г. Владимир |
|
04 марта 2021 г. |
Дело N А39-8441/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25.02.2021.
Постановление в полном объеме изготовлено 04.03.2021.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рубис Е.А.,
судей Протасова Ю.В., Белякова Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коршуновой А.Ю.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью "Глобал Поволжье" (ИНН 1314002025, ОГРН 1141314000080) Евсеева Артема Сергеевича
на определение Арбитражного суда Республики Мордовия от 28.07.2020 по делу N А39-8441/2019,
принятое по заявлению кредитора Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия, о включении в реестр требований кредиторов должника - общества с ограниченной ответственностью "Глобал Поволжье" задолженности в сумме 946 019,15 руб.,
без участия сторон.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
В рамках дела о несостоятельности (банкротстве) общества с ограниченной ответственностью "Глобал Поволжье" (далее - должник) кредитор Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия обратился в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением о включении в реестр требований кредиторов должника - общества с ограниченной ответственностью "Глобал Поволжье" задолженности в сумме 946 019,15 руб.
Определением от 28.07.2020 Арбитражный суд Республики Мордовия удовлетворил заявленные требования. Включил в третью очередь реестра требований кредиторов должника - общества с ограниченной ответственностью "Глобал Поволжье" требование кредитора - Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия в сумме основного долга 946 019 руб. 15 коп.
Конкурсный управляющий общества с ограниченной ответственностью "Глобал Поволжье" Евсеев Артем Сергеевич не согласился с определением суда первой инстанции от 28.07.2020 и обратился в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить по основаниям, изложенным в жалобе, и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе заявитель указывает, что являются несостоятельными доводы Кредитора о том, что ООО "Глобал Поволжье" не представило доказательств, подтверждающих приобретение минеральных удобрений в соответствии с предоставленной субсидией и полагал, что имело место невыполнение достижения показателя результативности "Количество приобретенных минеральных удобрений".
Ходатайством от 15.06.2020, направленного в Арбитражный суд Республики Мордовия посредством системы Мой арбитр, к материалам дела N АЗ9-8441/2019 были приобщены следующие документы: копия документов, подтверждающих направление отзыва в адрес кредитора; копия договора N 79 от 22.03.2019; копия дополнительного соглашения N 1 к договору N 79 от 22.03.2019; копия счета-фактуры N 331 от 08.05.2019; копия счета-фактуры N 341 от 14.05.2019.
Согласно отчета о достижении показателя результативности субсидий на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства за 2019 год, который имеется в материалах дела и который не отражен в определении Арбитражного суда Республики Мордовия от 28.07.2020 по делу N А39-8441/2019, показателем результативности указано "Количество приобретенных минеральных удобрений", который выполнен Должником на 138%, а именно по данному показателю результативности Должником было приобретено 185 тонн минеральных удобрений по отношению к обязательству отчетного года в объеме 134 тонны.
Согласно п.2.1.7 Соглашения Должник обязан по итогам сева в срок не позднее 30 июня 2019 года представить в Министерство отчет о выполнении плана посевных площадей под урожай текущего года, согласно приложению 3 к Соглашению, а согласно п.2.1.8. того же соглашения Должник обязуется в срок до 01 сентября текущего года представить в Министерство отчет о достижении показателя результативности субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям согласно Приложению 5 к настоящему Соглашению.
21 июня 2019 года Должником в Министерство были представлены отчет о выполнении плана посевных площадей под урожай текущего года за 2019 год и отчет о достижении показателя результативности субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства за 2019 год. Данные отчеты имеется в материалах дела N А39-8441/2019.
Представлен договор поставки N 22 от 26.03.2018 г., заключенный должником с ООО "КрасАн" на приобретение известково-аммиачной селитры.
ООО "Глобал Поволжье" у ООО "КрасАн" было приобретено 185 тонн известково-аммиачной селитры на сумму 2 553 000 руб., что подтверждается Спецификацией N 7 от 27.08.2018 г., счетом-фактурой N 13092018/01 от 13.09.2018 г., а также платежными документами.
Приобретенная селитра была использована ООО "Глобал Поволжье" в период осенне-посевных работ 2018 г. под урожай 2019 г. в количестве 98,8 т. и в период весенне-посевных работ 2019 г. под урожай 2019 г. в количестве 86,2 т.
