Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 27 мая 2021 г. N Ф07-4476/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
26 февраля 2021 г. |
Дело N А56-42497/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 февраля 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего М. Л. Згурской
судей Н. О. Третьяковой, Е. И. Трощенко
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Н. С. Кузнецовой
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-35571/2020) Межрайонной ИФНС России N 19 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.10.2020 по делу N А56-42497/2020(судья Терешенков А.Г.), принятое по заявлению ООО "Инварда-Транс"
к Межрайонной ИФНС России N 19 по Санкт-Петербургу
о признании недействительным решения, незаконными действий
при участии:
от заявителя: Мухин М. С. (доверенность от 20.05.2020)
от ответчика: Строганова Е. С. (доверенность от 25.11.2020)
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Инварда-Транс" (далее - общество, заявитель), уточнив требования в порядке статьи 49 АПК РФ, обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, в котором просило:
- восстановить пропущенный срок на обращение в арбитражный суд в части оспаривания бездействия Межрайонной ИФНС России N 19 по Санкт-Петербургу (далее - инспекция, налоговый орган), выразившегося в непринятии в установленный законом срок решения о возмещении обществу НДС за 1 квартал 2019 года в сумме 3.262.337 руб.;
- признать недействительным решение инспекции от 17.09.2019 N 44;
- признать незаконными действия инспекции, выразившиеся в проведении камеральной налоговой проверки представленной обществом уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) за 1 квартал 2019 года за пределами 2-месячного срока, установленного абзацем 4 пункта 2 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс);
- признать незаконным бездействие инспекции, выразившееся в непринятии в установленный законом срок решения о возмещении обществу НДС за 1 квартал 2019 года в сумме 3 262 337 руб.;
- обязать инспекцию совершить действия, направленные на возврат обществу НДС за 1 квартал 2019 года в сумме 3 262 337 руб. и на выплату процентов, предусмотренных пунктом 10 статьи 176 НК РФ, в сумме 187 919 руб. 54 коп.
Решением суда от 12.10.2020 заявление общества удовлетворено.
В апелляционной жалобе инспекция просит решение суда отменить и вынести по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение норм материального права. По мнению подателя жалобы, суд принял решение без учета своевременно вынесенного решения по результатам камеральной налоговой проверки и документов инспекции.
К апелляционной жалобе инспекцией приложены: решение от 12.10.2020 N 7003 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения; решение от 12.10.2020 N 16 об отказе в возмещении (полностью) суммы НДС, заявленной к возмещению.
Ходатайство инспекции о приобщении дополнительных доказательств отклонено апелляционным судом в соответствии с частью 2 статьи 268 АПК РФ.
Инспекцией заявлено ходатайство об отложении рассмотрения апелляционной жалобы, которое отклонено судом в связи с отсутствием предусмотренных статьей 158 АПК РФ оснований.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель общества против удовлетворения апелляционной жалобы возражал.
Законность и обоснованность решения суда в пределах оснований, заявленных обществом при обращении с заявлением в суд, проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 17.07.2019 общество представило в налоговый орган уточненную налоговую декларацию по НДС за 1 квартал 2019 года.
17.09.2019 налоговым органом вынесено решение N 44 о продлении срока камеральной налоговой проверки указанной налоговой декларации.
14.11.2019 общество обратилось в Управление Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу (далее - управление) с жалобой, в которой просило признать незаконным бездействие налогового органа и обязать инспекцию возместить НДС в сумме 3 262 337 руб. по указанной декларации.
Решением от 26.12.2019 N 16-13/84770 управление удовлетворило жалобу частично, признав незаконным бездействие налогового органа, выразившееся в нарушении срока принятия решений по результатам камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации по НДС за 1 квартал 2019 года. В части обязания налогового органа осуществить возврат переплаты по НДС в сумме 3 262 337 руб. управление отказало обществу в удовлетворении жалобы.
По результатам проверки инспекцией составлен акт от 13.12.2019 N 7532, который вручен обществу 05.03.2020.
20.03.2020 общество обратилось в управление с жалобой на решение инспекции от 17.09.2019 N 44.
Решением управления от 14.04.2020 N 16-13/22636 в удовлетворении жалобы отказано.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения общества в суд с настоящим заявлением.
