Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 июня 2021 г. N Ф07-7191/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
28 февраля 2021 г. |
Дело N А56-38230/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 февраля 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Денисюк М.И.
судей Зотеевой Л.В., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Новоселовой В.В.
при участии:
от заявителя: предст. Бардиловский Д.К. - доверенность от 23.11.2020
от заинтересованного лица: предст. Свайкина Т.Г. - доверенность от 09.01.2020
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-27654/2020) Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.08.2020 по делу N А56-38230/2020 (судья Синицына Е.В.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Космосервис третья"
к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга
об оспаривании распоряжения от 19.03.2020 N 882-рл
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "УК Космосервис третья" (далее - заявитель, Общество, ООО "Космосервис третья") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании распоряжения Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга (далее - Инспекция, ГЖИ Санкт-Петербурга) от 19.03.2020 N 882-рл "Об отказе во внесении изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации - Санкт-Петербурга".
Решением суда от 07.08.2020 заявленные Обществом требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, ГЖИ Санкт-Петербурга направила апелляционную жалобу, в которой просила решение суда от 07.08.2020 отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований. Податель жалобы указывает на то, что с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий от 05.03.2020 вх. N 08-11-4965/20-0-0 Обществом был представлен протокол общего собрания от 10.02.2020, к которому был приложен реестр собственников (правообладателей) помещений МКД (Приложение N 1), в котором отсутствовали реквизиты документов, подтверждающих право собственности на жилое помещение, сведения о форме собственности в отношении каждого из указанных помещений, сведения о доле в праве собственности. Как указывает податель жалобы, указанный недостаток протокола общего собрания от 10.02.2020 является существенным, поскольку не позволяет определить правовой статус лиц, принимавших участие в общем собрании собственников помещений МКД, их долю в праве собственности (количество голосов), а следовательно установить достоверность представленных документов и отсутствие признаков ничтожности в соответствии с пунктом 5 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр (далее - Порядок N938/пр). Из представленного Обществом реестра собственников (правообладателей) помещений МКД (Приложение N 1 к протоколу от 10.02.2020) невозможно установить, что указанные в реестре лица являются участниками долевого строительства, подписавшими передаточные акты с застройщиком многоквартирного дома в течении года со дня выдачи разрешения на ввод МКД в эксплуатацию, то есть не соответствуют требованиям части 1.1 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ). Таким образом, податель жалобы полагает, что Инспекция правомерно вынесла оспариваемое распоряжение от 19.03.2020 N 882-рл об отказе во внесении изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации - Санкт-Петербурга, поскольку представленные заявителем документы не соответствовали пункту 3 Порядка N938/пр.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы апелляционной жалобы, представил для обозрения оригиналы заявления Общества о внесении изменений в реестр лицензий от 05.03.2020 с приложенными документами. Представитель Общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Общество обратилось в ГЖИ Санкт-Петербурга с заявлением вх. N 08-11-4965/20-0-0 от 05.03.2020 о внесении изменений в реестр лицензий многоквартирных домов, в связи с заключением договора управления многоквартирным домом по адресу: г. Санкт-Петербург, пр. Советский, д. 36, корп. 1, стр.1 (далее - МКД) на основании протокола общего собрания собственников МКД от 10.02.2020.
В ходе рассмотрения заявления Общества от 05.03.2020 с приложенными к нему документами, Инспекцией установлено, что представленные Обществом заявление и документы не соответствуют требованиям, установленным подпунктом "а" пункта 3 Порядка N 938/пр, а именно: Реестр собственников помещений в МКД, являющийся приложением к протоколу общего собрания собственников от 10.02.2020 не содержит реквизиты документов, подтверждающих право собственности на указанные жилые помещения, сведения о форме собственности в отношении каждого из помещений; реквизиты документов, подтверждающих право собственности, отсутствуют также в части решений собственников. Учитывая изложенное Инспекция пришла к выводу о том, что установить наличие (отсутствие) признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений МКД, оформленного протоколом от 10.02.2020, не представляется возможным.