В силу того, что субсидия на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства носит компенсационный характер и призвана компенсировать затраты сельхозтоваропроизводителей на приобретение, в том числе минеральных удобрений, за отчетный 2018 год, Должником был представлен в Министерство пакет документов, согласно п.2.1.4 Соглашения, подтверждающий понесенные Должником затраты на приобретение минеральных удобрений. Данный факт исполнения Должником условий заключенного Соглашения, Кредитором не оспаривается.
Также, в 2019 г., согласно договору N 79 от 22.03.2019 г., заключенному с ООО "ТРАНСХИМ", ООО "Глобал Поволжье" были приобретены органоминеральные удобрения "Agrees", в объеме 18 070 литров, что в расчете на тонны составляет 21,923 тонны, на общую сумму 4 489 680 рублей. Обоснование применения органоминеральных удобрений "Agrees", а также пересчет препарата "Agrees" из литров в тонны предоставлен ООО "ТРАНСХИМ" и кандидатом сельскохозяйственных наук, доцентом Зубаревым А.А., которые также имеются в материалах дела.
Таким образом, ООО "Глобал Поволжье", под урожай 2019 г. приобрело и использовало минеральных удобрений в общем объеме 206,923 тонны на общую сумму 7 042 680 руб., что гораздо больше объема, указанного в п.2.1.1. Соглашения.
Таким образом, субсидии предоставляются безвозвратно, то есть без установления обязательства по возврату.
Полученная субсидия в размере 1 892 038,29 руб. была использована Должником по целевому назначению, а именно на частичное погашение стоимости минеральных удобрений, приобретенных в 2018 г. под урожай 2019 г. по договору поставки N 22 от 26.03.2018 г. у ООО "КрасАн", и на частичное погашение стоимости жидких агроминеральных удобрений, приобретенных по договору N 79 от 22.03.2019 у ООО "ТРАНСХИМ".
Расчет суммы субсидии, подлежащей возврату кредитору, указан в разделе 3 Соглашения. В судебное заседание Должником не был представлен контррасчет суммы субсидии, подлежащей возврату кредитору.
Таким образом, субсидия, полученная ООО "Глобал Поволжье" на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей в области растениеводства была получена на законных основаниях, использована по целевому назначению и возврату не подлежит.
Определением от 01.10.2020 Первый арбитражный апелляционный суд в порядке статьи 158 АПК РФ отложил рассмотрение апелляционной жалобы на 12.11.2020, предложил Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия представить письменные пояснения относительно вопросов заданных судом в судебном заседании. Предложил Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия и конкурсному управляющему общества с ограниченной ответственностью "Глобал Поволжье" Евсееву Артему Сергеевичу обеспечить явку в судебное заседание.
В материалы дела от Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия поступили письменные пояснения (входящий N 01АП-5539/20 (1) от 11.11.2020).
Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия в письменных пояснениях по делу просит определение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку полномочных представителей в судебное заседание не обеспечили, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие участвующих в деле лиц.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Первого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.1aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При принятии судебного акта, арбитражный суд первой инстанции руководствовался статьями 4, 16, 32, 100, 137 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 N 127-ФЗ (далее - Закон о банкротстве), статьями 38, 78, 158, 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 176, 184-185, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность судебного акта, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии с положениями статей 257-262, 266, 270, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Первый Арбитражный апелляционный суд, изучив материалы обособленного спора в деле о банкротстве, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзывах на нее, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов суда установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, определением арбитражного суда от 18 ноября 2019 года (дата объявления резолютивной части 14 ноября 2019 года) в отношении должника - общества с ограниченной ответственностью "Глобал Поволжье" введена процедура наблюдения на срок до 14 апреля 2020 года, временным управляющим утвержден Евсеев Артем Сергеевич.
Сообщение о введении процедуры наблюдения в отношении должника опубликовано в газете "Коммерсантъ" от 23.11.2019 N 216.
16.01.2020 Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия обратился в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением о включении в реестр требовании кредиторов должника - общества с ограниченной ответственностью "Глобал Поволжье" задолженности в сумме 946019 руб. 15 коп.
Требование кредитора было заявлено за пределами срока, установленного пунктом 1 статьи 71 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", в связи с чем, определением от 21.01.2020 рассмотрение заявления было отложено до введения в отношении должника процедуры, следующей за процедурой наблюдения.
Решением Арбитражного суда Республики Мордовия от 14 апреля 2020 года по делу N А39-8441/2019 в отношении имущества должника - общества с ограниченной ответственностью "Глобал Поволжье" введена процедура конкурсного производства сроком до 24 сентября 2020 года, конкурсным управляющим утвержден Евсеев Артем Сергеевич.
