г. Пермь |
|
09 марта 2021 г. |
Дело N А71-7634/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 марта 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 марта 2021 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Савельевой Н.М.,
судей Гуляковой Г.Н., Муравьевой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бронниковой О.М.,
при участии в судебном заседании в онлайн-режиме посредством использования информационной системы "Картотека арбитражных дел" присутствуют:
от истца: Терентьева Ю.В.- представитель по доверенности от 29.06.2020, паспорт, Мосолков А.Е. - доверенность от 10.08.2020, паспорт,
от ответчика: не явились,
от третьего лица: не явились,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещенные надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционные ответчика Удмуртской Республики в лице Министерства сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики и третьего лица Министерства финансов Удмуртской Республики
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 27 декабря 2020 года по делу N А71-7634/2020
по иску Сельскохозяйственного производственного кооператива "Луч" (ОГРН
1021800585410, ИНН 1805005067)
к Удмуртской Республике в лице Министерства сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики (ОГРН 1021801656854, ИНН 1835016228),
третье лицо: Министерство финансов Удмуртской Республики (ОГРН 1021801162866, ИНН 1831041689)
о взыскании 1 157 418 руб. 21 коп. убытков за счет казны Удмуртской Республики,
УСТАНОВИЛ:
Сельскохозяйственный производственный кооператив "Луч" (далее -СПК "Луч") обратился в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к Удмуртской Республике в лице Министерства сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики (далее - Министерство) о взыскании 1 157 418 руб. 21 коп. убытков за счет казны Удмуртской Республики.
В порядке части 1 статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов Удмуртской Республики.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 27 декабря 2020 года исковые требования удовлетворены. С Удмуртской Республики в лице Министерства сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики за счет казны Удмуртской Республики в пользу Сельскохозяйственного производственного кооператива "Луч" взысканы денежные средства в размере 1 151 418 руб. 21 коп., а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 24 514 руб.
Не согласившись с судебным актом, ответчик, Удмуртская Республика в лице Министерства сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики, обратился в апелляционный суд с жалобой, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В апелляционной жалобе ее податель указывает, что апелляционное определение Верховного Суда Российской Федерации от 05.03.2019 N 43-АПГ18-13 истолковано судом неверно. Согласно доводам апелляционной жалобы, ответчик считает, что основания для предоставления истцу субсидии на возмещение части затрат на приобретение техники отсутствовали, поскольку пунктом 6 Положения о предоставлении субсидии на приобретение и модернизацию техники, оборудования предприятиям и организациям агропромышленного комплекса, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 23.03.2015 N 120 (в редакции от 16.07.2018), определены условия предоставления соответствующей субсидии; апеллянт полагает, что размер убытков, предъявленный к взысканию, неправомерно рассчитан истцом исходя из 30% от фактически понесенных расходов на приобретение техники, тогда как в соответствии с пунктом 10 Положения о предоставлении субсидии (в редакции от 16.07.2018) размер предоставляемой субсидии на технику составляет 20 % понесенных затрат на приобретение техники.
Третье лицо, Министерство финансов Удмуртской Республики, также обжалует решение суда первой инстанции в апелляционном порядке, в жалобе просит решение отменить полностью и принять новый судебный акт, отказав в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В апелляционной жалобе Министерством финансов УР приведены доводы о том, что судом фактически снято временное ограничение для подачи заявок на предоставление субсидий в рамках недействующей в настоящее время редакции постановления Правительства Удмуртской Республики от 23.03.2015 N 120 "Об утверждении Положения о предоставлении субсидии на приобретение и модернизацию техники, оборудования предприятиям и организациям агропромышленного комплекса"; ссылаясь на нормы ст. 5, 6, 12 Бюджетного кодекса РФ, апеллянт указывает, что исполнение обязательств по предоставлению субсидий в 2018 году в рамках Постановления Правительства Удмуртской Республики N 120 ограничено соответствующим финансовым годом и объемом бюджетных ассигнований, предусмотренных на указанные цели на 2018 год, указанные обязательства по предоставлению субсидий в 2019 году исполнены аналогичным способом; заявитель жалобы отмечает, что субсидии не являются безусловно гарантированными выплатами из бюджета; предоставляемые субсидии на возмещение части затрат на приобретение и модернизацию техники и оборудования являются лишь способом оказания поддержки сельскохозяйственных производителей Удмуртской Республики, являются правом, а не обязанностью государства; Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 05.03.2019 N 43-АПГ18-13 Постановление N 120 (в редакции Постановления N 291) недействующим, незаконным не признано, установлено, что обратная сила нормам, изложенным в редакции Постановления N 291, не придана, отсутствует свидетельство о распространении их действия на правоотношения, имевшие место до вступления в силу Постановления N 291, кроме того, при вынесении указанного судебного акта не рассматривалась правовая позиция, возникшая при подаче сельскохозяйственными товаропроизводителями заявок на предоставление субсидий на приобретение техники и оборудования в 2018 году.
