г. Москва |
|
12 апреля 2024 г. |
Дело N А40-24738/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 апреля 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.А. Ким,
судей Д.В. Пирожкова, А.И. Трубицына,
при ведении протокола судебного заседания секретарем М.О. Солодовниковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Департамента городского имущества города Москвы
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 01 февраля 2024 года по делу N А40- 24738/23,
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Отец" (ОГРН: 1227700388850, ИНН: 7716968130)
к 1) Департаменту города Москвы по конкурентной политике (ОГРН: 1047796171390, ИНН: 7704515009);
2) Департаменту городского имущества города Москвы (ОГРН: 1037739510423, ИНН: 7705031674)
третье лицо: ТСЖ "Гамалеи 23-1"
о признании недействительными торгов.
при участии в судебном заседании представителей:
от истца - Кармаенкова Т.А. по доверенности от 18.01.2024
от ответчиков - от Департамента города Москвы по конкурентной политике - Мезенцева Г.В. по доверенности от 09.01.2024, от Департамента городского имущества города Москвы - Немченков Д.А по доверенности от 11.12.2023
от третьего лица - извещен, представитель не явился.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Отец" обратилось в арбитражный суд с иском к 1) Департаменту города Москвы по конкурентной политике; 2) Департаменту городского имущества города Москвы о признании недействительными торгов по продаже имущества, находящегося в собственности города Москвы (информационное извещение N 21000005000000005593 о проведении торгов от 16.11.2022 г), о признании договора N 78-01459/22 купли-продажи недвижимого имущества, недействительной сделкой и применений последствия недействительности сделки в виде взыскания денежных средств, в размере уплаченного задатка в сумме 1 250 200 руб.
Оценив доводы и возражения сторон в совокупности с представленными доказательствами, руководствуясь ст.ст. 12, 167-168, 447-449 ГК РФ, руководствуясь ст. ст. 4, 27, 29, 65, 71, 110-112, 123, 156, 167-170 АПК РФ решением от 01 февраля 2024 г. суд первой инстанции иск удовлетворил.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил указанное решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт, в обоснование отмены ссылался на то, что суд не учел, что сведения о наличии обременения виде запрета на регистрационные действия имелись в составе лотовой документации, задаток не подлежит возврату победителю торгов, отказавшемуся от заключения договора.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте www.kad.arbitr.ru в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель Департамента городского имущества города Москвы доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме. Считает решение суда незаконным и необоснованным, просит решение суда отменить.
Представитель Департамента города Москвы по конкурентной политике доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме. Считает решение суда незаконным и необоснованным, просит решение суда отменить.
Представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по доводам, изложенным в отзыве. Считает решение суда законным и обоснованным, доводы апелляционной жалобы несостоятельными.
Представитель третьего лица в судебное заседание апелляционной инстанции не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, в связи, с чем дело рассмотрено в его отсутствие в порядке ст. ст. 123, 156 АПК РФ.
Девятый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив представленные доказательства, не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы.
Судом установлено, что Департаментом города Москвы по конкурентной политике проводились торги по продаже имущества, находящегося в собственности города Москвы, нежилого помещения по адресу: г. Москва, ул. Гамалеи, д. 23, корп. 1 площадью 268,2 кв. м (Подвал N 0), кадастровый номер: 77:08:0009022:6668, без объявления цены. Информационным извещением N21000005000000005593 о проведении торгов от 16.11.2022 г. (https://torgi.gov.ru/new/public/notices/view/21000005000000005593) была опубликована информация о проведении торгов с приложением лотовой документации по объекту.
