г. Москва |
|
26 февраля 2021 г. |
Дело N А41-2985/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 февраля 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Пивоваровой Л.В., Семушкиной В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Русаковым В.О.,
при участии в заседании:
от ООО "ЦПИП "Генезис-Центр": Сапожникова С.А., по доверенности от 12.03.2020, диплом о высшем юридическом образовании;
от Управления Росреестра по Московской области: Начкебия А.О., по доверенности от 17.11.2020;
от АО "РЖД": Виноградова Е.А., по доверенности от 30.01.2020, диплом о высшем юридическом образовании;
от ФГБУ "Федеральный научно-технический центр геодезии, картографии и инфраструктуры пространственных данных": не явились, извещены;
от Администрации городского округа Королев Московской области: не явились, извещены;
от ТУ Росимущества в Московской области: не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании дело N А41-2985/19 по заявлению ООО "ЦПИП "Генезис-Центр" к Управлению Росреестра по Московской области, третьи лица: Администрация городского округа Королев Московской области, ТУ Росимущества в Московской области, АО "РЖД", ФГБУ "Федеральный научно-технический центр геодезии, картографии и инфраструктуры пространственных данных", о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
ООО "ЦПИП "Генезис-Центр" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконными решения Управления Росреестра по Московской области о приостановлении кадастрового учета от 15.11.2018, решения Управления об отказе в учете изменений объекта недвижимости от 12.02.2019, обязании Управления устранить нарушение прав и законных интересов заявителя (с учетом принятых судом уточнений).
Решением Арбитражного суда Московской области от 04 июля 2019 года по делу N А41-2985/19 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, ООО "ЦПИП "Генезис-Центр" обжаловало его в апелляционном порядке.
Определением от 17 октября 2019 года Десятый арбитражный апелляционный суд перешел к рассмотрению дела N А41-2985/19 по правилам, предусмотренным АПК РФ для рассмотрения дел в арбитражном суде первой инстанции, так как решение от 04 июля 2019 года по делу N А41-2985/19 не подписано судьей.
ООО "ЦПИП "Генезис-Центр" уточнило заявленные требования, изложив их в следующей редакции:
- признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области об отказе от 15.02.2019 МО-19/РКФ-41348 в учете изменений земельного участка с кадастровым номером 50:45:0000000:3;
- обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области осуществить учет изменений земельного участка с кадастровым номером 50:45:0000000:3 в течение десяти дней с момента вступления решения в законную силу в установленном законом порядке.
Указанные уточнения были приняты апелляционным судом к рассмотрению.
Стороны и АО "РЖД" направили в судебное заседание своих представителей, представитель истца и третьего лица поддержали исковые требования, представитель заинтересованного лица по исковым требованиям возражал.
ТУ Росимущества в Московской области, ФГБУ "Федеральный научно-технический центр геодезии, картографии и инфраструктуры пространственных данных", Администрации городского округа Королев Московской области своих представителей в судебное заседание не направили.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121 - 124, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), но не явившихся в заседание и не направивших своих представителей.
Рассмотрев дело в порядке пункта 6.1 статьи 268 АПК РФ по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции по имевшимся и дополнительно представленным сторонами документам, суд полагает заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Как следует из материалов дела, в собственности Российской Федерации находится земельный участок КН 50:45:0000000:3, площадью 88 675 кв. м, вид разрешенного использования: для размещения и использования объектов железнодорожного транспорта. Земельный участок поставлен на кадастровый учет без определения границ.
Указанный земельный участок передан в аренду АО "Российские железные дороги".
С целью формирования границ земельного участка КН 50:45:0000000:3 между АО "РЖД" и Обществом заключен договор от 27.07.2014 по образованию земельного участка полосы отвода железной дороги.
Общество обратилось в Управление с заявлением о государственном кадастровом учете изменений в ЕГРН в части границ земельного участка КН 50:45:0000000:3.
