Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 31 мая 2021 г. N Ф10-1769/21 настоящее постановление оставлено без изменения
24 февраля 2021 г. |
Дело N А83-20807/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 февраля 2021 года.
В полном объёме постановление изготовлено 24 февраля 2021 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Горбуновой Н.Ю., судей Ольшанской Н.А. и Чертковой И.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Месеняшиной Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 06 ноября 2020 года по делу N А83-20807/2019 (судья - Авдеев М.П.),
по иску Министерства сельского хозяйства Республики Крым
к Индивидуальному предпринимателю Главе крестьянского (фермерского) хозяйства Гемидже Эмилю Бекировичу,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Службы финансового надзора Республики Крым
о расторжении Соглашения и взыскании суммы гранта в форме субсидии,
при участии в судебном заседании:
- от Министерства сельского хозяйства Республики Крым - Кортышев Вячеслав Геннадьевич, представитель по доверенности от 12.12.2020 N 89, представлен диплом о высшем юридическом образовании, личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации;
- от индивидуального предпринимателя Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Гемидже Эмиля Бекировича - Кийко Елена Игоревна, представитель по доверенности от 25.01.2021 N 01/21, представлен диплом о высшем юридическом образовании, личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации.
УСТАНОВИЛ:
Министерство сельского хозяйства Республики Крым (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с исковым заявлением к Индивидуальному предпринимателю Главе крестьянского (фермерского) хозяйства Гемидже Эмилю Бекировичу (далее - ИП Глава К(Ф)Х Гемидже Э.Б., Предприниматель) о взыскании суммы субсидии в размере 3 000 000,00 руб. по Соглашению от 25.04.2017 N 141-СЖФ и расторжении Соглашения от 25.04.2017 N 141-СЖФ.
Решением 06 ноября 2020 года по делу N А83-20807/2019 (судья - Авдеев М.П.) в удовлетворении искового заявления отказано.
Не согласившись с указанным решением суда, Министерство обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить.
В обоснование апелляционной жалобы указывает, что суд первой инстанции вышел за пределы заявленных требований, поскольку судом не рассмотрено заявление об изменении оснований исковых требований. Заявитель полагает необоснованным вывод суда о том, что субъект РФ не вправе устанавливать дополнительные требования. По мнению заявителя, материалами дела подтверждается, что на момент подачи заявки предпринимателем необходимые документы представлены не были, в связи с чем исковые требования Министерства подлежат удовлетворению.
Определением арбитражного апелляционного суда от 13.01.2021 апелляционная жалоба принята к производству, назначено судебное заседание на 03.02.2021.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru), что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
27.01.2021 через систему "Мой арбитр" и 01.02.2021 от Службы финансового надзора Республики Крым поступил отзыв на апелляционную жалобу.
В судебном заседании, назначенном на 03.02.2021, истец доводы жалобы поддержал в полном объеме, просил апелляционную жалобу удовлетворить. Представитель ответчика возражал против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, просил отказать в ее удовлетворении, обжалуемый судебный акт оставить без изменений.
Иные лица, участвующие в деле не явились, надлежащим образом извещены в порядке статей 121-123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о времени и месте судебного заседания, что подтверждается материалами дела.
Определением (протокольным) апелляционного арбитражного суда от 03.02.2021 судебное разбирательство отложено на 17.02.2021, в связи с необходимостью представление сторонами дополнительных пояснений по делу.
16.02.2021 поступило ходатайство от представителя Министерства сельского хозяйства Республики Крым о приобщении к материалам дела дополнительных пояснений.
16.02.2021 поступило ходатайство от представителя индивидуального предпринимателя Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Гемидже Эмиля Бекировича о приобщении к материалам дела дополнительных пояснений.
В судебном заседании, назначенном на 17.02.2021, истец доводы жалобы поддержал в полном объеме, просил апелляционную жалобу удовлетворить, представитель ответчика возражал против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, просил отказать в ее удовлетворении, обжалуемый судебный акт оставить без изменений.
Иные лица, участвующие в деле не явились, в соответствии со ст. 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие, поскольку стороны надлежащим образом извещены в порядке статей 121-123 АПК РФ о времени и месте судебного заседания, что подтверждается материалами дела.
Законность решения суда первой инстанции проверена судом апелляционной инстанции в порядке, установленном статьями 258,266,268 АПК РФ.
При повторном рассмотрении дела апелляционным судом установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения дела, обстоятельства.
25.04.2017 между Министерством сельского хозяйства Республики Крым (Министерство) и Главой К(Ф)Х Гемидже Э.Б. (Получатель) заключено Соглашение N 141-СЖФ об осуществлении деятельности на территории Республики Крым крестьянского (фермерского) хозяйства - получателя гранта в форме субсидии на развитие семейных животноводческих ферм на базе К(Ф)Х на территории Республики Крым сроком на 5 лет (далее - Соглашение).
В соответствии с Соглашением ИП Главе К(Ф)Х Гемидже Э.Б. выдан грант в размере 3 000 000,00 руб.(далее - грант).