Истец в представленном в суд апелляционной инстанции отзыве на апелляционные жалобы выразил несогласие с доводами апеллянтов, указал на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, просил оставить решение суда без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения. В ходе судебного заседания представитель истца поддержал указанные доводы письменного отзыва.
Ответчику судом апелляционной инстанции было удовлетворено ходатайство об участии в судебном заседании путем онлайн-заседания, однако представитель ответчика явку не обеспечил по техническим причинам, не зависящим от суда апелляционной инстанции.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили, что в силу части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом из материалов дела, в целях реализации государственной программы Удмуртской Республики "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия", утвержденной постановлением Правительства Удмуртской Республики от 15 марта 2013 года N 102 "Об утверждении государственной программы Удмуртской Республики "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" (далее - государственная программа), а также в рамках возложенных полномочий, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики (далее - Министерство) как главный распорядитель бюджетных средств, осуществляет предоставление субсидий сельхозтоваропроизводителям Удмуртской Республики в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на соответствующий финансовый год законом Удмуртской Республики "О бюджете Удмуртской Республики".
В соответствии с Положением о Министерстве финансов Удмуртской Республики, утвержденным Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 22 декабря 2014 N 522, на Министерство финансов Удмуртской Республики возложены полномочия по утверждению и доведению предельных объемом бюджетных ассигнований главным распорядителям средств бюджета Удмуртской Республики на очередной финансовый год и плановый период.
Законом Удмуртской Республики от 26.12.2017 N 76-РЗ "О бюджете УР на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов", принятым Государственным Советом УР 13.12.2017 N 85-VI (далее - Закон о бюджете УР), были утверждены бюджетные ассигнования на выплату субсидий на возмещение части затрат на приобретение техники и оборудования, в размере 191 000 000 руб., а также в соответствии с действующим законодательством, указанные объемы финансирования были доведены до Минсельхоза УР в установленные сроки.
Утвержденные Законом о бюджете УР бюджетные ассигнования, подлежали выплате сельхозтоваропроизводителям, соответствовавшим категориям и критериям отбора получателей субсидий, определенным Положением о предоставлении субсидии на приобретение и модернизацию техники, оборудования предприятиям и организациям агропромышленного комплекса, утвержденным Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 23 марта 2015 года N 120 (далее - Положение, т.1 л.д.10-18).
Абзацем 1 пункта 1 Положения (в ред. от 15.05.2017) предусматривалось возмещение части затрат на технику, оборудование, приобретенные по договорам купли-продажи (поставки), заключенным в году, предшествующему отчетному финансовому году, в отчетном финансовом году и (или) до 15 апреля текущего финансового года (далее - субсидия на технику).
Согласно п. 13 Положения (в ред. от 15.05.2017) субсидия на технику предоставляется в размере 30 процентов понесенных затрат заявителей, но не более максимального размера субсидии, установленного в п. 13.1 Положения.
