г. Саратов |
|
25 февраля 2021 г. |
Дело N А06-8250/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена "18" февраля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен "25" февраля 2021 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи С.В. Никольского,
судей - Т.С. Борисовой, Дубровиной О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Власовой Т.С.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом в соответствии со статьей 186 АПК РФ,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Астраханская энергосбытовая компания" на решение Арбитражного суда Астраханской области от 24 декабря 2020 года по делу N А06-8250/2020,
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Лукойл-Энергосервис" (ОГРН 1025003747614, ИНН 5030040730) к индивидуальному предпринимателю Ильязову Эльдару Растямовичу (ОГРНИП 312302511500039, ИНН 301701205207), третье лицо - публичное акционерное общество "Астраханская энергосбытовая компания", о взыскании задолженности в размере 869 564,97 руб.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Лукойл-Энергосервис" (далее - ООО "Лукойл-Энергосервис", истец) обратилось в арбитражный суд с иском к индивидуальному предпринимателю Ильязову Эльдару Растямовичу (далее- ИП Ильязов Э.Р., ответчик) о взыскании задолженности в размере 869 564,97 руб.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 24 декабря 2020 года по делу N А06-8250/2020 в иске отказано.
ПАО "Астраханская энергосбытовая компания" обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, просит состоявшийся по делу судебный акт отменить по основаниям, изложенным в жалобе, принять по делу новый судебный акт, которым исковые требования ООО "Лукойл-Энергосервис" удовлетворить в полном объеме.
В соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от ИП Ильязова Э.Р. поступил отзыв на апелляционную жалобу.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом в соответствии со статьей 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Проверив законность обжалуемого судебного акта в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), судебная коллегия установила следующие обстоятельства.
ИП Ильязов Э.Р. осуществляет управление многоквартирными домами по адресам: г. Астрахань, ул. Б. Алексеева, 51, ул. Б. Алексеева, 61, ул. Минусинская, 4, корп. 1, ул. Савушкина, 10, ул. Савушкина, 24, ул. 2-я Зеленгинская, 3, корп. 1, ул. Б. Хмельницкого, 51, ул. Б. Хмельницкого, 53, ул. Яблочкова, 27, корп. 1, ул. Крупской 6/51, ул. Московская -Полякова, д. 89/8, ул. Куликова, 42, корп. 1, ул. Куликова, 48, ул. Куликова, 56, корп. 2, ул. Генерала Герасименко, 4, корп. 1.
Публичное акционерное общество "Астраханская энергосбытовая компания" является гарантирующим поставщиком электроэнергии на территории Астраханской области, поскольку является субъектом розничного рынка электроэнергии, выступающим в качестве гарантирующего поставщика электрической энергии, в силу п. 2 статьи 37 Федерального закона "Об электроэнергетике".
ПАО "АЭК" в период апрель - декабрь 2016 года отпустило электрическую энергию в вышеуказанные многоквартирные дома, ответчик оплату не произвел, в результате чего образовалась задолженность в сумме 869564,97 руб.
На основании соглашения об уступке права требования от 27.12.2016 N ЭС/С-1048/16, право требования к потребителям (должникам) ПАО "АЭК" задолженности за потребленную электроэнергию и мощность, по отношению к которым последний имеет статус энергоснабжающей организации, в том числе, право требования с ИП Ильязова Э.Р. задолженности за апрель - декабрь 2016 года, передано ООО "Лукойл-Энергосервис".
ООО "Лукой-Энергосервис" направило в адрес ИП Ильязова Э.Р. претензию с требованием оплаты долга в сумме 869 564,97 руб.
Поскольку в добровольном порядке ответчик не произвел оплату образовавшейся задолженности, истец обратился за защитой своего нарушенного права в суд.
Суд первой инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь ст. ст. 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. ст. 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, п.п. 17, 18 ст. 12 Федерального закона от 29.06.2015 года N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Закона N 176-ФЗ), положениями п.п. 2, 4 Правил обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 года N 124 (далее - Правила N 124), пришел к выводу о том, что ответчик в спорный период не выполнял функции исполнителя коммунальных услуг, в связи с чем, отсутствуют основания полагать, что ответчиком в спорный период фактически приобретался у третьего лица коммунальный ресурс в виде электрической энергии. Поэтому у ответчика отсутствует обязанность по оплате коммунального ресурса, в связи с чем, исковые требования удовлетворению не подлежат.
Не соглашаясь с вынесенным судебным актом, ПАО "Астраханская энергосбытовая компания" в апелляционной жалобе указывает на то, что в спорный период многоквартирные дома, энергопринимающие установки которых находились в управлении ответчика и были подключены к сетям энергоснабжающей организацией, бесперебойно обеспечивались электроснабжением, следовательно, между ПАО "Астраханская энергосбытовая компания" и ИП Ильязовым Э.Р. сложились фактические отношения по поставке электрической энергии.
