Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 11 мая 2021 г. N Ф07-4630/21 настоящее постановление отменено
г. Вологда |
|
25 февраля 2021 г. |
Дело N А05-4746/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 февраля 2021 года.
В полном объеме постановление изготовлено 25 февраля 2021 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Зориной Ю.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Даниловой А.С.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 20 июля 2020 года по делу N А05-4746/2020,
УСТАНОВИЛ:
Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (адрес: 163000, город Архангельск, улица Выучейского, дом 18; ОГРН 1102901001356, ИНН 2901200111; далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Юмиж Лес Пром" (адрес: 165160, Архангельская область, Шенкурский район, город Шенкурск, улица Кудрявцева, дом 5А; ОГРН 1112907001184, ИНН 2924005300; далее - Общество) о взыскании 656 589 руб. 63 коп. долга по арендной плате за 2017, 2018 года по договору аренды лесного участка N 453 от 26.09.2008, из них: 434 846 руб. 40 коп. - в федеральный бюджет, 221 743 руб. 23 коп. - в областной бюджет.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 20 июля 2020 года по делу N А05-4746/2020 в удовлетворении исковых требований отказано.
Министерство с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить и принять по делу новый судебный акт. Доводы жалобы сводятся к следующему. В действиях Министерства признаки недобросовестности отсутствуют, в связи с чем оснований для отказа в удовлетворении исковых требований не имеется. Ссылается на недействительность дополнительных соглашений к договору аренды от 26.09.2008, поскольку они заключены с нарушением порядка внесения изменений и дополнений в договор аренды лесного участка, заключенный по результатам торгов, предусмотренного частью 2 статьи 74 и частью 3 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ). Срок исковой давности не пропущен. Министерство заявило требование о взыскании задолженности по арендной плате за 2017 и 2018 годы. С иском министерство обратилось 07.05.2020 в пределах трехгодичного срока давности. Поскольку спорные платежи могли быть уплачены только в 2017, 2018 годах, то требование об их уплате не могли быть заявлены ранее их уплаты.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Определением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02 декабря 2020 года производство по делу приостанавливалось на основании пункта 1 части 1 статьи 143 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) до принятия судебного акта Арбитражным судом Северо-Западного округа по делу N А05-4745/2020.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 26 января 2021 года решение Арбитражного суда Архангельской области от 20 июля 2020 года и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28 сентября 2020 года по делу N А05-4745/2020 отменены; дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Архангельской области.
В связи с этим определением суда от 27 января 2021 года производство по настоящему делу возобновлено, дело назначено к рассмотрению в судебном заседании.
Согласно части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания апелляционной инстанции, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив в порядке части 5 статьи 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда в оспариваемой части, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, 26.09.2008 департаментом лесного комплекса Архангельской области (правопредшественник Министерства, арендодатель по договору) и предпринимателем Поромовым Д.В. (арендатор по договору) заключен договор N 453 аренды лесного участка, по условиям которого арендатору предоставляется лесной участок площадью 12 406 га кадастровый номер 29:22:000000:0155 в Шенкурском лесничестве Архангельской области в целях заготовки древесины в объеме 9,8 тыс. куб.м. (указан в Приложении N 3 к договору).
Договор аренды от 26.09.2008 N 453 заключен в порядке приведения в соответствие с Лесным кодексом РФ ранее заключенного договора участка лесного фонда от 03.03.2005 N 64, который, в свою очередь, заключен по результатам лесного конкурса (Протокол о результатах лесного конкурса от 03.03.2005 N 429), что отражено в пункте 1.1. договора аренды от 26.09.2008 N 453.
Договор аренды от 26.09.2008 N 453 заключен на срок по 08.03.2020 (пункт 7.1. договора), государственная регистрация договора произведена в установленном порядке 29.10.2008.
Между сторонами заключено дополнительное соглашение 15.12.2009 N 1 к договору аренды от 26.09.2008 N 453. Как указано в преамбуле дополнительного соглашения N 1 от 15.12.2009, оно заключено в связи с утверждением лесохозяйственного регламента по Шенкурскому лесничеству.
Дополнительным соглашением N 1 от 15.12.2009 в договор внесены изменения, в частности, касающиеся ежегодного объема древесины, разрешенного к заготовке. В соответствии с названным дополнительным соглашением объем заготовки уменьшился до 7,0 тыс. куб.м. в год (Приложение 3).
