Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 8 июля 2021 г. N Ф10-2305/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Воронеж |
|
17 марта 2021 г. |
Дело N А48-6405/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 марта 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 марта 2021 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Афониной Н.П.,
судей Коровушкиной Е.В.,
Письменного С.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Серищевой С.В.,
при участии:
от Департамента строительства топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства транспорта и дорожного хозяйства Орловской области: Михалина И.В. - представитель по доверенности N 5-1/12д от 25.05.2020;
от индивидуального предпринимателя Кадырова Алексея Рифовича: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Департамента финансов Орловской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Администрации города Орла: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Орловской области апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Кадырова Алексея Рифовича (ИНН 575207469854) на решение Арбитражного суда Орловской области от 11.12.2020 по делу N А48-6405/2020 по иску индивидуального предпринимателя Кадырова Алексея Рифовича (ИНН 575207469854) к Субъекту Российской Федерации - Орловская область в лице Департамента строительства топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства транспорта и дорожного хозяйства Орловской области (ОГРН 1095753001695, ИНН 5753012290) о взыскании 1 351 512 руб. 88 коп. убытков в виде недополученных доходов в связи с осуществлением с 01.08.2017 по 31.12.2017 перевозок пассажиров по регулируемым транспортным маршрутам с предоставлением права льготного проезда пассажирам на условиях Единого социального проездного билета,
третьи лица: Субъект Российской Федерации - Орловская область в лице Департамента финансов Орловской области (ОГРН 1025700832959, ИНН 5753012290), Администрации г. Орла (ОГРН 1025700831640),
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Кадыров Алексей Рифович (далее- ИП Кадыров А.Р., истец) обратился в арбитражный суд с исковым заявлением к Субъекту Российской Федерации - Орловская область в лице Департамента строительства топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства транспорта и дорожного хозяйства Орловской области (далее - Департамент строительства, ТЭК, ЖКХ, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области, ответчик) о взыскании 1 351 512 руб. 88 коп. убытков в виде недополученных доходов в связи с осуществлением с 01.08.2017 по 31.12.2017 перевозок пассажиров по регулируемым транспортным маршрутам с предоставлением права льготного проезда пассажирам на условиях Единого социального проездного билета.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Администрация г. Орла, Субъект Российской Федерации - Орловская область в лице Департамента финансов Орловской области (далее - Департамент финансов Орловской области).
Решением Арбитражного суда Орловской области от 11.12.2020 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с указанным решением, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, ИП Кадыров А.Р. обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель ссылается на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела. Кроме того, заявитель указывает на неполучение им доходов, которые могли бы быть получены за осуществление перевозок по льготным социальным проездным билетам при оплате ответчиком проезда исходя из тарифа на перевозки по автобусным муниципальным маршрутам - 16 руб.
Департаментом финансов Орловской области, Департаментом строительства, ТЭК, ЖКХ, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области представлены отзывы на апелляционную жалобу.
В заседании суда представитель Департамента строительства, ТЭК, ЖКХ, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области возражал против удовлетворения доводов жалобы.
ИП Кадыров А.Р., Администрация г. Орла, Департамент финансов Орловской области явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о слушании дела извещены надлежащим образом.
В соответствии с ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассматривается в отсутствие не явившихся представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
В силу части 1 статьи 268 АПК РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзывы на нее, выслушав пояснения представителя ответчика, исследовав в совокупности материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу нижеследующего.
Как следует из материалов дела, между ИП Кадыровым А.Р. (перевозчик) и Департаментом строительства, ТЭК, ЖКХ, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области (Департамент) был заключен договор от 07.04.2017 N 28-Д/17 на предоставление субсидии в 2017 году за счет областного бюджета юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом общего пользования на муниципальных маршрутах регулярных перевозок в городском сообщении, в целях возмещения расходов, связанных с обеспечением равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан.
В силу раздела 1 договора предметом договора является предоставление из областного бюджета в 2017 году субсидии в целях возмещения Департаментом перевозчику расходов, связанных с обеспечением равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан, меры социальной поддержки которым относятся к ведению Российской Федерации и Орловской области (далее - субсидии), на муниципальных маршрутах регулярных перевозок в городском сообщении в рамках государственной программы Орловской области "Развитие транспортной системы в Орловской области", утвержденной постановлением Правительства Орловской области от 15.11.2012 N 422 "Об утверждении государственной программы Орловской области "Развитие транспортной системы в Орловской области".
Согласно п. 2.1 договора субсидия предоставляется в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Департаменту как получателю средств областного бюджета, на цели, указанные в разделе I договора.
В соответствии с п. 4.1.2 договора Департамент обязался производить расчет суммы выплат перевозчику на возмещение расходов за предоставление транспортных услуг отдельным категориям граждан в соответствии с порядком по установленной формуле: Ki = (А/12) х (РП1/РО), где Ki - ежемесячная денежная компенсация перевозчику, обеспечивающему предоставление транспортных услуг отдельным категориям граждан по единому социальному проездному билету в автомобильном транспорте общего пользования на муниципальных, межмуниципальных маршрутах регулярных перевозок в городском и пригородном транспорт; А - размер лимитов бюджетных обязательств на соответствующий год, предусмотренный сводной бюджетной росписью по соответствующей статье областного бюджета; РПi - объем перевозок (количество совершенных поездок отдельными категориями граждан в автомобильном транспорте общего пользования на муниципальных, межмуниципальных маршрутах регулярных перевозок в городском и пригородном сообщении на маршруте перевозки; РО - суммарный объем количества совершенных поездок отдельными категориями граждан в автомобильном транспорте общего пользования на муниципальных, межмуниципальных маршрутах регулярных перевозок в городском и пригородном сообщении за отчетный период.
Договор вступает в силу с момента заключения и действует до 31.12.2017, условия договора применяются к отношениям, возникшим с 01.01.2017 (п. 6.5 договора).
Расчет предоставления субсидий перевозчику на возмещение расходов на предоставление транспортных услуг закреплен в пункте 4.1.2 договора на предоставление субсидии в 2017 году.
14.04.2017 между Департаментом строительства, ТЭК, ЖКХ, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области и ИП Кадыровым А.Р. было заключено дополнительное соглашение N 1 к договору, согласно которому были внесены изменения в п. 2.1 договора, которым перевозчику предоставлена субсидия, в том числе за январь - март 2017 года в размере 74 684 руб.
23.05.2017 между Департаментом строительства, ТЭК, ЖКХ, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области и ИП Кадыровым А.Р. было заключено дополнительное соглашение N 2 к договору, согласно которому были внесены изменения в п. 2.1 договора, которым перевозчику предоставлена субсидия, в том числе за апрель 2017 года в размере 25 583 руб.
19.06.2017 между Департаментом строительства, ТЭК, ЖКХ, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области и ИП Кадыровым А.Р. было заключено дополнительное соглашение N 3 к договору, согласно которому были внесены изменения в п. 2.1 договора, которым перевозчику предоставлена субсидия, в том числе за май 2017 года в размере 76 395 руб.
18.07.2017 между Департаментом строительства, ТЭК, ЖКХ, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области и ИП Кадыровым А.Р. было заключено дополнительное соглашение N 4 к договору, согласно которому были внесены изменения в п. 2.1 договора, которым перевозчику предоставлена субсидия, в том числе за июнь 2017 года в размере 86 121 руб.
15.08.2017 между Департаментом строительства, ТЭК, ЖКХ, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области и ИП Кадыровым А.Р. было заключено дополнительное соглашение N 5 к договору, согласно которому были внесены изменения в п. 2.1 договора, которым перевозчику предоставлена субсидия, в том числе за июль 2017 года в размере 89 390 руб.
20.09.2017 между Департаментом строительства, ТЭК, ЖКХ, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области и ИП Кадыровым А.Р. было заключено дополнительное соглашение N 6 к договору, согласно которому были внесены изменения в п. 2.1 договора, которым перевозчику предоставлена субсидия, в том числе за август 2017 года в размере 95 594 руб.
24.10.2017 между Департаментом строительства, ТЭК, ЖКХ, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области и ИП Кадыровым А.Р. было заключено дополнительное соглашение N 7 к договору, согласно которому были внесены изменения в п. 2.1 договора, которым перевозчику предоставлена субсидия, в том числе за сентябрь 2017 года в размере 93 330 руб.
27.11.2017 между Департаментом строительства, ТЭК, ЖКХ, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области и ИП Кадыровым А.Р. было заключено дополнительное соглашение N 8 к договору, согласно которому были внесены изменения в п. 2.1 договора, которым перевозчику предоставлена субсидия, в том числе за октябрь 2017 года в размере 90 366 руб.
25.12.2017 между Департаментом строительства, ТЭК, ЖКХ, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области и ИП Кадыровым А.Р. было заключено дополнительное соглашение N 9 к договору, согласно которому были внесены изменения в п. 2.1 договора, которым перевозчику предоставлена субсидия, в том числе за ноябрь 2017 года в размере 85 119 руб. 00 коп., за декабрь 2017 года в размере 70 019 руб.
В целях возмещения расходов перевозчикам ответчиком были изданы приказы "О предоставлении субсидий за январь - март 2017 года за счет областного бюджета юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом общего пользования на муниципальных, межмуниципальных маршрутах регулярных перевозок в городском и пригородном сообщении, в целях возмещения расходов, связанных с обеспечением равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан" за период с января по декабрь 2017 года с приложением сводного расчета суммы выплат перевозчикам на возмещение расходов за предоставление транспортных услуг отдельным категориям граждан и помесячной информацией о реализации единых социальных проездных билетов за указанный период (т. 2 л.д. 45-105).
Представленными в материалы дела платежными поручениями на общую сумму 786 601 руб. (т. 2 л.д. 106-114), из них за период с 01.08.2017 по 31.12.2017 в сумме 523 818 руб. подтверждается выплата ответчиком в пользу истца субсидий в целях возмещения расходов на оказание услуг по перевозке льготных категорий граждан в полном объеме.
Из материалов дела также следует, что 01.08.2016 между ИП Кадыровым А.Р. (перевозчик-31) и АО "РИЦ Орловской области" (оператор) был заключен договор о взаимодействии оператора и перевозчика при обслуживании в транспортной системе проездных билетов "для организаций", по условиям которого оператор обязался по поручению перевозчика за вознаграждение совершить от своего имени и за счет перевозчиков юридические и фактические действия по продаже юридическим лицам проездных билетов "для организаций".
Договор вступает в силу с момента его подписания сторонами и действует до 31.12.2016; срок действия договора считается автоматически пролонгированным на один год, если ни одна из сторон не уведомит другую об отказе от договора за 30 дней до даты прекращения его действия (п. 6.1 договора от 01.08.2016).
Как указал истец, выплаченные суммы субсидии не достаточно для компенсации недополученных доходов по перевозке по единому социальному проездному билету в полном объеме; выпадающие доходы рассчитаны путем умножения количества перевезенных за период пассажиров на размер провозной платы за минусом выручки и предоставленных истцу субсидий из бюджета, в связи с чем, сумма недополученных доходов составила - 1 351 512 руб. 88 коп. (перевезено пассажиров по ЕСПБ с августа по декабрь 2017 года - 189 038 чел., действующий тариф - 16 руб. (189 038 чел.*16 руб.) - (выручка 1 149 277 руб. 12 коп.) - (финансирование 523 818 руб.).
По мнению истца, произведенный расчет подтверждает, что истцом недополучено доходов в размере 1 351 512 руб. 88 коп., которые могли быть получены, если бы стоимость проезда льготных категорий граждан составляла 16 руб., количество перевезённых по единому социальному проездному билету подтверждается отчетами АО "РИЦ". Размер доходов подтверждается сводными отчетами оператора по договору присоединения перевозчика.
Полагая, что денежные средства, перечисленные истцу из бюджета в рамках указанного договора, не компенсировали всей суммы причиненных ему убытков в связи с оказанием услуг по перевозке по единому социальному проездному билету, истец направил в адрес ответчика претензию от 17.12.2019 N б/н с просьбой о возмещении истцу убытков в связи с перевозкой пассажиров по единому социальному проездному билету, которая оставлена без удовлетворения, в связи с чем, истец обратился в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем возмещения убытков.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если Законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В силу части 2 статьи 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии с пунктом 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (статья 16 ГК РФ).
Как разъяснено в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", публично-правовое образование (Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование) является ответчиком в случае предъявления гражданином или юридическим лицом требования о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов. Такое требование подлежит рассмотрению в порядке искового производства.
Требуя возмещения убытков, истец обязан представить доказательства, обосновывающие противоправность акта, решения или действий (бездействия) органа (должностного лица), которыми истцу причинен вред (пункт 5 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.05.2011 N 145 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел о возмещении вреда, причиненного государственными органами, органами местного самоуправления, также их должностными лицами").
На основании пункта 5 статьи 790 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.
Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (регулярные перевозки), в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок, регулирует Федеральный закон от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ).
Согласно положениям части 1 статьи 14 Закона N 220-ФЗ в целях обеспечения доступности транспортных услуг для населения, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают муниципальные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам.
Регулярные перевозки по регулируемым тарифам осуществляются с применением тарифов, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, и предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке (подпункт 17 части 1 статьи 3 Закона N 220-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона N 220-ФЗ регулируемые тарифы на перевозки по муниципальным маршрутам регулярных перевозок устанавливаются органом государственной власти субъекта Российской Федерации, если иное не установлено законом данного субъекта Российской Федерации.
В целях обеспечения на территории Орловской области равной доступности транспортных услуг для отдельных категорий граждан, в отношении которых оказание мер социальной поддержки относится к ведению Российской Федерации и Орловской области, и возмещении затрат организациям, осуществляющим перевозку граждан по единым социальным билетам, Правительством Орловской области принято постановление от 18.10.2010 N 365 "О едином социальном проездном билете в Орловской области" (в редакции от 04.03.2020, далее - Постановление N 365).
Приложением N 1 Постановления N 365 утвержден перечень категорий граждан, социальная поддержка которых отнесена к полномочиям Орловской области и социальная поддержка которых отнесена к полномочиям Российской Федерации.
Приложением N 2 Постановления N 365 утверждено "Положение о порядке обеспечения отдельных категорий граждан единым социальным проездным билетом для проезда во всех видах городского пассажирского транспорта (кроме легкового такси) и в автомобильном транспорте (кроме легкового такси) общего пользования по муниципальным, межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в городском и пригородном сообщении на территории Орловской области", согласно которому единые социальные проездные билеты являются документами строгой отчетности и представляют собой льготную транспортную электронную карту - микропроцессорную бесконтактную смарт-карту, предназначенную для совершения операций по безналичной оплате проезда на транспорте отдельных категорий граждан, в отношении которых оказание мер социальной поддержки относится к ведению Российской Федерации и Орловской области. Единые социальные проездные билеты изготавливаются централизованно по заказу Департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области по согласованию с Департаментом социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области.
Решением Орловского городского Совета народных депутатов от 03.02.2016 N 6/0082-ГС "О регулируемых тарифах на перевозки по муниципальным маршрутам регулярных перевозок города Орла" (вместе с "Регулируемыми тарифами на перевозки по автобусным муниципальным маршрутам регулярных перевозок города Орла", "Регулируемыми тарифами на перевозки для МУП "Трамвайно-троллейбусное предприятие" по муниципальным маршрутам регулярных перевозок города Орла") с 15.02.2016 по 31.12.2017 тариф за разовый проезд, провоз багажа (кроме дачных маршрутов) установлен в размере 16 руб.
Постановлением Правительства Орловской области от 27.03.2017 N 114 "О внесении изменений в постановление Правительства Орловской области от 18.10.2010 N 365 "О едином социальном проездном билете в Орловской области" с 06.05.2015 на территории Орловской области стоимость единого социального проездного билета составляет 350 руб. в месяц для осуществления проезда во всех видах городского пассажирского транспорта (кроме легкового такси) и в автомобильном транспорте (кроме легкового такси) общего пользования по муниципальным, межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в городском и пригородном сообщении отдельными категориями граждан согласно приложению 1 к настоящему постановлению.
Таким образом, Орловская область установила меры социальной поддержки в виде проезда по единому социальному проездному билету для федеральных категорий льготников и, соответственно, приняла на себя расходные обязательства по обеспечению указанных мер социальной поддержки.
Постановлением от 27.03.2017 N 112 (далее - Постановление N 112) Правительство Орловской области утвердило "Порядок предоставления субсидий в 2017 году за счет областного бюджета юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по перевозке пассажиров во всех видах городского пассажирского транспорта (кроме легкового такси) и в автомобильном транспорте (кроме легкового такси) общего пользования на муниципальных, межмуниципальных маршрутах регулярных перевозок в городском и пригородном сообщении, в целях возмещения расходов, связанных с обеспечением равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан.
Согласно положениям пунктами 2, 3 порядка, утвержденного Постановлением N 112 субсидии предоставляются Департаментом в пределах ассигнований, предусмотренных Законом Орловской области от 06.12.2016 N 2054-03 "Об областном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов", для обеспечения равной доступности услуг общественного транспорта. Субсидии предоставляются перевозчикам ежемесячно на основании договора на предоставление субсидии, заключенного между Департаментом и перевозчиком.
Указанный Порядок определяет механизм осуществления в 2017 году выплат перевозчикам в целях возмещения потерь в доходах в результате предоставления льгот по проезду отдельным категориям граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации и Орловской области (далее - расходы за предоставление транспортных услуг), в рамках государственной программы Орловской области "Развитие транспортной системы в Орловской области", утвержденной постановлением Правительства Орловской области от 15.11.2012 N 422 "Об утверждении государственной программы Орловской области "Развитие транспортной системы в Орловской области".
В пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что организации, предоставившие потребителям бесплатно или по льготным ценам товары (работы, услуги) в рамках реализации установленных законом льгот, имеют право получить от публично-правового образования компенсацию в виде не полученной с потребителей платы (убытки).
Возмещению из бюджета субъекта Российской Федерации должна подлежать не разница между доходами, которые могли быть получены перевозчиком и суммой выручки с учетом выплаченной субсидии, а убытки, возникшие за счет разницы между экономически обоснованной себестоимостью перевозки пассажиров и фактически установленным регулирующим органом тарифом.
В пункте 6 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 31.05.2011 N 145 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел о возмещении вреда, причиненного государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами" закреплено, что требование о возмещении вреда, причиненного в результате издания нормативного правового акта государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующего закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, может быть удовлетворено в случае, если такой нормативный правовой акт признан недействующим по решению суда общей юрисдикции, арбитражного суда.
Таким образом, для предъявления иска о взыскании убытков, причиненных применением формулы не подлежащей применению, истцу необходимо доказать в установленном законом порядке незаконность акта об установлении соответствующей формулы, повлекшего в связи с этим причинение убытков в виде не возмещенных экономически обоснованных затрат.
Доказательств того, что в установленном законом порядке утвержденный Решением Орловского городского Совета народных депутатов от 03.02.2016 N 6/0082-ГС "О регулируемых тарифах на перевозки по муниципальным маршрутам регулярных перевозок города Орла" тариф на перевозку по муниципальным маршрутам регулярных перевозок, а также согласованная сторонами в договоре и дополнительных соглашениях формула являются экономически необоснованными, истцом в материалы дела не представлено; положения договора истцом не оспорены, напротив договор исполнялся истцом в полном объеме. Истец, на свой риск осуществляя деятельность, направленную на систематическое получение прибыли, использовал тариф, который, по его мнению, с учетом предмета иска не является экономически обоснованным.
При этом, как положения нормативных актов, так и условия заключенного договора не возлагают на ответчика обязанности компенсировать расходы в размере большем, чем установлено формулой.
Указанное обстоятельство свидетельствует об отсутствии со стороны Орловской области незаконного виновного бездействия государственных органов Орловской области по возмещению истцу убытков, возникших вследствие утверждения соответствующей платы.
Из материалов дела следует и лицами, участвующими в деле не оспаривается, что ответчиком в полном объеме из бюджета в 2017 году выплачены суммы субсидий в соответствии с условиями заключенного договора и действующих нормативных актов.
Объем средств на выплату субсидий за период с августа по декабрь 2017 года состоит из денежных средств запланированных в областном бюджете на соответствующий год в соответствии с Законом Орловской области "Об областном бюджете" для обеспечения равной доступности услуг общественного транспорта на территории Орловской области для указанных категорий граждан".
При этом, размер субсидий был установлен в рамках лимитов бюджетных обязательств, установленных Законом Орловской области от 06.12.2016 N 2054-03 "Об областном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов".
Заключив с Департаментом строительства, ТЭК, ЖКХ, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области договор от 07.04.2017 N 28-Д/17 на предоставление субсидии в 2017 году за счет областного бюджета юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом общего пользования на муниципальных маршрутах регулярных перевозок в городском сообщении, в целях возмещения расходов, связанных с обеспечением равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан с условием выплаты субсидий перевозчику на основании вышеуказанного постановления Правительства Орловской области, ИП Кадыров А.Р. согласился с данным порядком выплат, что исключает возможность дальнейшего требования денежных средств сверх выплаченных на основании названного постановления.
Аналогичная правовая позиция отражена в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 13.03.2019 N 310-ЭС18-2483 по делу N А48-6032/2017, от 29.05.2019 N 310-ЭС19-7006 по делу N А35-6551/2017, от 13.04.2020 N 308-ЭС20-3566 постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 30.01.2019 по делу N А35-6551/2017, постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2020 по делу N А53-26567/2019.
При изложенных обстоятельствах, арбитражный суд области пришел к правомерному выводу о том, что расчет суммы подлежащих возмещению убытков должен производиться в соответствии с Порядком, который надлежащим образом не оспорен и не признан недействительным. В отсутствие у истца доказательств несения иных убытков по смыслу статьи 15 ГК РФ размер недополученной платы должен определяться в соответствии с указанными актами и предусмотренной в них формулой (определения Верховного Суда Российской Федерации от 20.01.2015 N 301-ЭС14-1014, от 27.01.2015 N 301-ЭС14-2273).
Руководствуясь пунктом 5 статьи 790 ГК РФ и приняв во внимание, что компенсация, предусмотренная договорами об организации транспортного обслуживания в полном объеме (в суммах предусмотренных договорами и приказами), а также исходя из того, что истец осуществлял пассажирские перевозки по тарифам, утвержденным в установленном порядке, арбитражный суд пришел к выводу об отказе в возмещении выпадающих доходов от перевозки по единым социальным проездным билетам, поскольку, оценив представленные истцом в подтверждение размера убытков отчеты оператора о количестве реализованных проездных билетов, расчеты сумм выплат перевозчику на выплату субсидий, нормативные акты, расчеты суммы задолженности, пришел к выводу о том, что указанные документы не доказывают размер иных экономически обоснованных затрат истца (выпадающих доходов), связанных с перевозкой пассажиров в спорный период.
Из материалов дела следует, что истец не обращался к ответчику с требованием о внесении изменений в соответствующие пункты договора в целях увеличения размера субсидии, а также с предложением об их расторжении в связи с наличием убытков. Истцом расчет субсидии в соответствии с установленной в договоре формулой не оспаривается. При этом судом области учтено, что ответчик в полном объеме исполнил свои обязательства перед истцом по договору.
При указанных обстоятельствах вывод суда области об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований является правомерным.
Доводов, опровергающих вышеназванные выводы суда, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемое решение суда, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, судом допущено не было.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В силу статьи 110 АПК РФ государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы относится на ее заявителя и возврату либо возмещению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Орловской области от 11.12.2020 по делу N А48-6405/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Кадырова Алексея Рифовича - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Н.П. Афонина |
Судьи |
Е.В. Коровушкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А48-6405/2020
Истец: ИП Кадыров Алексей Рифович
Ответчик: Орловская область в лице Департамента строительства, ТЭК, ЖКХ, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ОРЛА, Орловская область в лице Департамента финансов Орловской области