г. Москва |
|
31 марта 2021 г. |
Дело N А40-316381/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 марта 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 марта 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кочешковой М.В.,
судей: |
Лепихина Д.Е., Суминой О.С., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Казнаевым А.О., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "АЙ ФЛАЙ" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.01.2021 г. по делу N А40-316381/19,
по заявлению ООО "АЙ ФЛАЙ"
к Инспекции Федеральной налоговой службы N 29 по г. Москве
о признании незаконным и отмене постановления,
при участии:
от заявителя: |
Мартынова А.Ю. по доверенности от 28.12.2020; |
от заинтересованного лица: |
Гулуа Д.Г. по доверенности от 16.11.2020; |
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "АЙ ФЛАЙ" (далее - Заявитель, ООО "АЙ ФЛАЙ", Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы N 29 по г. Москве (далее - Ответчик, ИФНС N 29 по г. Москве, Административный орган) о признании незаконным и отмене постановления Инспекции Федеральной налоговой службы N 29 по г. Москве от 31.10.2019 г. N772920190275004 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 27.01.2021 г. в удовлетворении заявления ООО "АЙ ФЛАЙ" отказано.
ООО "АЙ ФЛАЙ" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. По мнению Общества при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель ООО "АЙ ФЛАЙ" доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда первой инстанции отменить.
В судебном заседании представитель Инспекции с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Рассмотрев дело в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, заслушав представителей сторон по делу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Судом первой инстанции установлено, что на основании поручения от 15.08.2019 г. N 7729201908150045 Инспекция провела проверку соблюдения Заявителем валютного законодательства.
В ходе проверки установлено, что на основании поручения от 15.08.2019 г. N 7729201908150045 Инспекция провела проверку соблюдения валютного законодательства Обществом. В ходе которой установила, что 07.11.2017 г. Обществом проведена незаконная валютная операция по зачислению на счет N LV21 A1ZK 0000010407501, открытом в латвийском банке ABLVBankAS, денежных средств в иностранной валюте в сумме 300 000 долларов США (входящий платеж N 3650660233262932) по договору от 20.10.2016 г. N 06-10/2016 о выполнении пассажирских перевозок.
Поступление денежных средств подтверждается отчетом о движении средств по счету в банке за пределами территории Российской Федерации за 4 квартал 2017 года, а именно по счету N LV21 AIZK 0000010407501 с кодом валюты счета 840 (доллар США), открытом в латвийском банке ABLVBankAS.
Как видно из представленного отчета и не оспаривается Обществом, 07.11.2017 г. на счет Общества N LV21 AIZK 0000010407501 зачислены, минуя банковские счета в уполномоченном банке Российской Федерации, денежные средства в иностранной валюте за оказанные услуги от нерезидента "ARENATOURS.L." (Испания) в размере 300 000 долларов США по договору от 20.10.2016 г. N 06-10/2016 о выполнении пассажирских перевозок.
В отношении Общества возбуждено дело об административном правонарушении и составлен протокол об административном правонарушении от 31.10.2019 г. N 772920190275004.
Постановлением N 772920190275004 от 31.10.2019 г. Общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 7 934 272,24 рублей.
Отказывая в удовлетворении заявления Общества, суд первой инстанции правомерно и обоснованно руководствовался следующим.
Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено полномочным лицом уполномоченного органа, что не оспаривается Заявителем, положения статей 4.5, 28.2, 25.1. 29.7 КоАП РФ соблюдены Административным органом, нарушений процедуры привлечения Заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления согласно пункту 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" не имеется.
В соответствии с частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, - влечет наложение административного штрафа на граждан, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере валютного регулирования и валютного контроля, в том числе, касающиеся валютных операций.
Объективная сторона заключается в совершении таких валютных операций, которые запрещены валютным законодательством Российской Федерации или осуществлены с нарушением валютного законодательства Российской Федерации.
Субъектом ответственности может быть юридическое лицо, участвовавшее в незаконной валютной операции.
Субъективная сторона, исходя из части 2 статьи 2.1 КоАП РФ устанавливается выявлением наличия у юридического лица возможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, и непринятия юридическим лицом всех зависящих от него мер по их соблюдению.
Таким образом, юридическое лицо, участвовавшее в валютной операции, вопреки запретам или с нарушениями валютного законодательства Российской Федерации, имевшее возможность, но не принявшее должных мер к соблюдению валютного законодательства Российской Федерации может быть привлечено к ответственности по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Порядок валютного регулирования и валютного контроля, права и обязанности резидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой РФ и внутренними ценными бумагами за пределами территории РФ, а также валютными ценностями определен Федерального закона от 10.12.2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ).
