город Ростов-на-Дону |
|
14 марта 2021 г. |
дело N А32-40847/2020 |
Судья Ефимова О.Ю.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу акционерного общества "НЭСК-электросети" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.12.2020 по делу N А32-40847/2020
по заявлению акционерного общества "НЭСК-электросети" (ИНН 2308139496, ОГРН 1072308013821)
к Государственной жилищной инспекции Краснодарского края (ИНН 2308124796, ОГРН 1062308033700)
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "НЭСК-электросети" (далее - АО "НЭСК-электросети") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Государственной жилищной инспекции Краснодарского края (далее - ГЖИ КК) о признании незаконным и отмене постановления от 13.08.2020 N 000468 о привлечении АО "НЭСК-электросети" к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.23 КоАП РФ в виде штрафа в размере 5 000 рублей.
Принятым в порядке упрощенного производства решением от 16.12.2020 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, АО "НЭСК-электросети" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что АО "НЭСК-электросети" является сетевой организацией и не может в силу своего статуса и текущего законодательства оказывать услуги потребителям по энергоснабжению.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, в связи с многочисленными фактами прекращения электроснабжения населения муниципального образования город Краснодар Прокуратурой Центрального административного округа г. Краснодара проведена проверка деятельности АО "НЭСК-электросети" на предмет соблюдения требований жилищного законодательства.
В ходе проверки установлено, что в июле 2020 года на территории Центрального административного округа города Краснодара происходили отключения электроэнергии, превышающие допустимую продолжительность перерыва предоставления коммунальной услуги по электроснабжению, установленную Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
В связи с выявленными нарушениями 10.07.2020 заместителем прокурора Центрального административного округа г. Краснодара вынесено постановление о возбуждении в отношении АО "НЭСК-электросети" дела об административном правонарушении по признакам правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.23 КоАП РФ.
Постановление вынесено с участием представителя общества.
В постановлении указано, что на территории муниципального образования город Краснодар в июле 2020 года произошло более 42 аварийных отключений электроэнергии, вследствие чего энергоснабжения было лишено более 10 000 многоквартирных домов и домовладений, в которых проживает более 100 000 человек.
Аварийное отключение цепи питания на ПС "Тургеневская" "ХГ -101" повлекло прекращение предоставления коммунальной услуги по электроснабжению в период с 17.10 часов 05.07.2020 по 18.17 часов 06.07.2020, то есть более 24 часов, потребителям в количестве 5 300 человек в многоквартирных домах и домовладениях по ул. Котовского, ул. Фестивальной, ул. Тургенева, ул. Герцена, ул. Олимпийской, ул. Каляева, ул. Атарбекова, ул. Воровского, ул. Гагарина, ул. 1-я Линия в г. Краснодаре.
Кроме того, ввиду аварийного отключения на ПС "К-104" в сторону ТП - 2868п с выводом из работы 35 трансформаторных подстанций в период с 11.41 часов 01.07.2020 по 01.31 часов 02.07.2020 не предоставлялась коммунальная услуга по электроснабжению потребителям в количестве 6 000 человек в многоквартирных домах и домовладениях по ул. Куликово Поле, ул. Карельской, ул. Дагестанской, ул. Интернациональной, ул. Киргизской, ул. Корчагинцев, пер. Топольковый, ул. Латышской, ул. Революционной, ул. Красивой, ул. Правды, ул. Атамана Бабича, ул. Литовской, ул. 1-го Мая, пер. Гаражный, ул. Бигдая, ул. Уютной, ул. Тебердинской, ул. Городской, ул. Эстонской, ул. Пятигорской, ул. Молдавской, ул. Тверской, ул. Осетинской, ул. Российской, ул. Новицкой, ул. Митинской, ул. Тепличной, ул. Московской, ул. Камчатской, ул. Калужской, ул. Сахалинской в г. Краснодаре.
Также, в период с 13.00 часов 01.07.2020 по 02.57 часов 02.07.2020 не предоставлялась коммунальная услуга по электроснабжению потребителям в количестве 7 300 человек по ул. Есенина, ул. Агрохимической, ул. Красюка, ул. Аксайской, ул. Рахманинова, ул. Российской, ул. Шолохова, ул. Адлерской, ул. Алмазной, ул. Хаджинова, ул. Гомельской, ул. Суздальской, ул. Шаляпина, ул. Климова, пр-д Ангарский, ул. Дунаевского, ул. Концевича, ул. Прокофьева, ул. Городской, ул. Шолохова, ул. Московской, ул. Дружной, ул. Чайковского в г. Краснодаре ввиду аварийного отключения 22 трансформаторных подстанций, запитанных посредством ПС "РИП-412".
