г. Ессентуки |
|
26 февраля 2021 г. |
Дело N А61-1453/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18.02.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 26.02.2021.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Цигельникова И.А., судей: Белова Д.А., Сомова Е.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Пучиновой Т.В., при участии представителей общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Эталон" - Ушаридзе И.Г. (директор), Валиахметовой Е.М. (доверенность от 19.10.2020 N 8), представителя Региональной службы по тарифам Республики Северная Осетия - Алания - Дарчинова И.Р. (доверенность от 11.01.2021 N 1), рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Этанол" на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 22.12.2020 по делу N А61-1453/2020 (судья Коптева М.Б.),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Эталон" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд РСО-Алания с заявлением к Региональной службе по тарифам Республики Северная Осетия - Алания (далее - Служба по тарифам) о признании незаконными действий при рассмотрении заявления Общества об установлении тарифов.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное государственное казенное учреждение "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" МО РФ).
Решением суда от 22.12.2020 в удовлетворении требований Общества отказано. Судебный акт мотивирован законностью и обоснованностью оспариваемого действия Службы по тарифам.
Не согласившись с принятым решением, Общество обжаловало его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе Общество указывает, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, неполно выяснены фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Просит решение отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте суда и Картотеке арбитражных дел (по веб-адресу: www.kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
Определением суда от 15.02.2021 удовлетворено ходатайство Общества о проведении судебного заседания с использованием системы видеоконференц-связи Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания.
От ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" МО РФ поступило заявление о возможности рассмотрения дела в отсутствие своего представителя.
В судебном заседании представители Общества поддержали позицию, изложенную в апелляционной жалобе.
Представитель Службы по тарифам возразил по существу доводов Общества, просит решение суда оставить без изменения.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей Общества и Службы по тарифам, считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела следует, что в 2019 году Общество обратилось в Службу по тарифам с заявлениями об установлении тарифов на передачу тепловой энергии и теплоносителя, на транспортировку воды и сточных вод на 2020 год.
21.02.2020 Служба по тарифам письмом N 213 отказала в рассмотрении заявлений Общества об установлении тарифов, со ссылками на пункт 16 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (утв. Постановлением Правительства РФ N 1075 от 22.10.2012), пункт 17 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (утв. Постановлением Правительства РФ N 406 от 13.05.2013).
Служба по тарифам указала, что к договору от 19.02.2010 N 24 не было представлено согласие собственника федерального имущества на передачу ему государственным или муниципальным предприятием или учреждением государственного или муниципального имущества, закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения или оперативного управления; не представлены документы, подтверждающие заключение вышеуказанного договора по результатам проведения торгов; не представлен план (экспликации) объекта, являющийся неотъемлемой частью договора; не представлен перечень договоров об осуществлении регулируемой деятельности; не представлена лицензия на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов. Также, в оспариваемом отказе Служба по тарифам указала, что Общество не является субъектом естественных монополий и не может осуществлять виды деятельности, указанные в статье 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях".
Не согласившись с отказом Службы по тарифам, выраженным в письме от 21.02.2020 N 213, Общество обжаловало его в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований Общества, исходил из следующего.
Порядок государственного регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения регламентирован Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406 (далее - Правила N 406).
Порядок государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения регламентирован Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" (далее - Правила N 1075).
Общество, в качестве правоустанавливающего документа, предоставило в Службу по тарифам договор безвозмездного пользования инженерными сетями и объектами коммунально-бытового назначения, находящихся в федеральной собственности от 19.02.2010 N 24 (далее - договор N 24), заключенный с ФГУ "Владикавказская КЭЧ района" (ссудодатель), а также дополнительное соглашение к договору N 24 от 25.02.2010 (приложение N 3). Срок действия договора с 01.03.2010 по 31.12.2020 (том 2, л.д.63-69).
Согласно актам приема-передачи от 19.02.2010 (приложения N 2) и от 25.02.2010 (приложение N 4), согласно договору N 24 Общество приняло в безвозмездное пользование имущество - инженерные сети (телефонные сети, сети подачи теплой и холодной воды, сточные сети, теплофикация, сети электроснабжения), именуемое "Объект" по адресу: РСО-Алания, г.Владикавказ, ул.Куйбышева, дом 120/1 - 134/7; а также центральный тепловой пункт с оборудованием (РСО-Алания, г.Владикавказ, ул.Куйбышева, дом 120/5 "а"), два резервуара воды емкостью 2000 куб.м, водонасосная станция с оборудованием (г.Владикавказ, ул.Куйбышева, дом 120/6 "а"). План экспликации объекта является неотъемлемой частью настоящего договора (приложение N 1).