Грант предоставлен Министерством в соответствии с Порядком, установленном постановлением Совета министров Республики Крым от 09.02.2017 N 56 "О вопросах предоставления грантов в форме субсидий на реализацию мероприятия "Развитие малых форм хозяйствования" Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Крым на 2015 -2020 годы" (далее - Порядок).
Согласно пункту 4 раздела 4 Соглашения в случае нарушения Получателем условий Соглашения и требований Порядка, полученный грант подлежит возврату в бюджет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Крым.
Сумма гранта в размере 3 000 000,00 руб. перечислена Министерством ИП Главе К(Ф)Х Гемидже Э.Б. платежным поручением от 22.06.2017 N 385612.
На основании Плана мероприятий на 2019 года, утвержденного Службой финансового надзора Республики Крым от 29.12.2018 N 489, от 26.03.2019 N 103 "О проведении плановой проверки крестьянского (фермерского) хозяйства", рабочей группой Службы была проведена плановая проверка расходования средств бюджета в рамках реализации программы развития сельского хозяйства, по результатам которой был составлен акт N 09.1-04/10 от 11.06.2019 (далее - акт проверки N 09.1-04/10).
Актом проверки N 09.1-04/10 установлено, что на момент подачи заявки на участие в отборе по предоставлению грантов в форме субсидий Гемидже Э.Б. являлся директором ООО "Эмиль", что не соответствует критериям, предусмотренным п.1.6.18 Порядка, и заявка не содержит письма финансово-кредитной организации о предварительной готовности в случае получения заявителем гранта предоставить ему кредит, т.е. не соответствует требованиям пп.3.1.11 п.3.1 раздела 3 Порядка.
Службой финансового надзора Республики Крым на основании вышеуказанного акта выдано представление от 18.07.2019 N 09.01-14/892, согласно которого Министерству необходимо взыскать с К(Ф)Х Гемидже Э.Б. предоставленный грант в сумме 3 000 000 руб.
О необходимости возврата гранта, в адрес предпринимателя Министерством направлено требование от 13.09.2019 N 345-МФ, которое им было получено 17.09.2019.
В связи с неисполнением предпринимателем указанных требований в добровольном порядке Министерство сельского хозяйства Республики Крым обратилось в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал на то, что истцом не представлено доказательств в обоснование заявленных требований.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Таким образом, субсидии предоставляются безвозвратно, то есть без установления обязательства по возврату. Однако, данное требование не действует в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий (подпункт 3 пункта 3 названной нормы права).
Подпунктом 2 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что субсидии юридическим лицам предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации;
Предоставление субсидии оформляется договором, заключенным в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных бюджетным законодательством. К правоотношениям сторон, вытекающим из договора о предоставлении субсидии, применяется гражданское законодательство Российской Федерации, если иное не предусмотрено Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Субсидии носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.
При этом, условия возврата субсидии должны определяться нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, регулирующими предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным
(муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг. В подобных актах устанавливаются также цели, условия и порядок предоставления субсидий (подпункт 2 пункта 3 статьи 78 БК РФ).
Указанная норма предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Согласно пункту 7 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в законе (решении) о бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых на конкурсной основе.
Порядок предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, если данный порядок не определен решениями, предусмотренными абзацем первым настоящего пункта.
Статьями 28, 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
Пунктом 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять:
1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;
2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;
3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В соответствии с пунктом 3.1. статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае нарушения получателями субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно пункту 1.6.18 Порядка предоставления грантов в форме субсидий на реализацию мероприятия "Развитие малых форм хозяйствования" Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Крым на 2015 -2020 годы",, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 09.02.2017 N 56 (в редакции постановления Совета министров Республики Крым от 16.03.2017 N 125) (далее - Порядок) заявитель постоянно проживает или обязуется переехать на постоянное место жительства в муниципальное образование в Республике Крым по месту нахождения и регистрации хозяйства, главой которого он является, и данное КФХ является единственным местом трудоустройства заявителя.
В соответствии с пунктом 3.1.11 Порядка при подаче документов, необходимых для предоставления грантов, заявитель должен представить письма финансово-кредитной организации о предварительной готовности в случае получения заявителем гранта предоставить ему кредит (предоставляются в случае, если в соответствии с представленным заявителем бизнес-планом предусматривается привлечение заемных средств (30%)).
Согласно пункту 3.4 Порядка заявитель несет полную ответственность за достоверность представляемых им в Министерство документов и информации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как указывалось выше, проведенной Службой финансового надзора Республики Крым проверкой, по результатам которой составлен акт N 09.1-04/10 от 11.06.2019, установлено, что в нарушение пунктов 1.6.18 и 3.1.11 Порядка на момент подачи заявки на участие в отборе по предоставлению грантов в форме субсидий Гемидже Э.Б. являлся директором ООО "Эмиль" и заявка не содержит письма финансово-кредитной организации о предварительной готовности в случае получения заявителем гранта предоставить ему кредит.
При обращении с настоящим иском истец заявил требование о расторжении соглашения и взыскании суммы гранта, указав в основаниях иска на несоблюдение предпринимателем положений Порядка при подаче заявки на получение гранта.