Как следует из материалов дела, СПК "Луч", рассчитывая на получение субсидии, приобрел технику на общую сумму 11 514 182 руб. 10 коп., что подтверждается:
- договор поставки N 941-П/СХТ-12 от 31.07.2017 на приобретение кормоуборочного комбайна РСМ-100 "Дон-680-М" в количестве 1 шт. стоимостью 3 378 806 руб. 10 коп., жатки для уборки трав МСМ 100.70.00.000 в количестве 1 шт. стоимостью 1 095 376 руб. (т.1 л.д.39-47).
Платежным поручением от 06.09.2017 N 240 произведена оплата за указанную технику в полном объеме (т.1 л.д.48). Передача техники подтверждена универсальным передаточным документом NИП-0018555 от 16.08.2017 (т.1 л.д.49), актом о приеме-передачи объекта основных средств N0000-000116 от 16.08.2017, N 0000-000117 от 16.08.2017 (т.1 л.д.52-55, 73-76).
Согласно паспорту самоходной машины RU СВ 2020602 производителем кормоуборочного комбайна РСМ-100 "Дон-680-М" является ООО "КЗ "Ростсельмаш", год производства - 2017, техника предана истцу 16.08.2017, зарегистрирована в Инспекции Гостехнадзора по Глазовскому району УР 11.09.2017 (т.1 л.д.50-51).
Согласно паспорту МСМ-100.70 ПС производителем жатки для уборки трав МСМ 100.70.00.000 является АО "Клевер", дата выпуска - 02.08.2017 (т.1 л.д.71-72).
- договор поставки N 27 от 10.08.2017 на приобретение воздухонагревателя ВГЖ-2 на газе в количестве 1 шт. стоимостью 860 000 руб., сушилки карусельной (универсальной) типа СКС-150 на газе в количестве 1 шт. стоимостью 4 380 000 руб., машины предварительной очистки зерна и семян трав МПО - 30Р "ВЕЛЕС" в комплекте с набором решет, воздуховодами, циклоном, зав. N112 в количестве 1 шт. стоимостью 600 000 руб., машин предварительной очистки зерна и семян трав МПО - 30Р "ВЕЛЕС" в комплекте с набором решет для вторичной очистки, воздуховодами, циклоном, зав. NN103, 111 в количестве 2 шт. общей стоимостью 1 200 000 руб. (т.1 л.д.21-22).
Платежным поручением от 06.09.2017 N 239 произведена оплата за технику в полном объеме (т.1 л.д.23). По факту передачи товара составлены товарная накладная N25 от 17.11.2017 (т.1 л.д. 24), N1 от 06.04.2018 (т.1 л.д.85), акты о приеме-передачи объекта основных средств N0000-000070 от 06.04.2018 (т.1 л.д.30-33), N0000-000073 от 06.04.2018 (т.1 л.д.109-112), N0000-000072 от 06.04.2018 (т.1 л.д.91-94), N0000-000071 от 06.04.2018 (т.1 л.д.127-130), N0000-000069 от 06.04.2018 (т.1 л.д. 143-146).
Согласно паспорту СКС-100.01.03.000.ПС производителем воздухонагревателя ВГЖ-2 на газе является ООО Опытно-экспериментальный завод "Триумф", дата выпуска - ноябрь 2017, техника передана истцу 17.11.2017, введена в эксплуатацию - 06.04.2018 (т.1 л.д.25-29).
Согласно паспорту производителем сушилки карусельной (универсальной) типа СКС-150 на газе является ООО Опытно-экспериментальный завод "Триумф", дата выпуска - ноябрь 2017, техника передана истцу 17.11.2017, введена в эксплуатацию - 06.04.2018 (т.1 л.д.140-141).
Согласно паспорту МПО-30Р/МПО-30Р-01"Велес"-ПС производителем машины предварительной очистки зерна и семян трав МПО - 30Р "ВЕЛЕС" в комплекте с набором решет, воздуховодами, циклоном, зав. N 112 является ФГУП "Проектно-конструкторское бюро" "НИИСХ Северо-Востока", дата выпуска - 25.12.2017, техника передана истцу 06.04.2018, введена в эксплуатацию - 06.04.2018 (т.1 л.д.104-108).