Аналогично ввиду повреждения кабельного выхода 10 кВ от ТП-893 в сторону КРНС-5 и отключения цепи питания ПС "Калинино" "К-205", повлекших неработоспособность 29 подстанций, более 24 часов не предоставлялась коммунальная услуга по электроснабжению потребителям в количестве более 4 000 человек в многоквартирных домах и домовладениях по ул. Грабина, Ростовское шоссе, ул. Плотниченко, ул. Петра Метальникова, 1 пр-д. Светлый, 2 пр-д. Светлый, ул. Филицина, ул. Алуштинской, ул. Аральской, ул. Астраханской, ул. Белозерной, ул. Светлой, ул. Есаульской, ул. Бульварной, ул. Арбатской, ул. Доброй, ул. Ейской, ул. Родной, ул. Раздольной, ул. Защитников Отечества, ул. Российской, ул. Седина, ул. Силантьева, ул. Бахчиванджи, ул. 2-й Арбатской, ул. Булгакова, ул. Живописной, ул. Аршинцева, ул. Бескровного, ул. Кожедуба, ул. Жигуленко, ул. Ивана Рослого, ул. Казачья, ул. Симонова, ул. Агрохимической, ул. Омской, ул. Каравайной, ул. Пономаренко, ул. Балетной, ул. Проточной, ул. Холмской, ул. Геологической, ул. Балканской, ул. Палаточной, ул. Пригородной, ул. Книжной, ул. Поселковой, пр-д Восточный, ул. Есенина, ул. Ясной, пр-д. Южный, ул. Ягодина, ул. Янтарной, ул. Буковой, ул. Плотниченко, ул. Калининской, ул. Бейсугской, ул. Договорной, пер. Зональный, ул. Гришина, ул. Мусоргского, пр-д. Пригородный, пер. Островной, ул. Сумской, пер. Кризисный в г. Краснодаре.
Факты нарушения нормативного уровня и режима обеспечения населения коммунальной услугой по энергоснабжению подтверждаются справкой по аварийным отключениям на объектах жизнедеятельности муниципального образования г. Краснодар в июле 2020 года.
Материалы дела об административном правонарушении направлены прокурором в Государственную жилищную инспекцию Краснодарского края для рассмотрения по существу".
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении заместителем руководителя Госжилинспекции Краснодарского края вынесено постановление от 13.08.2020 N 000468 о привлечении АО "НЭСК-электросети" к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.23 КоАП РФ в виде штрафа в размере 5 000 рублей.
Считая незаконным постановление о привлечении к административной ответственности, общество оспорило его в судебном порядке.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности.
В части снижения размера назначенного административного наказания решение суда не оспорено участвующими в деле лицами.
Штраф снижен до минимального размера, предусмотренного санкцией статьи 7.23 КоАП РФ, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательств наличия обстоятельств, отягчающих ответственность общества.
Согласно статье 7.23 КоАП РФ нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
В соответствии с частью 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 1 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Согласно подпункту "в" пункта 3 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению -круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1.
В соответствии с требованиями пункта 9 раздела I Приложения N 1 Правил N 354 электроснабжение должно быть бесперебойное, круглосуточное в течение года. Допустимая продолжительность перерыва электроснабжения: 2 часа - при наличии двух независимых взаимно резервирующих источников питания; 24 часа - при наличии 1 источника питания. За каждый час превышения допустимой продолжительности перерыва электроснабжения, исчисленной суммарно за расчетный период, в котором произошло указанное превышение, размер платы за коммунальную услугу за такой расчетный период снижается на 0,15 процента размера платы, определенного за такой расчетный период в соответствии с приложением N 2 к Правилам, с учетом положений раздела IX Правил.
Согласно пункту 31 (6) Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861) и определяющих общие принципы и порядок оказания услуг по передаче электрической энергии, содержание обязательств сетевой организации по обеспечению надежности снабжения электрической энергией энергопринимающих устройств, в отношении которых заключен договор, обусловливает категория надежности.
Для третьей категории надежности, к которой, как следует из пункта 14 (1) данных Правил N 861 и не оспаривается участниками процесса, отнесены энергопринимающие устройства потребителей электрической энергии, допустимое число часов отключения в год составляет 72 часа, но не более 24 часов подряд, включая срок восстановления электроснабжения, за исключением случаев, когда для производства ремонта объектов электросетевого хозяйства необходимы более длительные сроки, согласованные с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Материалами дела об административном правонарушении, в том числе постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении, подтверждается, что на территории муниципального образования город Краснодар в июле 2020 года произошло более 42 аварийных отключений электроэнергии, вследствие чего энергоснабжения было лишено более 10 000 многоквартирных домов и домовладений, в которых проживает более 100 000 человек.
Факты нарушения нормативного уровня и режима обеспечения населения коммунальной услугой по энергоснабжению подтверждаются справкой по аварийным отключениям на объектах жизнедеятельности муниципального образования г. Краснодар в июле 2020 года.
В силу ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
По смыслу этой нормы права критерии виновности юридического лица означают необходимость оценки его фактического поведения как коллективного субъекта права, располагающего иными, нежели физическое лицо возможностями и условиями для реализации требований публичного порядка.
В апелляционной жалобе общество указывает, что материалами дела не доказано совершение обществом правонарушения.