Указанные обстоятельства отражены в акте от 16.03.2020 и заключении от 19.03.2020.
Распоряжением ГЖИ Санкт-Петербурга от 19.03.2020 N 882-рл Обществу отказано во внесении изменений в реестр лицензий в связи с несоответствием заявления и документов требованиям, установленным подпунктом "а" пункта 5 Порядка N 938/пр, а именно: в связи с несоответствием заявления и приложенных документов требованиям подпункта "а" пункта 3 Порядка N 938/пр (по обстоятельствам, отраженным в акте от 16.03.2020 и заключении от 19.03.2020). В распоряжении от 19.03.2020 N 882-рл также указано на несоответствие заявления и приложенных документов подпункту "м" пункта 3 Порядка N 938/пр, поскольку копии представленных с заявлением документов надлежащим образом не заверены уполномоченным должностным лицом заявителя (не указана должность лица, заверившего документы).
Не согласившись с распоряжением от 19.03.2020 N 882-рл, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что у Инспекции отсутствовали основания для отказа Обществу во внесении изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации - Санкт-Петербург в отношении МКД в связи с несоответствием заявления и документов требованиям подпункта "а" пункта 5 Порядка N 938/пр, в связи с чем удовлетворил заявленные Обществом требования.
Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон и представленные в материалы дела документы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Инспекции и отмены решения суда от 07.08.2020 в связи со следующим.
В соответствии с частью 2 статьи 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
Согласно части 3 статьи 161 ЖК РФ способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в этом доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 1 статьи 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом.
В силу части 3 статьи 45 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов.
Согласно части 1 статьи 46 ЖК РФ решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением предусмотренных пунктами 1 - 3.1 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в порядке, установленном общим собранием собственников помещений в данном доме.
В соответствии с частью 3 статьи 48 ЖК РФ количество голосов которым обладает каждый собственник помещения в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в данном доме, пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество в данном доме.
Согласно статье 18 ЖК РФ право собственности и иные вещные права на жилые помещения подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии с частью 16 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимое, и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 214-ФЗ) право собственности участника долевого строительства на объект долевого строительства подлежит государственной регистрации в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок о ним" (далее - Закон N 122-ФЗ).
Основанием для государственной регистрации права собственности участника долевого строительства на объект долевого строительства являются документы, подтверждающие факт его постройки (создания), - разрешение на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, в состав которых входит объект долевого строительства, и передаточный акт или иной документ о передаче объекта долевого строительстве (часть 2 статьи 16 Закона N 214-ФЗ).
В силу части 1 статьи 12 Закона N 214-ФЗ обязательства застройщика считаются исполненными с момента подписания сторонами передаточного акта или иного документе о передаче объекта долевого строительства.
Согласно статье 8 Закона N 214-ФЗ передача объекта долевого строительства застройщиком и принятие его участником долевого строительства осуществляются по подписываемым сторонами передаточному акту или иному документу о передаче. Передача объекта долевого строительства осуществляется не ранее, чем после получения в установленном порядке разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости. После получения застройщиком в установленном порядке разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости застройщик обязан передать объект долевого строительства не позднее предусмотренного договором срока. При этом не допускается досрочное исполнение застройщиком обязательства по передаче объекта долевого строительства, если иное не установлено договором.
В соответствии с частью 1.1 статьи 44 ЖК РФ лица, принявшие от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, вправе принимать участие в общих собраниях собственников помещений в многоквартирном доме и принимать решения по вопросам, отнесенным настоящим Кодексом к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, в течение года со дня выдачи разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию.
Таким образом, с момента подписания передаточного акта участник долевого строительства владеет, пользуется построенным объектом недвижимости, то есть фактически осуществляет права собственника, а также вправе принимать участие в общих собраниях собственников помещений в многоквартирном доме и принимать решения по вопросам, отнесенным к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Как следует из материалов дела, в соответствии с протоколом общего собрания собственников (правообладателей) помещений в МКД от 10.02.2020 собственниками (правообладателями) было принято решение о выборе способа управления МКД в виде управляющей организации, а также в качестве управляющей организации выбрано ООО "УК Космосервис третья".