К валютным ценностям, среди прочего, относится иностранная валюта, в составе которой учитываются также средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах (статья 1 Закона N 173-ФЗ).
Право резидентов открывать счета в иностранной валюте и валюте РФ в банках, расположенных за пределами территории РФ установлено статьей 12 Закона N 173-ФЗ.
Также установлен исчерпывающий перечень случаев, в которых разрешено зачисление денежных средств на счета (вклады) резидентов, открытые в банках за пределами территории Российской Федерации минуя счета в уполномоченных банках в РФ.
Операция по зачислению денежных средств, поступивших от нерезидента "ARENATOURS.L." в счет оплаты за оказанные услуги, не входит в перечень случаев, указанных в ст. 12 Закона N 173-ФЗ.
Денежные средства, зачисление которых на счета в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не предусмотрено Законом N 173-ФЗ, должны быть зачислены на счета резидентов в уполномоченных банках Российской Федерации. Резиденты, нарушившие положения валютного законодательства Российской Федерации, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 25 Закона N 173-ФЗ).
Таким образом, зачислив 07.11.2017 г. на свой счет N LV21AIZK0000010407501, открытый в банке ABLVBankAS (Латвия), денежные средства в иностранной валюте в сумме 300 000,00 долларов США, минуя счета в уполномоченных банках Российской Федерации, Общество осуществило валютную операцию, не предусмотренную Законом N 173-ФЗ, тем самым совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.
Расчеты при осуществлении валютных операций, производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком РФ, а также переводами электронных денежных средств производятся согласно статье 14 Закона N 173-ФЗ, если иное не предусмотрено данным законом.
Расчеты при осуществлении валютных операций могут производиться юридическими лицами - резидентами РФ через счета, открытые в соответствии со ст. 12 Закона N 173-ФЗ в банках за пределами территории РФ, за счет средств, зачисленных на эти счета в соответствии с Законом N 173-ФЗ.
Перечень операций по зачислению на валютные счета, открытые за пределами территории РФ, определен в частях 4 и 5 ст. 12 Закона N 173-ФЗ и является закрытым, и не предусматривает зачисление валютной выручки от нерезидента за реализованные товары, оказанные услуги.
Обязанность резидента при осуществлении внешнеторговой деятельности зачислять в установленные внешнеторговыми договорами (контрактами) сроки от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, установлена пунктом 1 части 1 статьи 19 Закона N 173-ФЗ.
При этом частью 2 статьи 19 Закона N 173-ФЗ установлен исчерпывающий перечень случаев, в которых резиденты вправе не зачислять на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранную валюту или валюту РФ.
Один из таких случаев определен в пункте 6 части 1 статьи 19 Закона N 173-ФЗ, а именно при зачислении иностранной валюты или валюты РФ на счета транспортных организаций - резидентов в банках за пределами территории РФ - в целях оплаты возникающих у таких транспортных организаций за пределами территории РФ расходов, связанных с оплатой аэронавигационных, аэропортовых, портовых сборов и иных обязательных сборов на территориях иностранных государств, расходов связанных с обслуживанием находящихся за пределами территории РФ воздушных, речных, морских судов и иных транспортных средств таких транспортных организаций и их пассажиров, а также расходов для обеспечения деятельности находящихся за пределами территории РФ филиалов, представительств и иных подразделений таких транспортных организаций.
Заявитель указывал, что имел право зачислять выручку на иностранный счет для использования ее в законных целях, предусмотренных действующим законодательством РФ. По мнению Заявителя, в силу того, что деятельность авиаперевозчика (Заявителя) является дорогостоящей и высокорисковой, имеет длящийся характер, невозможно точно прогнозировать расходы на фиксированный период, соблюдение правил и целей зачисления денежных средств не имеет принципиального значения в целях соблюдения требований валютного законодательства, главное - чтобы все денежные средства были использованы в соответствии с требованиями Закона N 173-ФЗ.
Как правильно указал суд первой инстанции, указанный довод опровергается материалами дела об административном правонарушении и выводами, изложенными в оспариваемом постановлении.