Ответчик в силу закона является исполнителем коммунальных услуг, а в отношениях с истцом - абонентом (покупателем), то есть лицом, обязанным оплатить электрическую энергию, поставленную в управляемые им дома.
При наличии управляющей компании ПАО "Астраханская энергосбытовая компания" не имеет права начислять суммы непосредственно собственникам квартир указанного многоквартирного дома, так как это противоречит законодательству Российской Федерации.
Проверив в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, соответствие выводов суда о применении норм права установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам и, исходя из доводов апелляционной жалобы и возражений относительно нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы в силу следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом управляющая организация по заданию собственников помещений в многоквартирном доме в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В силу части 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации в договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны: перечень работ и (или) услуг по управлению многоквартирным домом, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация.
Из материалов дела следует, ИП Ильязов Э.Р. осуществляет управление многоквартирными домами по адресам: г. Астрахань, ул. Б. Алексеева, 51, ул. Б. Алексеева, 61, ул. Минусинская, 4, корп. 1, ул. Савушкина, 10, ул. Савушкина, 24, ул. 2-я Зеленгинская, 3, корп. 1, ул. Б. Хмельницкого, 51, ул. Б. Хмельницкого, 53, ул. Яблочкова, 27, корп. 1, ул. Крупской 6/51, ул. Московская -Полякова, д. 89/8, ул. Куликова, 42, корп. 1, ул. Куликова, 48, ул. Куликова, 56, корп. 2, ул. Генерала Герасименко, 4, корп. 1.
Согласно абзацу 3 пункта 2 Правил обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 года N 124 (далее по тексту - Правила N 124) под исполнителем коммунальных услуг следует понимать юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуального предпринимателя, на которых возложена обязанность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме и (или) предоставляющих потребителю коммунальные услуги в случаях, если договором управления многоквартирным домом, в том числе заключенным товариществом или кооперативом с управляющей организацией, либо уставом товарищества или кооператива возложена обязанность по предоставлению потребителям коммунальных услуг.
Из пункта 4 Правил N 124 следует, что управляющая организация, товарищество или кооператив, на которые в соответствии с договором управления многоквартирным домом, в том числе заключенным товариществом или кооперативом с управляющей организацией, либо уставом товарищества или кооператива возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома и (или) по предоставлению потребителям коммунальных услуг, обращаются в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения по приобретению соответствующего коммунального ресурса в целях предоставления коммунальной услуги и (или) потребляемого при содержании общего имущества многоквартирного дома, в том числе в случаях, предусмотренных пунктом 21(1) настоящих Правил.
Согласно пункту 14 Правил, предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354 (далее по тексту - Правила N 354), управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
В силу Правил N 124 и Правил N 354, предоставление управляющей организацией коммунальных услуг потребителям не осуществляется без заключения соответствующего договора с ресурсоснабжающей организацией. Подобное регулирование, в частности, направлено на обеспечение стабильности оказания коммунальных услуг при смене по решению общего собрания собственников помещений одной управляющей организации на другую.
Вопреки вышеназванным нормам права, истцом в материалы дела не представлено доказательств того, что ответчик показывал в спорный период коммунальную услугу в спорные МКД на основании заключённого договора с ресурсоснабжающей организацией.
В соответствии с пунктом 17 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 года N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Закона N 176-ФЗ), договоры, заключенные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, между собственниками, пользователями помещений в многоквартирном доме и ресурсоснабжающими организациями, в том числе при непосредственной форме управления, действуют до истечения срока их действия или до отказа одной из сторон от исполнения договора.
Согласно пункту 18 статьи 12 Закона N 176-ФЗ, в случае принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения об изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений, в таком многоквартирном доме может быть принято решение о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчётов за коммунальные услуги (ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг), действовавшего до принятия решения об изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации.
Таким образом, в силу приведенных норм, при принятии решения об изменении способа управления домом собственники помещений в многоквартирном доме могут принять решение о сохранении ранее действовавшего порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги.
При рассмотрении настоящего дела судом установлено, что ответчиком в период 2016 года не производился сбор платежей от собственников МКЖД за коммунальную услугу - энергоснабжение.
Собственники рассчитывались с гарантирующим поставщиком электроэнергии в спорном периоде напрямую по индивидуальным лицевым счетам.
С момента создания управляющей компании собственниками жилых помещений в указанном многоквартирном доме не принимало решения об изменении порядка расчетов за предоставление коммунальных услуг.
Согласно представленным ответчиком в дело протоколам общего собрания собственников помещений, собственники подтвердили свое решение о внесении платы и расчетов за коммунальные услуги напрямую ресурсоснабжающим организациям согласно части 18 статьи 12 Федерального Закона N 176- ФЗ.