При рассмотрении заявленного кредитором требования судом установлено, что в целях реализации мероприятий Государственной программы Республики Мордовия развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2025 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 19.11.2012 N 404, принят Порядок предоставления субсидий из республиканского бюджета Республики Мордовия на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, утвержденный постановлением Правительства Республики Мордовия от 08.02.2017 N 95 Об утверждении Порядка предоставления субсидий из республиканского бюджета Республики Мордовия на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Мордовия".
Должник - ООО "Глобал Поволжье" обратился в Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия 08.02.2019 с заявлениями о предоставлении субсидий на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства.
18 февраля 2019 года между Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия и ООО "Глобал Поволжье" было заключено соглашение о предоставлении субсидий на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства - на возмещение затрат за отчетный год.
Согласно пункту 2.1.1. соглашения получатель субсидии обязуется обеспечивать достижение показателей результативности использования субсидии согласно Приложению 1.
В соответствии с пунктом 2.2.8 соглашения ООО "Глобал Поволжье" в срок до 01 сентября текущего года представить в Министерство отчет о достижении показателя результативности субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям согласно приложению 5 к соглашению (количество приобретенных минеральных удобрений).
Платежным поручением от 18.03.2019 N 186102 УФК по РМ (Минсельхозпрод РМ) перечислило на счет должника субсидию в размере 1892038 руб. 29 коп.
Согласно отчету о выполнении плана показателя результативности ООО "Глобал Поволжье" приобрел 185 тонн минеральных удобрений в августе 2018 года.
Согласно пункту 3.3. указанного выше соглашения в случае невыполнения достижения показателя результативности, предусмотренного соглашением, получатель субсидий несет ответственность в виде возврата субсидий в бюджет Республики Мордовия пропорционально невыполнению показателя результативности.
По расчету Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия, размер подлежащей субсидии в связи с невыполнением в установленный срок показателя "количество приобретенных удобрений" составил 946019 руб. 15 коп.
13.09.2019 Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия было направлено ООО "Глобал Поволжье" требование о возврате 50% полученной субсидии.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в рамках дела N А39-8441/2019 о банкротстве должника - ООО "Глобал Поволжье" с настоящим требованием о включении задолженности в сумме 946019 руб. 15 коп. в реестр требований кредиторов должника.
Рассмотрев имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, арбитражный апелляционный суд не находит правовых оснований для отмены определения арбитражного суда первой инстанции.
Согласно статье 32 Закона о банкротстве, части 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы о несостоятельности (банкротстве).
В соответствии со статьей 4 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в реестр требований кредиторов подлежат установлению требования по денежным обязательствам и обязательным платежам.
Согласно пункту 3 Порядка предоставления субсидий из республиканского бюджета Республики Мордовия на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, утвержденного постановлением Правительства Республики Мордовия от 08.02.2017 г. N 95 (далее - Порядок) уполномоченным органом, осуществляющим предоставление субсидий в соответствии с Порядком является Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия.
18.02.2019 г. между Заявителем и Должником было заключено Соглашение о предоставлении субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства - на возмещение затрат за отчетный год (далее - Соглашение).
Пункт 6 Порядка гласит, что предоставление субсидии осуществляется на основании Соглашения. Соглашение о предоставлении должником субсидии из республиканского бюджета Республики Мордовия заключено между должником и Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия, как главным распорядителем.
Пунктом 18 Порядка именно на Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия возложена обязанность обращаться в суд с целью принудительного взыскания субсидии, а именно часть вторая пункта 18 Порядка гласит, что в случае недостижения получателем субсидии показателей результативности, предусмотренных соглашением о предоставлении субсидии, Министерство в течение 30 рабочих дней со дня обнаружения факта нарушения направляет письменное требование получателю субсидий о возврате в республиканский бюджет Республики Мордовия суммы полученной субсидии пропорционально невыполнению показателя результативности.
Часть вторая указанного пункта предусматривает, что в случае невозврата субсидии в республиканский бюджет Республики Мордовия Министерство обращается в суд с целью ее принудительного взыскания.
Порядок предоставления субсидий из республиканского бюджета Республики Мордовия на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства утвержден постановлением Правительства Республики Мордовия от 08.02.2017 г. N 95.