Согласно п. 2.2 Объект приватизации, выставляемый на продажу без объявления цены в электронной форме (фотографии объекта размещаются на Официальных сайтах продажи): Нежилое помещение 77:08:0 009022: 6668 СЗАО / г. Москва, ул. Гамалеи, д. 23, корп. 1 268,2 Подвал N 0 Этажность: 5, Год постройки: 1958, Процент износа: 40% на 2000. Вход в 1. По данным отчета об оценке в нежилом помещении санузел имеется. По данным справки БТИ от 17.12.2020 Обременения отсутствуют. Наличие на объекте перепланировок (переустройств), установление публичного сервитута; нежилое (ые) помещение(я) отдельный - 1, через места общего пользования - 2. Здание оборудовано: Водопроводом - централизованным; Канализацией - централизованной; Отоплением - центральным от ТЭЦ; Горячим водоснабжением - централизованным; Газоснабжением - централизованным; Электроснабжением - 220 В. Скрытой проводкой.
Основанием обращения в суд явилось проведение с нарушением торгов по продаже имущества, находящегося в собственности города Москвы, нежилого помещения по адресу: г. Москва, ул. Гамалеи, д. 23, корп. 1 площадью 268,2 кв. м (Подвал N 0), кадастровый номер: 77:08:0009022:6668, без объявления цены с нарушением требований, установленных Постановлением Правительства Москвы от 28.06.2016 N 371-ПП (ред. от 19.04.2022) "Об утверждении Единых требований к проведению торгов по продаже имущества, принадлежащего на праве собственности городу Москве, торгов на право заключения договоров аренды и иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении имущества, принадлежащего на праве собственности городу Москве".
Исследовав и оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из предмета и оснований заявленных исковых требований, а также из достаточности и взаимной связи всех доказательств в их совокупности, установив все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, принимая во внимание конкретные обстоятельства данного дела, руководствуясь положениями действующего законодательства, суд первой инстанции признал исковое заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Апелляционный суд отклоняет доводы жалобы на основании следующего.
Ответчик в апелляционной жалобе указывает, что судом первой инстанции ошибочно сделан вывод, о том, что в информационном сообщении не указано на наличие обременения права, а к лотовой документации не был приложен документ, подтверждающий наличие ограничений прав в отношении спорного объекта, а именно не приложено Определение от 16.09.2022 года "О принятии обеспечительных мер" по делу А 40-171074/2022.
Информационным извещением N 21000005000000005593 о проведении торгов от 16.11.2022 г. (https://torgi.gov.ru/new/public/notices/view/21000005000000005593) была опубликована информация о проведении торгов с приложением лотовой документации по объекту.
Согласно п.2.2. Объект приватизации, выставляемый на продажу без объявления цены в электронной форме.
Отчуждение спорного имущества, проводилось в порядке, установленном:
-Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон о приватизации),
-Положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 N 860 "Об организации и проведении продажи государственного или муниципального имущества в электронной форме",
-Постановлением Правительства Москвы от 28.06.2016 N 371-ПП "Об утверждении Единых требований к проведению торгов по продаже имущества, принадлежащего на праве собственности городу Москве, торгов на право заключения договоров аренды и иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении имущества, принадлежащего на праве собственности городу Москве",
-трехсторонним Приказом Департамента, Тендерного комитета и Департамента культурного наследия города Москвы от 30.12.2020 N 403/70-01-213/20/807 "Об утверждении типовых форм документации по проведению земельно- имущественных торгов в городе Москве и признании утратившими силу приказов Департамента города Москвы по конкурентной политике, Департамента городского имущества города Москвы, Департамента культурного наследия города Москвы" и
-Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 25.04.2022 N 21144 "О приватизации объекта недвижимости по адресу: г. Москва, ул. Гамалеи, д. 23, корп.1".
Согласно статьи 1 Закона о приватизации под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 13 Закона о приватизации одним из способов приватизации государственного и муниципального имущества является продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены. Продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены осуществляется, если продажа этого имущества посредством публичного предложения не состоялась, что предусмотрено частью 1 статьи 24 Закона о приватизации.
Согласно статье 24 Федерального закона N 178-ФЗ продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены осуществляется, если продажа этого имущества посредством публичного предложения не состоялась.
