Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 20 июля 2021 г. N Ф05-12327/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
24 февраля 2021 г. |
Дело N А40-64770/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 февраля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 февраля 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кочешковой М.В.,
судей: |
Лепихина Д.Е., Суминой О.С., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Алексеевой Е.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ООО "УСЛУГИАВТО"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 07.10.2020 г. по делу N А40-64770/20,
по заявлению ООО "УСЛУГИАВТО"
к Федеральной службе по аккредитации
об оспаривании п.1 Приказа,
при участии:
от заявителя: |
Пархоменко Ю.А., паспорт, приказ - генеральный директор; |
от заинтересованного лица: |
Тигиева М.С. по дов. от 06.05.2020 |
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "УСЛУГИАВТО" (далее - Заявитель, ООО "УСЛУГИАВТО", Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Федеральной службе по аккредитации (далее - Заинтересованное лицо, Росаккредитаця, ФСА) о признании незаконным пункта 1 Приказа от 26.02.2020 г. N С-498 "О сокращении области аккредитации и возобновления действия аккредитации ООО "УСЛУГИАВТО", аккредитованного в качестве испытательной лаборатории, уникальный номер записи об аккредитации в реестре аккредитованных лиц RA.RU.21AR44".
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 07.10.2020 г. заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель ООО "УСЛУГИАВТО" поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт.
Представитель ФСА с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Рассмотрев дело в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, заслушав представителей сторон по делу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ с учетом части 1 статьи 65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
В силу указанных норм и статьи 13 ГК РФ в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на обращение с заявлением в суд.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, применил и истолковал нормы материального права, подлежащие применению, и на их основании сделал обоснованный вывод об отсутствии в настоящем споре совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
Апелляционная коллегия поддерживает данный вывод суда первой инстанции исходя из следующего.
Судом первой инстанции установлено, что приказом Федеральной службы по аккредитации от 26 февраля 2020 года N С-498 "О сокращении области аккредитации и возобновлении действия аккредитации ООО "УСЛУГИАВТО", аккредитованного в качестве испытательной лаборатории, уникальный номер записи об аккредитации в реестре аккредитованы" (ИНН 9715229645 ОГРН 5157746088297) (далее - Приказ) в соответствии с Приложением N1 к данному приказу (пункт 1 Приказа).
Приложением N 1 к Приказу установлено, что сокращается область аккредитации Общества в части проверки выполнения требований Технического регламента Таможенного союза TP ТС 018/2011 "О безопасности колесных транспортных средств" (далее - Технический регламент) к единичным транспортным средствам категории О4 перед выпуском их в обращение.
Не согласившись с пунктом 1 указанного Приказа, как не соответствующим законодательств и нарушающим права Общества в области коммерческой деятельности, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении Заявления Общества, суд первой инстанции правомерно и обоснованно исходил из следующего.
В рамках исполнения процессуальных обязанностей Росаккредитация представляет взаимосвязанные нормативные и фактические обстоятельства вынесения приказа Федеральной службы по аккредитации N С-498 от 26 февраля 2020 года "О сокращении области аккредитации и возобновлении действия аккредитации Общества с ограниченной ответственностью "УСЛУГИАВТО".
Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" (далее - Федеральный закон N 412-ФЗ) аккредитация в национальной системе аккредитации (далее также - аккредитация) - это подтверждение национальным органом по аккредитации соответствия юридического лица или индивидуального предпринимателя критериям аккредитации, являющееся официальным свидетельством компетентности юридического лица или индивидуального предпринимателя осуществлять деятельность в определенной области аккредитации.
В соответствии с пунктом 5 статьи 4 Федерального закона N 412-ФЗ аккредитованное лицо - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, получившие аккредитацию в порядке, установленном настоящим Федеральном законом.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 8 Федерального закона N 412-ФЗ к полномочиям Росаккредитации как национального органа по аккредитации относится осуществление федерального государственного контроля за деятельностью аккредитованных лиц.
Согласно абзацу первому пункта 1 Положения о Федеральной службе по аккредитации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10.2011 г. N 845 (далее - Положение о Росаккредитации), Федеральная служба по аккредитации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию единой национальной системы аккредитации и осуществлению контроля за деятельностью аккредитованных лиц.
Полномочия Росаккредитации по контролю за деятельностью аккредитованных лиц закреплены статьей 27 Федерального закона N 412-ФЗ.
Порядок осуществления государственного контроля установлен Федеральным законом от 26.08.2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ).
В соответствии с пунктом 5 статьи 2 Федерального закона N 294-ФЗ под проверкой понимается совокупность проводимых органом государственного контроля в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами.
При этом, пунктом 3 части 2 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ установлено, что основанием для проведения внеплановой проверки является приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Таким образом, обязательным требованием для издания приказа (распоряжения) руководителя органа государственного контроля (надзора) о проведении внеплановой проверки является поручение Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
В соответствии со статьей 6 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" Правительство Российской Федерации состоит из членов Правительства Российской Федерации - Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.
В соответствии с пунктом 46 Постановления Правительства Российской Федерации от 01.06.2004 г. N 260 "О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации" с целью организации исполнения федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, а также поручений и указаний Президента Российской Федерации Правительству издаются распоряжения Правительства, даются поручения Председателя Правительства и заместителей Председателя Правительства (в соответствии с распределением обязанностей).
Исполнение поручений, указанных в абзаце первом настоящего пункта, а также поручений, содержащихся в актах Правительства, протоколах заседаний Правительства, координационных и совещательных органов Правительства, возглавляемых Председателем Правительства или одним из заместителей Председателя Правительства (в соответствии с распределением обязанностей), Заместителем Председателя Правительства - Руководителем Аппарата Правительства, поручений Председателя Правительства и его заместителей, содержащихся в протоколах проведенных ими совещаний и в резолюциях (далее - поручения), организуется федеральными министрами, руководителями федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство, и руководителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которым адресованы поручения.
Из анализа вышеуказанной нормы права следует, что правом давать поручения от имени Правительства Российской Федерации наделены Председатель Правительства и его заместители.
Согласно пункта 4.2.3 "Методических рекомендаций по реализации органами государственного контроля (надзора) Российской Федерации, органами государственного контроля (надзора) субъектов Российской Федерации и органами муниципального контроля мер, направленных на повышение результативности и эффективности осуществляемых ими в рамках контрольно-надзорной деятельности проверок" (утв. протоколом заседания Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 09.06.2016 г. N 142): в качестве поручений Правительства Российской Федерации о проведении внеплановых проверок должны рассматриваться поручения Председателя Правительства Российской Федерации и поручения заместителей Председателя Правительства Российской Федерации.
В соответствии с поручением заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Козака от 08.04.2019 г. N ДК-П9-2777 (вх.N П-264 от 11.04.2019 г.) (далее - Поручение) Росаккредитации поручено организовать внеплановые проверки в отношении аккредитованных лиц на предмет соблюдения требований законодательства при выдаче документов об оценке соответствия единичных прицепов транспортных средств категории О4 и соответствия критериям аккредитации, в том числе наличия необходимого испытательного оборудования. О результатах данной работы доложить в Правительство Российской Федерации от 27.12.2019 г.
На основании вышеуказанного Поручения, руководителем Федеральной службы по аккредитации А.И. Херсонцевым издан приказ N 103 от 07.06.2019 г., в соответствии с которым Центральному аппарату и территориальным органам Федеральной службы по аккредитации в срок до 01 декабря 2019 необходимо организовать внеплановые проверки в отношении аккредитованных лиц на предмет соблюдения требований законодательства при выдаче документов об оценке соответствия единичных прицепов транспортных средств категории О4 и соответствия критериям аккредитации, в том числе в части наличия необходимого испытательного оборудования, согласно приложению к настоящему приказу.
Приказом Министерства экономического развития России от 30.05.2014 г. N 326 утверждены критерии аккредитации, перечень документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, и перечень документов в области стандартизации, соблюдение требований которых заявителями, аккредитованными лицами обеспечивает их соответствие критериям аккредитации (далее - критерии аккредитации).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 13 Федерального закона N 412-ФЗ аккредитованные лица обязаны соблюдать критерии аккредитации при осуществлении своей деятельности.
Пунктом 18 критериев аккредитации предусмотрено, что аккредитованное лицо должно соблюдать в процессе деятельности требования нормативных правовых актов, документов в области стандартизации, правил и методов исследований (испытаний) и измерений, в том числе правил отбора образцов (проб), и иных документов, указанных в области аккредитации в реестре аккредитованных лиц.
Область аккредитации - это сфера деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя, на осуществление которой подано заявление и (или) которая определена при их аккредитации либо расширена или сокращена в рамках соответствующих процедур (пункт 9 статьи 4 Федерального закона N 412-ФЗ).
В силу пункта 3 статьи 7 Федерального закона от 27.12.2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) содержащиеся в технических регламентах обязательные требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, правилам и формам оценки соответствия, правила идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации и могут быть изменены только путем внесения изменений и дополнений в соответствующий технический регламент.
Пунктом 1 части 2 статьи 13 Федерального закона N 412-ФЗ установлено, что аккредитованные лица имеют право осуществлять деятельность в соответствующей области аккредитации.
Таким образом, исходя из вышеприведенных нормативных положений, аккредитованное лицо имеет возможность выполнять работы по подтверждению (оценке) соответствия в пределах области аккредитации.
Из пункта 1 части 1 статьи 1, пунктов 1, 5, 9 статьи 4 Федерального закона N 412-ФЗ следует, что деятельность аккредитованного лица в своей области аккредитации представляет собой деятельность, по оценке соответствия.
Отношения, возникающие при оценке соответствия, регулирует Федеральный закон от 27.12.2002 г. N 184-ФЗ.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона N 184-ФЗ оценка соответствия - прямое или косвенное определение соблюдения требований, предъявляемых к объекту.
Частью 3 статьи 7 Федерального закона N 184-ФЗ установлено, что оценка соответствия проводится в формах государственного контроля (надзора), испытания, регистрации, подтверждения соответствия, приемки и ввода в эксплуатацию объекта, строительство которого закончено, и в иной форме. Тем самым, одной из форм оценки соответствия является проведение испытаний.
Подтверждение соответствия - документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров (статья 2).
Технический регламент - документ, который принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
В соответствии с техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (TP ТС 018/2011) утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 г. N 877 (далее - TP ТС 018/2011, технический регламент), техническое регулирование в отношении колесных транспортных средств осуществляется, в том числе в целях обеспечения социально приемлемого уровня их безопасности.
В соответствии с пунктом 7 раздела III TP ТС 018/2011 транспортные средства и их компоненты допускаются к обращению на рынке при их соответствии настоящему техническому регламенту, что подтверждается их маркировкой единым знаком обращения продукции на рынке в соответствии с разделом VI настоящего технического регламента.
Исходя из пункта 8 TP ТС 018/2011 для единичных транспортных средств документом, удостоверяющим соответствие требованиям настоящего технического регламента при выпуске в обращение, является свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства (далее - СБКТС).
В соответствии пункта 6 TP ТС 018/2011 свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства - документ, удостоверяющий соответствие единичного транспортного средства, выпускаемого в обращение, требованиям настоящего технического регламента.
В соответствии с пунктом 16 раздела IV TP ТС 018/2011 реализация требований безопасности обеспечивается выполнением Правил ЕЭК ООН, Глобальных технических правил, непосредственно положений настоящего технического регламента в соответствии с:
1) пунктами 11 - 15 и приложениями N 2 и 3 - в отношении типов выпускаемых в обращение транспортных средств (шасси);
2)пунктами 11 - 15 и приложениями N 4 и 8 - в отношении выпускаемых в обращение единичных транспортных средств;
3)приложением N 5 - в отношении габаритных и весовых ограничений выпускаемых в обращение транспортных средств;
4)приложением N 6 - в отношении выпускаемых в обращение специальных и специализированных транспортных средств с учетом их функционального назначения;
5)пунктами 11 - 14 и приложением N 8 - в отношении находящихся в эксплуатации транспортных средств;
6)приложением N 9 - в отношении находящихся в эксплуатации транспортных средств в случае внесения изменений в их конструкцию.
Порядок проверки выполнения требований к единичным транспортным средствам перед их выпуском в обращение регламентируется пунктами 68-71 TP ТС 018/2011.
В соответствии с данным порядком проверка выполнения требований к единичным транспортным средствам перед их выпуском в обращение осуществляется аккредитованной испытательной лабораторией, включенной в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза, после идентификации каждого транспортного средства в формах технической экспертизы конструкции, проведения необходимых испытаний и измерений. Проверке подвергаются только комплектные транспортные средства.
В качестве заявителя выступает изготовитель транспортного средства или его уполномоченный представитель, действующий от его имени, либо лицо, осуществляющее ввоз транспортного средства на единую таможенную территорию Таможенного союза, или его представитель.
При проверке транспортного средства, изготовленного в государстве - члене Таможенного союза в условиях серийного производства, в конструкцию которого по согласованию с изготовителем транспортного средства в индивидуальном порядке внесены изменения до выпуска в обращение, представителем изготовителя назначается лицо, осуществившее внесение указанных изменений в конструкцию транспортного средства.
Пунктом 70 TP ТС 018/2011 установлен порядок проведения оценки соответствия единичного транспортного средства, предусматривающий определенную последовательность действий, а именно: 1) подача заявки и прилагаемых документов, предусмотренных приложением N 12 к TP ТС 018/2011, в аккредитованную испытательную лабораторию; 2) принятие решения по заявке в течение трех рабочих дней; 3) идентификация единичного транспортного средства; 4) проверка выполнения требований, предусмотренных пунктами 11 - 14 и приложениями N 4 - 6, пунктом 4 приложения N 7 посредством проведения технической экспертизы конструкции и, при необходимости, испытаниями; 5) подготовка протокола технической экспертизы конструкции транспортного средства; 6) оформление свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства и передача его заявителю.
