Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16 июня 2021 г. N Ф08-3967/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Ессентуки |
|
12 марта 2021 г. |
Дело N А22-1535/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09.03.2021.
Полный текст постановления изготовлен 12.03.2021.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего: Луговой Ю.Б. судей: Егорченко И.Н. и Сулейманова З.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Левкиным А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в режиме веб-конференции апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Элиста" на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 18.11.2020 по делу N А22-1535/2020 по иску публичного акционерного общества "Россети Юг" в лице филиала публичного акционерного общества "Россети Юг" - "Калмэнерго", г. Элиста (ИНН 6164266561 ОГРН 1076164009096) к обществу с ограниченной ответственностью "Элиста", г. Элиста (ИНН 0816037622 ОГРН 1180816001574) о взыскании задолженности за потребленную электроэнергию, при участии в судебном заседании в режиме веб-конференции представителя от общества с ограниченной ответственностью "Элиста" - Салдысова А.В. (по доверенности от 08.01.2021), в отсутствии представителя публичного акционерного общества "Россети Юг", участвующего в деле, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Россети Юг" в лице Филиала публичного акционерного общества "Россети Юг" - "Калмэнерго" (далее - ПАО "Россети Юг", истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Калмыкия с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Элиста" (далее - ООО "Элиста", ответчик) о взыскании задолженности за потребленную по договору энергоснабжения N 0801190100378 от 18.11.2019 электрическую энергию за май 2020 года в размере 119 257 руб. 53 коп.
Решением суда от 18.11.2020 исковые требования удовлетворены в полном объеме. Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции руководствовался статьями 12, 329, 330, 421, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьями 154, 155, 157, 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124, постановлением администрации города Элисты Республики Калмыкия от 20.09.2019 N 1723.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Элиста" обратилось в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции от 18.11.2020 отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. Апеллянт не признает предъявленную задолженность, поскольку истцом выставлен объем электрической энергии по многоквартирным домам (далее - МКД), где не выбран способ управления. По мнению общества в такой ситуации исполнителем коммунальных услуг является ресурсоснабжающая организация и обязанность по оплате электрической энергии возложена на собственников жилых помещений.
В отзыве на апелляционную жалобу, истец просил решение суда оставить без изменения, жалобу ответчика без удовлетворения.
Определением суда от 28.01.2021 судебное заседание откладывалось в порядке статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Информация о времени и месте судебного заседания с соответствующим файлом размещена 29.01.2021 в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на общедоступных сайтах http://arbitr.ru// в разделе "Картотека арбитражных дел" и Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда http://16aas.arbitr.ru в соответствии положениями статьи 121 АПК РФ и с этого момента является общедоступной.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы жалобы, одновременно дал пояснения по обстоятельствам спора.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя истца в соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ.
Обжалуемый судебный акт проверен судом апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы и отзыва на нее, выслушав представителя ответчика, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение суда первой инстанции отмене не подлежит.
Из материалов дела установлено, что 18.11.2019 между ПАО "МРСК Юга" (правопреемник - ПАО "Россети Юга" - "Калмэнерго", гарантирующий поставщик) и ООО "Элиста" (покупатель) заключен договор ресурсоснабжения с исполнителем коммунальных услуг по энергоснабжению N 0801190100378, по условиям которого гарантирующий поставщик осуществляет в точках поставки продажу электрической энергии и мощности на условиях, предусмотренных договором, а покупатель оплачивает гарантирующему поставщику приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги (том 1 л. д. 11-15).
Покупатель потребляет электрическую энергию (мощность) в необходимом ему количестве (пункт 3.1 договора).
Согласно пункту 4.1 договора, для учета электрической энергии, в целях определения обязательств покупателя по оплате, приобретенной по договору электрической энергии, должны использоваться коллективные общедомовые приборы учета.
В силу пункта 5.1 договора, фактический объем потребления электроэнергии в расчетном месяце определяется в точках поставки на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей, обслуживаемых покупателем многоквартирных домов, указанных в приложении N 6 к договору: по данным потребления электрической энергии и мощности за расчётный период, исходя из показаний расчётных коллективных (общедомовых) средств учета; расчётными способами (том 1 л. д. 18).