В соответствии с частью 7 статьи 162 ЖК РФ управляющая организация обязана приступить к исполнению договора управления многоквартирным домом с даты внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления таким домом.
Частью 1.3 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется на основании лицензии на ее осуществление, за исключением случая осуществления такой деятельности товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и предусмотренного частью 3 статьи 200 настоящего Кодекса случая.
Согласно части 1 статьи 198 ЖК РФ сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом в системе.
В случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора (часть 2 статьи 198 ЖК РФ).
Частью 3 статьи 198 ЖК РФ установлено, что орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр утвержден Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации (далее - Порядок N 938/пр).
В соответствии с пунктом 2 Порядка N 938/пр изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации (далее - орган государственного жилищного надзора), в том числе, на основании представленного лицом, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирным домом (далее - заявитель), заявления о внесении изменений в реестр, содержащего сведения, указанные в пункте 2 Порядка N 938/пр; к заявлению должны быть также приложены документы, перечисленные в пункте 3 Порядка N 938/пр.
Согласно пункту 4 Порядка N 938/пр рассмотрение заявления и документов, указанных в пункте 3 настоящего Порядка, и принятие одного из решений, указанных в пункте 7 настоящего Порядка, осуществляется органом государственного жилищного надзора.
В соответствии с пунктом 5 Порядка N 938/пр в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий:
а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка;
б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 настоящего Порядка;
в) отсутствия противоречий сведений, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям;
г) выполнения заявителем требования, установленного частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, о размещении указанной в заявлении информации в системе, в случае наличия данной обязанности у заявителя;
д) отсутствия вступившего в законную силу решения суда о признании заявителя банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)";
е) отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения пункта 1 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 7 Порядка N 938/пр по результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений,
а) о внесении изменений в реестр;
б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов;
в) о приостановлении рассмотрения заявления.
Согласно подпункту "а" пункта 9 Порядка N 938/пр основаниями для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов являются несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "а", "г" - "е" пункта 5 настоящего Порядка.
В силу пункта 8 Порядка N 938/пр решение о внесении изменений в реестр принимается органом государственного жилищного надзора в случае соответствия заявления и документов условиям, указанным в пункте 5 настоящего Порядка.
Как следует из материалов дела, Общество обратилось в Инспекцию с заявлением вх. N 08-11-4965/20-0-0 от 05.03.2020 о внесении изменений в реестр лицензий Санкт-Петербурга в связи с заключением договора управления МКД с приложением документов, поименованных в пункте 3 Порядка N 938/пр.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 3 Порядка N 938/пр к заявлению о внесении изменений в реестр прилагаются копия протокола и решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа управления многоквартирным домом управляющей организацией и заключении с ней договора управления многоквартирным домом либо об изменении способа управления многоквартирным домом или расторжении договора управления в случае проведения такого собрания, за исключением случая представления в орган государственного жилищного надзора подлинников указанных документов в соответствии с частью 1 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Требования к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах утверждены Приказом Минстроя России от 28.01.2019 N 44/пр (далее - Требования N 44/пр)
В соответствии с подпунктом "а" пункта 20 Требований N 44/пр обязательными приложениями к протоколу общего собрания являются:
- реестр собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий сведения о собственниках всех помещений в многоквартирном доме с указанием фамилии, имени, отчества (последнее - при наличии) собственников - физических лиц, полного наименования и ОГРН собственников - юридических лиц, номера принадлежащих им на праве собственности помещений в многоквартирном доме (при наличии), реквизиты документов, подтверждающих их право собственности на указанные помещения, сведения о форме собственности в отношении каждого из указанных помещений, сведения о площади каждого помещения в многоквартирном доме и о доле в праве собственности на такие помещения, принадлежащей каждому из их собственников.