Дополнительное соглашение N 1 от 15.12.2009 зарегистрировано в установленном порядке 18.01.2010.
Впоследствии права и обязанности арендатора лесного участка переданы Обществу по договору перенайма от 12.08.2010, в связи с чем между сторонами заключено дополнительное соглашение N 2 от 06.09.2010.
В связи с реорганизацией Общества, а также, как указано в преамбуле, в связи с введением в действие материалов лесоустройства лесного участка в Шенкурском лесничестве приказом Министерства от 26.02.2016 N 39 заключено дополнительное соглашение N 4 от 15.04.2016, которым ряд условий договора аренды от 26.09.2008 N 453 изложены в новой редакции.
Так, согласно условиям договора в редакции N 4 от 15.04.2016 в аренду предоставляется лесной участок площадью 12 425 га кадастровый номер 29:22:000000:155 в целях заготовки древесины. При этом ежегодный разрешенный к заготовке объем древесины установлен равным 7,6 тыс. куб.м.
Дополнительные соглашения от 06.09.2010 N 2 и от 15.04.2016 N 4 зарегистрированы в установленном порядке.
По условиям договора аренды арендатор обязан вносить арендную плату в размере, определяемом исходя из установленного ежегодного отпуска древесины. Арендная плата определяется по формуле и состоит из двух частей: 1) рассчитываемая по минимальным ставкам и подлежащая зачислению в федеральный бюджет и 2) рассчитываемая с применением к минимальным ставкам повышающего коэффициента 1,7 и подлежащая внесению в бюджет субъекта.
Арендная плата ежегодно рассчитывается арендодателем на следующий год и оформляется Протоколом согласования размера арендной платы. При изменении ставок платы за единицу объема древесины, устанавливаемых законодательством РФ, размер арендной платы подлежит изменению пропорционально измененным ставкам. Размер арендной платы не зависит от фактического использования лесных ресурсов.
Как следует из материалов дела (согласно представленным протоколам согласования размера арендной платы на 2010 - 2018 годы), арендодатель производил ежегодный расчет размера арендной платы по действующим ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов (с учетом их индексации) исходя из разрешенного ежегодного объема древесины, равного 7,0 тыс. куб.м., установленного в дополнительном соглашении N 1 от 15.12.2009 (в 2010 - 2015 годах), и исходя из объема 7,6 тыс. куб.м., определенного при заключении дополнительного соглашения N 4 от 15.04.2016 (в 2016-2018 годах).
Так, согласно уведомлению от 21.09.2017 N 204-11/7596 ежегодный размер арендной платы за лесной участок рассчитан в сумме 631 986 руб. 09 коп., из которого 510 988 руб. по минимальным ставкам в федеральный бюджет и 120 998, 09 руб. с применением повышающего коэффициента в бюджет субъекта (размер арендной платы в части превышений рассчитан с учетом заключенного соглашения с Правительством Архангельской области о взаимодействии от 12.10.2016 N02-21/136 и доп. соглашения к нему от 21.08.2017 N 02-21/152).
Согласно уведомлению от 22.12.2017 N 204-11/10318 ежегодный размер арендной платы на 2018 год рассчитан в сумме 1 248 364 руб. 40 коп., из которого 734 332 руб. по минимальным ставкам в федеральный бюджет и 514 032 руб. 40 коп. в части превышений в областной бюджет.
В 2010-2018 годах Общество внесло арендную плату в размере, определенном вышеуказанными Протоколами согласования размера арендной платы, задолженности по арендной плате не имеется, что сторонами по делу не оспаривается.
Письмом от 26.02.2020 N 204-11-14/1932 Министерство сообщило Обществу о доначислении арендной платы за 2017 год в сумме 220 678 руб. и за 2018 год в сумме 435 911 руб. 11 коп., всего на сумму 656 589 руб. 63 коп.
Как следует из приложенных к письму расчетов, перерасчет арендной платы в сторону увеличения за 2017 - 2018 годы произведен исходя из разрешенного к заготовке объема, равного 9,8 тыс. куб.м., установленного при заключении договора аренды в 2008 году.
В письме от 26.02.2020 N 204-11-14/1932 Обществу предложено уплатить доначисления в бюджеты в течение 30 дней с момента его получения, из письма также видно, что доначисление произведено на основании предписания Рослесхоза от 04.10.2019 N 20/2019 "Об устранении выявленных нарушений...".
