г. Санкт-Петербург |
|
23 марта 2021 г. |
Дело N А26-4318/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 марта 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 марта 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Тимухиной И.А.
судей Баженовой Ю.С., Полубехиной Н.С.
при ведении протокола судебного заседания: Самсоновой Е.В.
при участии:
от истца: Маркова А.В. (доверенность от 20.11.2019)
от ответчика: не явился, извещен
от 3-го лица: не явился,извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-2687/2021) Администрации Петрозаводского городского округа на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 27.11.2020 по делу N А26-4318/2020 (судья Михайлова А.В.), принятое
по иску ТСЖ "Снегири"
к Администрации Петрозаводского городского округа
3-и лица: 1. Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия; 2. ООО "СЕВЕР ТРЕЙДИНГ"
об обязании,
УСТАНОВИЛ:
Товарищество собственников жилья "Снегири" (далее - истец, Товарищество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, к Администрации Петрозаводского городского округа (далее - ответчик, Общество) об обязании принять в муниципальную собственность сооружение - автомобильную дорогу, проходящую по территории жилого комплекса "Снегири" по улице Юношеской и переулку Снегирному, протяженностью 417 метров, о взыскании 8000 руб. за изготовление технического плана сооружения - автомобильной дороги, 33000 руб. судебных расходов на оплату услуг представителя.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия и Общество с ограниченной ответственностью "Север Трейдинг".
Решением от 27.11.2020 суд обязал Администрацию в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу принять в муниципальную собственность Петрозаводского городского округа сооружение - автомобильную дорогу, расположенную в пределах земельного участка с кадастровым номером 10:01:0120101:93, проходящую по территории жилого комплекса "Снегири" по улице Юношеской и переулку Снегирному, протяженностью 417 метров, с характерными точками наземного контура, приведенными в таблице:
Номер контура |
Номера характерных точек контура |
Координаты, м |
|
|
|
X |
Y |
1 |
1 |
342964,79 |
1519840,57 |
1 |
2 |
342967,20 |
1519825,81 |
1 |
5 |
342970,34 |
1519812,32 |
1 |
4 |
342972,74 |
1519806,43 |
1 |
5 |
342975,51 |
1519801,79 |
1 |
6 |
342978,77 |
1519797,43 |
1 |
7 |
342982,74 |
1519793,78 |
1 |
8 |
343009,02 |
1519774,43 |
1 |
9 |
343011,12 |
1519773.16 |
1 |
10 |
343013,38 |
1519772,20 |
1 |
11 |
343018,18 |
1519771,13 |
1 |
12 |
343020,74 |
1519770,95 |
1 |
13 |
343028,05 |
1519771,01 |
1 |
14 |
343054,99 |
1519773,33 |
1 |
15 |
343056,98 |
1519774,19 |
1 |
16 |
343065,38 |
1519786,23 |
1 |
17 |
343078,60 |
1519805,21 |
|
|
|
|
2 |
18 |
343133,26 |
1519767,40 |
2 |
19 |
343055,57 |
1519821,14 |
2 |
20 |
343017,74 |
1519848,35 |
2 |
21 |
342985,15 |
1519871,13 |
2 |
22 |
342964,59 |
1519840,28 |
2 |
23 |
342944,58 |
1519811,62 |
С Администрации в пользу Товарищества собственников жилья "Снегири" взыскано 8000 руб. в счет оплаты расходов, понесенных на составление технического плана, 6000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины, 20000 руб. судебных расходов на оплату услуг представителя, в удовлетворении остальной части заявления о взыскании судебных расходов отказано.
В апелляционной жалобе Администрация, считая решение незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права, просит решение отменить, указывая, что с ходатайством о безвозмедном приеме в муниципальную собственность Петрозаводского городского округа спорного объекта никто не обращался, спорная дорога, расположенная на территории Товарищества, в части ее технико-эксплуатационного состояния не отвечает требованиям действующих профильных нормативных документов, что подтверждается актом осмотра сооружения дорожного транспорта от 06.08.2020, данная дорогая является внутриквартальным проездом, обустроенным для обеспечения транспортного снабжения объектов жилищного строительства (многоквартирные блокированные жилые дома), имеет низкую пропускную способность с малой интенсивностью движения транспортных средств, не предусмотрена для движения общественного транспорта и пропуска грузового транспорта, обладает признаками бесхозяйной вещи.