Аккредитованная испытательная лаборатория предоставляет заявителю всю необходимую информацию в отношении правил, процедур и требований, связанных с проведением оценки соответствия и согласует с заявителем сроки проведения оценки соответствия.
В качестве доказательственных материалов, подтверждающих соответствие единичного транспортного средства требованиям, предусмотренным приложениями N 4 - 6 к настоящему техническому регламенту, могут представляться протоколы испытаний, проведенных в аккредитованной испытательной лаборатории.
Аккредитованная испытательная лаборатория проводит осмотр транспортного средства с целью идентификации, в том числе, по идентификационному номеру, техническую экспертизу конструкции транспортного средства, в том числе, необходимые испытания и измерения, и по их результатам оформляет протокол.
Если единичное транспортное средство относится к типу, на который действует одобрение типа транспортного средства, то свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства оформляется на основании указанного одобрения типа транспортного средства.
По результатам изучения всех необходимых доказательственных материалов аккредитованная испытательная лаборатория выдает заявителю свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства, в которое при необходимости заносятся отметки об ограничении применения транспортного средства. Форма указанного документа предусмотрена приложением N 17 к настоящему техническому регламенту.
В случае несоответствия единичного транспортного средства требованиям настоящего технического регламента оно может быть приведено в соответствие и представлено в аккредитованную испытательную лабораторию для повторного проведения проверки выполнения требований.
Документация, имеющая отношение к проверке выполнения требований, хранится в архиве аккредитованной испытательной лаборатории не менее пяти лет.
ООО "УСЛУГИАВТО" аккредитовано в качестве испытательной лаборатории, уникальный номер записи об аккредитации в реестре аккредитованных лиц RA.RU.21AK44.
В соответствии с приказом Росаккредитации от 05.08.2019 г. N ПК1-1514 "О подтверждении компетентности и расширении области аккредитации Общества с ограниченной ответственностью "УСЛУГИАВТО" на момент вынесения приказа N 103 от 07.06.2019 г. ООО "УСЛУГИАВТО" осуществляло свою деятельность в качестве аккредитованного лица в соответствии с областью аккредитации утвержденной Заместителем Руководителя Федеральной службы по аккредитации А.Г. Литваком 05.08.2019 г. по следующим адресам: 127322, Россия, город Москва, ул. Яблочкова, д. 21, корп. 3, помещение N 1Д; Россия, Московская обл., Раменский р-н, г Раменское, автодорога ММК - Раменское, 3-й километр, участок 37; Россия, Московская обл., Раменский р-н, г. Раменское, 3-й км автодороги ММК - Раменское, участок расположен в центральной части кадастрового квартала (участок N 1509); Россия, Калужская обл., г. Калуга, ул. Параллельная, д. 1, стр. 2. Ранее до 05.08.2019 адресом места осуществления деятельности в области аккредитации ООО "УСЛУГИАВТО" являлось: 127322, Россия, город Москва, ул. Яблочкова, д. 21, корп. 3, помещение N 1 Д.
Документами, устанавливающими правила и методы исследований (испытаний) и измерений в области аккредитации ООО "УСЛУГИАВТО" указаны различные Правила ООН, требования пунктов TP ТС 018/2011, технического регламента Таможенного союза "О безопасности сельскохозяйственных тракторов и прицепов к ним" (TP ТС 031/2012), принятого Решением Совета Евразийской экономической комиссии 20.07.2012 г. N 60, требования отдельных пунктов и полные требования межгосударственных стандартов, национальных стандартов Российской Федерации, стандартов Республики Беларусь.
Объектами испытаний, включёнными в область аккредитации испытательной лаборатории ООО "УСЛУГИАВТО", являлись транспортные средства категорий L (Мототранспортные средства), М (Транспортные средства, имеющие не менее четырех колес и используемые для перевозки пассажиров), N (Транспортные средства, используемые для перевозки грузов - автомобили грузовые и их шасси), прицепы и полуприцепы категории О. По данным категориям транспортных средств испытательная лаборатория ООО "УСЛУГИАВТО" проводила испытания по двум группам: проверка выполнения требований к единичным транспортным средствам перед их выпуском в обращение; проверка выполнения требований в отношении отдельных изменений, находящихся в эксплуатации транспортных средств.
Также объектами испытаний, включёнными в область аккредитации испытательной лаборатории ООО "УСЛУГИАВТО", являются прицепы и полуприцепы тракторные, тракторы промышленные, снегоболотоходы, специализированные транспортные средства, краны грузоподъемные, автопогрузчики, машины для землеройных и мелиоративных работ, строительные машины, машины для коммунального хозяйства, дорожные машины и другие.
Приказ руководителя Росаккредитации N 103 от 07.06.2019 г. был принят на основании Поручения заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Козака от 08.04.2019 г. N ДК-П9-2777 (вх.N П-264 от 11.04.2019 г.), которым поручено организовать внеплановые проверки в отношении аккредитованных лип на предмет соблюдения требований законодательства при выдаче документов об оценке соответствия единичных прицепов транспортных средств категории 04 и соответствия критериям аккредитации, в том числе наличия необходимого испытательного оборудования.
Приказом N 103 от 07.06.2019 г. центральному аппарату и территориальным органам Федеральной службы по аккредитации в срок до 01 декабря 2019 необходимо организовать внеплановые проверки в отношении аккредитованных лиц на предмет соблюдения требований законодательства при выдаче документов об оценке соответствия единичных прицепов транспортных средств категории О4 и соответствия критериям аккредитации, в том числе в части наличия необходимого испытательного оборудования, согласно приложению к настоящему приказу.
Из системного толкования, указанного выше законодательства следует, что испытательная лаборатория ООО "УСЛУГИАВТО" в соответствии с Федеральным законом 412-ФЗ обязана соблюдать критерии аккредитации, в том числе пункт 18, в соответствии с котором аккредитованное лицо должно соблюдать в процессе деятельности требования нормативных правовых актов, документов в области стандартизации, правил и методов исследований (испытаний) и измерений, в том числе правил отбора образцов (проб), и иных документов, указанных в области аккредитации в реестре аккредитованных лиц.
На момент вынесения приказа правила и методы исследований (испытаний) и измерений в области аккредитации ООО "УСЛУГИАВТО" указаны требования пунктов TP ТС 018/2011.
Объектами испытаний, включёнными в область аккредитации испытательной лаборатории ООО "УСЛУГИАВТО", являлись прицепы и полуприцепы категории О.
На основании Приказа Росаккредитации от 12.11.2019 г. N 288-П-ВВ Управлением контроля за деятельностью аккредитованных лиц проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО "УСЛУГИАВТО".