Информационное сообщение о продаже государственного или муниципального имущества без объявления цены должно соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 15 настоящего Федерального закона, за исключением начальной цены. При продаже государственного или муниципального имущества без объявления цены нормативная цена не определяется.
Согласно пункту 5 статьи 24 данного Закона подведение итогов продажи государственного и муниципального имущества и порядок заключения с покупателем договора купли-продажи государственного имущества без объявления цены определяются в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.
Согласно пункту 2 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации извещение о проведении торгов должно содержать сведения о времени, месте и форме торгов, об их предмете, о существующих обременениях продаваемого имущества и о порядке проведения торгов, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене.
Так согласно п.2.2. информационного сообщения о проведении продажи имущества, находящегося в собственности города Москвы, без объявления цены в электронной форме по адресу: г. Москва, ул. Гамалеи, д. 23, корп. 1 площадью 268,2 кв. м указано, что обременение, ограничение (согласно сведениям из ЕГРН) отсутствуют.
Постановлением Правительства Москвы от 28.06.2016 N 371-ПП "Об утверждении Единых требований к проведению торгов по продаже имущества, принадлежащего на праве собственности городу Москве, торгов на право заключения договоров аренды и иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении имущества, принадлежащего на праве собственности городу Москве" утверждены Единые требования к проведению торгов.
Так пунктом 1.1. указанных Требований - Единые требования к проведению торгов по продаже имущества, принадлежащего на праве собственности городу Москве, торгов на право заключения договоров аренды и иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении имущества, принадлежащего на праве собственности городу Москве (далее - Единые требования), определяют правила проведения торгов по продаже имущества, принадлежащего на праве собственности городу Москве, в том числе путем продажи посредством публичного предложения или без объявления цены, торгов на право заключения договоров аренды и иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении имущества, принадлежащего на праве собственности городу Москве, а также земельных участков, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена (далее - торги), в соответствии с требованиями, установленными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы, а также имущества, изъятого у собственников по решению суда, с учетом особенностей, установленных настоящими Едиными требованиями.
В соответствии с пунктами 5.4.11 и 5.4.12. Постановления Правительства Москвы от 28.06.2016 N 371-ПП (ред. от 19.04.2022) "Об утверждении Единых требований к проведению торгов по продаже имущества, принадлежащего на праве собственности городу Москве, торгов на право заключения договоров аренды и иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении имущества, принадлежащего на праве собственности городу Москве" Документация о торгах, помимо информации и сведений, содержащихся в информационном сообщении (извещении) о проведении торгов, должна содержать, полученную не ранее чем за 6 месяцев до даты размещения на официальном сайте торгов информационного сообщения (извещения) о проведении торгов выписку из Единого государственного реестра недвижимости и документы, подтверждающие наличие ограничений (обременений) прав в отношении предмета торгов (при наличии ограничений (обременений) прав в отношении предмета торгов).
То есть из буквального толкования указанных пунктов следует, что при наличии ограничения (обременения) предмета торгов, лотовая документация должна содержать не только выписку из ЕГРН, но и документ, подтверждающий наличие обременения.
Из Гражданского кодекса РФ, а также специального нормативно-правового акта, определяющего условия и порядок приватизации имущества города Москвы, следует, что при наличии обременений (ограничений) прав в отношении предмета торгов обязательным условием является приложением к лотовой документации документа, подтверждающего наличие указанного ограничения права.
В нарушении указанной нормы в информационном сообщении не указано на наличие обременения права, а к лотовой документации не был приложен документ, подтверждающий наличие ограничений прав в отношении спорного объекта, а именно не приложено Определение от 16.09.2022 года "О принятии обеспечительных мер" по делу А 40-171074/2022.
Сам по себе факт наличие в Лотовой документации выписки из ЕГРН на нежилое помещение от 16.11.2022 г. N КУВИ-001/2022-202214821 не подтверждает надлежащее исполнение Департаментом по конкурентной политики порядка проведения торгов.