ФГУ "Владикавказская КЭЧ района" (ссудодатель) прекратило свою деятельность 26.08.2011 путем присоединения к ФГУ "Северо-Кавказское ТУИО" МО РФ, согласно приказу Министра обороны РФ от 17.12.2010 N 1871.
ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" (ранее ФГУ "Северо-Кавказское ТУИО" МО РФ в своих пояснениях (отзыв на заявление от 24.09.2020) указало, что не является собственником 29 жилых домов, расположенных в военном городке "Весна" в г.Владикавказ, имущество находится на праве оперативного управления. Указанные объекты на баланс ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" МО РФ не передавались (том 2 л.д.90-93).
Таким образом, на момент обращения Общества с заявлением в Службу по тарифам об установлении цен (тарифов) для осуществления регулируемой деятельности у Общества отсутствовали законные основания владения, пользования и распоряжения объектами водоснабжения, теплоснабжения и принятие решения об установлении цен (тарифов) регулирующими органами, не представлялось возможным.
Общество не выполнило требования пункта 17 Правил N 406 и пункта 16 Правил N 1075 о предоставлении копий правоустанавливающих документов в отношении объектов недвижимости, используемых для осуществления регулируемой деятельности.
Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", отчуждение объектов централизованных систем холодного водоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в частную собственность, а равно и передача указанных объектов и прав пользования ими в залог, внесение указанных объектов и прав пользования ими в уставный капитал субъектов хозяйственной деятельности не допускается.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) передача государственного или муниципального имущества конкретному хозяйствующему субъекту без проведения торгов (конкурса, аукциона) создает для данного субъекта преимущественные условия в получении указанного имущества во временное владение и (или) пользование и препятствует доступу к государственному или муниципальному ресурсу неопределенному кругу лиц, которые также могут иметь намерение приобрести права в отношении государственного или муниципального имущества. Передача прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества государственными или муниципальными предприятиями или учреждениями на конкурсной основе, то есть путем проведения конкурса или аукциона, позволяет обеспечить равный доступ к государственному или муниципальному имуществу всех заинтересованных в приобретении прав владения и (или) пользования в отношении данного имущества лиц и препятствует ограничению, недопущению, устранению конкуренции.
В соответствии со статьей 17.1 Закона N 135-ФЗ заключении договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества может быть осуществлено только по результатам проведения торгов, за исключением установленных в частях 1, 3.1 и 9 статьи 17.1 Закона случаев.
На момент обращения Общества в Службу по тарифам с заявлением об открытии дел об установлении цен (тарифов) на 2020 год решением уполномоченного органа (постановлениями) уже были утверждены тарифы в сфере водоотведения и теплоснабжения с учетом действующей договорной схемы и имущественного комплекса на предыдущие периоды на 2012 - 2019 годы. Таким образом, ранее установленные Обществу тарифы на водоотведение и теплоснабжение в настоящее время являются действующими.
В соответствии с Федеральным законом N 116-ФЗ от 21.07.1997 "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" отсутствовали основания для представления Обществом лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов, так как доказательства внесения центрального теплового пункта, используемого Обществом, в реестр опасных производственных объектов не представлены.
Учитывая изложенные обстоятельства, а также то обстоятельство, что Общество не является субъектом естественных монополий и не может осуществлять виды деятельности, указанные в статье 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для отказа Обществу в установлении тарифов.
Оспариваемое решение (отказ) соответствует Федеральному закону N 416-ФЗ, Положению N 171 и Регламенту, не нарушает права и законные интересы Общества в сфере осуществления предпринимательской деятельности.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины за обращение с апелляционной жалобой относятся на заявителя жалобы в порядке и размерах, установленных ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации..
Руководствуясь статьями 266, 268, 271, 272, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 22.12.2020 по делу N А61-1453/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Цигельников И.А. |
Судьи |
Белов Д.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А61-1453/2020
Истец: ООО "Управляющая компания "Эталон"
Ответчик: Региональная служба по тарифам РСО-Алания
Третье лицо: ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО Минобороны России", Валиахметова Елена Маратовна, РЕГИОНАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТАРИФАМ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