16 ноября 2018 года Управление приняло решение о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. В качестве основания для приостановления заинтересованным лицом указаны следующие основания:
- межевой план не соответствует требованиям к подготовке межевого плана, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 г. N 921;
- с заявлением о государственном кадастровом учете обратилось ненадлежащее лицо;
- акт согласования местоположения границ земельного участка не содержит сведений о согласовании границ земельного участка;
- в акте согласования границ земельного участка отсутствуют сведения о правообладателе земельного участка,
- в раздел "Исходные данные" отсутствуют наименование и реквизиты документа, посредством которого получены сведения о пунктах государственной геодезической сети и пунктах опорной межевой сети, использованных при подготовке межевого плана, а именно: документа о предоставлении данных, находящихся в федеральном картографическом фонде,
- кадастровым инженером использовались в качестве исходных данных и указаны в разделе "Исходные данные" межевого плана земельного участка, пункты государственной геодезической сети, отсутствующие в Каталоге координат и высот Московской области МСК-50, а именно: "Метрогородок", Челобитьево", "Горенки".
Решением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области от 15.02.2019 МО-19/РКФ-41348 обществу отказано в учете изменений земельного участка с кадастровым номером 50:45:0000000:3.
Обращаясь с настоящими требованиями Общество ссылается на незаконность следующих оснований для приостановления и отказа:
- в раздел "Исходные данные" отсутствуют наименование и реквизиты документа, посредством которого получены сведения о пунктах государственной геодезической сети и пунктах опорной межевой сети, использованных при подготовке межевого плана, а именно: документа о предоставлении данных, находящихся в федеральном картографическом фонде,
- кадастровым инженером использовались в качестве исходных данных и указаны в разделе "Исходные данные" межевого плана земельного участка, пункты государственной геодезической сети, отсутствующие в Каталоге координат и высот Московской области МСК-50, а именно: "Метрогородок", Челобитьево", "Горенки".
Общество полагает необоснованными указанные основания, поскольку при составлении межевого плана им были использованы данные, полученные от ФГБУ "Федеральный научно-технический центр геодезии, картографии и инфраструктуры пространственных данных". В частности, от указанного государственного учреждения им были получены параметры (ключи) перехода от ГСК к МСК г. Москвы, в МСК-50. Указанные сведения содержались в представленных в Управление документах.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на принявшие акт, решение или совершившие действия (бездействие) орган или лицо (статья 65 и часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса).
Основания государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав содержатся в ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Особенности осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав при образовании объектов недвижимости приведены в статье 41 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости".
В статье 26 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" указано, что одним из оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является случай, когда форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 7 части 1).
Единственным основанием для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации права является неустранение причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона (статья 27 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости").
В соответствии с пунктом 4 статьи 18 Федерального закона N 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами (пункт 5 статьи 18 Федерального закона N 218-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации) межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в ЕГРН, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в ЕГРН сведения о земельном участке или земельных участках.
В межевом плане указываются (часть 2 статьи 22 Закона о регистрации):
1) сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете земельного участка или земельных участков;
2) новые необходимые для внесения в ЕГРН сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете земельного участка или земельных участков.
Приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 921 (далее - "Приказ") утверждены формы и состав сведений межевого плана, требования к его подготовке.
Пунктом 31 Приказа установлено, что в отношении использованных при подготовке межевого плана сведений о геодезической основе для пунктов государственной геодезической сети и пунктов опорной межевой сети указываются наименование и реквизиты документа о предоставлении данных, находящихся в федеральном картографо-геодезическом фонде.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации "О единых государственных системах координат" N 1463 от 28 декабря 2012 года, с 1 января 2017 года в качестве единой государственной системы координат для использования при осуществлении геодезических и картографических работ установлена геодезическая система координат 2011 года (ГСК 2011).
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 30.12.2015 N 431-ФЗ "О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон о геодезии), вступившим в силу с 1 января 2017 г., геодезические и картографические работы выполняются с использованием государственных, местных, локальных и международных систем координат, государственной системы высот и государственной гравиметрической системы.
