Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 20 июля 2021 г. N Ф05-13250/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
03 марта 2021 г. |
Дело N А40-65285/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 февраля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 марта 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лепихина Д.Е.,
судей: |
Кочешковой М.В., Суминой О.С., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Алексеевой Е.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ООО "Славинвесткапитал"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 16.08.2018 по делу N А40-65285/18
по заявлению ООО "Славинвесткапитал" к ИФНС России N 5 по г.Москве
об оспаривании решения,
при участии:
от заявителя: |
Дубинин К.К. паспорт, протокол N 2 от 19.02.2020; |
от заинтересованного лица: |
Керимова М.М. по дов. от 17.07.2020, Привалов К.Ю. по дов. от 15.12.2020; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Славинвесткапитал" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решения ИФНС России N 5 по г.Москве (далее - налоговый орган) от 16.01.2018 N 46421 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением суда от 16.08.2018 заявление общества оставлено без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда, общество обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой.
В судебном заседании апелляционного суда представитель общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представители налогового органа поддержали решение суда.
Изучив материалы дела, выслушав представителей общества и налогового органа, апелляционный суд с учетом положения ч.1 ст.268 АПК РФ о повторности рассмотрения дела, п.13 ч.2 ст.271 АПК РФ приходит к выводу об отмене оспариваемого решения суда по следующим мотивам.
Оспариваемое решение налогового органа принято по результатам камеральной налоговой проверки налоговой деклараций общества по налогу на имущество за 2016 год.
Согласно материалам дела, общество является собственником объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 77:01:0002007:34117, расположенного по адресу: г. Москва, Озерковская набережная, дом 50, строение 1 (далее - объект недвижимости).
В соответствии с п. 1 ст. 373 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество организаций являются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 374 НК РФ.
Согласно п. 1 ст. 374 НК РФ объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено ст. ст. 378, 378.1 и 378.2 НК РФ.
В силу п. 2 ст. 375, п. п. 1, 7 ст. 378.2 НК РФ налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, включенных в утвержденный уполномоченным органом субъекта Российской Федерации перечень, определяется как их кадастровая стоимость.
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 26.11.2014 N 786-ПП налоговой базой объектов недвижимости на 2016 является их кадастровая стоимость.
Как следует из материалов дела, за налоговый период 2016 общество определило налоговую базу по налогу на имущество в размере кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере 66 055 789 руб.
Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве (далее - комиссия) от 08.11.2016, принятым по результатам рассмотрения заявления Департамента городского имущества города Москвы от 21.10.2016, установлено, что при определении кадастровой стоимости объекта недвижимости использованы недостоверные сведения об объекте недвижимости.
На основании принятого комиссией решения размер кадастровой стоимости объекта недвижимости определен в размере 67 197 971 руб.
На основании изложенных обстоятельств, положений НК РФ, решения комиссии от 08.11.2016 налоговой базой для исчисления обществом налога на имущество за 2016, по мнению налогового органа, является кадастровая стоимость объекта недвижимости в размере 67 197 971 руб.
Согласно ст.3 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Согласно статье 24.11 Закона об оценочной деятельности под государственной кадастровой оценкой понимается совокупность действий, включающих в себя принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки; формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке; отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости и заключение с ним договора на проведение оценки; определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости; утверждение результатов определения кадастровой стоимости; внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, который в этом случае признается заказчиком работ по определению кадастровой стоимости (абзацы первый и второй статьи 24.12 Закона об оценочной деятельности).
Рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости производится по основаниям и в порядке, которые установлены статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности.
В силу статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.
Согласно данной норме закона, установив недостоверность указанных сведений по результатам рассмотрения заявления заинтересованного лица, включая органы государственной власти, комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости принимает решение о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости, после чего заказчик работ обеспечивает определение кадастровой стоимости объекта недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функцию по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Порядок определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, в отношении которых принято решение о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости, утвержден приказом Минэкономразвития России от 18.03.2011 N 114 и предполагает совершение заказчиком работ действий по определению кадастровой стоимости с использованием достоверных сведений об объекте недвижимости, и представление информации о произведенном определении кадастровой стоимости в орган кадастрового учета, а также в орган, утвердивший результаты определения кадастровой стоимости - для целей ее утверждения (пункты 3 - 4 Порядка).