Оплата по договору производится по цене и (или) в соответствии с порядком определения цены, установленном в соответствии с положениями действующих на момент оплаты федеральных законов, иных нормативных правовых актов, а также актов уполномоченных органов власти в области государственного регулирования тарифов (пункт 6.1 договора).
Согласно пункту 7.1 договора, расчетный период для оплаты устанавливается равным одному календарному месяцу.
В приложении N 4 к договору, стороны определили перечень точек поставки, средств учета и места их установки по каждому многоквартирному дому (том 1 л. д. 23-24).
В соответствии с пунктом 8.1 срок действия договора определен по 31.12.2019. Договор может быть пролонгирован на следующий календарный год, если ни от одной из сторон не последует заявление о прекращении договора или об изменении его условий.
Сведений о расторжении договора в материалах дела нет, следовательно договор N 0801190100378 от 18.11.2019 является действующим.
Истец принятые по договору обязательства по поставке и передаче электрической энергии исполнил, что подтверждается актом приема - передачи N 0800-006041 от 31.05.2021 на общую сумму 119 257 руб. 53 коп., а также отчетами потребления электрической энергии за май 2020 года по каждому МКД (том 1 л. д. 20-52). Акт подписан истцом в одностороннем порядке.
На оплату ресурса и оказанных услуг истцом выставлена счет - фактура N 080/Э0000006140 от 31.05.2021 (том 1 л. д. 53).
Ввиду отсутствия оплаты, 25.05.2020 ПАО "Россети Юга" - "Калмэнерго" направило в адрес ответчика претензию N 13440/ЮЛ с требованием погасить образовавшуюся задолженность в течение пяти рабочих дней (том 1 л. д. 55-56).
Неисполнение требований претензии послужило основанием для обращения истца в суд.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Договор, заключенный сторонами, является смешанным (пункт 2 статьи ГК РФ), так как содержит в себе элементы договора возмездного оказания услуг и договора купли-продажи электрической энергии, правоотношения по которым регулируются параграфом 6 главы 30, главой 39 ГК РФ и Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ).
В соответствии с положениями статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
С 01.01.2017 изменился порядок оплаты расходов на коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества многоквартирного дома (часть 9 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"), а именно - расходы на оплату коммунальных ресурсов, в том числе электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, включены в состав платы за содержание жилого помещения (пункт 2 части 1, пункта 1 части 2 статьи 154, части 1 статьи 156 ЖК РФ).
В целях реализации нового порядка определения размера платы за содержание жилого помещения принято Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" (далее - Постановление N 1498), которым предусмотрены случаи и порядок включения в размер платы за содержание жилого помещения расходов на коммунальные ресурсы, используемые в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также новые правила покупки у ресурсоснабжающих организаций коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества, в том числе управляющими организациями в случаях, когда многоквартирный дом находится в управлении такой управляющей организации. Потребители коммунальных услуг в таких многоквартирных домах с 01.01.2017 обязаны вносить плату за коммунальные услуги исходя из объема коммунальных услуг, потребленных в жилом или нежилом помещении.
Согласно Постановлению N 1498 объем коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, подлежащий ежемесячной оплате исполнителем, определяется исходя из разницы между объемом коммунальных ресурсов, определенных по показаниям общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов, и объемом коммунальных услуг, подлежащих оплате потребителями коммунальных услуг в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 35, а при отсутствии общедомовых приборов учета - исходя из нормативов потребления коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также тарифов, установленных в соответствии с федеральным законом.
Материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривается факт поставки истцом в спорный период электрической энергии для целей содержания общего имущества многоквартирных домов, находящихся в управлении ответчика.
Факт поставки электроэнергии в заявленном объеме, подтверждён представленными в материалы дела актом приема - передачи по отпуску электроэнергии, а также отчетами потребления электрической энергии за май 2020 года по каждому МКД (том 1 л. д. 20-51).