Суд удовлетворил заявление.
Апелляционная инстанция считает, что решение суда подлежит отмене.
Как следует из материалов дела, 17.09.2019 налоговым органом вынесено решение N 44 о продлении срока камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации общества по НДС за 1 квартал 2019 года.
Согласно пункту 2 статьи 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).
В силу абзаца 4 пункта 2 статьи 88 НК РФ камеральная налоговая проверка на основе налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, документов, представленных в налоговый орган, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа, проводится в течение двух месяцев со дня представления такой налоговой декларации (в течение шести месяцев со дня представления иностранной организацией, состоящей на учете в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 настоящего Кодекса, налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость).
В соответствии с абзацем 5 пункта 2 статьи 88 НК РФ в случае, если до окончания камеральной налоговой проверки налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость налоговым органом установлены признаки, указывающие на возможное нарушение законодательства о налогах и сборах, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе принять решение о продлении срока проведения камеральной налоговой проверки. Срок камеральной налоговой проверки может быть продлен до трех месяцев со дня представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (за исключением камеральной налоговой проверки налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, представленной иностранной организацией, состоящей на учете в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 настоящего Кодекса).
В акте от 13.12.2019 N 7532 отражено, что проверка проводилась в период с 17.07.2019 по 17.10.2019.
В ходе проведения камеральной проверки инспекцией установлены обстоятельства, свидетельствующие о допущенных обществом нарушениях статей 148, 149, 164, 165, 169, 170, 171, 172 НК РФ.
Акт налоговой проверки вручен представителю общества 05.03.2020.
Продление срока проведения камеральной налоговой проверки было вызвано необходимостью проведения дополнительных мероприятий налогового контроля с целью принятия объективного решения по результатам рассмотрения материалов проверки.
Из правовой позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 31 Постановления от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление N 57) следует, что несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля сроков, предусмотренных пунктом 2 статьи 88, пунктом 6 статьи 89, пунктами 1, 5 статьи 100, пунктами 1, 6, 9 статьи 101, пунктами 1, 6, 10 статьи 101.4, пунктом 3 статьи 140 (в случае подачи апелляционной жалобы), статьей 70 НК РФ, не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, в связи с чем при проверке судом соблюдения налоговым органом сроков осуществления принудительных мер сроки совершения упомянутых действий учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами Кодекса. Однако соответствующие доводы о несоблюдении указанных сроков могут быть заявлены налогоплательщиком в суде только в рамках оспаривания либо требования об уплате налога, пеней и штрафа, направленного ему на основании статьи 70 НК РФ, либо решения о взыскании налога, пеней, штрафа, принятого в соответствии со статьей 46 Кодекса, либо в качестве возражений на иск, предъявленный налоговым органом по правилам статьи 46 НК РФ.
Согласно правовой позиции, отраженной в пункте 4 мотивировочной части определения Конституционного Суда Российской Федерации от 09.11.2010 N 1434-О-О (далее - определение N 1434-О-О), указывая в пункте 6 статьи 89 НК РФ, что основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, законодатель оправданно отказался от определения закрытого перечня таких оснований, имея в виду многообразие возможных ситуаций, при которых налоговым органам требуется дополнительное время для завершения процедуры выездной налоговой проверки; в противном случае это могло бы воспрепятствовать налоговым органам в осуществлении их полномочий по полному и всестороннему налоговому контролю, сделать налоговую проверку формальной и неэффективной.
Таким образом, нарушение сроков при проведении мероприятий налогового контроля не является безусловным основанием для признания недействительными решения о продлении срока камеральной налоговой проверки.
При заявленном предмете спора, с учетом разъяснений, приведенных в пункте 31 Постановления N 57, определении N 1434-О-О, апелляционная инстанция считает, что оснований для признания недействительным решения инспекции от 17.09.2019 N44 о продлении срока камеральной налоговой проверки у суда первой инстанции не имелось.
Из материалов дела следует, что общество неоднократно обращалось в управление с жалобами на действия (бездействие) инспекции, выразившиеся в непринятии в установленный законом срок решений по результатам камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации по НДС за 1 квартал 2019 года, нарушении срока возврата НДС.