Установление требований кредиторов осуществляется арбитражным судом в соответствии с порядком, установленным статьями 71 и 100 Закона о банкротстве, в зависимости от процедуры банкротства, введенной в отношении должника.
Согласно п. 1 ст. 71 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", для целей участия в первом собрании кредиторов кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в течение тридцати календарных дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения.
В соответствии с п. 7 ст. 71 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" требования кредиторов, предъявленные по истечении предусмотренного п. 1 ст. 71 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" срока для предъявления требований, подлежат рассмотрению арбитражным судом после введения процедуры, следующей за процедурой наблюдения.
Сообщение о введении процедуры наблюдения в отношении должника опубликовано в газете "Коммерсантъ" от 23.11.2019 N 216.
16.01.2020 Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением о включении в реестр требовании кредиторов должника - общества с ограниченной ответственностью "Глобал Поволжье" задолженности в сумме 946019 руб. 15 коп.
Как разъяснено в пункте 35 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 60 "О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" согласно пункту 7 статьи 71 Закона требования кредиторов, предъявленные по истечении предусмотренного пунктом 1 этой статьи срока для предъявления требований, подлежат рассмотрению судом после введения процедуры, следующей за процедурой наблюдения.
Требование кредитора было заявлено за пределами срока, установленного пунктом 1 статьи 71 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", в связи с чем, определением от 21.01.2020 рассмотрение заявления было принято к производству и отложено до введения в отношении должника процедуры, следующей за процедурой наблюдения.
Решением Арбитражного суда Республики Мордовия от 14 апреля 2020 года по делу N А39-8441/2019 в отношении имущества должника - общества с ограниченной ответственностью "Глобал Поволжье" введена процедура конкурсного производства сроком до 24 сентября 2020 года, конкурсным управляющим утвержден Евсеев Артем Сергеевич.
Согласно пункту 1 статьи 63 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) с даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением установленного данным Федеральным законом порядка предъявления требований к должнику.
В силу статьи 5 Закона о банкротстве под текущими платежами понимаются денежные обязательства, требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Согласно пунктам 8, 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 63 "О текущих платежах по денежным обязательствам в деле о банкротстве" при расторжении договора, исполнение по которому было предоставлено кредитором до возбуждения дела о банкротстве, в том числе, когда такое расторжение произошло по инициативе кредитора в связи с допущенным должником нарушением, все выраженные в деньгах требования кредитора к должнику квалифицируются для целей Закона о банкротстве как требования, подлежащие включению в реестр требований кредиторов. В частности, если кредитор до возбуждения дела о банкротстве произвел должнику предварительную оплату по договору, то требование кредитора о ее возврате в связи с расторжением данного договора не относится к текущим платежам независимо от даты его расторжения. Денежное обязательство должника по возврату или возмещению стоимости неосновательного обогащения для целей квалификации в качестве текущего платежа считается возникшим с момента фактического приобретения или сбережения имущества должником за счет кредитора (статья 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Дело о банкротстве общества с ограниченной ответственностью "Глобал Поволжье" возбуждено 11.10.2019.
Из материалов дела следует, что платежным поручением от 18.03.2019 N 186102 УФК по РМ (Минсельхозпрод РМ) перечислило на счет должника субсидию в размере 1892038 руб. 29 коп.
Обязательства по переводу денежных средств исполнены до возбуждения в отношении должника дела о банкротстве, задолженность является мораторной.
Согласно части 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов), выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно статье 38 БК РФ принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В соответствии со статьей 158 БК РФ, Министерство, как главный распорядитель бюджетных средств, обязано обеспечить результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств.
Согласно статье 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Порядок предоставления и возврата выданных субсидий регламентируется подпунктом 3 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которому нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В соответствии с пунктом 17 Порядка предоставления субсидий из республиканского бюджета Республики Мордовия на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства, утвержденного постановлением Правительства Республики Мордовия от 08.02.2017 N 95 (далее - Порядок) Министерство несет ответственность за осуществление расходов республиканского бюджета Республики Мордовия. Министерство и орган государственного финансового контроля осуществляют обязательные проверки соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
В случае выявления нарушения получателем субсидии условий, установленных при предоставлении субсидии, выявленного по фактам обязательных проверок, проведенных Министерством и органом государственного финансового контроля, Министерство в течение 10 рабочих дней со дня обнаружения факта нарушения направляет письменное требование получателю субсидий о возврате в республиканский бюджет Республики Мордовия суммы незаконно полученной субсидии (п. 18 Порядка).
