Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 21 июля 2021 г. N Ф09-4679/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Челябинск |
|
29 марта 2021 г. |
Дело N А76-14485/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 марта 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 марта 2021 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.А.,
судей Арямова А.А., Киреева П.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Козельской Е.М., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Перспектива" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 25.01.2021 по делу N А76- 14485/2020.
В судебном заседании принял участие:
общества с ограниченной ответственностью "Перспектива" - Габдракипова К.А. (паспорт, доверенность N 39/2021 от 25.12.2020, диплом);
Главного управления "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" - Елисеева С.Г. (паспорт, доверенность N 8 от 11.01.2021, диплом).
Общество с ограниченной ответственностью "Перспектива" (далее - заявитель, ООО "Перспектива", общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Главному управлению "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" (далее - заинтересованное лицо, ГУ "ГЖИ Челябинской области", Управление) о признании недействительным предписания от 03.03.2020 N 20-6031 766 об устранении выявленных нарушений жилищного законодательства (с учетом принятого судом с соблюдением положений статьи 49 АПК РФ дополнения заявления от 23.07.2020, т. 1 л.д. 135-137).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 25.01.2021 (резолютивная часть решения объявлена 18.01.2021) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением суда, ООО "Перспектива" обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается на то, что проведение перерасчета за предыдущие расчетные периоды исходя из переданных с нарушением установленного срока показаний приборов учета, Правила N 354 не предусматривают. Расчет платы исходя из иного периода (не равного календарному месяцу) противоречит положениям п.п.33, 37 Правил N 354, а также ст. 155 ЖК РФ.
Полагает, что законодательство не обязывает потребителя представлять показания приборов учета, это его право, но и обязанность производить расчет платы на основании показаний возникает у исполнителя только в случае их предоставления, в связи с чем, выводы суда о том, что ООО "Перспектива" обязана каждые 6 месяцев производить проверку показаний индивидуальных приборов учета, не могут служить основанием для исполнения незаконного предписания Главного управления.
Кроме того отмечает, что исполнение незаконного требования Главного управления приведет к нарушению прав иных собственников в многоквартирном доме и теплосетевой организации.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте слушания дела на интернет-сайте суда, в судебное заседание представителей не направили.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании обращения граждан от 07.02.2020 N 2506 в соответствии с распоряжением от 12.02.2020 N 20-6031 766 ГУ "ГЖИ Челябинской области" проведена внеплановая документарная проверка соблюдения ООО "Перспектива" обязательных требований при начислении платы за коммунальную услугу по отоплению по адресу: г. Троицк, ул. Гагарина, д. 30, кв. 6 за период с 01.01.2019 по 31.01.2020 (т. 1 л.д. 88-90).
В ходе проведенной проверки ГУ "ГЖИ Челябинской области" установлено, что ООО "Перспектива" в нарушение пунктов 42, 61 Правил N 354 излишние начисленная плата потребителю за период с декабря 2017 по декабрь 2019 не сторнирована на основании акта от 24.01.2020 в соответствии с показаниями индивидуального прибора учета горячей воды.
По результатам проверки ГУ "ГЖИ Челябинской области" составлен акт от 03.03.2020 N 20-6031 766 (т. 1 л.д. 82-87).
На основании данного акта ГУ "ГЖИ Челябинской области" вынесено предписание от 03.03.2020 N 20-6031 766 об устранении выявленных нарушений жилищного законодательства Российской Федерации в редакции определения от 22.07.2020 о внесении изменений в предписание (т. 1 л.д. 80-81, 138-139).
Указанным предписанием в качестве мероприятий, подлежащих исполнению, предусмотрено в срок 10.04.2020:
выполнить перерасчет размера платы (сторнировать) за ГВС (за подогрев воды на цели ГВС) за период с декабря 2017 по декабрь 2019 в размере 6 017, 05 руб.
Не согласившись с данным предписанием заинтересованного лица, полагая, что последнее нарушают права и законные интересы заявителя в экономической сфере, с соблюдением срока, установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ, ООО "Перспектива" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемый ненормативный правовой акт соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции с учетом положений статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198, статьей 200, статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.Согласно ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В ч. 2 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива; информации о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, размещенной в системе или в иных информационных системах, позволяющих внести плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Информацией о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг являются сведения о начислениях в системе, сведения, содержащиеся в представленном платежном документе по адресу электронной почты потребителя услуг или в полученном посредством информационных терминалов платежном документе.
В силу ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 36 Правил N 354 расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном данными Правилами, с учетом особенностей, предусмотренных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы.
Как указано в части 1 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) названный Федеральный закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Согласно части 2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.
