против принятого по делу решения, Минсельхозпрод Омской области в апелляционной жалобе просит его отменить и вынести по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы ее податель указывает, что на основании представленных обществом отчетов министерством в связи с недостижением ОАО ПКЗ "Омский" показателей результативности использования средств государственной поддержки в адрес общества направлено уведомление о возврате 631 349 руб. 85 коп. денежных средств, полученных из областного бюджета в виде субсидии. Указанные денежные средства возвращены в областной бюджет. При этом министерством отмечается, что некорректность отчетов, о которой заявляет истец, в действительности не подтверждается материалами дела. Кроме того, как следует из жалобы, получатель субсидии, предоставивший недостоверные (некорректные) сведения, несет риск наступления неблагоприятных последствий, предусмотренных действующим в сфере спорных отношений правовым регулированием. Согласно представленным отчетам ОАО "ПКЗ "Омский" в 2019 году допущено снижение молочной продуктивности, и в соответствии с утвержденными нормативными правовыми актами при расчете предоставляемых в 2020 году истцу субсидий подлежит применению понижающий коэффициент, значение которого составляет 0,8.
В письменном отзыве на жалобу ОАО ПКЗ "Омский" просит оставить решение по делу без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В заседании суда апелляционной инстанции представителем Минсельхозпрода Омской области поддержаны доводы поданной жалобы и даны пояснения по существу спора. Представитель ОАО ПКЗ "Омский" высказался в соответствии с письменным отзывом на жалобу, возразил против удовлетворения требований министерства.
Рассмотрев апелляционную жалобу, письменный отзыв на нее, заслушав истца и ответчика, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Из материалов дела следует, что на основании Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), постановления Правительства Омской области от 29.01.2014 N 7-п "Об утверждении Положения о предоставлении из областного бюджета субсидий на поддержку животноводства и внесении изменений в постановление Правительства Омской области от 30 января 2013 года N 15-п" (далее - Правила предоставления субсидии) между ООО ПКЗ "Омский" (получатель) и министерством (главный распорядитель средств областного бюджета) заключено соглашение от 15.04.2019 N 4/12/м, предметом которого является предоставление из областного бюджета в 2019 году ОАО ПКЗ "Омский" субсидии на возмещение части затрат на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока в рамках государственной программы Омской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Омской области", утвержденной постановлением Правительства Омской области от 15.10.2013 N 252-п.
Субсидия предоставляется главным распорядителем средств областного бюджета в пределах объемов бюджетных ассигнований, предусмотренных в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета на 2019 год в пределах лимитов бюджетных обязательств на предоставление соответствующей Субсидии, утвержденных в установленном порядке главному распорядителю средств областного бюджета. Субсидия, предоставляемая в соответствии с соглашением, выплачивается в размере, рассчитанном в соответствии с Правилами предоставления субсидии и (или) указанном в решении главного распорядителя средств областного бюджета о предоставлении субсидии (пункты 1.2, 2.1 соглашения).
При этом пунктом 5.3 соглашения на получателя возлагается обязанность по обеспечению достижения значений показателей результативности, установленных в соответствии с приложением N 1 к соглашению. Данные значения показателя результативности определены согласно приложению N 1 к соглашению в процентном отношении к объему продукции, произведенной в году, предшествующему году предоставления субсидии и составляют не менее 1%.
Согласно предоставленному в Минсельхозпрод Омской области отчету о достижении значений показателей результативности по состоянию на 01.01.2019 ОАО ПКЗ "Омский" произведено 11 263,8 т молока. В соответствии с отчетом о достижении показателей результативности по состоянию на 01.01.2020 объем произведенного ОАО ПКЗ "Омский" молока составил 10 468,4 т.
По результатам проверки поступившей от общества отчетности Минсельхозпрод Омской области направил в адрес ОАО ПКЗ "Омский" уведомление от 29.01.2020 N исх-20/мсх-845 о возврате ранее выплаченной субсидии в размере 631 349 руб. 85 коп., мотивированное недостижением показателей результативности. Платежным поручением от 11.02.2020 N 436 указанная выше сумма возвращена истцом.