По итогам данной проверки составлен Акт от 29.11.2019 г. N 306-АВП, в котором отражены выявленные нарушения, в том числе нарушения при выдаче свидетельств о безопасности конструкции транспортного средства от 27.02.2019 г. N ТС RU A-US.AK44.00153; от 18.01.2017 г. N ТС RU A-RU.AK44.00008; от 29.05.2017 г. N ТС RU A-DE.AK44.00010 и от 08.08.2019 г. N ТС RU А-US.AK44.00046.
В силу пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений
В соответствии с пунктом 2 частью 3 статьи 27 Федерального закона N 412-ФЗ по результатам проверки, в ходе проведения которой выявлено несоответствие деятельности аккредитованного лица требованиям законодательства Российской Федерации к деятельности аккредитованных лиц, за исключением проверки, указанной в части 3.1 настоящей статьи, национальный орган по аккредитации принимает решение о выдаче предписания об устранении выявленного нарушения и приостановлении действия аккредитации в отношении всей области аккредитации или части области аккредитации в случае, если такое нарушение относится к перечню несоответствий, влекущих за собой приостановление действия аккредитации.
На основании вышеизложенного аккредитованному лицу выдано предписание об устранении выявленных нарушений от 29.11.2019 г. N 23-Прд, в котором предписывалось:
1.Устранить выявленные нарушения, указанные в акте проверки от 29.11.2019 г. N 306 АВП в срок до 16.01.2020 г.;
2.Отменить действие свидетельств о безопасности конструкции транспортного средства от 27.02.2019 г. N ТС RU A-US.AK44.00153; от 18.01.2017 г. N ТС RU A-RU.AK44.00008; от 29.05.2017 г. N ТС RU A-DE.AK44.00010 и от 08.08.2019 г. N ТС RU A-US.AK44.00046 с внесением соответствующей записи в реестр национальной части единого реестра свидетельств о безопасности конструкции транспортного средства и зарегистрированных уведомлений об отмене документа, удостоверяющего соответствие требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" - в срок до 16.01.2020 г.
3.Провести корректирующие мероприятия, в соответствии с правилами, установленными документами системы менеджмента качества испытательной лаборатории ООО "УСЛУГИАВТО", включая выявление и отмену действия свидетельств о безопасности транспортных средств, выданных с нарушениями аналогичными указанным в акте проверки Федеральной службы по аккредитации от 29.11.2019 г. N 306-АВП в срок до 16.01.2020 г.;
4.Обеспечить соблюдение требований пункта 21 Критериев аккредитации в части наличия помещений, средств измерений и испытательного оборудования, необходимых для реализации методов и стандартов, указанных в области аккредитации, обеспечивающих соблюдение технического регламента Таможенного союза TP ТС 018/2011 "О безопасности колесных транспортных средств", соответствующих требованиям законодательства об обеспечении единства измерений;
5.Обеспечить наличие системы менеджмента качества и соблюдение в деятельности лаборатории требований системы менеджмента качества, установленных в руководстве по качеству в соответствии с требованием пункта 23.6 Критериев аккредитации, подпунктов "а", "г" пункта 23.9 Критериев аккредитации в срок до 16.01.2020;
6.Представить в Федеральную службу по аккредитации (г. Москва Пресненская набережная, 10 стр.2) уведомление об исполнении предписания и устранении нарушений, выявленных в ходе проверки, с приложением копий подтверждающих документов (копии документов заверяются печатью (при ее наличии) и соответственно подписью индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, руководителя, иного должностного лица юридического лица) в срок до 16.01.2020 г.
При этом из пункта 7 части 2 статьи 16, пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона N 294-ФЗ следует, что предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений, помимо обязания устранить непосредственно выявленные нарушения, указанные в акте проверки, может содержать также дополнительные требования о необходимости проведения подконтрольным субъектом мероприятий, направленных на предотвращение причинения возможного вреда охраняемым законом ценностям вследствие деятельности подконтрольного субъекта.
Таким образом, предметно содержание предписания об устранении выявленных нарушений может быть шире спектра нарушений, установленных актом проверки, из чего следует, что если предписание об устранении выявленных нарушений включает в себя требования о проведении подконтрольным субъектом мероприятий, направленных на предотвращение причинения возможного вреда охраняемым законом ценностям вследствие его деятельности, то предмет проверки, проводимой в целях оценки исполнения подконтрольным субъектом такого предписания, заведомо шире перечня нарушений, установленных актом проверки, по итогам которой было выдано такое предписание.
Кроме того, на основании пункта 1 части 1 статьи 23 и пункта 2 части 3 статьи 27 Федерального закона N 412-ФЗ, поскольку указанные в Акте проверки Федеральной службы по аккредитации от 29.11.2019 г. N306-АВП нарушения в соответствии с подпунктами "а", "в", "д", "ж" пункта 2 приложения N2 Перечня несоответствий аккредитованного лица требованиям законодательства Российской Федерации к деятельности аккредитованных лиц, влекущих за собой приостановление действия аккредитации, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 18.01.2019 г. N14, влекут за собой приостановление действия аккредитации, Росаккредитацией вынесен приказ от 04 декабря 2019 г. N 45-ПО "О приостановлении действия аккредитации Общества с ограниченной ответственностью "УСЛУГИАВТО", аккредитованного в качестве испытательной лаборатории, уникальный номер записи об аккредитации в реестре аккредитованных лиц RA.RU.21 АК44, в отношении части области аккредитации" (далее - Приказ от 04.12.2019 г. N45-ПО).
Во исполнение пункта 6 предписания об устранении выявленных нарушений от 27.11.2019 г. N 23-Прд ООО "УСЛУГИАВТО" письмом от 25.12.2019 г. N 19/12/035 в адрес Росаккредитации направило уведомление об исполнении предписания и устранении нарушений.
Частью 4 статьи 1 Федерального закона N 294-ФЗ установлено, что особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами при осуществлении федерального государственного контроля за деятельностью аккредитованных лиц.
Особенности проведения федерального государственного контроля за деятельностью аккредитованных лиц установлены статьей 27 Федерального закона N 412-ФЗ, Административным регламентом и принятыми в их развитие в подзаконных нормативно-правовых актах (в частности, Постановление Правительства Российской Федерации от 30.03.2017 г. N 360 "О федеральном государственном контроле за деятельностью аккредитованных лиц" (далее - Положение N 360).
В соответствии с частью 2 статьи 27 Федерального закона N 412-ФЗ внеплановые проверки при осуществлении федерального государственного контроля за деятельностью аккредитованных лиц проводятся по основаниям, предусмотренным Федеральным законом N 294-ФЗ, а также по основаниям, предусмотренным в статье 27 Федерального закона N 412-ФЗ.
Согласно пункту 4 части 2 статьи 27 Федерального закона N 412-ФЗ внеплановые проверки с целью оценки исполнения аккредитованным лицом предписания об устранении выявленного нарушения проводятся на основании получения от аккредитованного лица уведомления об устранении выявленного несоответствия его деятельности требованиям законодательства Российской Федерации к деятельности аккредитованных лиц.