Порядок и способы представления пространственных данных и материалов, содержащихся в государственных фондах пространственных данных, в том числе порядок подачи заявления о представлении указанных пространственных данных и материалов, включая форму такого заявления и состав прилагаемых к нему документов, и порядок определения размера платы за представление указанных пространственных данных и материалов устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 7 статьи 10 Закона о геодезии).
В соответствии с Законом о геодезии и картографии Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2007 N 139 утверждены Правила установления местных систем координат.
Согласно пунктам 2 и 3 названных Правил под местной системой координат понимается условная система координат, устанавливаемая в отношении ограниченной территории, не превышающей территорию субъекта Российской Федерации, начало отсчета координат и ориентировка осей координат которой смещены по отношению к началу отсчета координат и ориентировке осей координат единой государственной системы координат, используемой при осуществлении геодезических и картографических работ. Местные системы координат устанавливаются для проведения геодезических и топографических работ при инженерных изысканиях, строительстве и эксплуатации зданий и сооружений, межевании земель, ведении кадастров и осуществлении иных специальных работ. Обязательным требованием при установлении местных систем координат является обеспечение возможности перехода от местной системы координат к государственной системе координат, который осуществляется с использованием параметров перехода (ключей).
Использование местной системы координат МСК-50 определено в соответствии с частью 4 статьи 6 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" приказом Минэкономразвития России от 28.07.2017 N 383 "Об утверждении Порядка установления местных систем координат Роснедвижимости на субъекты Российской Федерации", вступившим в действие с 14.10.2017 года.
В соответствии с п. 4 Правил заказчиками установления МСК могут являться федеральные органы исполнительной власти. При этом полномочия территориальных органов федеральных органов исполнительной власти по установлению местных систем координат Правилами не предусмотрены.
Таким образом, для ведения государственного кадастра недвижимости и, следовательно, изготовления межевых планов должны применяться местные системы координат, предусмотренные Положением о местных системах координат Роснедвижимости на субъекты Российской Федерации, утвержденным Приказом Роснедвижимости от 18.06.2007 N П/0137.
Параметры перехода (ключи) от местной системы координат к государственной системе координат и каталоги (списки) координат геодезических пунктов в местной системе координат хранятся в федеральном картографо-геодезическом фонде и у заказчика или в уполномоченных им организациях.
Как следует из вышеизложенного, в территориальное управление Росреестра могут быть переданы параметры перехода (ключи) от местной системы координат к государственной системе координат только в случае, если указанное территориальное управление будет специально уполномочено на это Росреестром.
В то же время, как следует из п. 2 указанного выше Приказа Роснедвижимости, копии согласованного и утвержденного Положения о местных системах координат Роснедвижимости на субъекты Российской Федерации, параметров перехода (ключей) от местных систем координат к государственной системе координат и каталогов (списков) координат геодезических пунктов в местной системе координат планировалось передать только в федеральный картографо-геодезический фонд.
С целью проверки доводов сторон определением Десятого арбитражного апелляционного суда от 21 января 2020 года по делу N А41-2985/19 назначена экспертиза, её проведение поручено эксперту ООО "Профессиональный центр оценки и экспертиз" Агеевой Наталии Александровне.
Перед экспертом были поставлены следующие вопросы:
1.В какой системе координат определены координаты характерных точек границ земельного участка, указанных в межевом плане земельного участка КН 50:45:0000000:3, подготовленном кадастровым инженером Мартыновой Юлией Витальевной?;
2. Соответствует ли межевой план земельного участка КН 50:45:0000000:3, подготовленный кадастровым инженером Мартыновой Юлией Витальевной требованиям Приказа от 01.03.2016 N 90 Минэкономразвития РФ "Об утверждении требований к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, требований к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, а также требований к определению площади здания, сооружения и помещения"?
