Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 27 мая 2021 г. N Ф09-2663/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Пермь |
|
01 марта 2021 г. |
Дело N А60-50358/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 февраля 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 марта 2021 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васильевой Е.В.,
судей Муравьевой Е.Ю., Риб Л.Х.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Тиуновой Н.П.
при участии представителя заявителя общества с ограниченной ответственностью "Уралпромторг" Сальниковой С.В. по доверенности от 13.07.2020, паспорт, диплом (в онлайн-режиме посредством использования информационной системы "Картотека арбитражных дел"),
иные лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя общества с ограниченной ответственностью "Уралпромторг"
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 09 декабря 2020 года
по делу N А60-50358/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Уралпромторг" (ИНН 6639009431, ОГРН 1026601980877)
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга (ИНН 6658040003, ОГРН 1046602689495),
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 29 по Свердловской области (ИНН 6683000011, ОГРН 1126603000017)
и Федеральной налоговой службе (ИНН 7707329152, ОГРН 1047707030513)
о признании незаконным исключения из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Уралпромторг" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к ИФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга, Межрайонной ИФНС России N 29 по Свердловской области и ФНС России о признании незаконным исключения общества из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства и обязании включить сведения об обществе в указанный реестр.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 09 декабря 2020 года в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе заявитель приводит доводы о том, что действия налоговых органов не соответствуют нормам действующего законодательства, исключение ООО "Уралпромторг" из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства произведено без учета утраты статуса участника ООО "М-групп" в связи с его прекращением. Судом не исследовался вопрос статуса участника - юридического лица после исключения его из ЕГРЮЛ.
В судебном заседании представитель заявителя на доводах жалобы настаивал.
ИФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга и Межрайонная ИФНС России N 29 по Свердловской области представили отзывы на апелляционную жалобу, в которых возражают против ее доводов, просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу общества - без удовлетворения.
До начала судебного заседания от ИФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителей.
ФНС России, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания, отзыв на апелляционную жалобу не представила, в заседание суда апелляционной инстанции представителей не направили, что на основании пункта 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, ООО "Уралпромторг" зарегистрировано в качестве юридического лица 17.01.2000, прошло перерегистрацию с внесением данных в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) 02.09.2002; стоит на учете в качестве налогоплательщика в Межрайонной ИФНС России N 29 по Свердловской области.
В период с 01.08.2016 по 10.08.2020 ООО "Уралпромторг" было включено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, как микропредприятие (далее также - ЕРСМП).
Его участниками с июня 2014 г. являлись: ООО "М-ГРУПП" (ОГРН 1147847089235 ИНН7842515331) с размером доли в уставном капитале 80%; Савельев Владимир Иванович с размером доли в уставном капитале 20%.
ООО "М-ГРУПП" в период с 01.08.2016 по 10.07.2020 также числилось в ЕРСМП, как микропредприятие.
18.06.2020 ООО "М-ГРУПП" было исключено из ЕГРЮЛ в связи с наличием сведений о недостоверности записей о данном юридическом лице.
ООО "Уралпромторг", обнаружив себя исключенным 10.08.2020 из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, обратилось 18.09.2020 с запросом через сервис ФНС России с использованием функции "Вас нет в реестре или данные не корректны?" и получило ответ, что по результатам рассмотрения сообщения налоговым органом не выявлено ошибок в сведениях, использованных при формировании ЕРСМП. При обращении в налоговые органы для конкретизации причин исключения получен ответ: причиной исключения явилось несоответствие состава участников критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства: 80% уставного капитала ООО "Уралпромторг" принадлежит ООО "М-ГРУПП", которое не включено в ЕРСМП.
Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным исключения общества из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства и об обязании включить сведения об организации в данный реестр.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований, пришел к выводу о несоответствии ООО "Уралпромторг" установленным условиям для включения в ЕРСМП.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) субъекты малого и среднего предпринимательства - хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям, сведения о которых внесены в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно части 1 статьи 4 Закона N 209-ФЗ к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным частью 1.1 настоящей статьи, хозяйственные общества (товарищества), хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.
