город Ростов-на-Дону |
|
24 марта 2021 г. |
дело N А53-11944/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 марта 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Пименова С.В., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Семченко Ю.В.,
при участии:
от ООО "Союз-Телеком": представитель Кулькин Н.Ю., по доверенности от 20.11.2019, паспорт;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Союз-Телеком"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 02.11.2020 по делу N А53-11944/2020
по иску Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Мордовия и Пензенской области (ИНН 1326224216,
ОГРН 1131326000926)
к обществу с ограниченной ответственностью "Союз-Телеком" (ИНН 6166092247,
ОГРН 1146193003274)
о взыскании суммы вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды; обязании обеспечить разработку проекта рекультивации части земельного участка и в соответствии с разработанным проектом провести рекультивацию,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Мордовия и Пензенской области (далее - истец, Управление Россельхознадзора, управление) обратилось в суд с иском о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Союз-Телеком" (далее - ответчик, ООО "Союз-Телеком", общество) суммы вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, на земельном участке с кадастровым номером 58:23:00600701:219 в сумме 985 600 руб., обязании обеспечить разработку проекта рекультивации части земельного участка с кадастровым номером 58:23:00600701:219, площадью 1232 м.кв. и в соответствии с разработанным проектом провести рекультивацию.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации управление уточнило исковые требований в части сроков исполнения заявленных требований. Управление Россельхознадзора просит обязать ответчика разработать проект рекультивации и провести рекультивацию части земельного участка с кадастровым номером 58:23:0060701:219 площадью 1232 кв.м. в двухмесячный срок со дня вступления в законную силу решения суда.
Суд принял к рассмотрению требования в уточненной редакции.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 02.11.2020, с учетом определения об исправлении об исправлении ошибки (опечатки) от 24.12.2020, ходатайство Управления Федеральной службы по Ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Мордовия и Пензенской области в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об уточнении исковых требований в части сроков исполнения заявленных требований удовлетворено.
В удовлетворении ходатайства ООО "СоюзТелеком" о назначении судебной экспертизы отказано. С ООО "Союз-Телеком" в пользу Управления Федеральной службы по Ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Мордовия и Пензенской области взыскана сумма вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, на земельном участке с кадастровым номером 58:23:00600701:219 в размере 985 600 руб. Суд возложил на ООО "Союз-Телеком" обязанность в двухмесячный срок со дня вступления в законную силу решения суда обеспечить разработку проекта рекультивации части земельного участка с кадастровым номером 58:23:00600701:219, площадью 1232 м.кв. и в соответствии с разработанным проектом провести рекультивацию.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Союз-Телеком" обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой. Жалоба мотивирована тем, что таксы и методики применяются только при отсутствии фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационпых и иных восстановительных работ. Таким образом, возмещение вреда, причиненного окружающей среде, возможно как в денежной форме посредством взыскания исчисленной по правилам ч. 1 ст. 78 Закона об охране окружающей среды суммы убытков, так и в виде выполнения мероприятий по восстановлению нарушенное состояния окружающей среды. Законодатель исключает применение к лицу, причинившему вред, сразу двух мер ответственности в виде возмещения вреда в натуре и денежной форме. В данном случае, так как суд не принял представленный Ответчиком проект рекультивации, как не соответствующий требованиям законодательства, то на Ответчика может быть возложена обязанность возместить вред только в денежной форме. Таким образом, при вынесении Решения, судом были нарушены нормы материального права, что в силу ст. 270 АПК РФ является основанием для его отмены.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу управление просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определением председателя судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений от 15.03.2021 в связи с нахождением судьи Ефимовой О.Ю. в отпуске, в составе суда произведена замена на судью Пименова С.В., в связи с чем, рассмотрение дела начинается с самого начала в порядке статьи 18 АПК РФ.
От Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Мордовия и Пензенской области поступили письменные пояснения.
Суд протокольным определением приобщил письменные пояснения к материалам дела.
В судебном заседании представитель ООО "Союз-Телеком" доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить.
Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Мордовия и Пензенской области, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителей сторон, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению в части в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, в период с 23.11.2018 по 20.12.2018 в ходе проведения выездной проверки на основании распоряжения заместителя руководителя Управления Россельхознадзора от 06.11.2018 N 1395, в отношении ООО "Союз-Телеком", на земельной участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым рекультивации части земельного участка с кадастровым номером 58:23:00600701:219, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного по адресу: Пензенская область, Пачелмский район, с/с Белынский, с. Ворона, ул. Орловская, д. 11, было выявлено нарушение земельного законодательства Российской Федерации.
В ходе осмотра установлено, что на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 58:23:0060701:219, в районе координат 53.26171 43.40928, на полосе протяженностью 352 метра и шириной от 3 до 4 метров, почва частично имеет окрас, характерный для нижних неплодородных слоев (глины), которые вынесены на поверхность в результате нарушения технологии производства земляных работ и механически перемешаны с плодородным слоем почвы.
По всей полосе нарушенных земель прослеживается траншея, провалы грунта местами составляют более 70 см. Технические мероприятия (планировка, нанесение плодородного слоя почвы), создающие необходимые условия для предотвращения деградации земель, дальнейшего использования земель по целевому назначению и разрешенному использованию, не проведены.
Общая площадь нарушенных земель в границах земельного участка с кадастровым номером 58:23:0060701:219 исчисляется произведением длины полосы нарушенных земель - 352 метра на ее среднюю ширину - 3,5 метра и составляет 1232 квадратных метра.
Из сообщения и.о. главы администрации Пачелмского района А.В. Алпатова, направленного в адрес ТУ Управления Россельхознадзора, следует, что земляные работы на участке с кадастровым номером 58:23:0060701:219, правообладателем которого является Сергеев Иван Васильевич, проводились ООО "Союз-Телеком".
ООО "Союз-Телеком" была представлена копия договора подряда N Д-И-СН 03/18 от 30.03.2018 на демонтаж кабеля связи. Проект рекультивации нарушенных земель не представлен и не направлен в федеральные органы исполнительной власти, вопреки требованиям пункта 24 постановления Правительства Российской Федерации от 10 июля 2018 года N 800 "О проведении рекультивации и консервации земель".
Таким образом, на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 58:23:0060701:219, в отсутствие проекта рекультивации нарушенных земель ООО "Союз-Телеком" проведены земляные работы по демонтажу кабеля связи. При этом плодородный слой почвы механически перемешан с ниже залегающими неплодородными породами, чем нанесен вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
В акте проверки от 20.12.2018 N 1395 установлено, что плодородный слой почвы на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 58:23:0060701:219 механически перемешан с ниже залегающими неплодородными породами. При этом был нанесен вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту. Указанное нарушение совершено ООО "Союз-Телеком" в результате проведения земляных работ по демонтажу кабеля связи в отсутствие проекта рекультивации нарушенных земель.
Согласно акту отбора проб почвы от 23.11.2018, в котором отражено место отбора проб почвы - земельный участок с кадастровым номером 58:23:0060701:219, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного по адресу: Пензенская обл., Пачелмский р-он, с/с Белынский, с. Ворона, ул.Орловская, д. 11, количество и место отбора почвенных проб, отбор проведен уполномоченными должностными лицами государственным инспектором Калашниковым В.И. с участием представителя ФГБУ ЦНМВЛ эксперта Винничека А.Л., о чем имеются подписи с акте отбора проб.
Отобранные почвенные пробы направлены для испытаний на агрохимические показатели в Самарскую испытательную лабораторию ФГБУ ЦНМВЛ.
По результатам лабораторных испытаний почвенных образцов 18.12.2018 выдано экспертное заключение N 11, в соответствии с которым на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 58:23:0060701:219 выявлен факт уничтожения плодородного слоя почвы в результате перемешивания с нижележащими породами (глиной). Часть указанного земельного участка, на котором проводились работы по демонтажу кабеля, не пригодна для использования.
По указанному факту в отношении ООО "Союз-Телеком" 20.12.2018 составлен протокол об административном правонарушении N 47-14-219 по признакам наличия в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
20.12.2018 ООО "Союз-Телеком" выдано предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации, из которого следует, что ООО "Союз-Телеком" предписано в срок до 01.06.2019 на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 58:23:0000000:219, в районе координат 53.26171 43.40928, на площади 1232 кв.м. провести рекультивацию нарушенных земель на основании проекта, разработанного и утвержденного в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, подтвердить восстановление нарушенных земель результатами исследований почвенных образцов по показателям плодородия.