Истец возразил против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, между Министерством природных ресурсов Республики Карелия (арендодатель) и ООО "Север Трейдинг" (арендатор) заключен договор от 16.10.2009 N 9543 аренды земельного участка с кадастровым номером 10:01:0120101:93, площадью 7337 кв. м, расположенного по адресу: Республика Карелия, ул. Университетская, в северо-восточной части кадастрового квартала 10:01:12 01 01, для строительства объектов инженерной и транспортной инфраструктуры.
Согласно пункту 4.2.14 договора арендатор обязан в течение 30 месяцев с момента заключения настоящего договора выполнить работы по обустройству территории посредством строительства объектов инженерной и транспортной инфраструктуры и в течение 3 месяцев с момента ввода в эксплуатацию передать их безвозмездно в муниципальную собственность.
ООО "Север Трейдинг", будучи застройщиком жилого комплекса "Снегири", соответствующие обязательства в рамках договора аренды земельного участка не исполнило, объекты транспортной инфраструктуры в муниципальную собственность не передало.
После завершения строительства жилого комплекса "Снегири" создано ТСЖ "Снегири", объединяющее собственников помещений многоквартирных домов, расположенных по ул. Университетской в г. Петрозаводске, в целях совместного управления.
Ссылаясь на то, что спорное сооружение - автомобильная дорога проходит по территории жилого комплекса "Снегири", примыкает к улице Университетской и представляет собой замкнутое кольцо, является единственной возможностью транспортного сообщения с земельными участками, на которых расположены индивидуальные и сблокированные жилые дома, построенные в границах жилого комплекса, ТСЖ "Снегири" организует содержание спорной дороги за счет собственных средств, тогда как отнесение указанной дороги к муниципальной собственности определено Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на жалобу, апелляционный суд пришел к выводу, что обжалуемое решение не подлежит отмене или изменению.
Из Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Закон N 257-ФЗ), пункта 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) следует, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесены к вопросам местного значения как вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии со статьей 132 Конституции Российской Федерации и Федеральным законом осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно.
При этом согласно пункту 2 части 2, части 4 статьи 50 Закона N 131-ФЗ в собственности городского округа могут находиться автомобильные дороги местного значения в границах городского округа, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона N 257-ФЗ автомобильная дорога это - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог. Автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа (часть 11 статьи 5).
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам ст. 71 АПК РФ, а также принимая во внимание вышеназванные нормативные положения, суд пришел к обоснованному выводу, что спорный объект в силу прямого указания закона относится к объектам муниципальной собственности как предназначенный для решения вопросов местного значения.
Обязанность органов местного самоуправления принять имущество, которое в силу своей специфики должно находиться в муниципальной собственности, вытекает из прямого указания закона, на что обоснованно указано судом первой инстанции.
Ссылка подателя на заключенный между Министерством природных ресурсов Республики Карелия (арендодатель) и ООО "Север Трейдинг" (арендатор) договор аренды земельного участка от 16.10.2009 N 9543, подлежит отклонению апелляционным судом как необоснованная, учитывая, что в отношении ООО "Север Трейдинг" внесена запись в ЕГРЮЛ о его ликвидации, а пунктом 4.2.14 договора предусмотрена передача объектов инженерной и транспортной инфраструктуры безвозмездно в муниципальную собственность.
Ненадлежащее технико-эксплутационное состояние дороги не является основанием для отказа в принятии спорной дороги в муниципальную собственность, в силу Закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления должны формировать местный бюджет таким образом, чтобы обеспечивать решение всех вопросов местного значения. Несение затрат на содержание данного объекта не может быть возложено на собственников помещений многоквартирных домов.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению апелляционным судом как необоснованные, оснований для отмены решения апелляционным судом не установлено, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта, судом первой инстанции не допущено, в удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 27.11.2020 по делу N А26-4318/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.А. Тимухина |
Судьи |
Ю.С. Баженова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-4318/2020
Истец: ТСЖ "Снегири"
Ответчик: Администрация Петрозаводского городского округа
Третье лицо: Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия, ООО "СЕВЕР ТРЕЙДИНГ", ТСЖ Представитель "Снегири": Маркова А.В.