В апелляционный суд поступило экспертное заключение, согласно которому:
- на вопрос N 1 эксперт указал, что координаты характерных точек границ земельного участка, указанных в межевом плане земельного участка КН 50:45:0000000:3, подготовленном кадастровым инженером Мартыновой Юлией Витальевной, определены в системе координат МСК-50, зона 2, т.е. в системе координат установленной приказом Роснедвижимости от 18.06.2007 г. N П/0137 "Об утверждении Положения о местных системах координат Роснедвижимости на субъекты Российской Федерации" и принятой для ведения государственного реестра недвижимости на части территории Московской области;
- на вопрос N 2 эксперт указал, что межевой план земельного участка КН 50:45:0000000:3, подготовленный кадастровым инженером Мартыновой Юлией Витальевной соответствует требованиям Приказа от 01.03.2016 N 90 Минэкономразвития РФ "Об утверждении требований к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, требований к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, а также требований к определению площади здания, сооружения и помещения".
Таким образом, эксперт пришел к выводу, что представленный заявителем межевой план соответствует действующему законодательству, доводы оспариваемого отказа заинтересованного лица необоснованны.
Экспертное заключение оформлено в соответствии с требованиями статей 82, 83, 86 АПК РФ, в нем отражены все предусмотренные ч. 2 ст. 86 АПК РФ сведения.
Как указано в пункте 12 постановления Пленума ВАС РФ от 04.04.2014 N 23 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе" согласно положениям частей 4 и 5 статьи 71 АПК РФ заключение эксперта не имеет для суда заранее установленной силы и подлежит оценке наряду с другими доказательствами.
Суд оценивает доказательства, в том числе заключение эксперта, исходя из требований частей 1 и 2 статьи 71 Кодекса. При этом по результатам оценки доказательств суду необходимо привести мотивы, по которым он принимает или отвергает имеющиеся в деле доказательства (часть 7 статьи 71, пункт 2 части 4 статьи 170 АПК РФ).
На основании изложенного, решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области об отказе от 15.02.2019 МО-19/РКФ-41348 в учете изменений земельного участка с кадастровым номером 50:45:0000000:3 не соответствует действующему законодательству.
В качестве способа восстановления нарушенных прав общество просит обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области осуществить учет изменений земельного участка с кадастровым номером 50:45:0000000:3 в течение десяти дней с момента вступления решения в законную силу в установленном законом порядке.
Поскольку иных доводов, свидетельствующих о невозможности учета изменений земельного участка с кадастровым номером 50:45:0000000:3 заинтересованное лицо не представило, апелляционный суд полагает указанное требование подлежащим удовлетворению.
Исходя из изложенного, обжалуемое решение подлежащим отмене, а заявленные требования - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, пунктом 6.1 статьи 268, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 04 июля 2019 года по делу N А41-2985/19 отменить.
Признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области об отказе от 15.02.2019 N МО-19/РКФ-41348 в учете изменений земельного участка с кадастровым номером 50:45:0000000:3.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области осуществить учет изменений земельного участка с кадастровым номером 50:45:0000000:3 согласно межевому плану, подготовленному кадастровым инженером Мартыновой Ю.В. в течение десяти рабочих дней с момента вступления решения в законную силу в установленном законом порядке.
Взыскать с Управления Росреестра по Московской области (ИНН 7727270299) в пользу ООО "ЦПИП "Генезис-Центр" (ИНН 7701313170) 6 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Коновалов |
Судьи |
Л.В. Пивоварова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-2985/2019
Истец: ООО "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ПРОЕКТНО-ИЗЫСКАТЕЛЬСКОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "ГЕНЕЗИС-ЦЕНТР"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Россия, 143403, МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, Г. КРАСНОГОРСК, УЛ. РЕЧНАЯ, Д. 8
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА КОРОЛЁВА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, Администрация городского округа Королев МО, ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ", ООО "ЦПИП "Генезиз-Центр", ООО "ЦПИП "Генезис-Центр", ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ФГБУ "ФЕДЕРАЛЬНЫЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ГЕОДЕЗИИ, КАРТОГРАФИИ И ИНФРАСТРУКТУРЫ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ДАННЫХ", ООО "Профессиональный центр оценки и экспертиз", УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ФГБУ филиал "ФКП Росреестра" по МО