В ходе рассмотрения дела истцом было подано заявление об изменении оснований иска, а именно просил не учитывать пп.1.6.18 Порядка как основание иска.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с доводом Министерства о том, что суд вышел за пределы заявленных требований, не рассмотрев заявление об уточнении заявленных требований, ввиду следующего.
Изменение предмета иска означает изменение материально-правового требования истца к ответчику; изменение основания иска означает изменение обстоятельств, на которых истец основывает свое требование к ответчику (пункт 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.10.1996 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в первой инстанции").
Между тем как первоначальное, так и уточненное требование Министерства основано на одних и тех же фактических обстоятельствах, а именно на факте получения ИП Главой К(Ф)Х Гемидже Э.Б. гранта с нарушениями при подаче заявки. Следовательно, уточнив заявленное требование, Министерство не изменило его основание, а лишь исключило одно из оснований.
Тот факт, что при рассмотрении настоящего дела Арбитражным судом Республики Крым не указано результатов рассмотрения заявления об изменении основания исковых требований, не свидетельствует о наличии оснований для отмены судебного акта, поскольку данное обстоятельство не привело к принятию неправильного решения (ч. 3 ст. 270 АПК РФ).
Относительно нарушения ИП Главой К(Ф)Х Гемидже Э.Б. при подаче заявки на участие в отборе по предоставлению грантов в форме субсидий пункта 3.1.11 Порядка судебная коллегия отмечает следующее.
В соответствии с пунктом 3.1.11 Порядка при подаче документов, необходимых для предоставления грантов, заявитель должен представить письма финансово-кредитной организации о предварительной готовности в случае получения заявителем гранта предоставить ему кредит (предоставляются в случае, если в соответствии с представленным заявителем бизнес-планом предусматривается привлечение заемных средств (30%)).
В пункте 1.6.10 Порядка указано, что по представленному плану расходов глава КФХ обязуется оплачивать не менее 40 процентов стоимости каждого наименования приобретений, указанных в плане расходов, в том числе непосредственно за счет собственных средств - не менее 10 процентов и за счет несубсидируемых кредитов - не более 30 процентов.
Согласно пункту 1 раздела 2 Соглашения предприниматель принял на себя обязательство оплачивать за счет собственных средств не менее 40 процентов.
По мнению Министерства, поскольку согласно плану расходов гранта и собственных средств бизнес-проекта Предпринимателя предусмотрено привлечение заемных средств, следовательно, Предприниматель должен был представить письма кредитной организации о предварительной готовности в случае получения заявителем гранта предоставить ему кредит.
Материалами дела подтверждается, что Ответчик представил все необходимые в соответствии с вышеуказанным порядком подтверждающие документы. Оснований для отказа в предоставлении гранта, после проверки их достоверности компетентной комиссией выявлены не были.
Судебная коллегия полагает, что само по себе отсутствие в описи документов, прилагаемых к заявке, письма финансово-кредитной организации о предварительной готовности в случае получения заявителем гранта предоставить ему кредит, не представляется возможным расценивать в качестве обстоятельства, свидетельствующего о нарушении Гемидже Э.Б. пункта 3.1.11 Порядка.
Решение комиссии о выделении гранта в установленном порядке недействительным признано не было. Результаты конкурса не аннулированы. При этом, сведения на сайте http://egrul.nalog.ru. являются открытыми.
Кроме того, доказательств использования Главой К(Ф)Х Гемидже Э.Б. средств гранта не в соответствии с планом расходов бизнес-плана Предпринимателя, Министерством в материалы дела не представлено.
Соглашение является действующим, в установленном законом порядке не расторгнуто и недействительным не признано, в связи с чем требования истца о возврате средств гранта, перечисленных по действующему соглашению, права и обязанности сторон по которому не прекратились, являются необоснованными.
Согласно финансового плана и эффективности проекта (таб. 9, 11) (том 1 листы 135, 138) не усматривается привлечение Председателем заемных средств.
Кроме того, суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что предпринимателем в материалы дела представлена справка АО "Банк ЧБРР" о готовности банка рассмотреть заявку на получение Гемидже Э.Б. кредита, датированная 10 апреля 2017 года.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы рассмотрены судом апелляционной инстанции и признаны несостоятельными, поскольку они сводятся к несогласию заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами, которые подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами, не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Судебная коллегия считает, что суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, представленные лицами, участвующими в деле, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права. Нарушение норм процессуального законодательства, влекущее безусловную отмену судебного акта, допущено не было.
Таким образом, обжалуемое решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, основания для его отмены отсутствуют, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Согласно нормам статей 110, 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы в виде уплаты государственной пошлины не подлежат возмещению заявителю жалобы в случае отказа в ее удовлетворении.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 06 ноября 2020 года по делу N А83-20807/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства Республики Крым - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Ю. Горбунова |
Судьи |
Н.А. Ольшанская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-20807/2019
Истец: МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Ответчик: Гемидже Эмиль Бекирович, ИП Глава крестьянского фермерского хозяйства Геминдже Эмиль Бекирович
Третье лицо: Служба финансового надзора, СЛУЖБА ФИНАНСОВОГО НАДЗОРА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