В актах имеются сведения об объеме электрической энергии, потребленной в каждой точке поставки, с указанием наименования точки поставки, типе и номере прибора учета электрической энергии, уровне напряжения в каждой точке поставки, начальных и конечных показаниях прибора учета электроэнергии в расчетном периоде, расчетном коэффициенте трансформации, основном расходе электроэнергии по приборам учета, применяемого размера потерь в точке поставки (при наличии) и итоговом объеме потребленной электрической энергии за расчетный период в каждой точке поставки.
В статье 65 АПК РФ, раскрывающей существо принципа состязательности участников арбитражного процесса, законодатель закрепил положение, согласно которому каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Ответчик, исходя из принципа состязательности арбитражного процесса, при заявлении довода о недоказанности истцом объема поставленной за спорный период электрической энергии, с учетом распределения бремени доказывания, должен представить доказательства, опровергающие требования истца либо подтверждающие иной объем потребленной энергии.
В нарушение приведенных норм процессуального законодательства, ответчиком в суд не было представлено доказательств, опровергающих расчеты истца, либо собственный контррасчет.
Таким образом, оснований для критической оценки расчета истца у суда не имеется, так как расчет суммы иска произведен в соответствии с условиями договора и требованиями действующего законодательства.
Ответчик доказательств оплаты спорной задолженности суду не представил.
Исходя из изложенного суд апелляционной инстанции не находит оснований для переоценки выводов суда первой инстанции в части взыскания с ответчика в пользу истца 119 257 руб. 53 коп. задолженности.
Довод ответчика об отсутствии у него обязанности оплачивать электрическую энергию, потребленную на общедомовые нужды в многоквартирных домах, где собственниками помещений не выдран способ управления, является необоснованным.
В силу пункта 17 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом в порядке, установленном настоящим Кодексом, или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, в том числе по причине признания несостоявшимся открытого конкурса по отбору управляющей организации, проводимого органом местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом, осуществляется управляющей организацией, имеющей лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, определенной решением органа местного самоуправления в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации. Такая управляющая организация осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом до выбора собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления многоквартирным домом или до заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией, определенной собственниками помещений в многоквартирном доме или по результатам открытого конкурса, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, но не более одного года.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2018 N 1616 утверждены Правила определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация (далее - Правила N. 1616).
Пунктом 5 Правил N 1616 предусмотрено, что в качестве управляющей организации решением об определении управляющей организации может быть определена управляющая организация, имеющая лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и включенная в перечень организаций для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация.
Перечень организаций формируется уполномоченным органом и размещается в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.
В перечень организаций включаются управляющие организации, представившие в уполномоченный орган заявление о включении в перечень организаций, и (или) управляющие организации, признанные участниками открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, расположенным на территории соответствующего муниципального образования, в соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в конкурсе но отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, предусмотренным Правилами проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом", одним из условий участия в котором является согласие управляющей организации на включение в перечень организаций, представляемое в порядке, предусмотренном указанными Правилами проведения органом местного самоуправления открытою конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом.
Во исполнение вышеуказанных норм закона 20.09.2019 Администрацией города Элисты издано постановление N 1723 "Об определении управляющих организаций для управления многоквартирными домами, расположенные на территории г. Элисты, в отношении которых собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация", согласно которому ответчику во временное управление для обслуживания переданы 21 многоквартирный дом.
Предоставление коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в период управления многоквартирным домом управляющей организацией, определенной решением об определении управляющей организации, осуществляется ресурсоснабжающими организациями в соответствии с подпунктом "б" пункта 17 Правил N 354.
Согласно пункта 13 указанных Правил предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
18.11.2019 между филиалом ПАО "Россети Юг" - "Калмэнерго" и ООО "Элиста" был заключен договор ресурсоснабжения с исполнителем коммунальных услуг по электроснабжению N 0801190100378. Согласно приложению N 3 к договору в перечень точек поставки включены спорные дома.
В силу пункта 5.1 договора, объем электрической энергии, представленный в расчетном периоде на общедомовые нужды, определяется как разница между объемом электроэнергии, определенным по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета и суммарным объемом электрической энергии, определенным по показаниям индивидуальных приборов учета.