Согласно паспорту МПО-30Р/МПО-30Р-01"Велес"-ПС производителем машины предварительной очистки зерна и семян трав МПО - 30Р "ВЕЛЕС" в комплекте с набором решет, воздуховодами, циклоном, зав. N 103 является ФГУП "Проектно-конструкторское бюро" "НИИСХ Северо-Востока", дата выпуска - 15.08.2017, техника передана истцу 06.04.2018, введена в эксплуатацию - 06.04.2018 (т.1 л.д. 86-90).
Согласно паспорту МПО-30Р/МПО-30Р-01"Велес"-ПС производителем машины предварительной очистки зерна и семян трав МПО - 30Р "ВЕЛЕС" в комплекте с набором решет, воздуховодами, циклоном, зав. N 111 является ФГУП "Проектно-конструкторское бюро" "НИИСХ Северо-Востока", дата выпуска - 06.12.2017, техника передана истцу 06.04.2018, введена в эксплуатацию - 06.04.2018 (т.1 л.д. 122-126).
В соответствии с инвентарными карточками N 00-000175, N 00-000178, 00-000176, N 00-000177, N 00-000174 техника принята истцом к бухгалтерскому учету 06.04.2018, N 00-000046, N 00-000047 - 16.08.2017 (т.1 л.д.151-158).
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 16.07.2018 N 291, вступившим в законную силу 16.07.2018 и опубликованным на официальном сайте Правительства УР 18.07.2018, внесены изменения в постановление Правительства Удмуртской Республики от 23.03.2015 N 120 "Об утверждении Положения о предоставлении субсидии на приобретение и модернизацию техники, оборудования предприятиям и организациям агропромышленного комплекса", в том числе в пункты 10-13 Положения.
Согласно п. 10 Положения (в ред. от 16.07.2018) субсидия на технику предоставляется в размере 20 процентов понесенных затрат заявителя на приобретение техники и оборудования по договорам купли-продажи (поставки), но не более максимального размера субсидии на каждую единицу техники и оборудования, указанных в пункте 12 настоящего Положения.
Пунктом 12 Положения (в ред. от 16.07.2018) установлены максимальные размеры субсидии на технику и субсидии по лизингу.
Пункт 13 Положения (в ред. от 16.07.2018) изменен, изложен в следующей редакции: для заявителей, являющихся плательщиками налога на добавленную стоимость, к возмещению за счет субсидии принимаются соответствующие затраты заявителя без учета налога на добавленную стоимость.
Истец 26.07.2018 года подал в Министерство заявки о возмещение части затрат на приобретение техники на общую сумму 2 302 836 руб. 42 коп. (т.1 л.д.19-20, 37-38, 59-60, 80-81, 98-90, 116-117, 134-135), полагая, что при обращении за субсидией на возмещение части затрат на приобретение техники следовало руководствоваться условиями Положения в редакции от 16.07.2018, произвел расчет суммы субсидии исходя из 20 процентов понесенных затрат заявителя на приобретение техники и оборудования по договорам купли-продажи (поставки) (справки-расчеты, л.д.34, 56, 77, 96, 113, 131, 147)и
Министерство, рассмотрев заявку истца, приняло решение о предоставлении истцу субсидии, заключил с истцом договор о предоставлении субсидий на приобретение и модернизацию техники, оборудования предприятиям и организациям агропромышленного комплекса N 960 от 25.09.2018, в соответствии с условиями которого размер предоставляемой получателю субсидии в 2018 году составляет 2 302 836 руб. 42 коп. (т.2, л.д.9-11), то есть в размере 20% возмещения затрат на приобретение техники, в то время как пунктом 13 Положения (в ред. от 15.05.2017) был установлен иной размер - 30% возмещения затрат на приобретение и модернизацию техники и оборудования.
Денежные средства в размере 20% - 2 302 836 руб. 42 коп. Министерство перечислило СПК "Луч" что подтверждается платежным поручением N 104897 от 03.10.2018 (т.2 л.д.150).
Истец считает, что расчет размера субсидии следовало производить в соответствии с условиями Положения в редакции от 15.05.2017 (30%), поскольку постановление Правительства Удмуртской Республики от 16.07.2018 N 291 вступило в законную силу 16.07.2018, следовательно, внесенные им в Положение изменения должны применяться к правоотношениям, возникшим после 16.07.2018.
Сельскохозяйственная техника была приобретена истцом в 2017 году, в связи с чем, по мнению истца, в соответствии с действовавшей на тот момент редакцией Положения (от 15.05.2017) он имел право обратиться за субсидией в общем размере 3 454 254 руб. 63 коп., исходя из условий расчета субсидии, установленных п. 13 Положения указанной редакции (11 514 182 руб. 10 коп. х 30% = 3 454 254 руб. 63 коп.).
Субсидия получена в меньшем размере 2 302 836 руб. 42 коп. (11 514 182 руб. 10 коп. х 20% = 2 302 836 руб. 42 коп.). Исходя из изложенного, истец полагает, что размер недополученной субсидии составил 1 151 418 руб. 21 коп. (3 454 254 руб. 63 коп.- 2 302 836 руб. 42 коп.= 1 151 418 руб. 21 коп.).
Указанные обстоятельства послужили истцу основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В силу положений статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (статьи 16 ГК РФ).
Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования (статья 1069 ГК РФ).
В части 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) определено, что субсидии юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В силу пункте 2 части 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с государственной программой Удмуртской Республики "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия", утвержденной постановлением Правительства Удмуртской Республики от 15.03.2013 N 102, постановлением Правительства Удмуртской Республики от 23.03.2015 N 120 утверждено Положение о предоставлении субсидии на приобретение и модернизацию техники, оборудования предприятиям и организациям агропромышленного комплекса.
В соответствии с пунктом 1 Положения о предоставлении субсидии (в редакции постановления Правительства Удмуртской Республики от 15.05.2017 N 185) указанное Положение определяет условия и порядок предоставления субсидии в том числе на возмещение части затрат на технику, оборудование, приобретенные по договорам купли-продажи (поставки), заключенным в году, предшествующему отчетному финансовому году, в отчетном финансовому году и/или до 15 апреля текущего финансового года.
Согласно пункту 4 Положения субсидии на технику предоставляются на возмещение части затрат на приобретение сельскохозяйственной техники при условии ее производства в Российской Федерации или в странах единой таможенной территории Таможенного союза.
В соответствии с пунктом 5 Положения субсидии предоставляются, в частности, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, зарегистрированным (поставленным на учет) на территории Удмуртской Республики и осуществляющим производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее 70 процентов за календарный год.
Пунктом 7 Положения предусмотрено, что субсидия предоставляется, если техника и (или) оборудование на момент их приобретения не были в употреблении (эксплуатации), а с момента их производства (выпуска) и до даты приобретения прошло более трех лет.
На основании пункта 13 Положения субсидия на технику предоставляется в размере 30 процентов понесенных затрат заявителей, но не более максимального размера субсидии, установленного в пункте 13.1 настоящего Положения.
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 16.07.2018 N 291 внесены изменения в постановление Правительства Удмуртской Республики от 23.03.2015 N 120 "Об утверждении Положения о предоставлении субсидии на приобретение и модернизацию техники, оборудования предприятиям и организациям агропромышленного комплекса".
Согласно пункту 6 Положения (в редакции от 16.07.2018) субсидия на технику предоставляется, если договоры купли-продажи (поставки) техники и оборудования заключены в отчетном финансовом году и (или) до 15 апреля текущего финансового года; техника и оборудование оплачены в полном объеме, отгружены и получены в отчетном финансовом году и (или) до 15 апреля текущего финансового года.
Согласно пункту 10 Положения (в ред. от 16.07.2018) субсидия на технику предоставляется в размере 20 процентов понесенных затрат заявителя на приобретение техники и оборудования по договорам купли-продажи (поставки), но не более максимального размера субсидии на каждую единицу техники и оборудования, указанных в пункте 12 настоящего Положения.
В соответствии с пунктом 26 Положения (в редакции от 16.07.2018) основанием для отказа в предоставлении субсидии является, в том числе несоблюдение условий, установленных пунктами 1 и 6 настоящего Положения для предоставления соответствующей субсидии.