Решением Московского городского суда от 31.10.2018, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 06.03.2019 N 5-АПА19-12, пункт 3 постановления Правительства Москвы N 937-ПП, устанавливающий, что измененные этим постановлением результаты определения кадастровой стоимости применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 01.01.2016, признан недействующим со дня его принятия.
Основанием для признания недействующим указанного положения постановления Правительства Москвы N 937-ПП, послужил вывод судов о нарушении Правительством Москвы предписаний пункта 2 статьи 5 Налогового кодекса РФ, поскольку в результате утверждения данным нормативным правовым актом кадастровой стоимости произошло увеличение размера налога на имущество ряда налогоплательщиков, включая общество, и распространение действия названного постановления на период с 01.01.2016 придало обратную силу правовому регулированию, ухудшающему положение налогоплательщиков.
Таким образом, в налоговом периоде 2016 года сложилась ситуация, при которой кадастровая стоимость объекта недвижимости, принадлежащего обществу, признана недостоверной (вследствие использования недостоверных сведений об объекте недвижимости при ее определении) в установленном порядке и законность соответствующего решения комиссии подтверждена решением суда, но в силу вступившего в законную силу решения Московского городского суда от 31.10.2018 и апелляционного определения Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 06.03.2019 N 5-АПА19-12, правовой акт Правительства Москвы об утверждении пересмотренной кадастровой стоимости, определенной с использованием достоверных сведений об объекте недвижимости, не может применяться непосредственным образом к спорном налоговому периоду.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации и пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Как неоднократно указывалось в решениях Конституционного Суда Российской Федерации, конституционная обязанность платить законно установленные налоги и сборы имеет особый, а именно публично-правовой (а не частно-правовой) характер, что обусловлено самой природой государства и государственной власти. Налоги, обеспечивая финансовую основу деятельности государства, являются необходимым условием его существования. Соответственно, налоговое обязательство налогоплательщика следует не из договора, а из закона, и налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью принадлежащего ему имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну; соответствующие же органы публичной власти наделены правомочием в односторонне-властном порядке, путем государственного принуждения взыскивать с лица причитающиеся налоговые суммы. Иначе нарушались бы воплощенный в статье 57 Конституции Российской Федерации конституционно защищаемый публичный интерес и связанные с ним права и законные интересы налогоплательщиков, публично-правовых образований, государства в целом (Постановления от 17.12.1996 N 20-П и от 14.07.2005 N 9-П, Определения от 27.12.2005 N 503-О и от 07.11.2008 N 1049-О-О).
Использование недостоверных сведений при определении кадастровой стоимости, влекущее необходимость ее пересмотра, свидетельствует об объективном искажении налоговой базы по налогу на имущество организаций. Такая кадастровая стоимость вопреки пункту 1 статьи 53 Налогового кодекса не является надлежащей (основанной на объективных и экономически обусловленных показателях) стоимостной характеристикой объекта недвижимости, подлежащего налогообложению.
Это означает, что с принятием комиссией в 2016 году решения о признании недостоверными сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, по результатам рассмотрения в установленном статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности порядке спора о результатах государственной кадастровой оценки, ранее определенная кадастровая стоимость более не может применяться для целей налогообложения, по крайней мере, в данном налоговом периоде и в последующих налоговых периодах.
Поскольку иное не предусмотрено главой 30 "Налог на имущество" Налогового кодекса (в редакции, действовавшей в 2016 году), и принимая во внимание отсутствие надлежащего учета объекта налогообложения (его стоимостных характеристик), величина налога на имущество за 2016 год в такой ситуации должна определяться расчетным путем применительно к подпункту 7 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса на основании объективных и соответствующих действительности сведений о стоимости объектов недвижимости.
При этом необходимо учитывать, что для целей налогообложения имеется преимущество в применении кадастровой стоимости объектов недвижимости, равной рыночной стоимости, перед их кадастровой стоимостью, установленной по результатам государственной кадастровой оценки, поскольку соответствующая рыночная стоимость получена в результате индивидуальной оценки конкретного объекта недвижимости (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 11.07.2017 N 20-П и от 05.07.2016 N 15-П).
Следовательно, налогоплательщик, не согласный с применением при определении его налоговой обязанности за 2016 год достоверных результатов государственной кадастровой оценки, полученных с использованием так называемого "массового" метода, не лишен права опровергнуть представленный налоговым органом расчет налога, обосновывая необходимость исчисления налога, исходя из рыночной стоимости объекта недвижимости.