Обратившись в суд с настоящими требованиями, общество выражает несогласие с выводом министерства, обосновывая его некорректностью сведений, представленных в рамках отчетности.
Кроме того, как указано обществом, в связи с применением в результате недостижения показателей результативности понижающего коэффициента ОАО ПКЗ "Омский" недополучено за декабрь 2019 года, январь и февраль 2020 года 570 697 руб. субсидии, подлежащей получению на основании заключенного впоследствии с ответчиком аналогичного соглашению от 15.04.2019 N 4/12/м соглашения от 18.03.2020 N 1/12/м.
Указанные обстоятельства послужили основанием для общения ОАО ПКЗ "Омский" в суд с настоящим иском.
Требования истца удовлетворены частично, с чем выразил несогласие Минсельхозпрод Омской области, обратившись в суд апелляционной инстанции с жалобой на решение по делу.
Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции усматривает основания для его изменения.
На основании части 1 статьи 1 БК РФ отношения, возникающие в процессе осуществления бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств (статья 28 БК РФ).
В статье 38 БК РФ закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, согласно которому бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Согласно пункту 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно пункту 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8.1 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются:
1) из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных Федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов);
2) из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации;
3) из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.
В силу пункта 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять:
1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;
2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;
3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;
4) случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не использованных в отчетном финансовом году (за исключением субсидий, предоставленных в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии);
5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
В случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3, абзацем четвертым пункта 8 и пунктом 8.2 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации (пункт 3.1 указанной статьи).
На момент заключения соглашения от 15.04.2019 N 4/12/м на территории Омской области постановлением Правительства Омской области от 15.10.2013 N 252-п была утверждена государственная программа Омской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Омской области". В рамках государственной программы Омской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Омской области" на основании заявлений общества на период 2019 года сторонами заключено соглашение от 15.04.2019 N 4/12/м.
Задачами поименованной государственной программы являются обеспечение продовольственной безопасности Омской области, повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на внутреннем и внешнем рынках в условиях вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию; повышение качества жизни сельского населения Омской области, развитие социальной и инженерной инфраструктуры села; проведение государственной политики в агропромышленном комплексе Омской области, государственного контроля и надзора, осуществляемого в отдельных отраслях комплекса; обеспечение воспроизводства, повышение эффективности использования в сельском хозяйстве земельных и других ресурсов, а также обеспечение экологизации сельскохозяйственного производства; обеспечение импортозамещения, экспорта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
Постановлением Правительства Омской области от 29.01.2014 N 7-п утверждено Положение о предоставлении из областного бюджета субсидий на поддержку животноводства (Правила предоставления субсидии).
Правила предоставления субсидии регулируют отношения по предоставлению за счет средств областного бюджета субсидий юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям - производителям товаров, работ, услуг в сфере сельского хозяйства на возмещение (финансовое обеспечение) части затрат на поддержку животноводства. В силу пункта 2 постановления целями предоставления субсидий на животноводство являются:
1) возмещение части затрат: на 1 кг реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока; на развитие мясного животноводства; на поддержку племенного поголовья сельскохозяйственных животных; на стимулирование развития молочного скотоводства; по повышению генофонда стада крупного рогатого скота через использование замороженного семени быков-производителей; на приобретение оборудования для производства, хранения (охлаждения) молока, кормления (поения) телят;
2) финансовое обеспечение части затрат: на финансовое обеспечение части затрат на выполнение проектно-изыскательских работ, на разработку проектно-сметной документации, на строительство, капитальный ремонт объектов, связанных с хранением и утилизацией биологических отходов; на комплексную модернизацию животноводческих ферм по разведению крупного рогатого скота молочного направления в северной зоне Омской области.
При этом размеры субсидий на животноводство рассчитываются по ставкам, определяемым министерством, и не могут превышать произведенные (планируемые) получателями субсидий на животноводство затраты. К субсидированию принимаются затраты, произведенные с 1 января текущего года (с учетом налога на добавленную стоимость для организаций и индивидуальных предпринимателей, использующих право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость, и без учета налога на добавленную стоимость для организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся плательщиками налога на добавленную стоимость, - на момент осуществления соответствующих затрат), если иное не установлено настоящими Правилами. Одним из требований является отсутствие просроченной задолженности по возврату в областной бюджет субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами, и иной просроченной задолженности перед областным бюджетом.
