Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 18 августа 2021 г. N Ф01-2406/21 настоящее постановление оставлено без изменения
19 февраля 2021 г. |
А39-5520/2020 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Залит Я.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Кечайкина Михаила Владимировича (г. Саранск; ОГРНИП 304132711800041, ИНН 132700094472)
на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 01.12.2020
по делу N А39-5520/2020,
принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Кечайкина Михаила Владимировича о признании незаконными постановления от 26.11.2019 N 2058 и действий администрации городского округа Саранск,
при участии в судебном заседании представителей:
индивидуального предпринимателя Кечайкина Михаила Владимировича - Плешкова Е.А. по доверенности от 28.12.2020 сроком действия один год, диплом о высшем юридическом образовании,
и установил:
индивидуальный предприниматель Кечайкин Михаил Владимирович (далее - Предприниматель, Кечайкин М.В., заявитель) обратился в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными постановления администрации городского округа Саранск (далее - Администрация, орган местного самоуправления) от 26.11.2019 N 2058 об утверждении документации по внесению изменений в документацию по планировке территории, ограниченной автодорогой на Ульяновск, улицами 1 -я Промышленная и Лямбирским шоссе (в районе промышленной зоны) г. Саранска, включая проект межевания, в части изменения планировки территории (проект межевания территории) земельного участка, расположенного по адресу: г. Саранск, Лямбирское шоссе, 18, а также действий:
- по разделу земельного участка с кадастровым номером 13:23:1008030:23, местоположение границ которого определено документацией по внесению изменений в документацию по планировке территории, ограниченной автодорогой на Ульяновск, улицами 1 -я Промышленная и Лямбирским шоссе (в районе промышленной зоны) г. Саранска, включая проект межевания, в части изменения планировки территории (проект межевания территории) земельного участка, расположенного по адресу: г. Саранск, Лямбирское шоссе, 18, утвержденный постановлением Администрации от 26.11.2019 N 2058, путем образования земельных участков с кадастровыми номерами 13:23:1008030:188, 13:23:1008030:189, 13:23:1008030:190, 13:23:1008030:19;
- по постановке указанных земельных участков на государственный кадастровый учет.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица, привлечена Дадонова Ирина Владимировна (далее - Дадонова И.В.).
Решением Арбитражного суда Республики Мордовия от 01.12.2020 Предпринимателю отказано в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, Кечайкин М.В. обратился в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение судом первой инстанции норм материального и нарушение норм процессуального права.
Предприниматель настаивает на том, что проект межевания территории, утвержденной оспариваемым постановлением Администрации, не соответствует нормативным требованиям, а также нормам отвода земельных участков для вида разрешенного использования. Кроме того, нарушена процедура утверждения проекта, установленная частью 2 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Суд первой инстанции необоснованно не привлек к участию в деле в качестве третьего лица общества с ограниченной ответственностью "Кадастровый центр", в связи с чем усматриваются основания для перехода к рассмотрению настоящего спора по правилам, установленным для рассмотрения дел в суде первой инстанции. Кроме того, суд первой инстанции не рассмотрел заявленное им ходатайство о назначении экспертизы.
Отзывы на апелляционную жалобу в материалы дела не поступили.
В судебном заседании представитель Предпринимателя поддержал доводы апелляционной жалобы, настаивал на ее удовлетворении.
Иные лица, участвующие в деле, о дате, времени и месте судебного заседания, извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на сайте Первого арбитражного апелляционного суда, представителей в судебное заседание не направили.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле.
Заявленные ходатайства и результаты их рассмотрения отражены в протоколе судебного заседания.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-262, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Установлено по делу, что Кейчакину М.В. на праве собственности принадлежат здание бетоносмесительной установки (БСУ) со складом (инв.
N 18491, лит. Д, площадью 479,7 кв. м); здание склада горючесмазочных материалов (ГСМ) (инв. N 18493, лит. Л, площадью 65 кв. м), расположенные на земельном участке с кадастровым номером 13:23:1008030:23 по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, Лямбирское шоссе, 18.
В пределах того же земельного участка расположено здание, принадлежащее на праве собственности Дадоновой И.В.
Здания Кейчакина М.В. и Дадоновой И.В. имеют между собой общую стену.
Дадонова И.В. обратилась в ООО "Кадастровый центр" с целью подготовки проекта документации по внесению изменений в документацию по планировке территории в части изменения планировки территории (проект межевания территории) земельного участка, расположенного по адресу: г. Саранск, Лямбирское шоссе, 18.
Постановлением от 26.11.2019 N 2058 Администрация утвердила документацию по внесению изменений в документацию по планировке территории, ограниченной автодорогой на Ульяновск, улицами 1-я Промышленная и Лямбирским шоссе (в районе промышленной зоны) г. Саранска, включая проект межевания, в части изменения планировки территории (проект межевания территории) земельного участка, расположенного по адресу: г. Саранск, Лямбирское шоссе, 18.