В соответствии с п. 5.6. Постановления Правительства Москвы от 28.06.2016 N 371-ПП (ред. от 19.04.2022) Противоречие информации, содержащейся в информационном сообщении (извещении) о проведении торгов и документации о торгах, размещаемой в АИС УИД и на официальном сайте торгов, не допускается.
Судом установлено, что при проведении торгов были существенные противоречия между информационным сообщением и документацией о торгах.
Ответчик в апелляционной жалобе указывает, что судом первой инстанции не принято во внимание, что согласно информационному сообщению задаток не возвращается, при уклонении Победителя торгов от заключения Договора.
Данный довод Ответчика отклонен судом первой инстанции, Истцом представлен в материалы дела Протокол осмотра письменных доказательств, в соответствии с которым нотариус произвел осмотр страницы торгов и личного кабинета ООО "Отец" с подтверждением подписания Сторонами Договора купли-продажи недвижимого имущества находящегося в собственности города Москвы N 78-01459/22 от 23.12.2022 года.
В связи с указанным, оснований для невозврата задатка у Ответчика не имеется. Сторонами подписан Договор по результат проведения торгов.
Судом правильно сделан вывод, что в случае признания торгов недействительными в связи с существенными нарушениями на основании абзаца 6 и абзаца 7 пункта 1 статьи 449 ГК РФ, данное обстоятельство в соответствии с п.2. ст.449 ГК РФ влечет недействительность заключенного по результатам торгов между ДГИ и ООО "Отец" Договора N 78-01459/22 купли-продажи недвижимого имущества, находящегося в собственности города Москвы от 23.12.2022 года и применение предусмотренных пунктом 2 статьи 167 ГК РФ последствий недействительности в виде взыскания с ДГИв пользу истца денежных средств, в размере уплаченного им для участия в торгах задатка в размере 1 250 200 (один миллион двести пятьдесят тысяч двести) рублей 00 коп.
Апеллянт указывает, что судом первой инстанции не приняты во внимание доводы Московского УФАС России по делу N 077/07/00-19232/2022.
Судом первой инстанции был рассмотрен данный довод ответчика и ему дана надлежащая оценка.
Так согласно п.5.4. Постановления Правительства Москвы от 28.06.2016 N 371-ПП (ред. от 06.09.2023) "Об утверждении Единых требований к проведению торгов по продаже имущества, принадлежащего на праве собственности городу Москве, торгов на право заключения договоров аренды и иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении имущества, принадлежащего на праве собственности городу Москве"
5.4. Документация о торгах, помимо информации и сведений, содержащихся в информационном сообщении (извещении) о проведении торгов, должна содержать:
5.4.1. Требования к содержанию, составу заявки на участие в торгах и инструкцию по ее заполнению.
5.4.2. Требования к участникам торгов.
5.4.3. Порядок и срок отзыва заявок на участие в торгах, порядок внесения изменений в такие заявки.
5.4.4. Формы, порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам торгов разъяснений положений документации о торгах.
5.4.5. Проект договора, заключаемого по итогам проведения торгов.
5.4.6. Указание на то, что при заключении договора изменение условий договора по соглашению сторон или в одностороннем порядке не допускается.
5.4.7. Копию отчета об оценке имущества либо отчета об оценке стоимости права на предоставление имущества, являющегося предметом торгов (с приложением копии экспертного заключения на отчет об оценке, если требование о наличии такого заключения установлено законодательством Российской Федерации), или реквизиты такого отчета, экспертного заключения на отчет об оценке (если требование о наличии такого заключения установлено законодательством Российской Федерации) и информацию о результатах проведения оценки стоимости имущества либо оценки стоимости права на предоставление имущества, являющегося предметом торгов, включающую описание объекта оценки, описание процесса оценки объекта оценки с указанием примененных подходов к оценке объекта оценки или обоснованием отказа от применения подходов к оценке, приведение расчетов, основные факты и выводы, сделанные по результатам оценки, содержание и объем работ, использованных для проведения оценки (в случае определения начальной цены предмета торгов на основании отчета об оценке).