06.02.2019 начальник Управления Россельхознадзора вынес постановление N 14, которым ООО "Союз-Телеком" привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначен административный штраф в сумме 40 000 руб.
Данное постановление было обжаловано ООО "Союз-Телеком" в судебном порядке.
Решением Пачелмского районного суда Пензенской области от 13.05.2019 по делу N 12-17/2019, оставленным без изменения решением судьи Пензенского областного суда от 06.06.2019 и постановлением Первого кассационного суда общей юрисдикции от 24.12.2019 в удовлетворении заявленных ООО "Союз-Телеком" требований отказано.
В результате проведенной внеплановой выездной проверки с целью контроля исполнения предписания от 20.12.2018 N 1-219 установлено, что рекультивация земельного участка не проведена, проект рекультивации в Управление Россельхознадзора не представлен.
Управление Россельхознадзора произвело расчет вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды. Расчет произведен по Методике исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.07.2010 N 238. По расчету истца размер ущерба составляет 985 600 руб.
Управление Россельхознадзора направило в адрес ООО "Союз-Телеком" требование о добровольном возмещении вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды (почтовый идентификатор 80084542988473).
ООО "Союз-Телеком" требование получено 27.11.2019, однако со стороны общества оставлено без рассмотрения и удовлетворения.
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения Управления Россельхознадзора в арбитражный суд с соответствующим исковым заявлением.
Суд первой инстанции, признав общество виновным в причинении вреда почвам, возложил на него гражданскую ответственность в виде возмещения вреда в денежной форме и устранении последствий посредством выполнения работ по рекультивации почв.
Согласно статье 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:
- соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;
- обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
- научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;
- охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.
Статьей 13 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусмотрено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот; сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.
В соответствии со статьей 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, среди прочего, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ).
Негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды. Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе, в том числе, принципа платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде (статьи 1, 3 Закона N 7-ФЗ).
В силу пунктов 1, 3 статьи 77 Закона N 7-ФЗ юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством. Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды. Компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда (пункт 1 статьи 78 Закона N 7-ФЗ).
Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
На основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ (пункт 2 статьи 78 Закона N 7-ФЗ).
Суд первой инстанции пришел к выводу, что действующим законодательством предусмотрено два способа возмещения вреда окружающей среде - взыскание убытков в денежной форме и возмещение вреда в натуре путем проведения мероприятий по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды.
При определении размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, учитываются понесенные лицом, причинившим соответствующий вред, затраты по устранению такого вреда. Порядок и условия учета этих затрат устанавливаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (пункт 2.1 статьи 78 Закона N 7-ФЗ).
В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства РФ от 10.07.2018 N 800 "О проведении рекультивации и консервации земель" (далее - Правила) разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
Рекультивация земель должна обеспечивать восстановление земель до состояния, пригодного для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, путем обеспечения соответствия качества земель нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а в отношении земель сельскохозяйственного назначения также нормам и правилам в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения, но не ниже показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения, порядок государственного учета которых устанавливается Министерством сельского хозяйства Российской Федерации применительно к земельным участкам, однородным по типу почв и занятым однородной растительностью в разрезе сельскохозяйственных угодий (пункт 5 Правил).
Согласно пункту 8 Правил рекультивация земель, консервация земель осуществляются в соответствии с утвержденными проектом рекультивации земель, проектом консервации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий.
Технические мероприятия могут предусматривать планировку, формирование откосов, снятие поверхностного слоя почвы, нанесение плодородного слоя почвы, устройство гидротехнических и мелиоративных сооружений, захоронение токсичных вскрышных пород, возведение ограждений, а также проведение других работ, создающих необходимые условия для предотвращения деградации земель, негативного воздействия нарушенных земель на окружающую среду, дальнейшего использования земель по целевому назначению и разрешенному использованию и (или) проведения биологических мероприятий.
Биологические мероприятия включают комплекс агротехнических и фитомелиоративных мероприятий, направленных на улучшение агрофизических, агрохимических, биохимических и других свойств почвы.
