Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 4 августа 2021 г. N Ф07-8060/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
09 марта 2021 г. |
Дело N А56-57264/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 марта 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зотеевой Л.В.,
судей Протас Н.И., Семеновой А.Б.,
при ведении протокола судебного заседания Вардиковой А.А.,
при участии:
от истца: Соловьев Ю.Г. по доверенности от 18.02.2021;
от ответчика: Кравцов С.Ю. по доверенности от 26.10.2020;
от 3-их лиц: не явились, извещены;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-34900/2020) Совета депутатов Волховского муниципального района Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.10.2020 г. по делу N А56-57264/2020, принятое
по иску Совета депутатов Волховского муниципального района Ленинградской области
к Администрации Волховского муниципального района Ленинградской области
3-и лица: общество с ограниченной ответственностью "Райинформпресс"; общество с ограниченной ответственностью "Волховская городская телерадиокомпания"
об оспаривании торгов,
УСТАНОВИЛ:
Совет депутатов Волховского муниципального района Ленинградской области (далее - Совет депутатов, истец) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к администрации Волховского муниципального района Ленинградской области (далее - Администрация, ответчик) о признании недействительными торгов, проведенных в форме электронного аукциона на право заключения контракта на оказание услуг по размещению информационных материалов (идентификационный код закупки 203470200921047020100100040040000244), протокола подведения итогов от 30.06.2020.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Райинформпресс", общество с ограниченной ответственностью "Волховская городская телерадиокомпания".
В производстве Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области также находились дела N N А56-57259/2020, А56-57265/2020, А56-57268/2020, А56-57331/2020 по аналогичным заявлениям Совета депутатов о признании недействительными торгов, проведенных в форме электронного аукциона на право заключения контракта на оказание услуг по размещению информационных материалов.
Определением суда от 25.08.2020 по ходатайству Совета депутатов и Администрации дела N А56-57264/2020, А56-57331/2020, А56-57259/2020, А56-57265/2020, А56-57268/2020 объединены в одно производство для совместного их рассмотрения с присвоением делу номра N А56-57264/2020.
Решением суда от 12.10.2020 г. в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с вынесенным по делу решением, Совет депутатов обратился с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. Истец указывает, что торги проведены с нарушением закона, так как заявка заказчиком не утверждалась, кроме того, при проведении торгов к участию в электронном аукционе необоснованно допущено ООО "Волховская городская телерадиокомпания", которое не соответствует требованиям технического задания и конкурсной документации.
В судебном заседании представитель истца жалобу поддержал; представитель Администрации жалобу не признал, поддержал доводы, изложенные в письменном отзыве.
Третьи лица извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направили, что в силу статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Администрация (уполномоченный орган) разместила на официальном сайте единой информационной системы извещение о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на оказание услуг по размещению информационных материалов и аукционную документацию. Заказчиком по данной закупке выступал Совет депутатов.
Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ, Закон о контрактной системе).
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 30.06.2020 N 0145300005020000198-3 вторые части заявок участников ООО "Райинформпресс" и ООО "Волховская городская телерадиокомпания" признаны соответствующими требованиям аукционной документации. Наименьшее ценовое предложение указано в заявке ООО "Волховская городская телерадиокомпания", которое и стало победителем.
Истец (Заказчик) при обращении в суд с рассматриваемым иском указал, что им не утверждалась аукционная документация, кроме того, при определении победителя торгов (ООО "Волховская городская телерадиокомпания") нарушены положения статьи 12 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" (далее - Закон N 8-ФЗ), статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), так как в соответствии с приведенными нормами статьей 6 Устава Волховского муниципального района Ленинградской области в муниципальном образовании учреждено средство массовой информации - газета "Волховские огни". В соответствии с решением Совета депутатов от 27.04.2018 N 21 "Об определении официальных изданий Волховского муниципального района Ленинградской области" в данном издании публикуется информация о деятельности Совета депутатов и муниципальные правовые акты, которые в силу закона не могут быть опубликованы в иных средствах массовой информации. Следовательно, ООО "Волховская городская телерадиокомпания" не могло быть признано победителем электронного аукциона, а сами торги проведены с нарушениями требований действующего законодательства.
Суд первой инстанции, оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, не усмотрел оснований для удовлетворения исковых требований.
Апелляционная коллегия, исследовав и оценив материалы дела, доводы жалобы, выслушав мнение представителей сторон, не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов.