Предприниматель не согласился с постановлением от 26.11.2019 N 2058, а также с действиями по разделу земельного участка с кадастровым номером 13:23:1008030:23, постановке вновь образованных земельных участков на государственный кадастровый учет и обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 2, 8, 41, 45, 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации и исходил из того, что орган местного самоуправления доказал законность и обоснованность оспариваемого постановления и действий.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 4 части 1 статьей 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления относится утверждение документации по планировке территории в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципе осуществления строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории.
Таким образом, решение вопросов градостроительной деятельности и строительства зависит, в том числе, и от содержания соответствующей документации по планировке территории. При этом не представляется возможным определить индивидуально круг субъектов, которые могут иметь отношение к указанным вопросам.
Согласно Градостроительному кодексу Российской Федерации градостроительная документация о застройке представляет собой документацию по планировке территории.
В силу части 1 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.
При этом в силу части 5 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации при подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков.
Частью 10 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативов градостроительного проектирования, градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий вновь выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.
В соответствии с частью 20 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации порядок подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решений органов местного самоуправления, устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Таким образом, проекты планировки и межевания территории содержат характеристики земельных участков, обязательные для применения всеми лицами, которые имеют в собственности или пользовании земельные участки, расположенные на данной территории, а также всеми иными лицами, которые могут осуществлять какую-либо строительную деятельность, капитальный ремонт, реконструкцию зданий, прокладку коммуникаций, магистралей, улиц, государственными органами, которые дают разрешения и согласования на осуществление такой деятельности. Соответствующая деятельность должна осуществляться с учетом красных линий (границ территорий общего пользования), которые являются обязательным элементом проекта планировки территории города.
Согласно части 1 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации решение о подготовке документации по планировке территории применительно к территории поселения, территории городского округа, за исключением случаев, указанных в частях 2-4.2 и 5.2 статьи 45 настоящего Кодекса, принимается органом местного самоуправления поселения, органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории.
Указанное в части 1 данной статьи решение подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение трех дней со дня принятия такого решения и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения) или на официальном сайте городского округа (при наличии официального сайга городского округа) в сети "Интернет" (часть 2 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Проекты планировки территории и проекты межевания территории, подготовленные в составе документации по планировке территории на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях (часть 5 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа с учетом протокола общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту планировки территории, проекту межевания территории и заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний принимает решение об утверждении документации по планировке территории или отклоняет такую документацию и направляет ее на доработку не позднее чем через двадцать рабочих дней со дня опубликования заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний, а в случае, если в соответствии с настоящей статьей общественные обсуждения или публичные слушания не проводятся, в срок, указанный в части 4 настоящей статьи (часть 13 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Утвержденная документация по планировке территории (проекты планировки территории и проекты межевания территории) подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение семи дней со дня утверждения указанной документации и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет" (часть 14 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Суд первой инстанции установил, что 07.08.2019 Администрация издала постановление N 434-ПГ "О вынесении на публичные слушания документации по внесению изменений в документацию по планировке территории, ограниченной автодорогой на Ульяновск, улицами 1-й Промышленная и Лямбирским шоссе (в районе промышленной зоны) г. Саранска, включая проект межевания, в части изменения планировки территории (проект межевания территории) земельного участка, расположенного по адресу: г. Саранск, Лямбирское шоссе, 18.
Пунктом 2 вышеуказанного постановления определено место и время проведения публичных слушаний: г. Саранск, ул. Коваленко, 20а, 18.09.2019 с 16 часов 30 минут.
Указанное постановление опубликовано в приложении N 25 к газете "Вечерний Саранск" от 04.09.2019, которая в соответствии с Уставом городского округа Саранск является официальным источником опубликования правовых актов Администрации.
Согласно протоколу публичных слушаний от 18.09.2019 они состоялись в назначенное время и назначенном месте. В нем указано, что в период с 04.09.2019 до 18.09.2019 замечаний и предложений не поступало.
Среди участников публичных слушаний, кроме членов рабочей группы, присутствовали представитель разработчика проектной документации ООО "Кадастровый центр" Вакулич О.А., заказчик Дадонова И.В., ИП Кечайкин М.В., Емельянова С.В. (адвокат ИП Кечайкина М.В.).
Во время проведения публичных слушаний выступили председатель рабочей группы, докладчик Вакулич О.А.- инженер ООО "Кадастровый центр", подробно рассказавший о документации. Председатель рабочей группы спросил у участников слушаний об имеющихся у них еще вопросах, замечаниях и предложениях. В ходе публичных слушаний замечаний и предложений не поступило. Протокол подписан секретарем публичных слушаний Шелеметьевой Ю.В.