Решением от 26.12.2019 N 16-13/84770 управление удовлетворило жалобу общества, признав незаконным бездействие инспекции, выразившееся в нарушении срока принятия решения по камеральной налоговой проверке уточненной налоговой декларации общества по НДС за 1 квартал 2019 года. Управление обязало налоговый орган оформить результаты камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации общества по НДС за 1 квартал 2019 года в соответствии с требованиями статей 100, 176 НК РФ.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что предмет спора по требованиям заявителя о признании незаконными действий инспекции, выразившихся в проведении камеральной налоговой проверки представленной обществом уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2019 года за пределами двухмесячного срока, установленного абзацем 4 пункта 2 статьи 88 НК РФ, о признании незаконным бездействия инспекции, выразившегося в непринятии в установленный законом срок решения о возмещении обществу НДС за 1 квартал 2019 года в сумме 3 262 337 руб., отсутствует. Указанные требования заявителя рассмотрены и удовлетворены управлением.
Согласно пункту 1 статьи 176 НК РФ в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями настоящей статьи.
После представления налогоплательщиком налоговой декларации налоговый орган проверяет обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, при проведении камеральной налоговой проверки в порядке, установленном статьей 88 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 2 статьи 176 НК РФ по окончании проверки в течение семи дней налоговый орган обязан принять решение о возмещении соответствующих сумм, если при проведении камеральной налоговой проверки не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах.
Пунктом 3 статьи 176 НК РФ установлено, что в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен акт налоговой проверки в соответствии со статьей 100 настоящего Кодекса.
Акт и другие материалы камеральной налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные налогоплательщиком (его представителем) возражения должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в соответствии со статьей 101 настоящего Кодекса.
По результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения либо об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Одновременно с этим решением принимается:
решение о возмещении полностью суммы налога, заявленной к возмещению;
решение об отказе в возмещении полностью суммы налога, заявленной к возмещению;
решение о возмещении частично суммы налога, заявленной к возмещению, и решение об отказе в возмещении частично суммы налога, заявленной к возмещению.
При нарушении сроков возврата суммы налога считая с 12-го дня после завершения камеральной налоговой проверки, по итогам которой было вынесено решение о возмещении (полном или частичном) суммы налога, начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, подлежащие уплате налогоплательщику в порядке и срок, установленные пунктом 10 статьи 78 настоящего Кодекса.
Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возмещения (пункт 10 статьи 176 НК РФ).
Из материалов дела следует, что на дату обращения с настоящим заявлением в суд заявитель располагал информацией о проведении инспекцией камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации по НДС за 1 квартал 2019 года, представленной обществом в налоговый орган 17.07.2019, получил акт проверки.
В акте налоговой проверки от 13.12.2019 налоговым органом отражены допущенные обществом нарушения законодательства о налогах и сборах при предъявлении к вычету сумм НДС за 1 квартал 2019 года.
На дату вынесения обжалуемого судебного акта решение по результатам камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации общества по НДС за 1 квартал 2019 года в материалы дела не представлено.
В нарушение процедуры, установленной статьей 176 НК РФ, предусматривающий порядок возмещения НДС, суд до вступления в законную силу решения, которое должно быть вынесено в соответствии с пунктом 3 указанной статьи, рассмотрел выводы проверяющих, изложенные в акте камеральной налоговой проверки.
Решение суда, фактически обязывающее инспекцию возвратить заявителю из федерального бюджета НДС за 1 квартал 2019 года с начисленными по пункту 10 статьи 176 НК РФ процентами, является преждевременным и вынесено с нарушением установленной Кодексом процедуры.
Учитывая изложенное, решение суда подлежит отмене, а заявленные обществом требования - оставлению без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины подлежат распределению в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.10.2020 по делу N А56-42497/2020 отменить.
Отказать обществу с ограниченной ответственностью "Инварда-Транс" в удовлетворении заявленных требований.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Инварда-Транс" в доход федерального бюджета 3 000 руб. государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.Л. Згурская |
Судьи |
Н.О. Третьякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-42497/2020
Истец: ООО "ИНВАРДА-ТРАНС"
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 19 ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ
Третье лицо: к/у Северов А.Г.