В пункте 13 Правил указано, что разработка проекта рекультивации земель, проекта консервации земель осуществляется с учетом:
а) площади нарушенных земель, степени и характера их деградации, выявленных в результате проведенного обследования земель;
б) требований в области охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологических требований, требований технических регламентов, а также региональных природно-климатических условий и местоположения земельного участка.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.07.2010 N 238 утверждена Методика исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды (далее - Методика исчисления размера вреда, Методика), предусматривающая исчисление в стоимостной форме размера вреда, нанесенного почвам в результате нарушения законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также при возникновении аварийных и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 N 1 утверждено Положение о государственном земельном надзоре, согласно пункту 4 которого Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением: требований о запрете самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления; требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель; требований, связанных с обязательным использованием земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности; требований в области мелиорации земель, при нарушении которых рассмотрение дел об административных правонарушениях осуществляют органы государственного земельного надзора; обязанностей по рекультивации земель при осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей; предписаний, выданных должностными лицами Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальных органов в пределах компетенции, по вопросам соблюдения требований земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений.
В соответствии с требованиями ГОСТ 17.5.1.03-85 "Классификация вскрышных и вмещающих пород для биологической рекультивации" плодородным слоем почвы считается почва с содержанием гумуса (органического вещества) более 1% для лесной зоны. Аналогичные требования содержатся в ГОСТ 17.5.3.06-85 "Требования к определению норм снятия плодородного слоя почвы при производстве земляных работ". Из материалов дела следует, что ООО "Союз-Телеком" на земельной участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 58:23:00600701:219, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного по адресу: Пензенская область, Пачелмский район, с/с Белынский, с. Ворона, ул. Орловская, д. 11, в отсутствие проекта рекультивации нарушенных земель проведены земляные работы по демонтажу кабеля связи. При этом плодородный слой почвы механически перемешан с ниже залегающими неплодородными породами, чем нанесен вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Согласно экспертному заключению от 18.12.2018 N 11 на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 58:23:0060701:219 выявлен факт уничтожения плодородного слоя почвы в результате перемешивания с нижележащими породами (глиной). Часть указанного земельного участка, на котором проводились работы по демонтажу кабеля, не пригодна для использования.
Таким образом, почва на месте выемки кабеля не может считаться плодородной, то есть уничтожена.
Факт причинения вреда почве как объекту охраны окружающей среды указанными виновными действиями ООО "Союз-Телеком" подтверждается представленными Управлением Россельхознадзора доказательствами из материалов по делу об административном правонарушении в отношении ООО "Союз-Телеком" - актом обследования от 20.12.2018 с фототаблицами, заключением эксперта от 18.12.2018 N 1, постановлением от 06.02.2019 N 14 о привлечении ООО "Союз-Телеком" к административной ответственности по части 2 статьи 8.6. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Расчет размера вреда (985 600 руб.), причиненного почве в результате нарушения верхнего плодородного слоя почвы, произведен Управлением Россельхознадзора на основании пункта 10 Методики исчисления размера вреда.
При этом истцом при расчете размера вреда по формуле УЩпорч = S x Kr x Kисх x Тх учтены показатели: S - площадь участка, на котором обнаружена порча почв (1914 кв. м), Кисх - показатель в зависимости от категории земель и целевого назначения, на котором расположен загрязненный участок рассчитывается по пункту 8 Методики (для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения составляет 1,6), Тх - такса для начисления размера вред, причиненного почвам определяется согласно приложению 1 к Методике (для таежной зоны лесов, в которой расположены земельные участки, Тх= 400 руб./кв. м).
Судом первой инстанции отклонен довод ООО "Союз-Телеком" о том, что сумму ущерба необходимо уменьшить на сумму затрат, которые общество должно будет понести по устранению данного вреда (разработка проекта рекультивации и проведение работ по рекультивации нарушенного плодородного слоя земли).
Судом первой инстанции установлено, что с 2018 года по октябрь 2020 года ООО "Союз-Телеком" не разработало проект рекультивации земель, отвечающий требованиям Приказа Минприроды Российской Федерации и Роскомзема от 22.12.1995 N 525/67 "Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы", равно как и не предприняло никаких мер по рекультивации части земельного участка с кадастровым номером 58:23:0060701:219, площадью 1232 кв.м. Следовательно, никаких затрат не понесло.