В рассматриваемом случае, как следует из представленных Инспекцией в суд первой инстанции документов (заявления от 05.03.2020 с приложениями) Приложение N 1 к протоколу от 10.02.2020 - Реестр собственников (правообладателей) помещений МКД содержало сведения о собственниках/правообладателях помещений в спорном МКД и их площади, а также сведения об общей жилых помещений МКД.
При этом Приложение N 4 к протоколу от 10.02.2020 - Реестр собственников (правообладателей) помещений МКД, принявших участие в общем собрании собственников помещений, которое было представлено с заявлением о внесении изменений в реестр вх. N 08-11-4965/20-0-0 от 05.03.2020, содержит Ф.И.О. собственника/правообладателя помещения, сведения о площади помещения, а также реквизиты документов, подтверждающих права собственников (правообладателей) на указанные жилые помещения (дату акта приема-передачи) (л.д.84-88). Кроме того, аналогичные сведения были также указаны в реестре договоров, заключенных управляющей компанией с сособственниками помещений МКД (л.д.79-83).
Из протокола общего собрания от 10.02.2020 с приложениями возможно установить, что в общем собрании, итоги которого оформлены протоколом от 10.02.2020, приняли участие собственники (правообладатели на основании актов приема-передачи) помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов, что свидетельствует о наличии кворума и соответствует требованиям статьи 45 ЖК РФ.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что у Инспекции отсутствовали основания для отказа Обществу во внесении изменений в реестр лицензий в отношении МКД в связи с несоответствием заявления и документов требованиям подпункта "а" пункта 3 Правил N 938/пр.
Доводы о нарушении Обществом требований подпункта "м" пункта 3 Порядка N 938/пр также обоснованно отклонены судом первой инстанции.
В соответствии с подпунктом "м" пункта 3 Порядка N 938/пр к заявлению о внесении изменений в реестр прилагаются, в том числе опись представляемых документов с указанием наименования и реквизитов каждого документа и количества листов, подписанная заявителем (уполномоченным представителем заявителя). Копии представляемых с заявлением документов должны быть прошиты и надлежащим образом заверены уполномоченным должностным лицом заявителя.
В соответствии с пунктом 5.26 "ГОСТ Р 7.0.97-2016. Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов" отметка о заверении копии оформляется для подтверждения соответствия копии документа (выписки из документа) подлиннику документа. Отметка о заверении копии проставляется под реквизитом "подпись" и включает: слово "Верно"; наименование должности лица, заверившего копию; его собственноручную подпись; расшифровку подписи (инициалы, фамилию); дату заверения копии (выписки из документа).
Как следует из представленных Инспекцией в материалы дела документов (заявления о внесении изменений в реестр лицензий от 05.03.2020 с приложенными документами, л.д.54-89) Обществом при заверении копий документов используется текстовый штамп "копия верна" с указанием должности, фамилии и инициалов генерального директора.
Таким образом, представленные Обществом документы с заявлением от 05.03.2020 о внесении изменений в реестр лицензий соответствовали требования подпункта "м" пункта 3 Порядка N 938/пр.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии у Инспекции предусмотренных подпунктом "а" пунктом 5 Порядка N 938/пр оснований для отказа Обществу во внесении изменений в реестр лицензий в отношении МКД на основании заявления о внесении изменений в реестр вх. N 08-11-4965/20-0-0 от 05.03.2020.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные Обществом требования и признал недействительным распоряжение ГЖИ Санкт-Петербурга от 19.03.2020 N 882-рл "Об отказе во внесении изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации - Санкт-Петербурга".
Нарушения судом первой инстанции норм материального и процессуального права не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Инспекции и отмены решения суда первой инстанции от 07.08.2020 не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07 августа 2020 года по делу N А56-38230/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.И. Денисюк |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-38230/2020
Истец: ООО "Управляющая компания "Космосервис третья"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Третье лицо: ООО "МОСОБЛПОЛИМЕР"