Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 25 июня 2021 г. N Ф02-2431/21 настоящее постановление отменено
г. Чита |
|
16 марта 2021 г. |
Дело N А19-16386/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 марта 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 марта 2021 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Н. А. Корзовой, судей О. П. Антоновой, О. В. Монаковой, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Е. Ю. Скубиевой,
рассмотрел в открытом судебном заседании заявление Администрации Вихоревского городского поселения к конкурсному управляющему Открытого акционерного общества "Областное жилищно-коммунальное хозяйство" - Булдыревой Татьяне Владимировне о признании сделки недействительной и применении последствий ее недействительности,
с привлечением к участию в споре в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: общества с ограниченной ответственностью "Вихоревское коммунальное управление" (ОГРН 1143850034261, ИНН 3849037616, дата регистрации: 19.08.2014, адрес: 665771, Иркутская область, Братский район, г. Вихоревка, ул. Доковская, 20/1-1001), общества с ограниченной ответственностью "Компания Белоперонс" (ОГРН 1027700152853, ИНН 7713234540, адрес: 115035, г. Москва, Набережная Овчинниковская, дом 22/24, строение 1, помещение 37),
по делу по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Беком" о признании открытого акционерного общества "Областное жилищно-коммунальное хозяйство" (ОГРН 1063808011410, ИНН 3808133575, юр. адрес: 664035, г. Иркутск, ул. Сурнова, 16) несостоятельным (банкротом).
В судебное заседание 10.03.2021 в Четвертый арбитражный апелляционный суд лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Кроме того, они извещались о судебных заседаниях по данному делу судом первой инстанции, соответственно, были осведомлены о начавшемся процессе.
Руководствуясь частью 3 статьи 156, статьей 123, частью 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Судом установлены следующие обстоятельства.
Администрация Вихоревского городского поселения обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к конкурсному управляющему открытого акционерного общества "Областное жилищно-коммунальное хозяйство" - Булдыревой Татьяне Владимировне, просила суд признать торги, оформленные протоколом N 3215-ОТПП/2 от 05.11.2019 и договора купли-продажи N 59 от 08.11.2019 по продаже сооружения Тепломагистраль от водогрейной котельной до электрокотельной "Нижний луч", назначение: нежилое, протяженностью 2159-м, инв. N 25088, лит. 1, адрес объекта: Иркутская область, Братский район, г. Вихоревка, кадастровый (или условный) номер 38:02:000000:151:6004, а также тепломагистрали договор купли-продажи N 59 от 08.11.2019 недействительными; применить последствия недействительности сделки: обязать ООО "Вихоревское коммунальное управление" возвратить в конкурсную массу ООО "Областное жилищно - коммунальное хозяйство" сооружение Тепломагистраль от водогрейной котельной до электрокотельной "Нижний луч", назначение: нежилое, протяженностью 2159-м, инв. N 25088, лит. 1, адрес объекта: Иркутская область, Братский район, г. Вихоревка, кадастровый (или условный) номер 38:02:000000:151:6004, а также тепломагистрали договор купли-продажи N 59 от 08.11.2019; обязать конкурсного управляющего ОАО "Облжилкомхоз" Булдыреву Татьяну Владимировну передать в муниципальную собственность имущество: сооружение - Тепломагистраль от водогрейной котельной до электрокотельной "Нижний луч" в г.Вихоревка.
Определением Арбитражного суда Иркутской области от 08 октября 2020 года по делу N А19-16386/2013 заявление Администрации Вихоревского городского поселения оставлено без удовлетворения.
Администрации Вихоревского городского поселения, не согласившись с определением суда, обратилась в Четвертый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В апелляционной жалобе Администрация Вихоревского городского поселения указывает на несогласие с определением суда первой инстанции, считает, что при его вынесении материалы дела были исследованы не в полном объеме, представленным в материалы дела доказательствам не дана надлежащая оценка, что повлекло вынесение незаконного и необоснованного судебного акта.
Заявитель апелляционной жалобы полагает, что при проведении торгов были допущены существенные нарушения процедуры торгов, о которых администрация говорит в заявлении, и описание которых приведено в тексте обжалуемого определения. Также доказательства допущенных нарушений, представлены заявителем в материалы дела. Допущенные организатором торгов нарушения повлияли на число участников торгов и результат определения их победителя.
Допущенные конкурсным управляющим нарушения повлияли на уменьшение возможности участия в торгах широкого круга реальных покупателей и формирование цены продажи предмета торгов.
Так, организатором торгов было размещено извещение в газете "Областная" о проведении торгов по продаже сооружения - тепломагистрали от водогрейной котельной до электрокотельной "Нижний луч" с кадастровым номером 38:02:000000:19. Абзац извещения о периодах проведения торгов не совпадает с периодом проведения торгов, размещенном на электронной торговой площадке "Аукцион-Центр", так в извещении последним периодом рассмотрения публичных предложений указан 03.09(00:00) - 13.09.2018 (00:00), В размещенной на электронной торговой площадке "Аукцион-Центр" информации указано, что последний период рассмотрения публичных предложений с 23.10. (00:00 ч.) до 02.11.2019 (00:00 ч.).
Согласно протоколу 3215-ОТПП/1 от 05.11.2019 01.11.2019 принята заявка от ООО "Вихоревское коммунальное управление" на участие в торгах на право приобретения тепломагистрали.
05.11.2019 были подведены результаты торгов, о чем составлен протокол N 3215-ОТГШ/2, согласно которому победителем торгов признано общество с ограниченной ответственностью "Вихоревское коммунальное управление". Тепломагистраль продана по цене 10 063 000,00 рублей. При этом конкурсная документация не содержит указания на то, что объект торгов является социально-значимым и покупатель обязан соблюдать указанные в законе условия при его использовании. Проект договора купли-продажи тепломагистрали также не содержит обязательных условий использования социально-значимого объекта которым был признан "Нижний луч". Отсутствие обязательных условий в документации о продаже тепломагистрали, является существенным нарушением, которые повлияли на итоги торгов путем посредством публичного предложения.
08.11.2019 между ОАО "Облжилкомхоз" и ООО "Вихоревское коммунальное управление был подписан договор купли-продажи N 59, согласно которому ООО "Вихоревское коммунальное управление становится собственником тепломагистрали и приобретает право аренды земельного участка, на котором расположен указанный объект. Договор купли-продажи, подписанный сторонами, не соответствует проекту договора купли-продажи, входящего в состав конкурсной документации, что также является существенным нарушением процедуры продажи социально-значимого объекта.
С учетом указанных обстоятельств, Администрации Вихоревского городского поселения просит определение суда первой инстанции отменить и принять по настоящему делу новый судебный акт, которым признать недействительными торги, оформленные протоколом N 3215-ОТПП/2 от 05.11.2019 и договор купли-продажи N 59 от 08.11.2019, обязать конкурсного управляющего ОАО "Облжилкомхоз" Булдыреву Т.В. передать в муниципальную собственность имущество: сооружение тепломагистраль от водогрейной котельной до электрокотельной "Нижний Луч" в г. Вихоревка в порядке, определенном ч. 5 ст. 132 Закона о банкротстве.
Отзыв на апелляционную жалобу поступил от конкурсного управляющего ОАО "Областное жилищно-коммунальное хозяйство" Булдыревой Татьяны Владимировны, в котором она просит определение суда первой инстанции оставиьь без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
От общества с ограниченной ответственностью "Вихоревское коммунальное управление" в материалы дела поступило письменное пояснения в порядке ст. 81 АПК РФ в котором общество просит в требованиях Администрации Вихоревского городского поселения к конкурсному управляющему открытого акционерного общества "Областное жилищно-коммунальное хозяйство" - Булдыревой Татьяне Владимировне о признании недействительными торгов, оформленных протоколом N 3215-ОТПП/2 от 05.11.2019 и договора купли-продажи N 59 от 08.11.2019 отказать в полном объеме.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, проверив правильность применения норм материального и соблюдения норм процессуального права в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Из определения апелляционного суда о т22.01.2021 следует, что основанием для перехода к рассмотрению дела N А19-16386/2013 по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции явились следующие обстоятельства.
Исходя из положений статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дело по общим правилам рассмотрения дела арбитражным судом первой инстанции с особенностями, предусмотренными главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. При этом, согласно части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 270 настоящего Кодекса основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
В соответствии с ч. 2 ст. 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании, в котором закончено рассмотрение дела по существу, может быть объявлена только резолютивная часть принятого решения. В этом случае арбитражный суд объявляет, когда будет изготовлено решение в полном объеме, и разъясняет порядок доведения его до сведения лиц, участвующих в деле.
Частью 3 названной нормы предусмотрено, что объявленная резолютивная часть решения должна быть подписана всеми судьями, участвовавшими в рассмотрении дела и принятии решения, и приобщена к делу.
Проверяя обжалуемый судебный акт на предмет соблюдения судом первой инстанции норм процессуального права, коллегией установлено, что в протоколе судебного заседания от 01.10.2020 указано на оглашение резолютивной части, однако в материалах дела резолютивная часть отсутствуют, кроме того в обжалуемом судебном акте от 08.10.2020 также присутствует ссылка на изготовление резолютивной части.
В общедоступной системе "Картотека арбитражных дел" не имеется сведений о наличии резолютивной части от 01.10.2020.
Вместе с тем, при прослушивании аудиопротокола судебного заседания, состоявшегося 01.10.2020, апелляционным судом установлено, что суд первой инстанции огласил резолютивную часть определения, изготовленного в полном объеме, что им было предварительно доведено до участников процесса. Требования, предъявляемые названной выше нормой процессуального права, судом первой инстанции не выполнены - в материалах дела резолютивная часть обжалуемого решения отсутствует, по описи документов дела резолютивная часть не значится.
Отсутствие в материалах дела резолютивной части решения является безусловным основанием для отмены судебного акта на основании пункта 6 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов спора, конкурсный управляющий ОАО "Облжилкомхоз" Булдырева Т.В. в рамках дела N А19-16386/2013 обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о разрешении разногласий, в котором просила разрешить возникшие разногласия между конкурсным управляющим ОАО "Облжилкомхоз" Булдыревой Т.В. и ООО "Компания Белоперонс":
определить порядок реализации сооружения Тепломагистраль от водогрейной котельной до электрокотельной "Нижний луч", назначение: нежилое, протяженностью 2 159 м, инв. N 25088, лит. 1, адрес объекта: Иркутская область, Братский район, г. Вихоревка, кадастровый (или условный) номер 38:02:000000:151:6004 (далее - тепломагистраль, "Нижний луч", сооружение) посредством проведения торгов в форме открытого конкурса, обязательными условиями которого являются:
1) Условие об исполнении обязательства покупателя обеспечить надлежащее содержание и использование сооружения Тепломагистраль в соответствии с его целевым назначением: предоставление теплоснабжения, горячего и холодного водоснабжения, а также водоотведения для объектов жилищного фонда г. Вихоревка, Братский район. Иркутская область;
2) Условие об исполнении обязательства покупателя предоставлять гражданам, организациям, осуществляющим эксплуатацию жилищного фонда социального использования, а также организациям, финансируемым за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, товары (работы, услуги) по регулируемым ценам (тарифам) в соответствии с установленными надбавками к ценам (тарифам) и предоставлять указанным потребителям установленные федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления льготы, в том числе льготы по оплате товаров (работ, услуг).
Определением Арбитражного суда Иркутской области от 10.102017 по делу А19- 16386/2013 в удовлетворении заявления конкурсного управляющего отказано.
Администрация Вихоревского городского поселения, не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилась 11.05.2018 с апелляционной жалобой на указанное определение.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2018 по делу А19-16386/2013 определение Арбитражного суда Иркутской области от 10.10.2017 по делу N А19-16386/2013 отменено, по делу принят новый судебный акт.
Заявление конкурсного управляющего ОАО "ОЖКХ" Булдыревой Т.В. удовлетворено. Разрешены возникшие разногласия между конкурсным управляющим ОАО "Облжилкомхоз" Булдыревой Т.В. и ООО "Компания Белоперонс": определен порядок реализации сооружения Тепломагистраль от водогрейной котельной до электрокотельной "Нижний луч", назначение: нежилое, протяженностью 2 159 м, инв. N 25088, лит. 1, адрес объекта: Иркутская область, Братский район, г. Вихоревка, кадастровый (или условный) номер 38:02:000000:151:6004 посредством проведения торгов в форме открытого конкурса, обязательными условиями которого являются:
1) Условие об исполнении обязательства покупателя обеспечить надлежащее содержание и использование сооружения Тепломагистраль в соответствии с его целевым назначением: предоставление коммунальных услуг, для объектов жилищного фонда г. Вихоревка, Братский район, Иркутская область;
2) Условие об исполнении обязательства покупателя предоставлять гражданам, организациям, осуществляющим эксплуатацию жилищного фонда социального использования, а также организациям, финансируемым за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, товары (работы, услуги) по регулируемым ценам (тарифам) в соответствии с установленными надбавками к ценам (тарифам) и предоставлять указанным потребителям установленные федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления льготы, в том числе льготы по оплате товаров (работ, услуг).