В силу пункта 1 части 1.1 статьи 4 Закона N 209-ФЗ для отнесения к таким субъектам хозяйственных обществ должно быть выполнено хотя бы одно из требований, предусмотренных данным пунктом, например, чтобы участники данного хозяйственного общества - иностранные юридические лица и (или) юридические лица, не являющиеся субъектами малого и среднего предпринимательства - владели суммарно не более чем сорока девятью процентами долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью.
Таким образом, общество с ограниченной ответственностью (ООО), в уставном капитале которого доля юридического лица превышает 49%, отвечает условиям пункта 1 части 1.1 статьи 4 Закона N 209-ФЗ для отнесения этого ООО к субъектам малого и среднего предпринимательства до тех пор, пока это юридическое лицо (участник ООО) само является субъектом малого и среднего предпринимательства.
В соответствии со статьей 4.1 Закона N 209-ФЗ сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным статьей 4 настоящего Федерального закона, вносятся в ЕРСМП в соответствии с настоящей статьей (часть 1).
Ведение указанного реестра осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах (уполномоченный орган) (часть 2), то есть Федеральной налоговой службой.
Согласно части 4 статьи 4.1 в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 27.10.2020 N 349-ФЗ), внесение сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в ЕРСМП и исключение таких сведений из него осуществляется уполномоченным органом на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, ЕРСМП, представленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год, сведений о доходе, полученном от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, сведений, содержащихся в документах, связанных с применением специальных налоговых режимов в предшествующем календарном году, а также сведений, представленных в уполномоченный орган в соответствии с частями 5 и 6 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ.
В силу пункта 3 части 5 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ содержащиеся в ЕРСМП сведения, указанные в пунктах 1, 3, 7 и 8 части 3 настоящей статьи, в случае их изменения вносятся в данный реестр или исключаются из него 10-го числа месяца, следующего за месяцем внесения соответствующих сведений в ЕГРЮЛ.
Поскольку в июне 2020 г. ООО "М-ГРУПП" было исключено из ЕГРЮЛ, 10.07.2020 оно было исключено из ЕРСМП, а 10.08.2020 из ЕРСМП было исключено и ООО "Уралпромторг", так как его участник - юридическое лицо, доля которого в уставном капитале общества превышает 49%, перестало быть субъектом малого и среднего предпринимательства.
Таким образом, действия ФНС России по исключению заявителя из ЕРСМП соответствуют нормам Закона N 209-ФЗ.
Оспаривая в суде первой инстанции действия налоговых органов, заявитель ссылался на то, что, поскольку ООО "М-ГРУПП" исключено из ЕГРЮЛ, на 01.07.2020 среди участников ООО "Уралпромторг" нет юридических лиц, в связи с чем оно продолжает оставаться субъектом малого предпринимательства.
Отклоняя эти доводы, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ влечет правовые последствия, предусмотренные законами применительно к ликвидированным юридическим лицам (пункт 2 статьи 64.2 Гражданского кодекса Российской Федерации), но не означает автоматическое исключение юридического лица из участников иных юридически лиц.
Согласно пункту 8 статьи 63 ГК РФ оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или корпоративные права в отношении юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительным документом юридического лица.
В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Федерального закона от 08.02.1998 февраля 1998 года N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" переход доли или части доли в уставном капитале общества к одному или нескольким участникам данного общества либо к третьим лицам осуществляется на основании сделки, в порядке правопреемства или на ином законном основании.