На момент приобретения истцом техники в 2017 году действовало Положение в редакции от 15.05.2017.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, подавая заявки на получение субсидии в общей сумме 2 302 836 руб. 42 коп., СПК "Луч" произвел расчет из условий пункта 10 Положения в размере 20 процентов понесенных затрат заявителя на приобретение техники и оборудования по договорам купли-продажи (поставки) (в ред. от 16.07.2018).
Министерство выплатило СПК "Луч" субсидии в соответствии с пунктом 10 Положения (в ред. от 16.07.2018) в размере 20 процентов понесенных затрат заявителя на приобретение техники и оборудования по договорам купли-продажи (поставки), пояснив, что обязательства Министерством исполнены в полном объеме согласно расчету СПК "Луч", возражений по размеру субсидии от СПК "Луч" не поступало.
Постановление Правительства Удмуртской Республики от 16.07.2018 N 291, изменило порядок предоставления субсидии, в том числе исключив возможность получения субсидии на технику, приобретенную в году, предшествующему отчетному финансовому году, и исключило возможность получения субсидии на технику, приобретенную истцом (было опубликовано на сайте www.udmurt.ru 18.07.2018).
В результате издания указанного Постановления истец оказался лишенным права на получение субсидии, на которую он мог обоснованно рассчитывать, приобретая и оплачивая сельскохозяйственную технику в 2017 году, в размере 30%.
Решением Верховного Суда Удмуртской Республики от 16.10.2018 по делу N 3а-176/2018 пункты 6, 8, 9 Положение о субсидии в редакции от 16.07.2018 признаны соответствующими требованиям закона.
Однако, оставляя решение Верховного Суда Удмуртской Республики без изменения, Верховный Суд Российской Федерации со ссылкой на часть 3 статьи 215 КАС РФ в резолютивной части своего определения от 05.03.2019 N 43-АПГ18-13 указал, что истолкование органами исполнительной власти Удмуртской Республики на практике пунктов 6, 8 и 9 Положения о субсидии в редакции от 16.07.2018, в результате которого приобретение и модернизация техники, оборудования предприятиями и организациями агропромышленного комплекса на условиях предоставления субсидии на данные цели, действующих до принятия постановления Правительства Удмуртской Республики от 16.07.2018 N 291, не приводит к возникновению права на предоставление субсидии, в случае если ее получатель не отвечает вновь введенным требованиям, не соответствует истолкованию оспариваемых норм, выявленному судом с учетом места оспариваемого нормативного правового акта в системе нормативных правовых актов.
Бюджетный кодекс Российской Федерации не содержит положений, регулирующих действие бюджетного законодательства во времени.
Между тем Конституция Российской Федерации содержит прямые запреты, касающиеся придания закону обратной силы, которые сформулированы в ее статьях 54 и 57. Положение статьи 57, ограничивающее возможность законодателя придавать закону обратную силу, является одновременно и нормой, гарантирующей конституционное право на защиту от придания обратной силы законам, ухудшающим положение налогоплательщиков (которыми в том числе являются и юридические лица).
В соответствии с частью 6 статьи 13 АПК РФ в случаях, если спорные отношения прямо не урегулированы федеральным законом и другими нормативными правовыми актами или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, арбитражные суды применяют нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм рассматривают дела исходя из общих начал и смысла федеральных законов и иных нормативных правовых актов (аналогия права).
Согласно пункту 1 статьи 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
При таких обстоятельствах, исходя из общих правил о действии закона во времени, учитывая толкование пункта 6 Положения о субсидии в редакции от 16.07.2018, выявленное Верховным Судом Российской Федерации (апелляционное определение от 05.03.2019 N 43-АПГ18-13), суд первой инстанции пришел к выводу, что в рассматриваемом случае к истцу должны применяться условия предоставления субсидии, действовавшие до принятия постановления Правительства Удмуртской Республики от 16.07.2018 N 291.
Выводы суда основаны на правильном применении норм материального права и правильной оценке представленных доказательств, сформулированы с учетом позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 21.01.2021 N 309-ЭС20-21942 по делу N А71-17134/2019.