В силу пункта 8 Положения N 360 внеплановая проверка на основании информации, указанной в части 2 статьи 27 Федерального закона N 412-ФЗ, проводится по мотивированному представлению должностного лица, уполномоченного на осуществление государственного контроля.
Таким образом, является неверным указание Заявителя о том, что мотивированное представление соответствующим должностным лицом не издавалось.
В связи с получением уведомления ООО "УСЛУГИАВТО" об устранении выявленного несоответствия его деятельности требованиям законодательства Российской Федерации к деятельности аккредитованных лиц и истечением срока исполнения выданного Предписания об устранении выявленных нарушений от 29.11.2019 г. N 23-Прд, начальником Управления контроля за деятельностью аккредитованных лиц вынесено мотивированное представление N МП/28 от 24.01.2020 г.
На основании мотивированного представления приказом от 24.01.2020 г. N 24-П-ВВ инициировано проведение внеплановой выездной проверки ООО "УСЛУГИАВТО".
Пунктом 6 Приказа от 24.01.2020 г. N 24-П-ВВ установлено, что проверка проводится с целью контроля за исполнением ранее выданного предписания об устранении выявленных нарушений от 29.11.2019 г. N 23-Прд, рассмотрения уведомления об устранении несоответствий.
Уведомление о проведении внеплановой проверки, в соответствии с положениями части 16 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ было направлено в адрес ООО "УСЛУГИАВТО" письмом Росаккредитации от 27.01.2020 г. N30-У с приложением заверенной копии приказа Росаккредитации от 24.01.2020 г. N 24-П-ВВ, почтовым отправлением с уведомлением о вручении, а также посредством электронной почты на электронный адрес: 77@uslugiavto.ru, указанный в реестре аккредитованных лиц.
По результатам проведенной проверки исполнения предписания составлен акт от 07.02.2020 г. N 7-АПП.
В результате рассмотрения уведомления об устранении несоответствий ООО "УСЛУГИАВТО", а также в результате выходов должностного лица Росаккредитации по адресу места осуществления деятельности испытательной лаборатории, проведения собеседований с должностными лицами и работниками испытательной лаборатории, рассмотрения документов и сведений, представленных аккредитованным лицом в ходе проверки и имеющихся в распоряжении Федеральной службы по аккредитации установлено:
ООО "УСЛУГИАВТО" приняты решения (от 15.01.2020 г. N N 3,4,5,6) об отмене действия протоколов технической экспертизы транспортных средств (Решение от 15.01.2020 г. N N 1,2, 3, 4).
Письмом от 15.01.2020 г. N 20/01/001у ООО "УСЛУГИАВТО" уведомило об отмене действия свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства от 18.01.2017 г. N ТС RU A-RU.AK44.00008 заказчика ООО "ПИТЕР-АВТО", Федеральную службу по аккредитации, Федеральную таможенную службу, Федеральное агентство по техническому регулированию.
Письмом от 15.01.2020 г. N 20/01/002у ООО "УСЛУГИАВТО" уведомило об отмене действия свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства от 29.05.2017 г. N ТС RU A-DE.AK44.00010 заказчика Путилина Андрея Николаевича, Федеральную службу по аккредитации, Федеральную таможенную службу, Федеральное агентство по техническому регулированию.
Письмом от 15.01.2020 г. N 20/01/003у ООО "УСЛУГИАВТО" уведомило об отмене действия свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства от 08.08.2018 N ТС RU A-RU.AK44.00046 заказчика ООО "ЭПИК 380", Федеральную службу по аккредитации, Федеральную таможенную службу, Федеральное агентство по техническому регулированию.
Письмом от 15.01.2020 г. N 20/01/004у ООО "УСЛУГИАВТО" уведомило об отмене действия свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства от 27.02.2019 N ТС RU A-US.AK44.00153 заказчика ООО "Технологическая компания Шлюмберже", Федеральную службу по аккредитации, Федеральную таможенную службу, Федеральное агентство по техническому регулированию.
Сведения об отмене свидетельств о безопасности конструкции транспортных средств и об отмене протоколов испытаний внесены в соответствующие реестры.
Аккредитованным лицом во исполнение приказа Руководителя испытательной лаборатории "УСЛУГИАВТО" Сороко В.В. от 05.12.2019 г. N 54 проведена внеплановая оценка компетентности инженеров - испытателей (экспертов) на знание требований TP ТС 018/2011 в отношении проведения испытаний и измерений необходимых для оформления СБКТС, а также знание системы менеджмента качества испытательной лаборатории. Результатам проверки знаний оформлены в виде оценочных листов. Согласно оценочным листам, сотрудники (Маркитан Н.В., Каструба Н.А., Пархоменко Ю.А. Федоров А.Д.) прошли оценку компетентности удовлетворительно.
Также проанализирован опыт работы и компетентность сотрудников, принимающих участие в испытаниях (измерениях), исследованиях. Принято решение о включении инженера испытателя Каструба Н.А. в план повышения квалификации персонала ИЛ "УСЛУГИАВТО" на 2020 год. В ходе проведения проверки представлен план повышения квалификации персонала, утвержденный 10.01.2020 г. Генеральным директор Ю.А. Пархоменко, согласно которому повышение квалификации запланировано на 3 квартал 2020 года.
В ходе проведения проверки исполнения требований пункта 3 предписания об устранении выявленных нарушений от 29.11.2019 г. N 23-Прд установлены следующие фактические обстоятельства:
В соответствии с приказом от 30.12.2019 г. N 56 о проведении внеплановой внутренней проверки и программой внутренней проверки, утвержденной Руководителем ИЛ Сороко В.В. 30.12.2019 г., уполномоченными сотрудниками организована и проведена повторная проверка материалов всех дел по оформлению свидетельств о безопасности конструкции транспортных средств.
По результатам проверки оформлен, чек лист, акт о результатах внутренней проверки качества, утвержденный Руководителем ИЛ Сороко В.В. 15.01.2020 г. и разработан план корректирующих/ предупреждающих мероприятий от 15.01.2020 г.
Аккредитованным лицом в рамках проведения корректирующих мероприятий, связанных с выявлением и отменой действия свидетельств о безопасности конструкции транспортных средств, выданных с нарушениями аналогичными указанным в акте проверки Федеральной службы по аккредитации от 29.11.2019 г. N 306-АВП, проанализировано 95 материалов дел по выдаче свидетельств о безопасности конструкции транспортных средств категории О4, выданных в период с 2017 по 2019 годы, по итогам которого выявлено 3 СБКТС с аналогичными нарушениями, в связи с чем испытательной лабораторией приняты решения об отмене свидетельств о безопасности конструкции транспортных средств(решения от 15.01.2020 г. NN7,6,5).
Письмом от 15.01.2020 г. N 20/01/005у ООО "УСЛУГИАВТО" уведомило об отмене действия свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства от 27.02.2019 г. N ТС RU A-US.AK44.00183 заказчика ООО "ЮграТехСтрой", Федеральную службу по аккредитации, Федеральную таможенную службу, Федеральное агентство по техническому регулированию.
Письмом от 15.01.2020 г. N 20/01/006у ООО "УСЛУГИАВТО" уведомило об отмене действия свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства от 27.02.2019 г. N ТС RU A-RU.AK44.00184 заказчика ООО "Центртранстехмаш", Федеральную службу по аккредитации, Федеральную таможенную службу, Федеральное агентство по техническому регулированию.
Письмом от 15.01.2020 г. N 20/01/007у ООО "УСЛУГИАВТО" уведомило об отмене действия свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства от 12.07.2019 г. N ТС RU A-RU.AK44.001223 заказчика ООО "Центртранстехмаш", Федеральную службу по аккредитации, Федеральную таможенную службу, Федеральное агентство по техническому регулированию.
Сведения об отмене свидетельств о безопасности конструкции транспортных средств внесены в реестр свидетельств о безопасности конструкции транспортных средств.
При этом, исходя результатов проведенных корректирующих мероприятий, остальные СБКТС выданы с соблюдением обязательных требований.
В рамках проверки проведения корректирующих мероприятий, связанных с выявлением и отменой действия свидетельств о безопасности конструкции транспортных средств, выданных с нарушениями аналогичными указанным в акте проверки Федеральной службы по аккредитации от 29.11.2019 г. N 306-АВП, должностным лицом, уполномоченным на осуществление контроля, выборочно запрошены проанализированные аккредитованным лицом материалы дел по выдаче СБКТС: NN ТС RU A-RU.AK.00311, ТС RU A-RU.AK.00314, ТС RU А-RU.AK.00316, ТС RU A-RU.AK.00317, ТС RU A-RU.AK.00318, ТС RU А-RU.AK.00321, ТС RU A-RU.AK.00323, ТС RU A-RU.AK.00359.
По итогам рассмотрения некоторых установлена неправомерность их выдачи, а именно с нарушениями аналогичными указанными в акте проверки от 29.11.2019 N 306-АВП,
Так, например, СБКТС от 25.09.2019 г. N ТС RU A-RU.AK44.00314, выдано на основании одобрения типа транспортного средства N ТС RU Е.АЖ04.00122 от 22.12.2017 г. (далее -ОТТС).
Одобрение типа транспортного средства N ТС RU Е.АЖ04.00122 от 22.12.2017 г. выдано на типы транспортных средств: Т39080, Т9308А, Т9308В, Т9308С, 93090, Т9309А, которые имеют, в том числе, следующие технические параметры:
VIN с X89T930???0CS9001 по X89T930???0CS9100;
Количество осей- 4;
Длина 10275-16350;
Ширина -2550;
Высота 35550-4000;
Масса 10000-15000.
В соответствии с техническим описанием транспортного средства, типа Т3911А, представленном в составе с заявкой, полуприцеп имеет следующие характеристики:
VIN с Х89Т93011AK0CS9001
Количество осей -4;
Длина-12405;
Ширина -2550;
Высота-1550;
Масса- 6050
Также в составе заявки представлено описание изменений и дополнений в конструкцию базового транспортного средства-прицепа (полуприцепа специального) Т93080, в соответствии с которым изготовителем ООО "Транслес" внесены изменения в конструкцию транспортного средства, а именно: в основании штатной рамы четырехосного полуприцепа специального Т93080 согласно одобрению типа транспортного средства ОТТС N ТС RU Е.АЖ04.00122 от 22.12.2017 г. посредством сварки вводятся две балки (в передней и задней частях) с замками для установки морских контейнеров (40 фут) по ГОСТ 53350-2009 (ISO 668:1995). Штатный несамосвальный кузов с задними распашными воротами не устанавливается. На правый лонжерон с помощью стандартных крепёжных изделий машиностроительного назначения монтируется инструментальный ящик заводского изготовления. На левый лонжерон монтируется SmartBoad. При этом транспортному средству присвоен тип Т93 ПА.
Совокупность указанных обстоятельств свидетельствует о том, что заявленное на оценку соответствия транспортное средство не имеет ОТТС, напротив ОТТС выдано на другое транспортное средство.
Рассмотрев Акт осмотра транспортного средства от 24.09.2019 г. N 335/А, составленного испытательной лаборатории в рамках идентификации транспортного средства, являющейся одним из элементов процедуры оценки соответствия транспортного средства, установлено, что на заводской маркировке, имеющейся на транспортном средстве (табличка изготовителя на транспортном средстве) в графе ОТТС обозначено ТС RU A-RU.AK44.00314, что подтверждается фото, сделанными при осмотре транспортного средства.
Иными словами, на заводской маркировке в графе ОТТС указан номер ОТТС не соответствующих ОТТС, на основании которого выдано СБКТС, кроме того, на указанной маркировке указан номер СБКТС, выданного испытательной лабораторией, то есть на заявленном транспортном средстве указан номер СБКТС, что свидетельствует о том, что СБКТС от 25.09.2019 г. N ТС RU А-RU.AK44.00314 выдано ранее срока проведения работ, по оценке соответствия транспортного средства.
Совокупность изложенных обстоятельств свидетельствует о нарушении пунктов 68-70 TP ТС 018/2011, а равно о неправомерности выдачи СБКТС.
При таких обстоятельствах аккредитованным лицом не проведены корректирующие действия, связанные с выявлением и отменой СБКТС, выданных с аналогичными нарушениями, что свидетельствует о неисполнении пункта 3 предписания об устранении выявленных нарушений от 29.11.2019 г. N 23-Прд.
В рамках корректирующих мероприятий, с целью устранения нарушения требований пункта 21 Критериев аккредитации и исполнения пункта 4 предписания об устранении выявленных нарушений ООО "УСЛУГИАВТО" обратилось в Федеральную службу по аккредитации с просьбой сократить область аккредитации (дело о предоставлении государственной услуги от 19.12.2019 г. N 17656-ГУ).
Приказом Федеральной службы по аккредитации от 10.01.2020 г. N С-53 "О сокращении области Общества с ограниченной ответственностью "УСЛУГИАВТО" область аккредитации сокращена в части выполнения исследований (испытаний), измерений по адресам мест осуществления деятельности:
Россия, Московская обл., Раменский р-н, г Раменское, 3-й км автодороги ММК - Раменское, участок расположен в центральной части кадастрового квартала (участок N 1509); Россия, Калужская обл., г Калуга, ул. Параллельная, д. 1, стр. 2;
А также по адресу места осуществления деятельности: 127322, Россия, город Москва, ул. Яблочкова, д. 21, корп. 3, помещение N 1д из области аккредитации исключены показатели (характеристики) и методы их определения, за исключением показателя "техническая экспертиза".
В соответствии с информацией, размещенной в реестре аккредитованы лиц адресами мест осуществления деятельности испытательной лаборатории ООО "УСЛУГИАВТО" является:
127322, Россия, город Москва, ул. Яблочкова, д. 21, корп. 3, помещение N 1 д;
Россия, Московская обл., Раменский р-н, г Раменское, автодорога ММК -Раменское, 3-й километр, участок 37.
При этом испытания (измерения) осуществляются по адресу: Россия, Московская обл., Раменский р-н, г Раменское, автодорога ММК - Раменское, 3-й километр, участок 37.
По адресу места осуществления деятельности 127322, РОССИЯ, город Москва, ул. Яблочкова, д. 21, корп. 3, помещение N 1д проводится техническая экспертиза, и располагается архив.
В целях устранения нарушения требований пункта 21 Критериев аккредитации, выразившегося в использовании средств измерений, прошедших калибровку, аккредитованным лицом для измерения угловых размеров применяется угломер с нониусом типа 4, Зав. N 6938 утвержденного типа, прошедший поверку, что подтверждается свидетельством о поверке от 23.10.2019 N АПМ0316248.
Угломер принадлежит аккредитованному лицу на праве собственности, что подтверждается товарной накладной N 955 от 31.10.2016 г.
На основании изложенного, нарушение требований пункта 21 Критериев аккредитации устранено, а равно пункт 4 предписания об устранении выявленных нарушений исполнен.
В рамках проведения корректирующих мероприятий, устранения нарушения требований подпунктов "а", "г" пункта 23.9 Критериев аккредитации, пункта 17 в части несоблюдения подпунктов "а", "г" пункта 23.9 Критериев аккредитации, а равно в целях исполнения пункта 5 предписания об устранении выявленных нарушений аккредитованным лицом внесено изменение в руководство по качеству РК-03 от 10.10.2016 г.
В соответствии с разделом 5.5 Руководства по качеству: необходимые для эксплуатации сведения о средствах измерений и оборудовании, используемых, согласно паспорта ИЛ, при испытаниях по показателям качества, указаны в карточках на каждое средство изменений или оборудование и в паспорте ИЛ, которые содержат следующие сведения:
-наименование и вид средства измерений:
- предприятие изготовитель (фирма), тип, заводской или инвентарный номер;
-данные об утверждении типа СИ;
-данные об используемом программном обеспечении;
-дата изготовления, получения и ввода в эксплуатацию; данные об имеющихся неисправностях, проведенных ремонтах, техобслуживаниях; -данные о поверке средств измерений; -назначение;
-место хранения; -сведения о состоянии; -диапазоны измерений, сведения о погрешности измерений;
В целях реализации установленных правил, разработана новая форма карточек средств измерений и оборудования, форма карточек внесена в СТО-12- СМК "Формы журналов, бланков и других документов". Карточки на СИ и оборудования заполнены в соответствии с новой формой.
Должностным лицом проведена проверка соблюдения установленных правил, рассмотрены карточки на средства измерений и оборудование, паспорт испытательной лаборатории (утвержденный 08.11.2019 г.). По результатам, рассмотрения которых установлено, что информация, предусмотренная пунктом 5.5. РК-03 (с изменением N 8 от 06.12.2019 г.) содержится в карточках.
Несоблюдение требований пункта 23.6 Критериев аккредитации было установлено по адресу места осуществления деятельности Россия, Московская обл, Раменский р-н, г Раменское, 3-й км автодороги ММК - Раменское, участок расположен в центральной части кадастрового квартала (участок N 1509), в связи с сокращением области аккредитации по данному адресу места осуществления деятельности, нарушение в данной части устранено.
Нарушение требований подпунктов "а", "г" пункта 23.9, пункта 17 в части несоблюдения пункта 23.6, подпунктов "а", "г" пункта 23.9 Критериев аккредитации устранено.
Таким образом, предписание об устранении выявленных нарушений от 29.11.2019 г. N 23-Прд Заявителем не исполнено в полном объеме, что отражено в Акте проверки N 7-АПП от 07.02.2020 г.
С учетом установленных частью 1 статьи 5 Федерального закона N 412-ФЗ целей аккредитации и статьей 8 Федерального закона N 412-ФЗ полномочий Росаккредитации как национального органа по аккредитации, непосредственного влияния качества результатов деятельности аккредитованных лиц по оценке соответствия на качество и безопасность для потребителей продукции, выпускаемой в обращении на территории Российской Федерации, изложенное означает, что даже если бы предмет проверки, результаты которой отражены в Акте проверки от 07.02.2020 г. N 7-АПП, в действительности оказался шире, чем содержание требований предписания от 29.11.2019 г. N 23-Прд, результаты такой проверки, во-первых, являлись бы законными, а во-вторых, требовали бы от Росаккредитации принятия необходимых предусмотренных законом мер, направленных на пресечение и предупреждение выявленных нарушений, допущенных аккредитованным лицом.
Поскольку в ходе проведения проверочных мероприятий выявлено, что Заявитель осуществлял деятельность по оценке соответствия единичных транспортных средств требованиям TP ТС 018/2011 и выдавал свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства без фактического проведения необходимых работ по оценке соответствия, включая требуемые исследования (испытания) и измерения, по итогам проверки, проведенной на основании приказа от 24.01.2020 г. N 24-П-ВВ в целях оценки исполнения Заявителем предписания от 29.11.2019 г. N 23-Прд, Росаккредитация, действуя в строгом соответствии с требованиями законодательства, выявив факты неустранения Заявителем несоответствий, указанных в Акте проверки от 29.11.2019 г. N 306-АВП, и неисполнения предписания от 29.11.2019 г. N 23-Прд, установила объективные свидетельства некомпетентности заявителя в применении им Правил ЕЭК ООН в целях оценки соответствия единичных транспортных средств требованиям TP ТС 018/2011, выразившейся в невозможности проводить с получением достоверного и объективного результата исследования (испытания) и измерения по данным методикам.
Правомерность принятого решения и доводов Росаккредитации подтверждается также судебной практикой, в том числе Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 05.11.2019 г. N Ф05-19052/2019 по делу N А40-307519/2018.
10.02.2020 г. ООО "УСЛУГИАВТО" представлены возражения к акту проверки N 7-АПП от 07.02.2020 г.
На основании приказа Федеральной службы по аккредитации от 17 мая 2017 года N 135 "Об утверждения положения о рабочей группе по оценке обоснованности выводов, содержащихся в акте проверки, и предписании об устранении выявленных нарушений" (далее - рабочая группа Росаккредитации), в целях реализации положения пункта 13 Положения N 360, на рассмотрение рабочей группы вынесен вопрос о рассмотрении результатов проверочных мероприятий в отношении ООО "УСЛУГИАВТО".
Возражения ООО "УСЛУГИАВТО" были рассмотрены 14 февраля 2020 года на заседании рабочей группы Росаккредитации, по результатам которой выводы, содержащиеся в акте признаны обоснованными, также было решено рекомендовать сократить область аккредитации ООО "УСЛУГИАВТО", аккредитованного в качестве испытательной лаборатории, уникальный номер записи об аккредитации в реестре аккредитованных лиц RA.RU.21 АК44, в части проверки выполнения требований Технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (TP ТС 018/2011), принятого Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 г. N 877, к единичным транспортным средствам категории 04 перед их выпуском в обращение, по адресам мест осуществления деятельности: 127322, РОССИЯ, город Москва, ул. Яблочкова, д. 21, корп. 3, помещение N 1 д; РОССИЯ, Московская обл, Раменский р-н, г Раменское, автодорога ММК - Раменское, 3-й километр, участок 37.