Торги могут быть признаны недействительными в случае, если: кто-либо необоснованно был отстранен от участия в торгах; на торгах неосновательно была не принята высшая предложенная цена; продажа была произведена ранее указанного в извещении срока; были допущены иные существенные нарушения порядка проведения торгов, повлекшие неправильное определение цены продажи; были допущены иные нарушения правил, установленных законом.
Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги, и применение последствий, предусмотренных статьей 167 ГК РФ (пункт 2 статьи 449 ГК РФ).
В рассматриваемом случае представитель истца пояснил, что до настоящего момента договор по результатам торгов не заключен.
Как уже было установлено выше, спорная закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ.
В соответствии с частью 4 статьи 59 Закона N 44-ФЗ для проведения электронного аукциона заказчик разрабатывает и утверждает документацию об электронном аукционе.
Согласно части 1 статьи 26 Закона N 44-ФЗ в целях централизации закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, могут быть созданы государственный орган, муниципальный орган, казенное учреждение, уполномоченные на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, или несколько таких органов, казенных учреждений либо полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для соответствующих заказчиков могут быть возложены на один такой государственный орган, муниципальный орган, одно такое казенное учреждение или несколько государственных органов, муниципальных органов, казенных учреждений из числа существующих. Такие уполномоченные органы, уполномоченные учреждения осуществляют полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, установленные решениями о создании таких уполномоченных органов, уполномоченных учреждений или о наделении их указанными полномочиями. Не допускается возлагать на такие уполномоченные органы, уполномоченные учреждения полномочия на обоснование закупок, определение условий контракта, в том числе на определение начальной (максимальной) цены контракта, и подписание контракта. Контракты подписываются заказчиками, для которых были определены поставщики (подрядчики, исполнители).
Уполномоченные органы, уполномоченные учреждения, на которые возложены полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, вправе осуществлять полномочия уполномоченных органов, уполномоченных учреждений муниципальных образований на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) на основании соглашений между субъектами Российской Федерации и находящимися на их территориях муниципальными образованиями (часть 4 статьи 26 Закона N 44-ФЗ).
Согласно частям 9-11 статьи 26 Закона о контрактной системе уполномоченные органы, уполномоченные учреждения, полномочия которых определены решениями органов местного самоуправления муниципального района, городского округа, вправе осуществлять полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для отдельных муниципальных заказчиков, действующих от имени поселений, бюджетных учреждений, муниципальных унитарных предприятий поселений и (или) уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, полномочия которых определены указанными в частях 3 и 5 настоящей статьи решениями органов местного самоуправления поселений, на основании соглашений между муниципальным районом, городским округом и входящими в их состав поселениями. Порядок взаимодействия заказчиков с уполномоченными органами, уполномоченными учреждениями определяется решениями о создании таких органов, учреждений либо решениями о наделении их полномочиями в соответствии с настоящей статьей. К деятельности уполномоченных органов, уполномоченных учреждений в пределах полномочий, установленных решениями о создании таких органов, учреждений либо решениями о наделении их полномочиями в соответствии с настоящей статьей, применяются положения настоящего Федерального закона, которые регламентируют права и обязанности заказчика, а также контроль в сфере закупок, мониторинг закупок и аудит в сфере закупок.
Решением Совета депутатов от 25.02.2018 N 6 "Об уполномоченном органе на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков Волховского муниципального района Ленинградской области" на Администрацию возложены полномочия по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков Волховского муниципального района Ленинградской области. В соответствии с пунктом 2 названного решения под заказчиками понимаются муниципальные заказчики Волховского муниципального района, в том числе муниципальные органы.
В соответствии с пунктом 3 указанного решения Совета депутатов утвержден порядок взаимодействия уполномоченного органа и заказчиков (приложение к решению Совета депутатов).
Согласно пункту 4 Порядка взаимодействия уполномоченного органа и заказчиков Волховского муниципального района при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд заказчиков Волховского муниципального района Ленинградской области (далее - Порядок) для осуществления закупки путем конкурсов, аукционов, запросов котировок и запросов предложений заказчик предоставляет уполномоченному органу соответствующую заявку на определение поставщика (подрядчика, исполнителя).
В силу пункта 9 Порядка уполномоченный орган рассматривает представленную заказчиком заявку и разрабатывает в том числе аукционную документацию.
Уполномоченный орган формирует и утверждает аукционную документацию (пункт 13 Порядка).