(в ред. постановления Правительства Москвы от 03.12.2020 N 2133-ПП)
5.4.8. Копию документа, подтверждающего согласие собственника имущества на заключение договора, предусматривающего переход прав в отношении имущества.
5.4.9. Справку Государственного бюджетного учреждения города Москвы Московского городского бюро технической инвентаризации (БТИ) по форме N 5 (при наличии).
5.4.10. Утратил силу. - Постановление Правительства Москвы от 02.10.2018 N 1210-ПП.
5.4.11. Полученную не ранее чем за 6 месяцев до даты размещения на официальном сайте торгов информационного сообщения (извещения) о проведении торгов выписку из Единого государственного реестра недвижимости.
5.4.12. Документы, подтверждающие наличие ограничений (обременений) прав в отношении предмета торгов (при наличии ограничений (обременений) прав в отношении предмета торгов).
5.4.13. Охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, земельного участка, в границах которого находится объект археологического наследия (если предметом торгов является объект культурного наследия, земельный участок, в границах которого находится объект археологического наследия).
5.4.14. Акт технического состояния объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия (если предметом торгов является соответственно объект культурного наследия, выявленный объект культурного наследия).
5.4.15. Указание на то, что в случае если участником торгов подана заявка на участие в торгах в соответствии с требованиями к документации о торгах, соглашение о задатке, обеспечивающем участие в торгах, между организатором торгов и участником торгов считается совершенным в письменной форме.
5.4.16. Указание на то, что при отказе победителя, участника, сделавшего предпоследнее предложение о цене продажи имущества, или участника, признанного единственным участником аукциона или конкурса, продажи посредством публичного предложения, от заключения договора в случаях, указанных в пунктах 4(1).7, 7.1(1) - 7.1(3) настоящих Единых требований, задаток не подлежит возврату такому участнику.
Как установлено судом первой инстанции указанного в п.5.4.12. Требований документа, подтверждающего наличие ограничений (обременений) прав в отношении предмета торгов к лотовой документации по спорному объекту приложено не было, что указывает, что УФАС сделаны ошибочные выводы относительно правильности проведения процедуры торгов.
Решением Арбитражного суда от 18.08.2023 года по делу А40-171074/2022 были удовлетворены требования ТСЖ "Гамалей 23-1" и признано право общей долевой собственности собственников помещений многоквартирного жилого дома по адресу: г. Москва, ул. Гамалеи, д. 23, корп. 1 на спорное нежилое помещение общей площадью 268,2 кв.м. с кадастровым номером 77:08:0009022:6668, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Гамалеи, д. 23, корп. 1, подвал, помещение I, III, комнаты 1-8, 8а, 8б, 9-14 и на нежилое помещение общей площадью 123 кв.м. с кадастровым номером 77:08:0009022:6667, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Гамалеи, д. 23, корп. 1, подвал, помещение IХ.
Постановлением Девятого Арбитражного Апелляционного суда от 11.10.2023 года Решение Арбитражного суда города Москвы от 18 августа 2023 года по делу N А40-171074/22 оставлено без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения. Постановление вступило в законную силу со дня его принятия 11.10.2023 года.
Постановлением Арбитражного суда Московского округа N 09АП-64978/2023-ГК от 25.12.2023 года решение Арбитражного суда города Москвы от 18.08.2023 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2023 по делу NА40-171074/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
На спорный объект признано право собственности третьего лица.
Заявителем апелляционной жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, сделанных при рассмотрении настоящего спора по существу, апелляционным судом не установлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 01 февраля 2024 года по делу N А40-24738/23 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Е. А. Ким |
Судьи |
Д.В. Пирожков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-24738/2023
Истец: ООО "ОТЕЦ"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДА МОСКВЫ ПО КОНКУРЕНТНОЙ ПОЛИТИКЕ, ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Третье лицо: ТСЖ "ГАМАЛЕИ 23-1"