На основании пункта 3 части 5 статьи 20 ЖК РФ должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Постановлением Губернатора Челябинской области от 15.05.2014 N 364 образовано Главное Управление "Государственная жилищная инспекция Челябинской области", основной задачей которого, в том числе, является предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, осуществляющих управление многоквартирными домами, установленных в соответствии с жилищным законодательством требований (пункт 7).
Согласно подпунктам 2, 2 - 2 пункта 8 Положения о ГУ "ГЖИ Челябинской области", утвержденного Указом Губернатора Челябинской области о 15.05.2014 N 364, жилищная инспекция является органом исполнительной власти Челябинской области, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор, а также лицензионный контроль в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 9 Положения ГУ "ГЖИ Челябинской области" для осуществления возложенных на него полномочий и функций предоставляется право в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений.
Таким образом, проведение проверки соблюдения прав и законных интересов граждан при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг на территории Челябинской области и выдача предписания об устранении выявленных нарушений отнесены к полномочиям ГУ "ГЖИ Челябинской области".
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона N 294-ФЗ предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.
Пунктом 1 частью 1 статьи 17 Закона N 294-ФЗ предусмотрено, что в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Предписание представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного жилищного надзора, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций.
Предписание административного органа как ненормативный правовой акт, выносимый по результатам проведения мероприятий административного контроля и направленный на устранение выявленных нарушений, должно содержать конкретные выявленные нарушения обязательных требований и норм законодательства, с указанием конкретных норм права, которые были нарушены, указание сроков их устранения и (или) о проведении конкретных мероприятий по предотвращению выявленных нарушений, то есть требования предписания должны быть определенными, исполнимыми и конкретным. Оно не должно носить признаки формального выполнения требований.
Таким образом, предписание об устранении нарушения законодательства должно содержать указание на конкретные действия, которые необходимо совершить лицу, которому оно выдано, для устранения выявленного нарушения, и срок (сроки) на устранение выявленных нарушений.
Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность.
Следовательно, предписание должностного лица, содержащее законные требования, должно содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что инспекцией выдано предписание об устранении выявленных нарушений жилищного законодательства РФ от 03.03.2020 N 20-6031 766, которым ООО "Перспектива" в срок до 10.04.2020 предписано выполнить перерасчет размера платы (сторнировать) за ГВС (за подогрев воды на цели ГВС) за период с декабря 2017 по декабрь 2019 г..
Оспариваемое предписание было выдано на основании необоснованного начисления платы за горячее водоснабжение пользователю жилого помещения, расположенного по адресу: г. Троицк, ул. Гагарина, д. 30, кв. 6
Довод апеллянта о том, что у ООО "Перспектива" в рассматриваемом случае отсутствует обязанность по проведению перерасчета, судебной коллегией отклоняется на основании следующего.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемой воды и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 59 Правил N 354 плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, начиная с расчетного периода, за который потребителем не представлены показания прибора учета до расчетного периода (включительно), за который потребитель представил исполнителю показания прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд. В силу пункта 60 Правил N 354 начисление исходя из норматива потребления производится по истечении количества расчетных периодов, указанных в пункте 59 Правил N 354.
В пункте 61 Правил N 354 предусмотрена обязанность исполнителя коммунальных услуг производить потребителям перерасчет размера платы за коммунальную услугу в случае установления в ходе проводимой проверки недостоверности предоставленных потребителем сведений о показаниях индивидуальных приборов учета при условии соответствия такого прибора учета расчетному.
Согласно подпунктов "ж" пункта 31, 33 пунктов 59, 60, 61 Правил N 354 исполнитель обязан принимать от потребителей показания индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и использовать их при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период за который были сняты показания.
Следует особо отметить, что Правила N 354 не содержат запрета производить перерасчет платы за коммунальный ресурс.
Сама по себе передача показаний непосредственно самими потребителями является основанием для проведения соответствующих перерасчетов.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что спорное предписание является законным и обоснованным, поскольку неправомерный порядок расчета размера платы привело к необоснованному завышению платы за коммунальную услугу по ГВС по адресу: г. Троицк, ул. Гагарина, д. 30, кв. 6.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При таких обстоятельствах суд правомерно и обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы, положенные в основу апелляционной жалобы, проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
По мнению суда апелляционной инстанции, все представленные в материалах дела доказательства оценены судом первой инстанции с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности, а также достаточности и взаимной связи надлежащим образом, результаты этой оценки отражены в судебном акте.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При подаче апелляционной жалобы обществом излишне уплачена государственная пошлина в сумме 1 500 руб. по платежному поручению от 09.02.2021 N 1481, которая в силу статьи 333.40 НК РФ подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 25.01.2021 по делу N А76- 14485/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Перспектива" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Перспектива" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 500 руб., излишне уплаченную по платежному поручению от 09.02.2021 N 1481.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.А. Иванова |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-14485/2020
Истец: ООО "ПЕРСПЕКТИВА"
Ответчик: ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ "ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ"