Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 мая 2021 г. N Ф07-6537/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
22 марта 2021 г. |
Дело N А56-118704/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 марта 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 марта 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе судьи Третьяковой Н.О.
при ведении протокола судебного заседания: Хариной И.С.
при участии:
от истца (заявителя): Белова Н.В. по доверенности от 02.03.2021
от ответчика (должника): Занько Ю.М. по доверенности от 11.01.2021
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-7256/2021) ООО "Катерпиллар Тосно" на определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.01.2021 по делу N А56-118704/2020 (судья Устинкина О.Е.), принятое
по заявлению ООО "Катерпиллар Тосно"
к Инспекции ФНС России по Тосненскому району Ленинградской области
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Катерпиллар Тосно", адрес: 187000, Ленинградская обл., р-н Тосненский, г.Тосно, ш.Московское, 1/1, ОГРН: 1024701894370, (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области о признании незаконным решения Инспекции ФНС России по Тосненскому району Ленинградской области (далее - Инспекция) об отказе в возврате излишне уплаченного утилизационного сбора в отношении самоходных машин и прицепов к ним, произведенных (изготовленных) в РФ от 28.09.2020 N 19798; об обязании Инспекции ФНС России по Тосненскому району Ленинградской области устранить допущенные нарушения путем осуществления возврата 426 195 000 руб. излишне уплаченного утилизационного сбора в отношении самоходных машин и прицепов к ним, произведенных (изготовленных) в РФ в период с 2017 по 2018.
Определением суда от 19.01.2020 заявление возвращено Обществу на основании пункта 5 части 1 статьи 129 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в связи с несоблюдением досудебного порядка урегулирования спора.
В апелляционной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит определение суда отменить, направить заявление на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области. По мнению подателя жалобы, процедура обжалования актов налоговых органов, установленная Налоговым Кодексом Российской Федерации (далее - НК РФ) неприменима к правоотношениям, связанным с уплатой утилизационного сбора.
В настоящем судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, приведенные в апелляционной жалобе, а представитель Инспекции возражал, просит определение оставить без изменения.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена в апелляционном порядке.
В соответствии с частью 5 статьи 4 АПК РФ экономические споры, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, могут быть переданы на разрешение арбитражного суда после соблюдения досудебного порядка урегулирования спора в случае, если такой порядок установлен федеральным законом.
В силу пункта 2 статьи 138 НК РФ акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном НК РФ.
Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 67 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", судам надлежит принимать во внимание, что по смыслу пункта 5 статьи 101.2 НК РФ прежде, чем передать возникшие разногласия на рассмотрение суда, налогоплательщик и налоговый орган должны принять меры к урегулированию спора во внесудебном порядке.
Вместе с тем действие НК РФ распространяется на отношения по установлению, введению и взиманию сборов, страховых взносов только в тех случаях, когда это прямо предусмотрено НК РФ (пункт 3 статьи 1 НК РФ).
В Налоговом кодексе РФ не содержится указания на возможность применения его положений к правоотношениям, связанным с уплатой утилизационного сбора
Уплата утилизационного сбора установлена Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ (далее - Закон N 89-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 51 Бюджетного кодекса Российской Федерации утилизационный сбор относится к неналоговым доходам федерального бюджета РФ.
При таких обстоятельствах, утилизационный сбор установлен отдельным федеральным законом и не входит в систему налогов и сборов, установленных НК РФ.
Таким образом, установленный законодательством о налогах и сборах обязательный досудебный (административный) порядок урегулирования споров в отношении требований об оспаривании отказа в возврате излишне уплаченного утилизационного сбора в отношении самоходных машин и прицепов к ним, не применяется.
Кроме того, согласно пункту 4 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации устанавливаются Правительством РФ.
В настоящее время уплата утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним регламентируется Постановлением Правительства РФ от 06.02.2016 N 81 "Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 81).
В соответствии с пунктом 26 Постановления Правительства N 81 в случае уплаты (взыскания) утилизационного сбора в размере, превышающем размер утилизационного сбора, подлежащий уплате (взысканию), или в случае ошибочной уплаты утилизационного сбора излишне уплаченный (взысканный) утилизационный сбор подлежит возврату плательщику (его правопреемнику, наследнику) либо зачету в счет предстоящей уплаты плательщиком утилизационного сбора.
Излишне уплаченный (взысканный) утилизационный сбор подлежит возврату плательщику на основании письменного заявления о возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов. Заявление, подается плательщиком в таможенный или налоговый орган, проставивший на паспорте, выданном на самоходную машину и (или) прицеп, отметку об уплате утилизационного сбора (пункты 27, 29 Постановления N 81).
По итогам рассмотрения заявления таможенный орган или налоговый орган принимает либо решение о возврате (зачете) излишне уплаченного утилизационного сбора, либо в случае наличия ошибок возвращает заявление плательщику, либо принимает решение об отказе в возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора (пункты 34-38 Постановления N 81).
При этом, ни Законом N 89-ФЗ, ни Постановлением Правительства N 81 не установлен обязательный досудебный порядок обжалования решения налогового органа об отказе в возврате излишне уплаченного утилизационного сбора.
Таким образом, судом первой инстанции заявление Общества неправомерно возвращено на основании пункта 5 части 1 статьи 129 АПК РФ.
При таких обстоятельствах обжалуемый судебный акт подлежит отмене, а дело - направлению в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области для рассмотрения вопроса о принятии заявления Общества к производству.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.01.2021 по делу N А56-118704/2020 отменить.
Направить вопрос на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Катерпиллар Тосно" из федерального бюджета 1 500 руб. госпошлины, излишне уплаченной по платежному поручению N 78510 от 27.01.2021.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Судья |
Н.О. Третьякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-118704/2020
Истец: ООО "Катерпиллар Тосно"
Ответчик: ФНС России Инспекция по Тосненскому району Ленинградской области
Хронология рассмотрения дела:
02.02.2022 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-41893/2021
05.11.2021 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-118704/20
25.05.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-6537/2021
22.03.2021 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-7256/2021