То есть собственники приняли решение о сохранении ранее действовавшего порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги, что соответствует части 17, 18 ст. 12 Федерального закона от 29 июня 2015 года N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Истцом не представлено документов, подтверждающих внесение гражданами оплаты за поставленную в спорный период электроэнергию ИП Ильязову Э.Р. и иных доказательств, позволяющих квалифицировать действия ИП Ильязова Э.Р. как фактически сложившиеся договорные отношения по снабжению электроэнергией данного многоквартирного дома.
Пункт 21 (1) Правил N 124, регламентирующий случай, когда формой управления является Товарищество собственников жилья, но при этом в силу пунктов 17, 18 статьи 12 Федерального закона N 176-ФЗ продолжают действовать прямые договоры между собственниками помещений и ресурсоснабжающими организациями, то в этой ситуации только с 01.01.2017 на ответчика возлагается обязанность по оплате коммунального ресурса, потребленного на ОДН как в пределах, так и сверх установленного норматива.
Доказательства того, что ИП Ильязов Э.Р. предъявлял в 2016 году собственникам помещений счета на оплату электроэнергии - в деле также отсутствуют.
При таких обстоятельствах, доводы апелляционной жалобы о том, что ответчик в силу закона является исполнителем коммунальных услуг, а в отношениях с истцом - абонентом (покупателем), то есть лицом, обязанным оплатить электрическую энергию, поставленную в управляемые им дома, являются несостоятельными и основанные на ошибочном толковании норм права.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что жилищное законодательство, с учетом периода задолженности, не допускает прямой оплаты собственниками, нанимателями помещений многоквартирного дома ресурсоснабжающим организациям коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме, отклоняются по следующим основаниям.
Исковой период по настоящему спору апрель - декабрь 2016 года.
Из части 8 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что собственники помещений в многоквартирном доме, осуществляющие непосредственное управление таким домом, вносят плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
В пункте 8, подпункте "в" пункта 9 Правил N 354, вступивших в силу в сентябре 2012 года, также предусматриваются прямые отношения между собственниками помещений и ресурсоснабжающими организациями при непосредственном управлении многоквартирными домами. При этом ресурсоснабжающие организации названы в качестве исполнителей коммунальных услуг.
С 01.01.2017 изменился порядок оплаты расходов на коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества МКД (часть 9 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"). Расходы на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в МКД, включены в состав платы за содержание жилого помещения (пункт 2 части 1, пункта 1 части 2 статьи 154, части 1 статьи 156 Жилищного кодекса), право получения которой от собственников помещений предоставлено только управляющей компании (при наличии таковой).
По смыслу статьи 161 Жилищного кодекса, пункта 11 Правил N 491 в обязанности управляющей организации по управлению МКД включается, в частности, приобретение коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в МКД. Управляющая компания несет ответственность перед собственниками за оказание услуг, выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержащие общего имущества в доме и качество которых должно соответствовать установленным требованиям (части 2.2, 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса).
С учетом искового периода, который заканчивается 2016 годом, у ответчика отсутствует обязанность по оплате такого коммунального ресурса, потребленного при содержании общего имущества МКД.
На основании ст.1 ФЗ N 73 от 30 марта 2016 г ОДН вошел в состав платы за содержание жилого помещения как расходы на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в МКД только с 1 января 2017 г.
Также, на основании п.2, ст.1 ФЗ N 175 от 2 июня 2016 г "О внесении изменений в статьи 26 и 154 Жилищного Кодекса РФ" ОДН исключен из состава платы за коммунальные услуги, поскольку в силу указанных изменений законодательства часть 4 статьи 154 изложена в следующей редакции: " Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами".
Таким образом, обязанность по оплате коммунального ресурса, используемого для ОДН (содержания общего имущества), в 2016 году у ИП Ильязова Э.Р. не возникла.
Таким образом, по результатам рассмотрения апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу, что судом первой инстанции правильно определен круг обстоятельств, имеющих значение для разрешения спора, проверке и установлению по делу; дана оценка всем имеющимся в материалах дела доказательствам с соблюдением требований части 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения первой инстанции судом апелляционной инстанции не установлено.
Решение Арбитражного суда Астраханской области от 24 декабря 2020 года по делу N А06-8250/2020 подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба публичного акционерного общества "Астраханская энергосбытовая компания" - без удовлетворения.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции относит на проигравшую сторону - публичное акционерное общество "Астраханская энергосбытовая компания".
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Астраханской области от 24 декабря 2020 года по делу N А06-8250/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.В. Никольский |
Судьи |
Т.С. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-8250/2020
Истец: ООО "Лукойл-Энергосервис"
Ответчик: ИП Ильязов Эльдар Растямович
Третье лицо: ПАО "Астраханская энергосбытовая компания"