Согласно пункту 27 Правил предоставления субсидии предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям, осуществляющим производство, реализацию и (или) отгрузку на собственную переработку коровьего и (или) козьего молока, которые:
1) имеют в наличии поголовье коров и (или) коз на первое число месяца их обращения в Министерство с заявлением о предоставлении субсидии;
2) провели исследование всего количества заготовленных (приобретенных) в отчетном году неконцентрированных кормов (сено, сенаж, силос) на качество и питательную ценность (за исключением СХТП, созданных (зарегистрированных) в текущем году и (или) купивших поголовье молочных коров и (или) коз в текущем году);
3) обеспечили сохранность поголовья коров и (или) коз в отчетном финансовом году по отношению к уровню года, предшествующего отчетному финансовому году, за исключением СХТП, которые начали хозяйственную деятельность по производству молока в отчетном финансовом году или представили документы, подтверждающие наступление обстоятельств непреодолимой силы и (или) проведение мероприятий по оздоровлению стада от лейкоза крупного рогатого скота в отчетном финансовом году.
Согласно утвержденной форме (приказ Минсельхозпрода Омской области от 01.04.2014 N П-14-19 в редакции, действовавшей до 06.03.2020) в заявлении о предоставлении субсидии указывается физический вес реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока, который в соответствии с пунктом 28 Правил предоставления субсидии используется при расчете суммы субсидии.
Субсидии предоставляются на поддержку собственного производства молока путем возмещения затрат сельскохозяйственным товаропроизводителям на 1 кг реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку коровьего и (или) козьего молока дифференцированно в зависимости от показателя молочной продуктивности коров, рассчитываемого по формуле, предусмотренной пунктом 28 Правил предоставления субсидии.
В соответствии с пунктом 5.3.4 поименованного соглашения ОАО ПКЗ "Омский" обязано обеспечить достижение значений показателей результативности, установленных в соответствии с приложением N 1 к соглашению.
Приложением N 1 к соглашению от 15.04.2019 N 4/12/м установлен показатель результативности предоставления субсидии "Прирост объема производства молока в году предоставления субсидии к уровню года, предшествующего году предоставления субсидии". Для получения субсидирования в текущем году и признания министерством произведенной выплаты правомерной общество как получатель субсидии должно было в текущем году увеличить объем производимого сырья (молока сырого коровьего) на 1% по отношению к объему прошлого года.
Аналогичное соглашение от 18.03.2020 N 1/12/м заключено между Минсельхозпродом Омской области и ОАО ПКЗ "Омский" на получение субсидии на возмещение части затрат на 1 кг реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока на 2020 год.
Пунктом 5.3 соглашения предусмотрена обязанность получателя обеспечить достижение значений показателей результативности, установленных в соответствии с приложением N 1 к таковому. В обоих случаях значения показателя результативности определены согласно приложению N 1 к соглашениям в процентном отношении к объему продукции, произведенной в году, предшествующему году предоставления субсидии, и составляют не менее 1%.
Согласно представленным отчетам ОАО "ПКЗ "Омски в 2019 году допущено снижение молочной продуктивности, в соответствии с пунктом 28 Правил предоставления субсидии при расчете предоставляемых в 2020 году истцу субсидий применяется понижающий коэффициент, значение которого составляет 0,8.
Согласно отчету о производстве, затратах, себестоимости и реализации продукции животноводства ОАО "ПКЗ "Омский" за 2018 год произведено 112 638 ц молока. Данные сведения полностью соответствуют сведениям, указанным в отчете о достижении показателей результативности за 2018 год. Согласно отчету о производстве, затратах, себестоимости и реализации продукции животноводства ОАО ПКЗ "Омский" за 2019 год произведено 104 685 ц молока. Данные сведения соответствуют сведениям, указанным в отчете о достижении показателей результативности за 2019 год.