02.10.2020 ООО "Союз-Телеком" направило в суд первой инстанции ходатайство о приобщении к материалам дела проекта рекультивации земельного участка с кадастровым номером 58:23:0060701:219, а также об уменьшении исковых требований с 985 600 руб. до 271 843 руб. с учетом затрат, необходимых для проведения работ по рекультиивации.
Рассмотрев ходатайство ООО "Союз-Телеком" суд первой инстанции установил следующее.
Из материалов дела следует, что 01.10.2020 в адрес Управления Россельхознадзора и 02.10.2020 в адрес суда поступил проект рекультивации земель после производства работ по демонтажу линейного сооружения на земельном участке 58:23:0060701:219 ООО "Союз - Телеком".
Между тем, суд первой инстанции принял во внимание позицию Управления Россельхознадзора о том, что проект рекультивации разработан без учета требований, указанных в Правилах проведения рекультивации земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 N 800 "О проведении рекультивации и консервации земель" (далее - Правила).
Рекультивации в обязательном порядке подлежат нарушенные земли в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, а также земли, которые подверглись загрязнению химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, содержание которых не соответствует нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, нарушенные земли сельскохозяйственного назначения. Рекультивация земель, консервация земель осуществляются в соответствии с утвержденными проектом рекультивации земель, проектом консервации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий (пункты 6, 8 Правил).
Согласно подпункту "а" пункта 15 Правил проект рекультивации земель, за исключением случаев подготовки проекта рекультивации в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства и случаев, предусмотренных пунктом 23 настоящих Правил, проект консервации земель до их утверждения подлежат согласованию с собственником земельного участка, находящегося в частной собственности, в случае, если лицо, обязанное обеспечить рекультивацию земель, консервацию земель в соответствии с пунктом 3 настоящих Правил, не является собственником земельного участка.
В соответствии с пункта 16 Правил заявление о согласовании проекта рекультивации земель или проекта консервации земель с приложением соответствующего проекта подается или направляется лицом, обеспечившим его подготовку лицам, указанным в пункте 15 настоящих Правил лично на бумажном носителе или посредством почтовой связи либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Предметом согласования проекта рекультивации земель является достаточность и обоснованность предусмотренных мероприятий по рекультивации земель для достижения соответствия рекультивируемых земель требованиям, предусмотренным пунктом 5 Правил (пункт 17 Правил).
В срок не более чем 20 рабочих дней со дня поступления проекта рекультивации земель, проекта консервации земель лица, указанные в пункте 15 Правил, направляют заявителю способом, указанным в заявлении о согласовании проекта рекультивации земель, проекта консервации земель, уведомление о согласовании проекта рекультивации земель, проекта консервации земель или об отказе в таком согласовании (пункт 18 Правил).
Таким образом, Правила определяют обязательность согласования данных процедур на земельных участках, находящихся в частной собственности, в точном соответствии с утвержденным порядком.
При этом, доказательств, направления ООО "Союз-Телеком" заявления о согласовании и проект рекультивации земель собственнику земельного участка - Сергееву И.В., не представлено и материалы дела не содержат.
Проект рекультивации земельного участка Сергеевым И.В. не утвержден.
В проекте рекультивации земельного участка отсутствует раздел "Пояснительная записка", указанный в пункте 14 Правил, в котором в обязательном порядке должны быть: описание исходных условий рекультивируемых земель, их площадь, месторасположение, степень и характер деградации земель; кадастровые номера земельных участков, в отношении которых проводится рекультивация, сведения о границах земель, в виде их схематического изображения на кадастровом плане территории или на выписке из Единого государственного реестра недвижимости; сведения об установленном целевом назначении земель и разрешенном использовании земельного участка, подлежащего рекультивации; информацию о правообладателях земельных участков.
Лица, обязанные проводить рекультивацию земель, должны направить уведомление об утверждении проекта рекультивации земель с приложением утвержденного проекта в Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору - в случае проведения рекультивации в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (пункт 24 Правил). Уведомление об утверждении проекта рекультивации земельного участка в адрес Управления Россельхознадзора от ООО "Союз-Телеком" не поступало.