В силу ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Допущение обществом "НЭСК-электросети" превышения количества допустимых часов перерыва электроснабжения подтверждены справкой по аварийным отключениям на объектах жизнедеятельности муниципального образования г. Краснодар в июле 2020 года, постановлением прокурора, которые составлены уполномоченным должностным лицом в установленном законом порядке и являются надлежащими доказательствами по делу.
Установленная частью 4 статьи 210 АПК РФ обязанность административного органа по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, не исключает возложенной статьей 65 АПК РФ обязанности каждого участвующего в деле лица представить доказательства, подтверждающие их требования и возражения.
В материалы дела с учетом требований ст. 68 АПК РФ обществом не представлено надлежащих доказательств, опровергающих выявленные нарушения.
Судом отклоняются доводы общества о том, что АО "НЭСК-электросети" является сетевой организацией и не может в силу своего статуса и текущего законодательства оказывать услуги потребителям по энергоснабжению.
В соответствии с пунктом 2 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Положение N442), субъекты розничных рынков - участники отношений по производству, передаче, купли-продаже (поставке) и потреблению электрической энергии (мощности) на розничных рынках электрической энергии, а также по оказанию услуг, которые являются неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям.
В соответствии с пунктом 7 Положения N 442 субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе, гарантирующие поставщики, энергосбытовые (энергоснабжающие) организации, сетевые организации, системный оператор и субъекты оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, а такжепроизводители электрической энергии (мощности), в ходе исполнения своих обязательств по заключаемым ими на оптовом рынке и розничных рынках договорам совместными действиями обеспечивают на розничных рынках надежность снабжения потребителей и качество электрической энергии. Требования к надежности энергоснабжения и качеству электрической энергии устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Ответственность субъектов электроэнергетики перед исполнителями и потребителями коммунальной услуги за ограничение режима потребления электрической энергии сверх допустимого числа часов ограничения, отклонения показателей надежности и качества электрической энергии сверх величин, установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, определяется, в том числе, в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 Правил N 354 исполнитель - это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, предоставляющее потребителю коммунальные услуги.
Пунктом 149 Правил N 354 установлено, что исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации административную ответственность за нарушение качества предоставления потребителю коммунальных услуг.
Также в соответствии со статьей 6 Федерального Закона от 26.03.2003 N 35 -ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) общими принципами организации экономических отношений и основами государственной политики в сфере электроэнергетики является, в том числе, и обеспечение бесперебойного и надежного функционирования электроэнергетики в целях удовлетворения спроса на электрическую энергию потребителей, обеспечивающих надлежащее исполнение своих обязательств перед субъектами электроэнергетики.
Согласно статье 3 Закона N 35-ФЗ субъекты электроэнергетики - лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе производство электрической, тепловой энергии и мощности, приобретение и продажу электрической энергии и мощности, энергоснабжение потребителей, оказание услуг по передаче электрической энергии, оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, сбыт электрической энергии (мощности), организацию купли-продажи электрической энергии и мощности.
В соответствии со статьей 38 Закона N 35-ФЗ субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.
АО "НЭСК-электросети", являясь сетевой организацией, обязано обеспечить нормативный уровень и режим бесперебойной передачи и распределения по своим сетям электрической энергии на территории города Краснодара, поскольку в случае прекращения обществом подачи коммунального ресурса ни гарантирующий поставщик, ни управляющая организация не имеют возможности обеспечить граждан-потребителей электрической энергией.
Таким образом, в нарушение указанных положений Закона N 35-ФЗ и Правил N 354 АО "НЭСК-электросети" допустило ограничение режима обеспечения населения коммунальными услугами, что повлекло нарушение прав граждан на благоприятную среду обитания и комфортные условия проживания.
Как правильно указано судом первой инстанции, отключения происходили по причине возникновения аварийных ситуаций на сетях, принадлежащих АО "НЭСК-электросети", что подтверждает вину организации в допущенном правонарушении.
При совокупности приведенных обстоятельств, материалами дела доказано виновное совершение обществом правонарушения по ст. 7.23 КоАП РФ.
Административным органом не допущено процессуальных нарушений, влекущих незаконность постановления о привлечении к административной ответственности.
Основания для признания правонарушения малозначительным отсутствуют с учетом важности охраняемых отношений и пренебрежительного отношения общества к исполнению публично-правовых обязанностей, поскольку организация не признает вину в совершении вменяемого правонарушения.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Решение суда от 16.12.2020 является законным и обоснованным.
Основания для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
Судом апелляционной инстанции проверено соблюдение судом первой инстанции процедуры рассмотрения дела в порядке упрощенного производства.
Судом апелляционной инстанции установлено, что дело относится к делам, подлежащим в силу ст. 227 АПК РФ рассмотрению в порядке упрощенного производства. Судом первой инстанции соблюдены сроки, установленные на основании ч. 3 ст. 228 АПК РФ в определении о принятии заявления к производству для представления доказательств и документов, содержащих объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-40847/2020 от 16 декабря 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края при наличии оснований, предусмотренных частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-40847/2020
Истец: АО "НЭСК-Электросети"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ КК, Государственная жилищная инспекция Краснодарского края