Согласно условиям договора N 06-10/2016 от 20.10.2016 г., заключенного между ООО "АЙ ФЛАЙ" (перевозчик) и ArenaTourS.L. (заказчик), перевозчик обязуется оказать услуги по авиаперевозке пассажиров и багажа согласованными сторонами рейсами, осуществляемыми перевозчиком в порядке и на условиях, установленных договором и приложениями к нему. Согласно условиям договора N 06-10/2016 от 20.10.2016 г. и приложений к нему оплата должна производиться заказчиком в долларах США, Евро или Юанях на расчетный счет перевозчика:
в долларах США на р/с 40702840402010000074 в Альфа-Банк Москва, Россия.
В АО "Альфа-Банк" Обществом открыт паспорт сделки N 16100094/1326/0000/3/1 к договору от 20.10.2016 N 06-10/2016.
Следовательно, зачисленные 07.11.2017 г. на счет Общества N LV21AIZK0000010407501, открытый в банке ABLVBankAS (Латвия), денежные средства в иностранной валюте от нерезидента "ARENATOURS.L." (Испания) в сумме 300 000,00 долларов США (входящий платёж N 3650660233262932) по договору от 20.10.2016 г. N 06-10/2016 являются выручкой от чартерных пассажирских рейсов.
Назначение платежа от 07.11.2017 г. на сумму 300 000,00 долларов США не содержит условия либо какой оговорки о поступлении указанных денежных средств в целях оплаты возникших у общества за пределами территории Российской Федерации расходов, связанных с оплатой аэронавигационных, портовых сборов и с обслуживанием находящихся за пределами территории Российской Федерации воздушных судов и их пассажиров.
Кроме того, в результате анализа представленных обществом платежных документов установлено, что обществом по данному счету в иные периоды времени производилась оплата нерезидентам аэронавигационных, портовых сборов, расходов, связанных с обслуживанием находящихся за пределами территории Российской Федерации воздушных судов и их пассажиров, при этом взаимосвязи с конкретным договором по конкретному платежу от 07.11.2017 г. из них не усматривается.
Вместе с тем, из документов Общества не представляется возможным идентифицировать за счет каких денежных средств осуществлены указанные оплаты, а также в какой период времени данные расходы возникли.
Доказательства взаимосвязи оплаченных расходов с зачисленной от нерезидента "ARBNATOURS.L." (Испания) по договору от 20.10.2016 г. N 06-10/2016 иностранной валютой, а условия самого договора не имеют оговорки, что нерезидент возмещает расходы, связанные с оплатой аэронавигационных, портовых сборов и с обслуживанием находящихся за пределами территории Российской Федерации воздушных судов и их пассажиров, а также формулу расчета возникающих у общества расходов в связи с оказанием услуг перевозки нерезиденту по конкретному договору Обществом не представлены.
На основании изложенного, событие административного правонарушения и вина Общества Инспекцией доказана.
По мнению Заявителя, произведенный налоговым органом расчет штрафа является необоснованным и противоречащим нормам права.
Данный довод Заявителя правильно признан судом первой инстанции необоснованным и не подтвержденным материалами дела об административном правонарушении в виду следующего.
В соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 19 Закона N 173-ФЗ юридические лица - резиденты вправе не зачислять на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранную валюту или валюту Российской Федерации в случае зачисления иностранной валюты или валюты РФ на счета транспортных организаций - резидентов в банках за пределами территории РФ - в целях оплаты возникающих у таких транспортных организаций за пределами территории РФ расходов, связанных с оплатой аэронавигационных, аэропортовых, портовых сборов и иных обязательных сборов на территориях иностранных государств, расходов связанных с обслуживанием находящихся за пределами территории РФ воздушных, речных, морских судов и иных транспортных средств таких транспортных организаций и их пассажиров, а также расходов для обеспечения деятельности находящихся за пределами территории РФ филиалов, представительств и иных подразделений таких транспортных организаций.
В соответствии с частью 2 статьи 14 Закона N 173-ФЗ юридические лица - резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты в наличной иностранной валюте и наличной валюте Российской Федерации с нерезидентами за обслуживание воздушных судов таких юридических лиц в аэропортах иностранных государств, судов таких юридических лиц в речных и морских портах иностранных государств, иных транспортных средств таких юридических лиц во время их нахождения на территориях иностранных государств. а также при оплате такими юридическими лицами аэронавигационных, аэропортовых, портовых сборов и иных обязательных сборов на территориях иностранных государств, связанных с обеспечением деятельности таких юридических лиц.