Пунктом 37 Правил предоставления субсидии получатели субсидий освобождаются от ответственности за недостижение показателей результативности при наличии документально подтвержденного наступления обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих достижению показателей результативности предоставления субсидий, на основании принятого министерством правового акта.
Учитывая, что такие обстоятельства не установлены, министерство направило в адрес общества поименованное выше уведомление о наличии оснований для возврата суммы субсидии 631 349 руб. 85 коп. По требованию министерства платежным поручением от 11.02.2020 N 436 обществом произведен возврат суммы денежных средств, исчисленной Минсельхозпродом Омской области как излишне полученная субсидия в размере 631 349 руб. 85 коп.
Как указало при обращении в суд общество, в действительности в отчете о достижении значений показателя результативности за 2018 год указан объем произведенного ОАО ПКЗ "Омский" молока в валовом удое, переведенном в зачетный вес, который составляет 11 263,8 т. При этом валовым производством молока (валовой надой) следует считать удой, полученный от всех коров организации в течение года. Общее количество сырья (молока сырого коровьего), произведенного организацией в 2018 году, составило 11 263,8 т валового надоя в т.н. зачетном весе. При этом в период времени до 2019 года организация предоставляла отчетность в Минсельхозпрод Омской области исходя из показателей валового надоя в зачетном весе.
По утверждению истца, общее количество сырья (молока сырого коровьего), произведенного организацией в 2019 году, составило 10 468,4 т валового надоя в натуральном (физическом) весе. В отчетности за 2019 год определено плановое значение показателя результативности, исходя из объема сырья, отраженного в отчетности 2018 года плюс 1% и составляет 11 376,4 т. Фактическое значение показателя результативности при этом составило 10 468,4 тонны валового надоя в натуральном (физическом) весе.
Ввиду того, что за основу определения результативности берется объем продукции, произведенный в году, предшествующему году предоставления субсидии, в связи с последующим изменением критерия оценки эффективности производства возник мнимый отрицательный показатель. В действительности результат деятельности ОАО ПКЗ "Омский", по утверждению истца, будет отражаться в следующих показателях: из 10 468,4 т натурального (физического) веса получится 12 592,8 т валового надоя. Таким образом, в 2019 году прирост объема производства молока в 2019 году к уровню 2018 года составил 16%.
При этом в 2018 году организацией реализовано покупателям сырья в количестве 88 538 ц в натуральном весе или 104 037 ц при среднем фактическом проценте жира за год 4%. В 2019 году реализовано сырья в количестве 97 574 ц в натуральном весе или 117 453 ц при среднем фактическом проценте жира за год 4,09%.
Таким образом, по утверждению истца, в 2019 году организацией продано сырья больше на 9 036 ц, чем в 2018 году, то есть на 9,2%. По показателям производства сырья (молока сырого коровьего) и его реализации в ОАО ПКЗ "Омский" прослеживается положительная динамика.
Заключив, что фактический прирост производства молока получателем субсидии (ОАО ПКЗ "Омский") в 2019 году по отношению в показателям предшествующего 2018 года при расчете значения показателя результативности подтвержден, а также что в 2019 году обществом реализовано сырья больше на 13 416 ц, чем в 2018 году, суд первой инстанции удовлетворил требования ОАО ПКЗ "Омский" о возложении на Минсельхозпрод Омской области обязанности возвратить обществу 631 349 руб. 85 коп. субсидии на возмещение части затрат, понесенных организацией в 2019 году при производстве молока сырого коровьего, а также выплатить обществу 570 697 руб. субсидии, подлежащей начислению и не начисленной в связи с применением в расчетах понижающего коэффициента за декабрь 2019 года, январь и февраль 2020 года.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции, проанализировав представленное в дело соглашение, заключенное сторонами, Правила предоставления субсидии, положения БК РФ приходит к выводу о том, что действующим в сфере спора правовым регулированием не предусматривается механизм повторной выплаты получателю субсидии средств суммы, возвращенной последним в связи с несоответствием деятельности условиям государственной поддержки, а также выплаты субсидии, сверх суммы заявленной самим заявителем (в части выплаты обществу субсидии в сумме 570 697 руб. декабрь 2019 года, январь и февраль 2020 года; л.д. 57-65). Кроме того, как указано выше, субсидирование предусматривается применительно к конкретному периоду регулируемой деятельности сельхозпроизводителя, и спорная сумма 631 349 руб. 85 коп. была определена применительно к прошедшему периоду. Возмещение расходов, по смыслу Правил предоставления субсидии и соглашений, осуществляется в рамках текущей деятельности в соответствующих отчетных периодах.