Конкурсным управляющим ОАО "Облжилкомхоз" Булдыревой Т.В. 06.02.2019 объявлены торги в форме открытого конкурса с открытой формой представления предложений о цене по продаже тепломагистрали (идентификационный номер торгов на сайте Единого федерального реестра сведений о банкротстве (ЕФРСБ) - 3439349). Начальная цена продажи имущества 22 360 000 руб. В связи с тем, что заявок на участие в торгах не поступило, торги были признаны несостоявшимися.
Сведения об этом содержатся в протоколе N 2864-ОКОФ/2 от 19.03.2019.
Конкурсным управляющим ОАО "Облжилкомхоз" Булдыревой Т.В. 23.03.2019 объявлены повторные торги в форме открытого конкурса с открытой формой представления предложений о цене по продаже тепломагистрали. Начальная цена продажи имущества 20 124 000 руб.
В связи с тем, что заявок на участие в торгах не поступило, торги были признаны несостоявшимися. Сведения об этом содержатся в протоколе N 2973-ОКОФ/2 от 13.05.2019.
Конкурсным управляющим ОАО "Облжилкомхоз" Булдыревой Т.В. объявлены открытые торги посредством публичного предложения. Согласно информации, размещенной на электронной торговой площадке "Аукцион-Центр" дата начала приема заявок на торгах посредством публичного предложения: 15.07.2019 00:00 по 25.07.2019 00:00 (время иркутское). В случае отсутствия заявок цена последовательно снижается на 5% от начальной стоимости имущества должника на повторных торгах каждые 10 календарных дней: 25.07(00:00 ч.) - 04.08.2019 (00:00 ч.); 04.08 (00:00 ч.) - 14.08.2019 (00:00 ч.); 14.08 (00:00 ч.) - 24.08.2019(00:00 ч.); 24.08 (00:00 ч.) - 03.09.2019(00:00 ч.); 23.09(00:00 ч.) - 03.10.2019 (00:00 ч.); 03.10(00:00 ч.) - 13.10.2019(00:00 ч.); 13.10(00:00 ч.) - 23.10.2019(00:00 ч.); 23.10. (00:00 ч.) -02.11.2019 (00:00 ч.). Время иркутское.
Также на электронной торговой площадке "Аукцион-Центр" размещена информация о периодах проведения торгов, и цене, снижающейся на каждом периоде.
Согласно протоколу 3215-ОТПП/1 от 05.11.2019, 01.11.2019 принята заявка от ООО "Вихоревское коммунальное управление" на участие в торгах на право приобретения тепломагистрали.
05.11.2019 подведены результаты торгов, о чем составлен протокол N 3215-ОТПП/2, согласно которому победителем торгов признано ООО "Вихоревское коммунальное управление". Тепломагистраль продана по цене 10 063 000 руб.
08.11.2019 между ОАО "Облжилкомхоз" и ООО "Вихоревское коммунальное управление подписан договор купли-продажи N 59, согласно которому ООО "Вихоревское коммунальное управление становится собственником тепломагистрали и приобретает право аренды земельного участка, на котором расположен указанный объект.
Как указала администрация, договор купли-продажи, подписанный сторонами, не соответствует проекту договора купли-продажи, входящего в состав конкурсной документации, что также является существенным нарушением процедуры продажи социально-значимого объекта.
Как разъяснено в пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.12.2010 N 63 "О некоторых вопросах, связанных с применением главы III.1 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", требование арбитражного управляющего и любого другого заинтересованного лица о признании недействительными торгов по продаже имущества должника, в частности торгов, проведенных в ходе исполнительного производства, после введения в отношении должника процедуры наблюдения и вплоть до завершения дела о банкротстве подлежит предъявлению в рамках дела о банкротстве по правилам главы III.1 Закона о банкротстве.
В статье 447 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги.
Торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги (статья 449 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При этом нарушения, с которыми заинтересованное лицо связывает недействительность торгов, должны быть существенными, то есть влияющими на результат торгов и затрагивающими интересы лица, обратившегося с иском о признании торгов недействительными.
Из содержания приведенных правовых норм следует, что торги и договор, заключенный по их результатам, могут быть признаны недействительными по заявлению участника торгов либо лица, незаконно не допущенного к участию в торгах, либо иного лица, которое докажет свою заинтересованность в заявленном иске.
Заявитель отмечает, что нарушение пункта 4.1. статьи 132 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 N 12ё7-ФЗ (далее - Закона о банкротстве) ни организация, признанная победителем, ни конкурсный управляющий не выполнили обязанность по направлению в администрацию предложения о заключении с органом местного самоуправления соглашения об исполнении оговоренных в законе условий, а именно, обязательство покупателя обеспечить надлежащее содержание и использование объекта недвижимости в соответствии с его целевым назначением, а также выполнение иных устанавливаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации условий.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 4.2. части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131- ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом "О теплоснабжении".
Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Федеральный закон от 27.07.2010 N 190-ФЗ) установлены правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций.
В силу пункта 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся: организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В соответствии с перечисленными требованиями федерального законодательства на органы местного самоуправления возложена обязанность по организации теплоснабжения потребителей коммунальной услуги на территории соответствующего муниципального образования.
Как указал заявитель, тепломагистраль "Нижний луч" проходит от котельной "Водогрейная" к электрокотельной, расположенной по ул. Советская в г. Вихоревка.
Через электрокотельную, осуществляется теплоснабжение 65 многоквартирных домов, 3 объекта здравоохранения, 5 объектов детской инфраструктуры. Указанное сооружение является неотъемлемой частью муниципального имущественного комплекса - объекта коммунального назначения Вихоревского муниципального образования, и самостоятельно функционировать не может, используется при предоставлении коммунальных ресурсов в виде тепловой энергии и горячего водоснабжения потребителям г. Вихоревка, т.е. непосредственно используется при прохождении отопительного сезона для осуществления транспортировки и распределения тепловой энергии и горячего водоснабжения в системе коммунальной инфраструктур.
Следовательно, администрация Вихоревского городского поселения как орган местного самоуправления, на который законом возложена обязанность по обеспечению надежного теплоснабжения населения, является заинтересованным лицом, имеющим право обратиться в суд с заявлением о признании сделки по продаже социально-значимого объекта недействительной.
Согласно пункту 4 статьи 132 Закона о банкротстве социально значимые объекты, объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации и иные объекты, продажа которых в соответствии с законодательством Российской Федерации должна осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, а также объекты, в отношении которых заключены соглашения о государственно-частном партнерстве, объекты, в отношении которых заключены соглашения о муниципально-частном партнерстве, продаются в порядке, установленном статьей 110 настоящего Федерального закона. Обязательными условиями конкурса по продаже указанных объектов являются обязательства покупателей обеспечивать надлежащее содержание и использование указанных объектов в соответствии с их целевым назначением, а также выполнение иных устанавливаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательств.
В абзаце 7 пункта 1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 101 "Обзора практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с признанием недействительными публичных торгов, проводимых в рамках исполнительного производства" разъяснено, что лицо, обращающееся с требованием о признании торгов недействительными, должно доказать наличие защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных гражданским законодательством. Нарушения порядка проведения торгов не могут являться основаниями для признания торгов недействительными по иску лица, чьи имущественные права и интересы данными нарушениями не затрагиваются и не могут быть восстановлены при применении последствий недействительности заключенной на торгах сделки. При рассмотрении иска о признании публичных торгов недействительными суд должен оценить, являются ли нарушения, на которые ссылается истец, существенными и повлияли ли они на результат торгов (пункт 5).
Заявитель должен представить суду доказательства существенного нарушения закона при проведении торгов, а также нарушения его прав, которые будут восстановлены в случае признания торгов недействительными.
Как следует из материалов дела, обязательства покупателя, установленные постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2018 в виде необходимости обеспечить надлежащее содержание и использование сооружения "Тепломагистраль" в соответствии с его целевым назначением при проведении торгов конкурсным управляющим были учтены и потенциальные покупатели извещались об этом надлежащим образом.
Условия о необходимости содержания "Тепломагистрали" отражены в рубрике официальная информация в газете "Областная" от 08.07.2019, в объявлениях о проведении торгов в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве, сведения об этом имеются на электронной торговой площадке "Аукцион-Центр" и содержатся в договоре купли-продажи, который заключен с победителем торгов.