В силу положений статьей 309, 310 Гражданского Кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.
Заявленные Министерством требования основываются на невыполнении должником достижения одного из установленных при предоставлении субсидии показателей результативности, а именно "количество приобретенных минеральных удобрений".
Согласно п. 6 Порядка предоставления субсидий из республиканского бюджета Республики Мордовия на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, утвержденного постановлением Правительства Республики Мордовия от 08.02.2017 г. N 95, предоставление субсидий осуществляется на основании соглашения, заключаемого между Министерством и сельскохозяйственным товаропроизводителем, которое наряду с прочим предусматривает установление показателей результативности.
Как следует из материалов дела, 18.02.2019 г. между Заявителем и Должником было заключено Соглашение о предоставлении субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства - на возмещение затрат за отчетный год (далее - Соглашение).
Получатель субсидии обязуется обеспечить возврат Субсидии в республиканский бюджет за нарушение условий, целей и Порядка предоставления субсидий в случаях, порядке и сроки, установленные пунктом 18 Порядка (п.2.1.6 Соглашения).
В соответствии с п. 2.1.7 Соглашения по итогам сева в срок не позднее 30 июня текущего года получатель субсидии обязан представить в Министерство: отчет о выполнении плана посевных площадей под урожай текущего года согласно приложению N 3 к настоящему Соглашению; отчет о выполнении плана застрахованных посевных площадей под урожай текущего года согласно приложению N4 к настоящему соглашению (с приложением заверенной получателем субсидии копии договора сельскохозяйственного страхования; заверенные получателем субсидии копии актов расхода семян и посадочного материала; заверенные получателем субсидии копии документов, подтверждающих соответствие качества семян зерновых и зернобобовых сельскохозяйственных культур требованиям статьи 21 Федерального закона от 17.12.1997 N 149 ФЗ "О семеноводстве"6 протокол испытания на семена собственного производства; сертификат сортовой идентификации или протокол испытания с актом апробации на покупные семена; удостоверение о кондиционности при импорте семян из стран Содружества независимых государств.
В соответствии с п. 2.1.1 Соглашения, во взаимосвязи с приложением 1 к Соглашению Должник принял на себя обязательство обеспечить достижение значения показателя результативности использования субсидии "количество приобретенных минеральных удобрений" - 134 тонны. Однако данный показатель результативности предоставления субсидии им достигнут не был.
Согласно пункту 3.3. Соглашения в случае невыполнения достижения показателей результативности "размер посевных площадей, занятых зерновыми, зернобобовыми и кормовыми сельскохозяйственными культурами" и "количество приобретенных минеральных удобрений", если фактически выполненные показатели ниже запланированных в текущем году. Получатель субсидий несет ответственность в виде возврата в республиканский бюджет Республики Мордовия суммы полученной субсидии пропорционально невыполнению показателей результативности в порядке и сроки, установленные пунктом 18 Порядка.
В материалы дела представлены отчет о выполнении плана посевных площадей под урожай текущего года за 2019 год и отчет о достижении показателя результативности субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства за 2019 год.
Иные документы, указанные в п. 2.1.7 Соглашения (отчет о выполнении плана застрахованных посевных площадей под урожай текущего года согласно приложению N 4 к соглашению (с приложением заверенной получателем субсидии копии договора сельскохозяйственного страхования; заверенные получателем субсидии копии актов расхода семян и посадочного материала; заверенные получателем субсидии копии документов, подтверждающих соответствие качества семян зерновых и зернобобовых сельскохозяйственных культур требованиям статьи 21 Федерального закона от 17.12.1997 N 149 ФЗ "О семеноводстве"6 протокол испытания на семена собственного производства; сертификат сортовой идентификации или протокол испытания с актом апробации на покупные семена; удостоверение о кондиционности при импорте семян из стран Содружества независимых государств) в материалы дела не представлены.
Из представленного Должником отчета о достижении показателей результативности субсидии следует, что должником приобретено 185 тонн минеральных удобрений, однако приобретены они в августе 2018 года, то есть за пределами срока, установленного соглашением о предоставлении субсидии, что подтверждается представленными Должником договором поставки продукции, универсальным передаточным документом и платежными поручениями (т. 1 л.д. 34-45).
Согласно расчету Министерства, размер подлежащей возврату субсидии в связи с невыполнением в установленный срок показателя "количество приобретенных минеральных удобрений" составляет 946019,15 руб., согласно следующему расчету: 946 019,15 руб. = 1 892 038,29 руб. (размер предоставленной субсидии) * 1 (индекс отражающий уровень недостижения показателя = 1-0/134) / 2 (количество показателей результативности).