Более того, материалы дела свидетельствуют о том, что расчет субсидий, предоставляемых ОАО "ПКЗ "Омский" в 2018 и 2019 годах, осуществлялся исходя из физического (натурального) веса произведенного молока.
При этом согласно предоставленному в министерство обществом отчету о достижении значений показателей результативности по состоянию на 01.01.2019 ОАО ПКЗ "Омский" произведено 11 263,8 т молока. В соответствии с отчетом о достижении показателей результативности по состоянию на 01.01.2020 объем произведенного ОАО ПКЗ "Омский" молока составил 10 468,4 т. Указанные данные самостоятельно предоставлены обществом в министерство. Иные сведения в министерство в рамках направления отчетности по государственной программе не направлялись.
Действовавшие в спорный период нормативные акты предусматривали при определении показателя молочной продуктивности указание физического веса произведённой продукции.
Так, утвержденная приказом Министерства от 01.04.2014 N П-14-19 "О мерах по реализации постановления Правительства Омской области от 29 января 2014 года N 7-п "Об утверждении Положения о предоставлении из областного бюджета субсидий на поддержку животноводства и внесении изменений в постановление Правительства Омской области от 30 января 2013 года N 15-п" и внесении изменений в приказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области от 21 марта 2013 года N П-13-8" (в редакциях действовавших в 2018 и 2019 годах) форма заявления о предоставлении субсидий на возмещение части затрат на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока (приложение N 5) предусматривала отражения физического веса реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока, который в соответствии с пунктом 28 Положения используется при расчете суммы субсидии (т.н. зачетный вес стал указываться в заявлении начиная с редакции приказа от 06.03.2020).
В соответствии с пунктом 28 Правил предоставления субсидии (в редакции, действовавшей до 05.02.2020) соответствующие средства поддержки предоставляются в целях повышения продуктивности в молочном скотоводстве путем возмещения части затрат на 1 кг реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку коровьего и (или) козьего молока дифференцированно в зависимости от показателя молочной продуктивности коров, рассчитываемого по формуле: Сi = (((N x Sм) x К1) x К2) + Nкм x Sкм, где:
Сi - размер субсидии для i-го получателя субсидии;
N - физический вес коровьего молока в кг, реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку в отчетном месяце, определяемый по приемо-сдаточным и (или) первичным учетным документам, подтверждающим факт реализации и (или) отгрузки на собственную переработку молока;
Nкм - физический вес козьего молока в кг, реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку в отчетном месяце, определяемый по приемо-сдаточным и (или) первичным учетным документам, подтверждающим факт реализации и (или) отгрузки на собственную переработку молока;
Sм - ставка субсидии на 1 кг физического веса коровьего молока, реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку в отчетном месяце;
Sкм - ставка субсидии на 1 кг физического веса козьего молока, реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку в отчетном месяце;
К1 - повышающий коэффициент для СХТП северной лесостепной зоны Омской области и северной зоны Омской области, осуществляющих производство, реализацию и (или) отгрузку на собственную переработку коровьего молока.
Величина повышающего коэффициента (К1) для СХТП северной лесостепной зоны Омской области равна 1,5, северной зоны Омской области - 3;
К2 - повышающий (понижающий) коэффициент для СХТП, осуществляющих производство, реализацию и (или) отгрузку на собственную переработку коровьего молока, увеличивших (снизивших) молочную продуктивность за отчетный финансовый год к году, предшествующему отчетному финансовому году.