Поскольку Общество доначисления арендной платы не уплатило, Министерство обратилось в суд с требованием об их взыскании.
Апелляционный суд не находит оснований для отмены состоявшегося судебного акта в виду следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 3 ЛК РФ имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ), если иное не установлено названным Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно части 4 статьи 71 ЛК РФ к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные ГК РФ и ЗК РФ, если иное не установлено ЛК РФ.
Частью 2 статьи 74 ЛК РФ (в редакции, действовавшей на момент заключения рассматриваемого договора аренды) предусматривалось, что при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускается.
Федеральным законом от 29.12.2010 N 442-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" часть 2 статьи 74 ЛК РФ изложена в новой редакции, согласно которой при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускается, за исключением случая, предусмотренного частью 7 статьи 53. 7 настоящего Кодекса.
При этом частью 7 статьи 53. 7 ЛК РФ устанавливалось, что в случае, если осуществление мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации, возникшей вследствие лесных пожаров, или последствий этой чрезвычайной ситуации повлекло за собой существенное изменение обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при заключении такого договора, он может быть изменен или расторгнут в соответствии со статьей 9 настоящего Кодекса.
Федеральным законом от 21.07.2014 N 250-ФЗ "О внесении изменений в статьи 74 и 81 Лесного кодекса Российской Федерации" часть 2 статьи 74 ЛК РФ вновь изложена в новой редакции, предусматривающей, что при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускается, за исключением случаев изменения целевого назначения лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такие изменения обстоятельств возникли вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стали основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр, а также случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 настоящего Кодекса.
Этим же законом статья 74 ЛК РФ дополнена частью 2.1, согласно которой договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам аукциона, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.
Федеральным законом от 29.06.2015 N 206-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования лесных отношений" (далее - Закон N 206-ФЗ), вступившим в силу с 01.10.2015 (статья 6 Закона N 206-ФЗ), часть 2 статьи 74 ЛК РФ вновь изложена в новой редакции, устанавливающей, что при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам торгов изменение условий аукциона на основании соглашения сторон или по требованию одной из сторон не допускается.
Кроме того, Законом N 206-ФЗ глава 6 ЛК РФ дополнена статьей 74.1, согласно части 1 которой изменение и расторжение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляются в соответствии с ГК РФ, ЗК РФ и настоящим Кодексом.
Частью 2 статьи 74.1 ЛК РФ устанавливалось, что изменение условий договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного по результатам торгов, не допускается, за исключением случаев изменения целевого назначения или разрешенного использования лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такое изменение обстоятельств возникло вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стало основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр, а также случая, предусмотренного частью 7 статьи 53. 7 настоящего Кодекса.
Согласно части 3 статьи 74.1 ЛК РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам торгов, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.
Таким образом, по общему правилу изменение условий договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного по результатам торгов, не допускается. В свою очередь, исключения из указанного правила перечислены в частях 2 и 3 статьи 74.1 ЛК РФ.
Согласно правовой позиции, сформулированной в постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 27.06.2019 по делу N А56-96367/2018, ретроспективный анализ изменений норм ЛК РФ, толкование положений частей 2 и 3 статьи 74.1 ЛК РФ в их совокупности и взаимосвязи с иными нормами лесного законодательства Российской Федерации позволяют прийти к выводу о том, что наряду с судебным порядком изменения условий договора аренды лесного участка (в случаях, указанных в части 3 названной статьи) действующее правовое регулирование рассматриваемого вопроса предусматривает также возможность изменения условий такого договора по соглашению сторон (при наличии обстоятельств, указанных в части 2). Перечисленные в части 2 статьи 74.1 ЛК РФ в качестве исключения объективные обстоятельства не зависят от воли контрагентов по договорам аренды лесного участка; их фиксация регламентирована нормативными правовыми актами; требуют обязательного отражения в государственных реестрах соответствующего учета, что, в свою очередь, свидетельствует об официальном признании наступившего случая (статьи 91 и 92 ЛК РФ). Внесение изменений в договоры аренды лесного участка по соглашению сторон при наличии бесспорных оснований, зафиксированных и отраженных в установленном порядке, направлено на оперативное устранение последствий, вызванных указанными обстоятельствами, и не требует судебного вмешательства.