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что спорная аукционная документация утверждена уполномоченным органом - Администрацией в соответствии с требованиями Порядка, утвержденного решением Совета депутатов. Более того, аукционная документация утверждена на основании поступившей от заказчика Заявки на определение поставщика от 10.06.2020 N 227 (том 2, л.д. 15-17), а также утвержденного заказчиком Технического задания, являющегося приложением к Контракту, проект которого также утвержден заказчиком (том 2, л.д. 179-180).
В соответствии с пунктом 5.2 общей части аукционной документации объектом закупки являются услуги по размещению информационных материалов.
Сгласно пункту 1 Технического задания и пункта 1.1 проекта Контракта предметом закупки является оказание услуг по информационному освещению в периодическом печатном средстве массовой информации, зарегистрированном в качестве средства массовой информации, работы Совета депутатов Волховского муниципального района Ленинградской области.
В соответствии с пунктом 4.1 Технического задания (специальная часть аукционной документации) под информационным обеспечением работы Совета депутатов понимаются обязательства исполнителя по всестороннему и объективному информированию граждан и организаций о деятельности Совета депутатов (его комиссий, депутатский фракций и депутатов) в сферах:
- подготовки и принятия проектов муниципальных правовых актов и иных социально-значимых нормативных правовых актов, организации контроля за их исполнением;
- развития гражданского общества;
- защиты прав граждан;
- формирования здорового образа жизни, охраны семьи, материнства, отцовства и детства;
- повышения инвестиционной привлекательности территорий Волховского муниципального района Ленинградской области;
- повышение степени осведомленности населения Волховского района о деятельности Совета депутатов;
- взаимодействия с органами местного самоуправления и населением, обращения депутатов по поводу определенного события или в связи с определенной актуальной темой.
В соответствии с пунктом 5 Технического задания под периодическим печатным средством массовой информации понимается газета, имеющая постоянное наименование и текущий номер, зарегистрированная в качестве средства массовой информации в соответствии со статьей 8 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации".
Аналогичное требование к участнику закупки содержится в пункте 9 заявки Совета депутатов от 10.06.2020 N 230 на определение поставщика (подрядчика, исполнителя), согласно которому оказание услуг, являвшихся предметом электронного аукциона, осуществляется в форме официального опубликования муниципальных правовых актов Совета депутатов, информационных сообщений, журналистских услуг, аналитических статей, в других формах, согласованных с заказчиком.
Действительно, в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 17 Закона N 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов уполномочены на учреждение печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, доведения до сведения жителей муниципального образования официальной информации о социально-экономическом и культурном развитии муниципального образования, о развитии его общественной инфраструктуры и иной официальной информации.
Решением Совета депутатов Волховского района Ленинградской области от 27/04/2018 N 21 "Об определении официальных изданий Волховского муниципального района Ленинградской области" установлено, что опубликование информации о деятельности Совета депутатов Волховского муниципального района Ленинградской области и муниципальных правовых актов осуществляется в газете "Волховские огни".
Вместе с тем, предмет спорной закупки несколько отличается от предмета деятельности печатного издания, определенного Советом депутатов. Согласно требованиям аукционной документации и Технического задания предметом закупки является, в том числе оказания услуг по информационному освещению в периодическом печатном издании работы Совета депутатов Волховского муниципального района Ленинградской области. При этом, победитель аукциона не лишен возможности заключить договор по некоторым вопросам с официальным изданием - газетой "Волховские огни".
Апелляционная коллегия также обращает внимание на то обстоятельство, что именно Совет депутатов являлся инициатором спорной закупки на основании поданной заявки, сформировал и утвердил техническое задание, в котором определил предмет закупки.
Материалами дела подтверждается и не опровергнуто заявителем, что заявка ООО "Волховская городская телерадиокомпания" соответствовала требования аукционной документации и у Администрации отсутствовали правовые основания для отклонения заявки, обратное истцом не доказано.
Проанализировав вышеприведенные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии предусмотренных статьей 449 ГК РФ основания для признания недействительным рассматриваемом аукциона и его результатов.
Выводы суда основаны на правильном применении и толковании норм материального права, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, в связи с чем оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12 октября 2020 года по делу N А56-57264/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Совета депутатов Волховского муниципального района Ленинградской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
Н.И. Протас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-57264/2020
Истец: СОВЕТ ДЕПУТАТОВ ВОЛХОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ВОЛХОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ООО "ВОЛХОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ТЕЛЕРАДИОКОМПАНИЯ", ООО "РАЙИНФОРМПРЕСС"