Таким образом, суд первой инстанции не установил оснований для исключения из состава заявленного ко взысканию ущерба будущих затрат по разработке проекта рекультивации и проведению рекультивации ввиду несоответствия представленного ООО "Союз-Телеком" проекта рекультивации (утвержденного 01.09.2020 лишь директором ООО "Союз - Телеком" Казяниным С.А.) положениям Постановления Правительства РФ от 10.07.2018 N 800 "О проведении рекультивации и консервации земель".
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что с ООО "Союз-Телеком" подлежит взысканию ущерб в сумме 985 600 руб.
Суд первой инстанции также удовлетворил требование Управления Россельхознадзора об обязании ООО "Союз-Телеком" в двухмесячный срок со дня вступления в законную силу решения суда обеспечить разработку проекта рекультивации части земельного участка с кадастровым номером 58:23:00600701:219, площадью 1232 м.кв. и в соответствии с разработанным проектом провести рекультивацию.
Суд апелляционной инстанции считает обоснованным довод апелляционной жалобы общества о том, что законодатель исключает применение к лицу, причинившему вред, сразу двух мер ответственности в виде возмещения вреда в натуре и денежной форме.
В силу части 1 статьи 78 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) возмещение вреда, причиненного окружающей среде, возможно как в денежной форме посредством взыскания суммы убытков, так и в виде выполнения мероприятий по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 35 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2018), утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018, а также в пункте 28 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019), утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 17.07.2019, целью ответственности за причинение вреда окружающей среде является достижение компенсации, восстановления ее нарушенного состояния, в связи с чем, истец вправе выбрать способы, предусмотренные статьей 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 78 Закона N 7-ФЗ, а суд, с учетом конкретных обстоятельств по делу, оценивая в каждом случае эффективность этих способов, применить тот, который наиболее соответствует этим целям.
Определение способа возмещения вреда - в натуре или в денежном выражении - зависит прежде всего от возможности его возмещения в натуре, необходимости оперативно принимаемых мер, их эффективности для восстановления нарушенного состояния окружающей среды. В отсутствие таких обстоятельств суд вправе избрать способ защиты в виде компенсации вреда в денежном выражении (взыскание убытков).
Согласно пунктам 13 и 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде", возмещение вреда может осуществляться посредством взыскания причиненных убытков и (или) путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды.
В случае если восстановление состояния окружающей среды, существовавшее до причинения вреда, в результате проведения восстановительных работ возможно лишь частично, возмещение вреда в соответствующей оставшейся части осуществляется в денежной форме.
Суд апелляционной инстанции запросил позицию Управления Россельхознадзора по определению способа возмещения вреда, с учетом позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 28.12.2020 N 306-ЭС20-16219. В письменных пояснениях N 461п от 12.03.2021 Управление Россельхознадзора указало, что считает возможным удовлетворение иска в части компенсации вреда, причиненного почвам, как объекту охраны окружающей среды, в размере 985600,00 руб.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования Управления Россельхознадзора в полном объеме, применил к обществу двойную меру ответственности в виде возмещения вреда посредством взыскания причиненных убытков и возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды, обязав последнего разработать проект рекультивации нарушенных земель, провести рекультивацию нарушенных земель.
Указанный правовой подход противоречит позиции, изложенной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 28.12.2020 N 306-ЭС20-16219 по делу NА57-8748/2019.
Поскольку с общества взыскана сумму вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, на земельном участке с кадастровым номером 58:23:00600701:219 в размере 985 600 руб., то решение суда решение суд первой инстанции в части обязания общества в двухмесячный срок со дня вступления в законную силу решения суда обеспечить разработку проекта рекультивации части земельного участка с кадастровым номером 58:23:00600701:219, площадью 1232 м.кв. и в соответствии с разработанным проектом провести рекультивацию, подлежит отмене.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции является нарушение или неправильное применение норм материального права.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 02.11.2020 по делу N А53-11944/2020 в обжалуемой части с учётом определения от 24.12.2020 об исправлении опечатки изменить, исключив абзац четвертый из резолютивной части решения суда, в остальной части решение суда оставить без изменения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
С.В. Пименов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-11944/2020
Истец: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ВЕТЕРИНАРНОМУ И ФИТОСАНИТАРНОМУ НАДЗОРУ ПО РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ И ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ООО "СОЮЗ-ТЕЛЕКОМ"