Принимая во внимание выше указанные положения валютного законодательства, в части возможности осуществления без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчетов с нерезидентами за аэронавигационные, аэропортовые, портовые сборы и иные обязательные сборы, действующих на территориях иностранных государств и связанных с обеспечением деятельности таких юридических лиц, в целях соблюдения прав и законных интересов Общества при расчете штрафа налоговый орган исходил из следующего.
Инспекцией из анализа банковской выписки за 4 квартал 2017 года по счету Общества N LV21AIZK0000010407501, открытого в банке ABLVBankAS (Латвия), установлено:
за период с 01.10.2017 г. по 31.12.2017 г. на счет Общества N LV21AIZK0000010407501, открытого в банке ABLVBankAS (Латвия), зачислено 19 721 041,00 долларов США;
за период с 01.10.2017 г. по 31.12.2017 г. списано денежных средств на аэронавигационные, портовые сборы и на расходы, связанные с обслуживанием находящихся за пределами территории РФ воздушных судов и их пассажиров -7 818 999,98 долларов США, в том числе
расходы на топливо для самолетов составили 3 151 000,00 долларов США;
расходы, связанные с обслуживанием находящихся за пределами территории РФ воздушных судов, пассажиров составили 456 887,7 долларов США, в том числе: 197 698,9 долларов США (питание на борту), 259 188,88 долларов США (материалы, запчасти для самолетов);
расходы на аэронавигационные, аэропортовые сборы (аэронавигационное обслуживание, наземное обслуживание, сборы за взлет-посадку) составили 4 211 112,2 долларов США.
Таким образом, размер денежных средств, правомерно не зачисленных на счет, открытый Обществом в уполномоченном банке РФ, в силу положений статей 14 и 19 Закона N 173-ФЗ, составил 39,6480 % от обшей суммы зачисленных на счет Общества денежных средств.
На основании произведенного Инспекцией расчета сумма незаконной валютной операции, совершенной Обществом 07.11.2017 г. в размере 300 000,00 долларов США, подлежала перерасчету и составила 181 053,00 долларов США (300 000*60,3520%). Сумма незаконной валютной операции по курсу Банка России на дату совершения административного правонарушения (1 доллар США = 58,4296 руб.) составляет 10 579 029,6576 рублей (181 056,00 долларов США* 58,4296 руб.).
Административное наказание назначено в пределах санкции вменяемой статьи и является минимальным. Заявителю назначено наказание в виде административного штрафа в размере 7 934 272,24 рублей (3/4 от 10 579 029,6576 рублей). Мотивированных доводов о неверном исчислении налоговым органом штрафа Общество не привело.
Документы, опровергающие расчет Инспекции Обществом в ходе административного производства не представлены.
Таким образом, факт совершения Заявителем административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ подтверждается собранными по делу доказательствами, в связи с чем Заявитель обоснованно привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Доводы же Заявителя об обратном не свидетельствуют и документально не подтверждены, в то время как факт совершения правонарушения в полном объеме подтверждается представленными ответчиком материалами административного дела.
Вина Общества в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ с учетом положения части 2 статьи 2.1 КоАП РФ заключается в том, что у него имелась возможность для соблюдения требования, за нарушение которого частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по его соблюдению.
Доказательств того, что Заявителем были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, не представлено и судом не установлено (статья 2.1 КоАП РФ).
Учитывая, что наличие состава административного правонарушения в действиях Заявителя подтверждено материалами дела, сроки и порядок привлечения Заявителя к административной ответственности административным органом соблюдены, размер ответственности административным органом определен с учетом правил, определенных статьей 4.1 КоАП РФ, а также учитывая, что оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и оценки допущенного Заявителем правонарушения, как малозначительного с учетом положений пунктов 18, 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года N 10 не имеется, требования Заявителя о признании незаконными и отмене оспариваемых постановлений удовлетворению не подлежали.
Судом первой инстанции рассмотрены все доводы Заявителя, однако они не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований и правильно расценены, как направленные исключительно на уклонение от административной ответственности.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что оспариваемое Заявителем постановление Инспекции Федеральной налоговой службы N 29 по г. Москве по делу об административном правонарушении от 31.10.2019 г. N772920190275004 является законным и обоснованным.
Судом апелляционной инстанции рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного решения, судом первой инстанции не допущено. Основания для отмены решения суда отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 20.01.2021 по делу N А40-316381/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить ООО "Ай Флай" из федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 3 000 (три тысячи) рублей, как излишне уплаченную.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
М.В. Кочешкова |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-316381/2019
Истец: ООО "АЙ ФЛАЙ"
Ответчик: ИФНС России N29 по г.Москве