В силу требований пункта 1 части 7 статьи 23 Федерального закона N 412-ФЗ, если аккредитованное лицо, действие аккредитации которого было приостановлено по основаниям, указанным в части 1 статьи 23 данного Федерального закона, не устранило выявленное несоответствие его деятельности требованиям законодательства Российской Федерации к деятельности аккредитованных лиц в отношении части области аккредитации, Росаккредитация принимает решение о сокращении области аккредитации аккредитованного лица.
В соответствии с вышеуказанными требованиями законодательства, Росаккредитацией принято решение о сокращении области аккредитации ООО "УСЛУГИАВТО", аккредитованного в качестве испытательной лаборатории, уникальный номер записи об аккредитации в реестре аккредитованных лиц RA.RU.21 АК44, в части проверки выполнения требований Технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (TP ТС 018/2011), принятого Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 г. N 877, к единичным транспортным средствам категории О4 перед их выпуском в обращение, по адресам мест осуществления деятельности: 127322, Россия, город Москва, ул. Яблочкова, д. 21, корп. 3, помещение N 1 д; Россия, Московская обл, Раменский р-н, г Раменское, автодорога ММК -Раменское, 3-й километр, участок 37.
Таким образом, поскольку по результатам оценки исполнения Заявителем предписания от 29.11.2019 г. N 23-Прд были выявлены факторы объективной невозможности Заявителя компетентно осуществлять деятельность по оценке соответствия единичных транспортных средств требованиям TP ТС 018/2011, Росаккредитация была обязана сократить область аккредитации Заявителя в соответствующей части.
Изложенное доказывает несостоятельность доводов Заявителя о необоснованности принятого решения о сокращении области аккредитации ООО "УСЛУГИАВТО".
Рассматривая доводы Заявителя о том, что требование предписания об устранении выявленных нарушений в части аннулирования СБКТС установлено Федеральной службой по аккредитации за пределами ее компетенции, суд первой инстанции правильно указал следующее.
Из содержания заявления усматривается, что ООО "УСЛУГИАВТО" не разграничивает (более того - по сути подвергает смешению до степени неопределенности) понятие федерального государственного контроля за деятельностью аккредитованных лиц, понятие государственного контроля за соблюдением требований технического регламента и понятие федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения.
Заявитель указал, что проведение Росаккредитации мероприятий в рамках федерального государственного контроля за деятельностью аккредитованных лиц в отношении ООО "УСЛУГИАВТО", аккредитованного в национальной системе аккредитации в качестве испытательной лаборатории, является мероприятием, направленным исключительно на установление соответствия либо несоответствие аккредитованного лица требованием Критериев аккредитации, перечня документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, и перечня документов в области стандартизации, соблюдение требований которых заявителями, аккредитованными лицами обеспечивает их соответствие критериям аккредитации, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 30 мая 2014 года N 326 (далее - Критерии аккредитации).
Между тем в соответствии с абзацем вторым и третьим пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 октября 2015 года N 1108 (далее - Постановление N 1108) уполномоченными органами Российской Федерации по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" являются:
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии -в отношении колесных транспортных средств (шасси) и компонентов транспортных средств (шасси), находящихся в обращении (до начала их эксплуатации) на территории Российской Федерации;
Министерство внутренних дел Российской Федерации - в отношении колесных транспортных средств, находящихся в эксплуатации на территории Российской Федерации.
В силу пункта 2 Постановления N 1108 реализация Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии полномочий, предусмотренных пунктом 1 настоящего постановления, осуществляется в соответствии с законодательством в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
В соответствии с пунктом 3 Постановления N 1108 реализация Министерством внутренних дел Российской Федерации полномочий, предусмотренных пунктом 1 указанного постановления, осуществляется в рамках федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения.
Согласно пункту 2 статьи 30 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон N 196-ФЗ) федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (далее - органы государственного надзора) согласно их компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок осуществления федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения закреплен в Положении о федеральном государственном надзоре в области безопасности дорожного движения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2013 г. N 716 (далее - Положение N 716).
Однако Заявителем не учтено, что в силу абзаца десятого статьи 5 Федерального закона N 196-ФЗ обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством осуществления обязательной сертификации или декларирования соответствия транспортных средств, а также составных частей конструкций, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей транспортных средств.
Таким образом, проведение в отношении ООО "УСЛУГИАВТО" проверочных мероприятий в рамках федерального государственного контроля за деятельностью аккредитованных лиц является самостоятельным видом государственного контроля (надзора) и не регулируется Постановлением N 1108 и не может ему противоречить.
Кроме того, законность приказа Федеральной службы по аккредитации N 103 от 07 июня 2019 года "О проведении внеплановых проверок деятельности аккредитованных лиц", а также предписания N 23-Прд от 29 ноября 2019 года в части пунктов 2,3 являлись предметом рассмотрения в рамках других дел (NА40-40305/2020 и дело N А40-39837/2020), судебные акты по которым вступили в законную силу.
Принимая во внимание публично-правовую природу настоящего спора и повышенную публичную ответственность Заявителя, приведенные взаимосвязанные положения в условиях их объективного толкования, основанного на соблюдении баланса частных и публичных интересов, в силу требований части 4 статьи 170 АПК РФ должны быть исследованы судом и применены для вынесения законного и обоснованного решения по делу.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу об отказе в признании оспариваемого Заявителем пункта 1 Приказа от 26.02.2020 г. N С-498 "О сокращении области аккредитации и возобновления действия аккредитации ООО "УСЛУГИАВТО", аккредитованного в качестве испытательной лаборатории, уникальный номер записи об аккредитации в реестре аккредитованных лиц RA.RU.21AR44" незаконным.
По смыслу части 1 статьи 64, части 1 и 2 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, с учетом представленных сторонами доказательств, обосновывающих требования и возражения лиц, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права.
Несогласие Заявителя с оценкой судом представленных доказательств и сформулированными на ее основе выводами по фактическим обстоятельствам дела не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Апелляционная жалоба не содержит указания на обстоятельства и соответствующие доказательства, наличие которых позволило бы иначе оценить те юридически значимые обстоятельства, верная оценка которых судом первой инстанции повлекла принятие обжалуемого решения.
Нарушений норм материального права при принятии обжалуемого решения арбитражным судом первой инстанции допущено не было.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 07.10.2020 по делу N А40-64770/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
М.В. Кочешкова |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-64770/2020
Истец: ООО "УСЛУГИАВТО"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО АККРЕДИТАЦИИ
Хронология рассмотрения дела:
20.07.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-12327/2021
24.02.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-71299/20
07.10.2020 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-64770/20
13.07.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-29801/20