Таким образом, при проведении торгов все желающие были ознакомлены с имуществом и с условиями его продажи.
Покупатель ООО "Вихоревское коммунальное управление" в соответствии с условиями Договора купли-продажи N 59 от 08.11.2019 приняло на себя обязательства по содержанию "Тепломагистрали".
Согласно статье 131 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" объекты коммунальной инфраструктуры, принадлежащие должнику, включаются в конкурсную массу. Отчуждение этих объектов происходит в особом порядке с возложением на покупателей обязанности надлежащим образом содержать и использовать объекты в соответствии с их целевым назначением, а также исполнять иные устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательства (пункт 4 статьи 132 Закона о банкротстве).
Подобное ограничение по использованию имущества обусловлено в первую очередь публичным интересом, связанным с необходимостью сохранения статуса объектов для удовлетворения общественных потребностей.
В силу пунктов 4.1 и 4.2 статьи 132 Закона о банкротстве гарантией последующего сохранения такого статуса служит обязанность участников торгов заключить с органами местного самоуправления соглашение об исполнении условий, указанных в пункте 4 этой статьи. В связи с этим права и обязанности по договору купли-продажи названных объектов, заключенному по итогам торгов, возникают после подписания данного соглашения.
Нарушение условий соглашения со стороны покупателя влечет расторжение договора купли-продажи и связанного с ним соглашения с возвратом объектов в собственность муниципального образования (абзац второй пункта 4.2 статьи 132 Закона о банкротстве), (Обзор судебной практики Верховного суда Российской Федерации N 3 (2019)).
Таким образом, при нарушении покупателем ООО "Вихоревское коммунальное управление" условий содержания объекта "Тепломагистраль" влечет за собой право Администрации Вихоревского городского поселения обратиться в суд с требованиями о расторжении договора купли-продажи и возврата имущества в муниципальную собственность.
Помимо указанного, Администрация Вихоревского городского поселения не представила доказательства обращения к ООО "Вихоревское коммунальное управление" (ООО "ВКУ") с предложением заключить соглашение об исполнении условий.
ООО "ВКУ", являясь добросовестным приобретателем имущества, с целью соблюдения условий конкурса в адрес Администрации Вихоревского городского поселения направило уведомление о необходимости заключении соглашения об исполнении условий конкурса, указанное уведомление оставлено без ответа.
На стороне ООО "Вихоревское коммунальное управление" отсутствует факт существенного нарушения или неисполнения соглашения об исполнении условий, который мог бы являться основанием для расторжения как самого соглашения, так и договора купли-продажи социально значимых объектов.
Спорное имущество приобреталось ООО "ВКУ" исключительно для осуществления транспортировки тепловой энергии, поскольку каким либо иным способом использовать тепломагистраль технически невозможно.
Ссылка заявителя на несоответствие даты начала и окончания приема заявок не соответствует действительности, так как информация о времени начала приема заявок публиковалось управляющим с пометкой "время иркутское", а площадка, на которой проводились торги "Аукцион-Центр" размещает информацию по московскому времени.
Данная информация является общедоступной и содержится на сайте "Аукцион- Центр" в разделе "Общие характеристики электронной площадки".
Довод заявителя о нарушении принципа конкуренции и порядка допуска к участию в торгах не нашел своего подтверждения материалами спора.
С учетом указанного, основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют.
Согласно правовой позиции, приведенной в пункте 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", о переходе к рассмотрению дела по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, на основании части 6.1 статьи 268 АПК РФ арбитражный суд апелляционной инстанции выносит определение.
Возражения в отношении данного определения в силу частей 1, 2 статьи 188 Кодекса могут быть заявлены только при обжаловании судебного акта, которым завершается рассмотрение дела в арбитражном суде апелляционной инстанции.
По результатам рассмотрения дела арбитражный суд апелляционной инстанции согласно пункту 2 статьи 269 АПК РФ выносит постановление, которым отменяет судебный акт первой инстанции с указанием обстоятельств, послуживших основаниями для отмены судебного акта (часть 4 статьи 270 Кодекса), и принимает новый судебный акт. Содержание постановления должно соответствовать требованиям, определенным статьями 170 и 271 Кодекса.
Руководствуясь ст. ст. 258, 268-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Иркутской области от 08 октября 2020 года по делу N А19-16386/2013 отменить, принять новый судебный акт.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение месяца в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н. А. Корзова |
Судьи |
О. П. Антонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.