Заключение о результатах публичных слушаний по вышеуказанной документации, содержащее те же сведения, что и протокол, утверждено заместителем главы Администрации и опубликовано в газете "Вечерний Саранск" 16.10.2019.
Таким образом, протокол публичных слушаний и заключение о его результатах полностью опровергает доводы заявителя о том, что ИП Кечайкин М.В. возражал против утверждения представленного ООО "Кадастровый центр" проекта, а организатор публичных слушаний предложил заказчику Дадоновой И.В. и разработчику проекта ООО "Кадастровый центр" учесть допущенные нарушения и доработать представленный проект.
Доказательств этому заявителем не представлено в материалы дела.
Постановлением от 26.11.2019 N 2058 Администрация утвердила документацию по внесению изменений в документацию по планировке территории, ограниченной автодорогой на Ульяновск, улицами 1-я Промышленная и Лямбирским шоссе (в районе промышленной зоны) г. Саранска, включая проект межевания, в части изменения планировки территории (проект межевания территории) земельного участка, расположенного по адресу: г. Саранск, Лямбирское шоссе, 18.
Оспариваемое постановление Администрации опубликовано в газете "Вечерний Саранск" 11.03.2020.
При указанных обстоятельствах процедура утверждения документации по внесению изменений в документацию по планировке территории органом местного самоуправления соблюдена.
Одновременно является несостоятельным утверждение заявителя о незаконности постановления Администрации от 26.11.2019 N 2058 в связи с тем, что на официальном сайте городского округа Саранск не опубликовано постановление Администрации от 22.10.2018 N 2456, в соответствии с которым выдано задание ООО "Кадастровый центр" на разработку градостроительной документации, поскольку оно не имеет отношения к предмету судебного рассмотрения.
Суд признал необоснованным и не подтвержденным какими-либо доказательствами и довод заявителя о том, что составленный ООО "Кадастровый центр" проект межевания не мог служить основанием для внесения изменений в документацию по планировке территории, поскольку он не соответствует требованиям статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации, части 4 статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации, и фактически является планом действий по образованию земельных участков с целью обхода установленного законом способа образования земельных участков (путем утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории).
Кроме того, установлено по делу, что впоследствии оспариваемое постановление от 26.11.2019 N 2058 исполнил филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Мордовия, и 25.12.2019 на кадастровый учет были поставлены земельные участки с кадастровыми номерами 13:23:1008030:188, 13:23:1008030:189, 13:23:1008030:190, 13:23:1008030:191, образованные путем раздела из земельного участка с кадастровым номером 13:23:1008030:23, расположенного по адресу: г. Саранск, Лямбирское шоссе, 18.
В силу части 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
При разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 настоящей статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами (часть 1 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации).
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации).
В пункте 1 статьи 13 Закона о регистрации установлено, что внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) осуществляется органом регистрации прав в результате государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при внесении основных сведений об объекте недвижимости и сведений о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, о сделках, подлежащих на основании федерального закона государственной регистрации.
Согласно части 1 статьи 14 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав перечислены в части 2 статьи 14 Закона о регистрации.
При осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав одновременно такие государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются по заявлению собственника исходного объекта недвижимости, из которого образованы новые объекты недвижимости, - при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на образованные объекты недвижимости (пункт 3 части 1 статьи 15 Закона о регистрации).
По существу незаконность вышеуказанных действий Администрации заявитель обосновывает только незаконностью постановления Администрации от 26.11.2019 N 2058, не указывая, какие конкретно нормы действующего законодательства Администрация нарушила при совершении оспариваемых действий, и не оспаривая действия филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Мордовия, непосредственно осуществившего действия по постановке на кадастровый учет вновь образованных земельных участков.
Повторно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статей 65 и 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального права, суд апелляционной инстанции пришел к аналогичному выводу о том, что оспариваемые постановление и действия соответствуют требованиям действующего градостроительного и земельного законодательства и не нарушают права и законные интересы Предпринимателя, что в силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Арбитражный суд Республики Мордовия законно и обоснованно отказал Кечайкину М.В. в удовлетворении заявления.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют.
При этом судом не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
Апелляционная жалоба Предпринимателя признается не подлежащей удовлетворению как основанная на неверном толковании норм действующего градостроительного и земельного законодательства.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 01.12.2020 по делу N А39-5520/2020 на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине при подаче апелляционной жалобы суд относит на заявителя.
Руководствуясь статьями 266 - 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 01.12.2020 по делу N А39-5520/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Кечайкина Михаила Владимировича - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.А. Захарова |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А39-5520/2020
Истец: Кечайкин Михаил Владимирович
Ответчик: Администрация городского округа Саранск
Третье лицо: Дадонова Ирина Владимировна, Плешков Е.А., Филипал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственнойт регистрации, кадастра и картографии" по Республике Мордовия