Следовательно, отказ Министерства в предоставлении субсидии СПК "Луч" не правомерен.
Поскольку взыскание убытков является универсальным способом защиты нарушенного права, неправомерные действия ответчика и получение истцом в связи с этим убытков доказаны, его требования являются обоснованными и правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Из оборотно-сальдовой ведомости по счету 01.01 следует, что по состоянию на 03.12.2020 сельскохозяйственная техника (кормоуборочный комбайн РСМ-100 "Дон-680-М" стоимостью 3 378 806 руб. 10 коп., жатка для уборки трав МСМ 100.70.00.000 стоимостью 1 095 376 руб., воздухонагреватель ВГЖ-2 на газе стоимостью 860 000 руб., сушилка карусельной (универсальной) типа СКС-150 на газе стоимостью 4 380 000 руб., машина предварительной очистки зерна и семян трав МПО - 30Р "ВЕЛЕС" в комплекте с набором решет, воздуховодами, циклоном стоимостью 600 000 руб., машины предварительной очистки зерна и семян трав МПО - 30Р "ВЕЛЕС" в комплекте с набором решет для вторичной очистки, воздуховодами, циклоном в количестве 2 шт. общей стоимостью 1 200 000 руб.) числится на балансе истца.
Общая стоимость техники, приобретенной истцом в 2017 году, составила 11 514 182 руб. 10 коп.
Согласно расчету истца размер недополученной субсидии составляет 1 151 418 руб. 21 коп. (3 454 254 руб. 63 коп. (размер субсидии в соответствии с п.13 Положения в ред. от 15.05.2017, составляющей 30% от общей стоимости техники) - 2 302 836 руб. 42 коп. (размер субсидии полученной истцом, составляющий 20% от общей стоимости техники)).
Представленный истцом расчет судом проверен, признан верным и соответствующим пункту 13 Положения (в редакции постановления Правительства Удмуртской Республики от 15.05.2017 N 185).
Доводы жалобы ответчика о том, что размер субсидии следует исчислять в размере не 30%, а 20%, отклоняется, поскольку, как указано ранее на основании пункта 13 Положения (в редакции от 15.05.2017, подлежащей применению в рассматриваемом случае) субсидия на технику предоставляется в размере 30 процентов понесенных затрат заявителей, но не более максимального размера субсидии, установленного в пункте 13.1 настоящего Положения.
Таким образом, следует признать, что суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования СПК "Луч".
Приведенные в жалобе доводы Министерства финансов УР о том, что предоставляемые субсидии на возмещение части затрат на приобретение и модернизацию техники и оборудования являются лишь способом оказания поддержки сельскохозяйственных производителей Удмуртской Республики, являются правом, а не обязанностью государства, подлежат отклонению. Предоставление субсидии в соответствии с принятым нормативным правовым актом является финансовым обязательством субъекта Российской Федерации, произвольный отказ в исполнении которого является недопустимым.
При этом, истечение финансового года не является основанием для отказа во взыскании убытков, в случае подтверждения их наличия и размера материалами дела, в пределах срока исковой давности.
Иные доводы, изложенные в жалобах, подлежат отклонению, поскольку основаны на неверном толковании норм права применительно к установленным по делу обстоятельствам.
Коллегия апелляционного суда считает, что судом первой инстанции при рассмотрении дела правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, на основе полного и всестороннего исследования доказательств, выводы, изложенные в обжалуемом судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения апелляционных жалоб и отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 27 декабря 2020 года по делу N А71-7634/2020 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Н.М. Савельева |
Судьи |
Г.Н. Гулякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-7634/2020
Истец: Сельскохозяйственный "Луч"
Ответчик: Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики
Третье лицо: Министерство финансов УР г.Ижевск
Хронология рассмотрения дела:
26.05.2022 Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда России N 118-ПЭК22
19.10.2021 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-1694/2021
05.07.2021 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-3609/2021
09.03.2021 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-1694/2021
27.12.2020 Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики N А71-7634/20