В соответствии с пунктом 5.2. договора ответчик ежемесячно, до 25 числа текущего расчетного месяца, обязан представлять в письменном виде истцу согласованный с сетевой организацией отчет о потребленной электроэнергии по формату согласно приложению N 2 к договору.
Ответчик, учитывая требования вышеуказанных норм, а также условия договора энергоснабжения сформировал, подписал, скрепил своей печатью, согласовал с сетевой организацией и передал истцу отчет о потребленной электроэнергии (том 1 л. д. 20-51).
На основании указанных отчетов потребленной электроэнергии, истцом составлены акты приема-передачи электроэнергии и сформирована счет-фактура на оплату договорного объема электрической энергии на общедомовые нужды.
Таким образом, довод жалобы об отсутствии у ответчика обязанности оплачивать электрическую энергию, потребленную на общедомовые нужды в многоквартирных домах, где собственниками помещений не выбран способ управления, является необоснованным.
Довод заявителя жалобы о том, что поскольку для МКД, в отношении которых собственниками помещений в многоквартирных домах не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, то должны быть применены положения Правил N 1616, также является необоснованным в связи со следующим.
В силу пункта 3 Правил N 1616 предоставление коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах в период управления многоквартирными домами управляющей организацией, определенной решением об определении управляющей организации, осуществляется ресурсоснабжающими организациями в соответствии с подпунктом "б" пункта 17 Правил N 354, согласно которой, ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления либо способ управления выбран, но не наступили события, указанные в пунктах 14 и 15 настоящих Правил, либо управление которым осуществляет управляющая организация на основании части 17 статьи 161 ЖК РФ - со дня возникновения права собственности на помещение, со дня предоставления жилого помещения жилищным кооперативом, со дня заключения договора найма, со дня заключения договора аренды, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, или со дня прекращения ранее выбранного способа управления многоквартирным домом до дня начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанных в пункте 14 или 15 настоящих Правил, а в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией на основании части 17 статьи 161 ЖК РФ - со дня внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением соответствующего договора управления таким домом.
Таким образом, в силу подпункта "б" пункта 17 Правил N 354 исполнителем коммунальной услуги по энергоснабжению перед собственниками помещений спорных многоквартирных домов является истец в отношении объема электроэнергии, приходящейся на индивидуальное потребление (указанный правовый вывод содержится в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16.02.2021 N Ф08-11538/2020 по делу N А22-775/2020).
То обстоятельство, что гарантирующий поставщик при назначении временной управляющей организации становится исполнителем коммунальной услуги (либо продолжает исполнять такие обязанности) в соответствии с пунктом 31 (1) Правил N 354, не отменяет обязанности такой управляющей организации вносить плату за ресурс, поставленный на содержание общедомового имущества (постановление Арбитражного суда Центрального округа от 11 ноября 2020 N Ф10-4519/20 по делу N А62-12842/2019).
Довод апеллянта о том, что договор N 0801190100378 от 18.11.2019 противоречит действующему законодательству, подлежит отклонению, поскольку согласно пункту 5 статьи 166 ГК РФ заявление о недействительности сделки не имеет правового значения, если ссылающееся на недействительность сделки лицо действует недобросовестно, в частности, если его поведение после заключения сделки давало основание другим лицам полагаться на действительность сделки.
Аналогичная позиция изложена в пункте 70 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
В рассматриваемом случае договор заключен между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, - равными субъектами гражданского оборота. При заключении договора у сторон никаких претензий относительно его условий не возникало. Соответственно, в момент заключения договора ответчик считал приемлемым условия. Какие-либо разногласия по его условиям у сторон при заключении договора отсутствовали. Доказательств обратного в дело не представлено.
Таким образом, суд апелляционной инстанции находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, поскольку оно принято с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта по доводам заявителя, отклоненным по изложенным выше мотивам, не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ при разрешении спора судом первой инстанции не допущено.
Согласно статье 110 АПК РФ судебные расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 18.11.2020 по делу N А22-1535/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Ю.Б. Луговая |
Судьи |
И.Н. Егорченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А22-1535/2020
Истец: ПАО "Россети-Юг" в лице филиала "Россети-Юга" - "Калмэнерго"
Ответчик: ООО "Элиста"