Также при разрешении настоящего дела необходимо принять во внимание волю законодателя, выраженную при изменении Федеральным законом от 30.11.2016 N 401-ФЗ редакции абзаца второго пункта 15 статьи 378.2 Налогового кодекса, и состоящую в признании необходимости исправления ошибок, допущенных при исчислении налога на имущество организаций в связи с использованием недостоверных сведений об объекте налогообложения.
Пересмотр кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, направлен не на установление новых условий налогообложения, а на исправление ошибок (искажений), допущенных по результатам ранее проведенной кадастровой оценки, обеспечение экономически обоснованного налогообложения, пресечение злоупотреблений.
Правовая позиция по аналогичному спору изложена в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 19.07.2019 N 305-КГ18-17303 по делу N А40-232515/2017.
В рамках рассмотрения апелляционной жалобы по настоящему делу удовлетворено ходатайство общества о проведении экспертизы.
Определением апелляционного суда от 20.08.2020 назначена экспертиза по определению рыночной стоимости объекта недвижимости по состоянию на 01.01.2016.
Согласно заключению эксперта от 02.09.2020 рыночная стоимость объекта недвижимости на 01.01.2016 составляет 43 190 226 руб.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд пришел к выводу, что кадастровая стоимость объекта недвижимости на 01.01.2016 за налоговый период 2016 в целях исчисления обществом налога на имущество за 2016 составляет 43 190 226 руб.
Следовательно, размер налога на имущество за 2016 подлежит исчислению с налоговой базы в размере 43 190 226 руб.
Как изложено выше и следует из материалов дела, обществом при исчислении налога на имущество за 2016 за налоговую базу принята кадастровая стоимость объекта недвижимости в размере 66 055 780 руб. Налог уплачен в срок. Доказательства обратного налоговым органом не представлены.
При таких обстоятельствах налога на имущество за 2016 к доплате у общества не образуется, правовые основания для привлечения общества к ответственности по п.1 ст.122 НК РФ по налоговому периоду 2016 отсутствуют.
Следовательно, оспариваемое решение налогового органа подлежит признанию незаконным.
В порядке ст.110 АПК РФ судебные расходы, понесенные обществом, подлежат отнесению на налоговый орган.
Апелляционный суд отклоняет претензии налогового органа к заключению экспертизы, как надуманные и неподтвержденные доказательствами в порядке ч.1 ст.65, ч.5 ст.200 АПК РФ.
Ходатайств о проведении дополнительной и повторной экспертизы налоговым органом не заявлено.
Апелляционный суд признает заключение эксперта доказательством применительно к ст.64 АПК РФ.
При изложенных обстоятельствах апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, решение суда подлежит отмене, как принятое при неполно выясненных обстоятельствах, имеющих значение для дела.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 110, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 16.08.2018 по делу N А40-65285/18 отменить.
Признать незаконным решение ИФНС России N 5 по г. Москве от 16.01.2018 N 46421.
Взыскать с ИФНС России N 5 по г. Москве в пользу ООО "Славинвесткапитал" расходы по уплате государственной пошлины по заявлению 3 000 (три тысячи) руб., по апелляционной жалобе 1 500 (одна тысяча пятьсот) руб., расходы на проведение экспертизы 35 000 (тридцать пять тысяч) руб.
Перечислить ООО "Столичному агентству оценки" с депозитного счета Девятого арбитражного апелляционного суда 35 000 (тридцать пять тысяч) руб. за проведение экспертизы.
Возвратить ООО "Славинвесткапитал" с депозитного счета Девятого арбитражного апелляционного суда 5 000 (пять тысяч) руб., уплаченных по платежному поручению N 461 от 13.08.2020.
Возвратить ООО "Славинвесткапитал" государственную пошлину 1 500 (одна тысяча пятьсот) руб. по апелляционной жалобе, как излишне уплаченную.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Д.Е. Лепихин |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-65285/2018
Истец: ООО "СЛАВИНВЕСТКАПИТАЛ"
Ответчик: ИФНС РОССИИ N5 ПО Г.МОСКВЕ
Третье лицо: ООО "Столичное Агентство Оценки" эксперту Кузиной Ю.М.