В силу пункта 8 данной статьи доли в уставном капитале общества переходят к наследникам граждан и к правопреемникам юридических лиц, являвшихся участниками общества, если иное не предусмотрено уставом общества с ограниченной ответственностью. Уставом общества может быть предусмотрено, что переход доли в уставном капитале общества к наследникам и правопреемникам юридических лиц, являвшихся участниками общества, передача доли, принадлежавшей ликвидированному юридическому лицу, его учредителям (участникам), имеющим вещные права на его имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица, допускаются только с согласия остальных участников общества. Уставом общества может быть предусмотрен различный порядок получения согласия участников общества на переход доли или части доли в уставном капитале общества к третьим лицам в зависимости от оснований такого перехода.
В соответствии с пунктом 1.4 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) при внесении в ЕГРЮЛ изменений, касающихся перехода доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью на основании сделки (договора), подлежащей (подлежащего) обязательному нотариальному удостоверению, заявителем является нотариус, удостоверивший соответствующую сделку (соответствующий договор).
В иных случаях, касающихся перехода доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, заявителями могут быть участник общества, учредитель (участник) ликвидированного юридического лица - участника общества, имеющий вещные права на его имущество или обязательственные права в отношении этого ликвидированного юридического лица, иное лицо, которое в силу закона может быть заявителем при внесении в ЕГРЮЛ изменений в связи с переходом доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью.
Таким образом, действующее законодательство не наделило регистрирующий орган полномочиями изменять в ЕГРЮЛ сведения, касающиеся участников юридического лица, по собственной инициативе (без обращения соответствующих заинтересованных лиц).
Для исключения ООО "М-ГРУПП" из числа своих участников ООО "Уралпромторг" или иные заинтересованные лица должны обратиться в регистрирующий орган с заявлением о внесении соответствующих изменений в сведения о юридическом лице.
Не оспаривая указанные выводы суда, но настаивая в суде апелляционной инстанции на обоснованности заявленных требований об оспаривании действий налоговых органов, общество поясняет, что исключение его участника из ЕГРЮЛ само по себе не должно влечь утрату обществом статуса субъекта малого предпринимательства.
Данные доводы не могут быть приняты во внимание, поскольку противоречат приведенным выше положениям статей 4, 4.1 Закона N 209-ФЗ, которые устанавливают достаточно формальный подход к отнесению хозяйственных обществ к субъектам малого предпринимательства.
Как уже указано в постановлении, в силу пункта 1 части 1.1 статьи 4 Закона N 209-ФЗ для отнесения хозяйственных обществ к субъектам малого предпринимательства должно быть выполнено хотя бы одно из требований, предусмотренных данным пунктом, например, чтобы участники данного хозяйственного общества - иностранные юридические лица и (или) юридические лица, не являющиеся субъектами малого и среднего предпринимательства - владели суммарно не более чем сорока девятью процентами долей в уставном капитале ООО.
При этом в силу пункта 1 статьи 3 и части 1 статьи 4 Закона N 209-ФЗ субъектом малого и среднего предпринимательства может быть только зарегистрированное в установленном порядке юридическое лицо, сведения о котором внесены в ЕРСМП.
ООО "М-ГРУПП" в июне 2020 г. было исключено из ЕГРЮЛ и, как следствие, утратило статус субъекта малого предпринимательства, в связи с чем правомерно исключено из ЕРСМП 10.07.2020 (10-го числа месяца, следующего за месяцем внесения соответствующих сведений в ЕГРЮЛ).
Так как входящее в состав общества юридическое лицо (с долей в уставном капитале в размере 80%) перестало являться субъектом малого предпринимательства, в силу пункта 1 части 1.1 статьи 4 Закона N 209-ФЗ и само общество перестало являться субъектом малого предпринимательства. Следовательно, действия ФНС России по исключению общества из ЕРСМП являются законными.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 09 декабря 2020 года по делу N А60-50358/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Е.В. Васильева |
Судьи |
Е.Ю. Муравьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-50358/2020
Истец: ООО "УРАЛПРОМТОРГ"
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО ВЕРХ-ИСЕТСКОМУ РАЙОНУ Г. ЕКАТЕРИНБУРГА, МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 29 ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА