Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 28 июля 2021 г. N Ф01-3401/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Киров |
|
18 марта 2021 г. |
Дело N А31-7699/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 марта 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 марта 2021 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ившиной Г.Г.,
судей Волковой С.С., Минаевой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шашиной И.А.,
при участии в судебном заседании во Втором арбитражном апелляционном суде представителя заявителя - Девятериковой М.А., действующей на основании доверенности от 11.01.2021,
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Костромской области:
представителей ответчика - Ревельцева О.В., действующего на основании доверенности от 11.01.2021, Суясова А.И., действующего на основании доверенности от 19.01.2021,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области
на решение Арбитражного суда Костромской области от 08.12.2020 по делу N А31-7699/2020
по заявлению публичного акционерного общества "Газпром" (ОГРН 1027700070518, ИНН 7736050003)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Костромской области (ОГРН 1024400537556, ИНН 4401004867)
при участии в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью "Центр смазок" (ОГРН 5107746013810, ИНН 7716677847), открытого акционерного общества "Газпромтрубинвест" (ОГРН 1024402233173, ИНН 4401008660)
о признании незаконным и отмене решения,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Газпром" (далее - заявитель, ПАО "Газпром", Общество) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской (далее - ответчик, УФАС, антимонопольный орган, Управление) от 22.04.2020 N 044/07/3-193/2020.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Центр смазок" (далее - ООО "Центр смазок"), открытое акционерное общество "Газпромтрубинвест" (далее - ОАО "Газпромтрубинвест").
Решением Арбитражного суда Костромской области от 08.12.2020 заявленные требования удовлетворены, решение Управления от 22.04.2020 N 044/07/3-193/2020 признано незаконным.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе ответчик настаивает на законности оспариваемого решения антимонопольного органа. Управление считает, что в составе заявки ООО "Центр смазок" содержится необходимый перечень документов и сведений, предусмотренных документацией заказчика. По убеждению антимонопольного органа, комиссией по осуществлению конкурентного отбора ПАО "Газпром" при отклонении заявки ООО "Центр смазок" не соблюден принцип равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованного ограничения конкуренции по отношению к участникам закупки; к заявке названного лица предъявлены требования, которые не были указаны в документации о закупке. Подробно позиция ответчика изложена в апелляционной жалобе.
ПАО "Газпром" представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором опровергает позицию заявителя жалобы, считает решение суда законным и обоснованным.
Третьи лица письменные отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 12.02.2020 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 13.02.2020 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). На основании указанной статьи лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
В соответствии со статьей 153.1 АПК РФ дело рассмотрено в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Костромской области.
В судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи, представители сторон поддержали занятые по делу позиции.
Третьи лица явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте проведения извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей третьих лиц.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, УФАС рассмотрена жалоба ООО "Центр смазок" (вх. N 1511 от 27.03.2020) на действия комиссии заказчика ПАО "Газпром" (далее - Комиссия) при проведении открытого конкурентного отбора на поставку резьбоуплотнительной смазки для нужд ОАО "Газпромтрубинвест". В жалобе заявитель указал на неправомерное отклонение его заявки Комиссией по причине несоблюдения методики анализа и оценки заявок участников (т.1 л.д. 45-50).
При рассмотрении указанного обращения антимонопольным органом установлено, что 10.02.2020 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (zakupki.gov.ru) было размещено извещение N 32008859086 и документация о конкурентном отборе "Открытый конкурентный отбор на поставку резьбоуплотнительной смазки для нужд ОАО "Газпромтрубинвест" N 0001/20/4.3/0009521/ГТрубИнвест" (далее - Документация).
На участие в указанной процедуре было подано 4 заявки. Согласно итоговому протоколу от 11.03.2020 Комиссия приняла решение об отклонении заявок под номерами 2 и 3 (т.1 л.д. 39-40). Причиной отклонения послужило несоответствие данных заявок пункту 1 Раздела 1 "Анализ заявки на предмет соответствия участника и состава заявки требованиям Документации" Приложения 3 "Методика анализа и оценки заявок участников" к Документации (далее - Методика).
Из пояснений ПАО "Газпром", представленных в антимонопольный орган, следует, что дополнительный перечень документов, подтверждающих соответствие заявки участника установленным требованиям, указан в Приложении 2 "Техническая часть" Техническое задание к Документации. Согласно пункту 9.7 Технического задания подтверждением соответствия предлагаемой продукции требованиям Документации и стандартам заказчика является прохождение продукцией испытаний на оборудовании заказчика с составлением Акта о проведении лабораторных и производственных испытаний. Поставка продукции, не прошедшей испытания на оборудовании заказчика, недопустима. Акт о проведении лабораторных и производственных испытаний в составе заявки ООО "Центр смазок" отсутствовал (т.1 л.д. 34-37).
Исследовав содержание заявки ООО "Центр смазок", антимонопольный орган отметил, что в составе указанной заявки содержались все документы, требуемые пунктом 1 Методики.
Управление пришло к выводу, что ссылки представителя ПАО "Газпром" на отсутствие в составе заявки ООО "Центр смазок" акта о проведении лабораторных и производственных испытаний на оборудовании заказчика, на несоответствие технического предложения участника Техническому заданию Документации, не нашли своего подтверждения. Пункт 9.7 Технического задания не устанавливает требования к наличию документов на стадии подачи заявок участниками закупки. Комиссия при отклонении заявки ООО "Центр смазок" не соблюла принцип равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованного ограничения конкуренции по отношению к участникам закупки. К заявке последнего были предъявлены требования, которые не были указаны в Документации.
По итогам рассмотрения жалобы 22.04.2020 комиссия УФАС приняла решение N 044/07/3-193/2020 о признании жалобы ООО "Центр смазок" на действия Комиссии при проведении указанного конкурентного отбора обоснованной (пункт 1), установила в действиях Комиссии нарушения пункта 2 части 1, части 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) (пункт 2). Комиссия УФАС приняла решение рассмотреть вопрос о привлечении виновных лиц Комиссии к административной ответственности (пункт 3) (т.1 л.д. 21-24).
Не согласившись с решением антимонопольного органа, заявитель обратился в Арбитражный суд Костромской области с рассматриваемым в рамках настоящего дела требованием.
Суд первой инстанции требования заявителя удовлетворил в полном объеме.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Порядок проведения закупок отдельными видами юридических лиц, а также оспаривания их результатов определены Законом N 223-ФЗ.
Согласно статье 6 Закона N 223-ФЗ контроль за соблюдением требований данного Закона осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В статье 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) регламентирован порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров.
Антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, в том числе при организации и проведении закупок в соответствии с Законом N 223-ФЗ (пункт 1 части 1 статьи 18.1 Закона N 135-ФЗ).
По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Закона (часть 20 статьи 18.1 Закона N 135-ФЗ).
Оспариваемым решением УФАС от 22.04.2020 жалоба ООО "Центр смазок" на действия Комиссии при проведении конкурентного отбора была признана обоснованной, в действиях Комиссии установлено нарушение требований пункта 2 части 1, части 6 статьи 3 Закона N 223-ФЗ.
Пункт 2 части 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ устанавливает, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
В части 2 статьи 2 Закона N 223-ФЗ указано, что положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В силу части 6 статьи 3 Закона N 223-ФЗ заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В рассматриваемом случае конкурентный отбор проводился в соответствии с Законом N 223-ФЗ и Положением о закупках товаров, работ, услуг ПАО "Газпром" и Компаний Группы Газпром, утвержденным решением Совета директоров ПАО "Газпром" от 19.10.2018 N 3168, документацией о конкурентном отборе.
Согласно пункту 1.3.1 Документации описание предмета конкурентного отбора (лота), требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, а также требования в соответствии с пунктом 4.2 Документации к описанию участником поставляемого товара, который является предметом конкурентного отбора (лота), его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, которые являются предметом конкурентного отбора (лота), их количественных и качественных характеристик указаны в Приложении 2 "Техническая часть".
В соответствии с пунктом 1.3.2.1 Документации в Приложении 2 "Техническая часть" могут быть установлены эксплуатационные, экологические характеристики объекта закупки, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний.
В пунктах 1.4.3.1, 1.4.3.3 Документации определено, что участники должны соответствовать дополнительным требованиям: наличие у участников соответствующих производственных мощностей, технологического оборудования, финансовых и трудовых ресурсов, профессиональной компетентности для производства (поставки) товаров, являющихся предметом закупки, а также положительной репутации, сертификатов, и иных сведений, подтверждающих соответствие стандартам заказчика, если такие требования предусмотрены в Приложении 2 "Техническая часть". Формой подтверждения таким стандартам является акт о проведении лабораторных и производственных испытаний.
В разделе 4.2 Документации содержатся требования к подготовке ценового и технического предложений. В силу пункта 4.2.6 Документации требования и показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика представлены в Приложении 2 "Техническая часть".
Копии документов, подтверждающих соответствие участника требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, являющихся предметом данного конкурентного отбора, представляются в соответствии с условиями Приложения 2 "Техническая часть". В пункте 1.4.5 Документации определено, что перечень документов, подтверждающих соответствие требованиям к участникам, указан в разделе 4 Документации (пункт 4.3.11 Документации).
Согласно пункту 4.4.9 Документации дополнительный перечень документов, в случае их необходимости, указан в Приложении 2 "Техническая часть".
Состав и содержание заявки указаны в разделе 4 Документации. Заявка должна содержать всю информацию и документы, подлежащие включению в заявку согласно требованиям Документации (пункт 1.5.1 Документации).
В соответствии с пунктом 9.7 Приложения 2 "Техническая часть" к Документации поставка товара возможна только после проведения опытных испытаний на оборудовании ОАО "Газпромтрубинвест" и получения Акта о проведении лабораторных и производственных испытаний. Объем перечисленных в техническом задании данных является минимальным. Поставщик материала может предоставить по своему усмотрению дополнительные данные и материалы в целях более полного освещения предмета предложения.
Проанализировав изложенные нормативные положения в совокупности с положениями Документации, суд первой инстанции верно заключил, что заказчик изъявил свою потребность именно в товаре, который был испытан заказчиком. Предложение к поставке продукции, не прошедшей испытания на оборудовании заказчика, недопустимо.
Комиссия вправе отклонить заявки в случае их несоответствия требованиям, установленным Документацией, в соответствии с перечнем допустимых оснований для их отклонения, установленных в Разделе 1 "Анализ заявок на предмет соответствия состава заявок и участника требованиям Документации" Приложения 3 "Методика анализа и оценки заявок на участие в конкурентном отборе" (пункт 1.4.6 Документации).
Пунктом 1 Методики предусмотрено отклонение заявки в связи с несоответствием технического предложения участника техническому заданию Документации, в том числе непредставление документа указанного в техническом задании.
Таким образом, на стадии рассмотрения заявок Комиссия заказчика проверяет все заявки участников на предмет наличия в составе заявки документов, предусмотренных Документацией. Отсутствие соответствующих документов на данной стадии конкурентного отбора является основанием для отклонения Комиссией такой заявки.
В своей жалобе, поданной в УФАС, ООО "Центр смазок" настаивало на том, что его заявка соответствует установленным Документацией требованиям, в связи с чем возражало против принятого Комиссией решения об ее отклонении.
В оспариваемом решении ответчик указал, что в составе заявки ООО "Центр смазок" содержались все документы, требуемые пунктом 1 Методики. Фактически позиция антимонопольного органа сводится к тому, что условия технического предложения в части опытных испытаний не применяются на стадии подачи заявок участниками закупки.
Рассмотрев соответствующие доводы антимонопольного органа, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Комиссией заказчика было установлено, что в составе заявки ООО "Центр смазок" отсутствуют документы, подтверждающие испытание предлагаемой продукции на оборудовании заказчика, не были представлены образцы продукции для прохождения такого испытания. В подтверждение своей позиции Комиссия ссылается на положения пункта 9.7 Приложения 2 "Техническая часть" к Документации. В связи с чем данная заявка Комиссией, как предусмотрено пунктом 1 Методики, была признана несоответствующей техническому заданию.
Из пояснений ПАО "Газпром", представленных в антимонопольный орган, следует, что соответствующее требование о предоставлении в составе заявки документов, подтверждающих успешное испытание предлагаемой продукции на оборудовании заказчика, было установлено последним для того, чтобы проявить должную осмотрительность, убедиться в фактическом соответствии предлагаемой участниками закупки смазки заявленным характеристикам и требованиям Документации. В случае установления ненадлежащего качества приобретенной смазки после заключения договора для ОАО "Газпромтрубинвест" существенно увеличился бы риск убытков ввиду ненадлежащего выполнения своих обязательств перед покупателями продукции указанного лица (т.1 л.д. 34-37).
Требования Документации, в том числе Приложение 2 "Техническая часть" к ней, были опубликованы заказчиком в составе закупочной документации, с ними могли ознакомиться претенденты до подачи заявок. Из материалов дела следует, что положения Документации не оспорены в установленном законом порядке. Доказательств обратного лицами, участвующими в деле, не представлено.
Поскольку в данном случае Комиссия предъявила к заявке ООО "Центр смазок" требования, предусмотренные Документацией, в действиях Комиссии заказчика не усматривается нарушение части 6 статьи 3 Закона N 223-ФЗ.
В рассматриваемом деле с учетом конкретных его обстоятельств не следует вывод о том, что Комиссия заказчика при конкурентном отборе нарушила принципы равноправия, справедливости, допустила необоснованные ограничения конкуренции по отношению к участникам закупки, регламентированные пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ. Иного ответчиком в порядке статьи 65 АПК РФ не доказано. Из представленных пояснений сторон следует, что конкурентный отбор состоялся, заключен договор с победителем закупки.
Таким образом, поскольку заявка ООО "Центр смазок" не соответствовала требованиям пункта 1 Методики по причине несоответствия техническому заданию, Комиссия заказчика правомерно отклонила заявку данного лица. С учетом изложенного, в действиях Комиссии не усматривается вмененных антимонопольным органом нарушений.
Выводы суда первой инстанции относительно иных оснований отклонения заявки ООО "Центр смазок", которые не были предметом оценки УФАС в оспариваемом решении, не повлияли на правильность принятого по существу спора судебного акта.
Ссылки заявителя жалобы в подтверждение своей позиции по данному делу на судебную практику подлежат отклонению, поскольку указанные в апелляционной жалобе судебные акты приняты с учетом обстоятельств конкретного дела и не имеют преюдициального значения для настоящего спора. Антимонопольный орган в подтверждение своей позиции также ссылается на Определение Верховного Суда Российской Федерации от 14.09.2020 N 305-ЭС20-12406 по делу N А40-150924/2019. Вместе с тем обстоятельства дел различны. В указанном ответчиком деле суды исходили из отсутствия у заказчика основания для отклонения заявки участника, поскольку в документации о закупке отсутствовало требование о необходимости представления в составе заявки удостоверения по электробезопасности на заявленный персонал; неправомерности положения документации о закупке о наличии у участников закупки материально-технических ресурсов.
Повторно исследовав представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае имелась предусмотренная статьями 198, 201 АПК РФ совокупность условий, необходимых для признания незаконным оспариваемого решения антимонопольного органа. Доводы апелляционной жалобы, по существу повторяющие позицию Управления в суде первой инстанции, апелляционным судом рассмотрены и признаны несостоятельными, поскольку не опровергают законности принятого судебного акта в силу вышеизложенного.
Решение Арбитражного суда Костромской области от 08.12.2020 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Оснований для взыскания с ответчика государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не имеется согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Костромской области от 08.12.2020 по делу N А31-7699/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Костромской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Г.Г. Ившина |
Судьи |
С.С. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А31-7699/2020
Истец: ПАО "Газпром"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Костромской области
Третье лицо: Арбитражный суд Костромской области, ОАО "Газпромтрубинвест", ООО "Центр смазок", Управление Федеральной антимонопольной службы по Костромской области
Хронология рассмотрения дела:
20.07.2022 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-5169/2022
28.07.2021 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-3401/2021
18.03.2021 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-575/2021
08.12.2020 Решение Арбитражного суда Костромской области N А31-7699/20