Таким образом, с включением в ЛК РФ Законом N 206-ФЗ статьи 74.1 допускается возможность изменения по соглашению сторон условий договора аренды лесного участка, заключенного по результатам торгов при наличии обстоятельств, указанных в части 2 данной статьи.
Количественные и качественные характеристики лесного участка, согласно части 1 статьи 69.1 ЛК РФ, определяются путем таксации лесов, проводимой в соответствии с правилами, установленными лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. По результатам проведения таксации лесов оформляются карточки таксации, составляются таксационные описания и картографические материалы по лесным участкам. В частности, при таксации лесов определяются основные характеристики лесных ресурсов, например преобладающие и сопутствующие древесные породы, диаметр, высота и объем древесины, лесорастительные условия (часть 2 статьи 69.1 ЛК РФ).
Параметры использования лесов устанавливаются лесохозяйственными регламентами лесничеств, которые утверждаются органами власти субъектов Российской Федерации и содержат: виды разрешенного использования лесов, определяемые в соответствии со статьей 25 данного Кодекса; возрасты рубок, расчетную лесосеку, сроки использования лесов и другие параметры их разрешенного использования; ограничение использования лесов в соответствии со статьей 27 данного Кодекса; требования к охране, защите, воспроизводству лесов (статья 87 ЛК РФ).
Из материалов дела следует, что в 2017-2018 годах арендная плата вносилась ответчиком исходя из объема 7,6 тыс. куб.м., определенного при заключении дополнительного соглашения N 4 от 15.04.2016. Ранее заключенные сторонами дополнительные соглашения на формирование арендной платы в заявленный период не повлияли.
Дополнительное соглашение от 15.04.2016 заключено сторонами в связи с введением в действие материалов лесоустройства лесного участка в Шенкурском лесничестве приказом министерства от 26.02.2016 N 39, а также утверждением типового договора аренды лесного участка постановлением Правительства Российской Федерации от 21.09.2015 N 1003.
В связи с изменениями параметров использования лесов сторонами дополнительным соглашением от 15.04.2016 к договору аренды в новой редакции изложено приложение 2 "Характеристика лесного участка", из которого видно, что по сравнению с параметрами, существовавшими на момент заключения договора и отраженными в приложении 2 к договору, уменьшилась площадь земель, покрытых лесными насаждениями, с 10 366 га до 10 317 га.
Также в новой редакции изложены приложение 3 "Цели и объемы использования лесов на арендуемом лесном участке" и приложение 4 "Протокол согласования размера и сроков внесения арендной платы" к договору аренды, из которых следует уменьшение ежегодного объема изъятия древесины на лесном участке с 9,8 тыс. куб. м, установленного при заключении договора до 7,6 тыс. куб. м.
При таких обстоятельствах, поскольку заключение дополнительного соглашения от 15.04.2016 к договору аренды лесного участка вызвано введением в действие материалов лесоустройства, при этом внесение изменений в договор аренды допускается положениями части 2 статьи 74.1 ЛК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для признания данного соглашения недействительным (ничтожным).
Арендная плата по договору аренды лесного участка за 2017 - 2018 годы внесена Обществом в полном объеме в соответствии с размерами платы, указанными в уведомлениях.
Данные обстоятельства Департаментом не оспариваются.
Таким образом, поскольку Арендатором надлежащим образом исполнены обязательства по внесению арендной платы за спорный период, исчисленной с учетом изменений, внесенных в договор дополнительным соглашением от 15.04.2016, заключение которого не противоречит положениям части 2 статьи 74.1 ЛК РФ, оснований для вывода о наличии на стороне Общества задолженности по арендной плате по договору аренды лесного участка от 26.09.2008 за период с 2017 по 2018 год не имеется.
Принимая во внимание изложенное, а также, что выводы суда об истечении срока исковой давности не привели к принятию неправильного решения, апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 20 июля 2020 года по делу N А05-4746/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
Ю.В. Зорина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-4746/2020
Истец: Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области
Ответчик: ООО "Юмиж Лес Пром"
Хронология рассмотрения дела:
23.01.2023 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-9208/2022
13.09.2022 Решение Арбитражного суда Архангельской области N А05-4746/20
21.12.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-15869/2021
08.09.2021 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-6126/2021
17.06.2021 Решение Арбитражного суда Архангельской области N А05-4746/20
11.05.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-4630/2021
25.02.2021 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-6641/20
20.07.2020 Решение Арбитражного суда Архангельской области N А05-4746/20