Расчёт суммы подлежащей возврату произведён кредитором пропорционально выполненным показателям результативности, должником не оспорен, судом апелляционной инстанции перепроверен и признан обоснованным.
Довод арбитражного управляющего о том, что Министерством в суде первой инстанции утверждалось о непредставлении Должником в установленный срок отчета о выполнении показателя результативности "количество приобретенных минеральных удобрений" не соответствует действительности.
Напротив, Министерство в претензии от 13 сентября 2019 г. и в исковом заявлении и в суде первой инстанции говорило о том, что Должником был представлен отчет о выполнении указанного показателя результативности, не оспаривался факт предоставления Должником в качестве подтверждающих выполнение показателя документов о приобретении 185 тонн минеральных удобрений в августе 2018 года у ООО "КрасАн".
Министерством утверждается, что приобретение в августе 2018 года Должником 185 тонн минеральных удобрений не может быть расценено как выполнение показателя результативности установленного лишь в феврале 2019 года, то есть в тот момент, когда указанный объем минеральных удобрений уже имелся у Должника и Министерству об этом было известно (пункт 2.1.4. Соглашения о предоставлении субсидии).
Порядком предоставления субсидии и Соглашением о предоставлении субсидии заключенным между Должником и Кредитором предусмотрена возможность установления Министерством получателю субсидии различных показателей результативности, установление каждого из которых определяется для каждого из получателей субсидии индивидуально, включая его значение. При установлении Должнику значения в 134 тонны показателя результативности "количество приобретенных минеральных удобрений", учитывались обрабатываемые Должником площади, качество почвы, количество уже имеющихся у Должника удобрений, применяемые должником технологии, и иные факторы. Значение показателя согласовывалось Министерством с Должником в момент заключения соглашения.
О приобретении Должником в период с 18.02.2019 г. по 31.08.2019 г. минеральных удобрений Должник своевременно Министерству документов не представил, что и дает основание полагать о невыполнении должником условий соглашения.
Представленные за пределами установленного срока копии документов (договора N 79 от 22.03.2019 г между Должником и ООО "ТРАНСХИМ", дополнительного соглашения, УПД N 331 от 8 мая 2019 г. и 341 от 14 мая 2019 г.) о приобретении Должником в регламентированный период 96,5 кг и 21 685 л удобрений, также не могут свидетельствовать о достижении показателя результативности (даже частично), поскольку они представлены за пределами установленного срока, не заверены надлежащим образом, показатель установлен в тоннах, а единица измерения почти всего объема приобретенного Должником товара - литры (надлежащего документа о физическом весе приобретенного товара не имеется), не представлен документ об оплате данного товара.
Ни суду первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции Должником не представлена надлежащая информация о физическом весе указанных удобрений, что исключает возможность расчета процента выполнения показателя результативности.
Документально обоснованных возражений относительно заявленных кредитором требований, в том числе доказательств представления должником в установленный соглашением срок в Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия отчета о приобретении минеральных удобрений и достижения значения показателя результативности в полном объеме, конкурсным управляющим не представлено.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что должником нарушены обязательства, предусмотренные условиями подписанного 18.02.2019 соглашения о предоставлении субсидий, указанные обстоятельства служат основаниям для возврата суммы субсидии в размере 946019 руб. 15 коп.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Таким образом, оценив указанные обстоятельства, установленные в настоящем деле о несостоятельности (банкротстве) должника, в их совокупности и сопоставив их, коллегия судей пришла к выводу, что суд первой инстанции на законных основаниях удовлетворил заявление Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия о включении в реестр требований кредиторов должника - общества с ограниченной ответственностью "Глобал Поволжье" задолженности в сумме 946 019,15 руб.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу сводятся к переоценке законных и обоснованных, по мнению суда апелляционной инстанции, выводов суда первой инстанции, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность определения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации уплата государственной пошлины за рассмотрение апелляционных жалоб на определение по данной категории дел не предусмотрена.
Руководствуясь статьями 268, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Республики Мордовия от 28.07.2020 по делу N А39-8441/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью "Глобал Поволжье" Евсеева Артема Сергеевича - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение одного месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Мордовия.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1 - 291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий судья |
Е.А. Рубис |
Судьи |
Е.Н. Беляков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.