Кроме того, приказом Минсельхоза России от 10.01.2019 N 4 "Об утверждении форм отчетности за 2018 год", приказом Минсельхоза России от 03.12.2019 N 669 "Об утверждении форм отчета о финансово-экономическом состоянии товаропроизводителей агропромышленного комплекса за 2019 год и срока его представления" утверждены формы отчета о финансово-экономическом состоянии товаропроизводителей агропромышленного комплекса за 2018 и 2019 год, в составе которых предусмотрено предоставление отчета о производстве, затратах, себестоимости и реализации продукции животноводства (форма N 13-АПК).
При этом отчет о финансово-экономическом состоянии товаропроизводителей агропромышленного комплекса представляется в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации в определенные сроки.
В материалы дела представлены составленные ОАО ПКЗ "Омский" отчеты по форме N 13-АПК за 2018 и 2019 годы, из которых следует, что молока в 2018 году обществом произведено 112 638 ц (выход продукции), реализовано - 88 538 ц; в 2019 году произведено молока 104 685 ц, реализовано - 97 570 ц. Указанные величины определены в физическом весе.
Таким образом, в рамках предоставления отчетности в силу положений нормативных правовых актов ОАО ПКЗ "Омский" указаны те величины производства молока, которые направлялись в порядке отчетности на основании Правил предоставления субсидии в Минсельхозпрод Омской области и которые последним учтены при оценке результативности использования обществом средств субсидии. О направлении недостоверных отчетов о производстве, затратах, себестоимости и реализации продукции животноводства (форма N 13-АПК) за 2018 и 2019 год обществом не заявлено.
При этом отклоняются доводы истца о том, что для целей определения результативности подлежит установлению объем реализованной продукции, поскольку из буквального толкования заключенного соглашения и Правил предоставления субсидии следует необходимость учета производства молока, а не его реализации. В связи с указанным необоснованной является ссылка общества на данные статистической формы 21-СХ "Сведения о реализации сельскохозяйственной продукции" за 2018 и 2019 год, а также на приемные квитанции на закупку молока и молочной продукции, поскольку данные документы не содержат сведений о количестве произведенного молока.
Не обосновано ОАО ПКЗ "Омский" в рамках проверки расчета формулы пункта 28 Правил предоставления субсидии и применение до февраля 2020 года не физического веса произведенного молока, а иных показателей, с введением которых истцом связывается возникшая некорректность в отчетах. Так, в период 2018 и 2019 годов редакция Правил предоставления субсидии, как было указано ранее, предусматривала использование физического веса молока, и, указывая на направление в порядке отчетности в министерство каких-либо иных показателей, ОАО ПКЗ "Омский" не обосновало надлежащим образом ни правомерность таких действий и соответствие их Правилам, ни целесообразность определения соответствующих показателей.
Учитывая, что показатель результативности предусматривает увеличение объема производства молока относительно выраженных в физическом весе показателей, исходя из которых рассчитывалась сумма ранее предоставленной субсидии, отчет о достижении показателя результативности должен содержать сведения об объеме произведенного молока, выраженные в физическом весе. Из поступивших от ОАО ПКЗ "Омский" в Минсельхозпрод Омской области отчетов, как указано выше, усматривается недостижение показателей результативности, определенных в приложении N 1 к соглашениям, заключенным истцом и ответчиком (статья 65 АПК РФ).
С учетом изложенного основания для удовлетворения требований общества в части возложения на Минсельхозпрод Омской области обязанности как по возврату обществу 631 349 руб. 85 коп., так и по выплате 570 697 руб. субсидии отсутствуют.
Решение суда первой инстанции подлежит изменению в части удовлетворения исковых требований общества. Апелляционная жалоба удовлетворена.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины в связи с подачей апелляционной жалобы не распределяются апелляционным судом в связи с освобождением подателя жалобы от обязанности по уплате государственной пошлины.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Омской области от 27.10.2020 по делу N А46-7754/2020 изменить, изложив его резолютивную часть в следующей редакции.
В удовлетворении требований открытого акционерного общества племенной конный завод "Омский" отказать полностью.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
О.Ю. Рыжиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-7754/2020
Истец: ОАО ПЛЕМЕННОЙ КОННЫЙ ЗАВОД "ОМСКИЙ"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